Психологический самоанализ. Сам себе психолог: техники самоанализа. Нужен ли самоанализ

Исключительно верных, правильных во всех отношениях путей не существует, как не существует и абсолютно одинаково развивающихся жизненных ситуаций.

Человек постоянно должен быть начеку, вслушиваясь в поступающие из внешнего мира ответы и принимая адекватные решения. И именно ответы окружающих людей могут помочь определить то, что человек делает или думает неверно. Если все окружающие пытаются доказать вам, что вы поступаете неправильно, а особенно если они в состоянии это аргументировать, стоит остановиться и задуматься: на самом ли деле ваш поступок должен будет привести только к высоким, положительным результатам? Велик ли риск того, что итог окажется противоположным задуманному? И не существует ли в действительности какой-либо фактор, который может в корне изменить даже привычный, знакомый уже процесс, превратив его в итоге в нечто совершенно неузнаваемое?… Возможно, стоит еще раз проанализировать все происходящее, и, если будут найдены какие-либо весомые аргументы, выступающие против вашего решения, от него действительно стоит отказаться.

В любом деле важно не отстоять из принципа свое мнение и не продемонстрировать окружающим людям незыблемость собственных всегда абсолютно правильных решений, а получить высокий результат. А для этого важно уметь не только идти на компромиссы, но и прислушиваться к мнениям других людей.

Так, если человек спрашивает у кого-либо совета, он таким образом берет на себя обязанность не только совет выслушать, но и постараться к нему прислушаться.

Однако есть множество людей, привыкших спрашивать совет у кого-либо из окружающих только лишь затем, чтобы увериться в правильности собственных суждений, тогда как это по меньшей мере просто невежливо. Не стоит из формальности делать вид, что вы интересуетесь чьим-либо мнением. В другой раз человек, обиженный или даже оскорбленный таким безразличным отношением к нему и его попыткам в чем-то помочь, уже вряд ли будет стараться вникнуть в ситуацию и высказать действительно дельный совет.

Также следует помнить, что всегда существует несколько вариантов разрешения каждой конкретной жизненной ситуации; во всяком случае, их не меньше двух. Обычно, если человек длительное время каждый раз в одном и том же случае поступал по одному и тому же сценарию поведения, он привыкает действовать именно так и уже не замечает других вариантов. Именно эта особенность человеческого мышления нередко является причиной не совсем адекватного поведения даже довольно крупных фирм в трудное для них время: они, словно не сразу замечая существенных изменений в экономике, политике или каких-либо других сферах, продолжают автоматически работать в старом режиме, и проходит достаточно много времени, прежде чем верхи фирмы поймут, что надо срочно менять все планы, чтобы окончательно не потерять прибыль и клиентов. И именно поэтому на плаву долго могут продержаться лишь те учреждения, которые умеют держаться по ветру, т. е. быстро менять свое поведение в зависимости от изменения каких-либо обстоятельств. Если рассматривать менее глобальные масштабы, суть совершенно не меняется.

В каждой ситуации, даже если она повторяется уже далеко не в первый раз, нужно заново просчитывать все возможные результаты, выбирая оптимальные пути или сценарии дальнейшего поведения.

Проторенная дорожка, как ни странно, таит в себе не меньше опасностей, чем новая и неизведанная, а порой даже больше, и дело здесь именно в инертности мышления. Этой особенности мышления нужно избегать, и наиболее логичный путь - каждый раз начинать с нуля анализировать сложившую ситуацию и искать выход из нее. Задумайтесь, часто ли в разговоре с кем-либо из близких, рассказывая о своей личной жизни или работе, вы говорите «как всегда…», «опять…», «все время…» или подобные слова и выражения? Выберите любую из таких проблем и задумайтесь - скорее всего в вашем поведении относительно этого вопроса есть какая-то жесткая установка, которая вам мешает. Если стратегия поведения непродуктивна или тем более вредна, ее необходимо менять, и как можно быстрее.

И, наконец, основной шаг - как извлекать пользу из действий, который принесли слишком низкие результаты. Например, какой-то важный для вашей работы разговор прошел не очень удачно, вы не смогли добиться необходимый результатов. Разумеется, отчаиваться, посыпать голову пеплом и взывать к милости высших сил абсолютно бесполезно. А вот проанализировать течение разговора в этом случае не только можно, но и совершенно необходимо! Попытайтесь вспомнить, с какого момента разговор пошел не так, как вы планировали. Нужно выявить то ваше действие или те слова, которые привели к нежелательным последствиям, настроили собеседников против вас. Все, что вызывало негативную реакцию собеседников, должно быть выделено из разговора - это просто необходимо запомнить; аналогично нужно выявить и запомнить то, что вызывало позитивную реакцию. Если собрать эти элементы, впоследствии они могут стать могущественным оружием в следующих переговорах с теми же лицами, хороший дипломат должен хорошо уметь играть на интересах обеих сторон так, чтобы обе остались довольны. В любом случае, даже если эти переговоры уже никогда не состоятся, вы сможете почерпнуть для себя множество полезной информации (например, какие темы вообще лучше не затрагивать в общении с высокопоставленными людьми, а какие им интересны и приятны). Даже если знания о характере конкретного человека не пригодятся вам никогда, такой анализ научит вас осторожнее обращаться со словами, контролировать свою речь и стараться вовремя подстраиваться под реакцию собеседников, что вообще очень важно в общении с людьми.

Когда постоянный анализ слов и поступков войдет в привычку, вы можете попытаться подняться на следующую ступень - научиться извлекать урок из ошибок и успехов, совершенных другими людьми. Хотя способы остаются примерно теми же (то есть стараться выделять из каждого успешного или, наоборот, неуспешного разговора или действия положительные и отрицательные моменты, чтобы затем их использовать), делать это значительно сложнее, так как здесь речь идет об анализе действий другого человека, мотивация которого не всегда бывает кристально ясна. Поэтому имеет смысл начинать учиться этому лишь тогда, когда все предыдущие шаги будут освоены и уже опробованы на практике, а желающий обучиться человек успеет почерпнуть необходимые знания о психологии человеческих поступков.

Глубокий самоанализ

Самоанализ свойствен людям, жаждущим самопознания и самосовершенствования, и фактически является логическим продолжением самоконтроля: какой смысл контролировать одни стороны своего характера, скрывать другие и демонстрировать окружающим третьи, если неизвестно, какие из них хороши, а какие - нет? Большинство людей в той или иной степени владеют самоанализом (исключение составляют люди, настолько сконцентрированные на своей личности, что им вообще нет дела до того, как к ним относятся окружающие), по крайней мере, обычно человек способен заметить, что окружающие испытывают к нему неприязнь, и даже понять, почему именно. Однако для успешного самосовершенствования самоанализ должен быть значительно более глубоким.

Самоанализ исключительно полезен. Даже если человек вовсе не желает заниматься самосовершенствованием, работать над собой, ему все же следовало бы начать анализировать свои слова и поступки. Во-первых, это прекрасно тренирует память, ведь занимающемуся самоанализом человеку приходится многие моменты из своей жизни - какие-то разговоры, действия, даже случайные взгляды, может быть, - вспоминать в подробностях, чтобы понять, например, как на какой-то его поступок отреагировали окружающие люди или искренней ли была позитивная реакция собеседника на какие-либо его слова. Во-вторых, самоанализ тренирует и наблюдательность, так как человеку приходится отмечать многие, казалось бы, незначительные детали поведения окружающих людей, чтобы точнее выяснить их реакцию на какие-либо его действия или отношение к неким интересующим событиям. В-третьих, глубокий самоанализ улучшает воображение, так как человеку, им занимающемуся, нередко приходится создавать мысленные образы каких-либо событий и разговоров, чтобы помочь себе воспроизвести в памяти какие-то детали.

Главное правило в самонаблюдении − это никакого негатива и саморазрушения. На себя − только Свет, а ошибки, какими бы они не были, я их обязательно исправлю. Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания и жалости к себе.

  • Мысленно и не спеша пройдите по все своей жизни, вспоминая и записывая все свои ошибки, грехи, все то, где ваша совесть была не чиста. Следует осознавать, что самая большая ошибка, которая блокирует все позитивные изменения − это гордыня, непризнание своих прошлых грехов. Записывайте каждую ошибку в отдельный пункт 1, 2, 3...
  • Далее, по каждому пункту письменно прощайте себя и отпускайте негатив (вину, зависть, обиду...). Отпускать негатив можно на зажженную свечу, у кого хорошо работает воображение, на ментальном экране можно создать голограмму (например ярко святящийся шар) и представлять как он забирает у вас все эту черноту.

Сделайте самоанализ не спеша, детально и максимально искренне, и ваша жизнь начнёт меняться к лучшему, и радости в душе станет больше.

Если ты сегодня в чем-то ошибся, то никогда не стоит себя упрекать и ругать. Самобичевание − очень порочная практика. Проведи анализ: к каким событиям привели позитивные эмоции, а к каким − негативные.

Сегодня наткнулся на один из доступных вариантов проводения самоанализа. Не случайно наткнулся. Случайностей не бывает, тем более, что совсем не давно заниматься самоанализом советовал Михаил Анатольевич Цветков на своем семинаре по бизнесу. На первый взгляд этот метод довольно просто и понятный. Разумеется, принимать самоанализ как универсальный ключ к познанию себя не стоит, У этого метода есть свои ограничения и недостатки. Но помочь желающим копнуть глубже и увидеть себя и свои потаённые подсознательные внутренности в другом свете методу вполне по силам.

В следующих постах планирую отвечать на вопросы, представленные тут по частям, но честно перед собой в первую очередь.

В этом варианте предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое возможно посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса. По негласной договорённости, толстую тетрадь и прочую кучу барахла мне заменит мой ЖЖ. Итак, поехали!

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое .Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность. Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Эмоциональный самоанализ – это способность распознавать ваши чувства, различать их, знать, почему вы чувствуете именно это, а не другое, и понимать то влияние, которое ваши чувства оказывают на окружающих (определение Реувен Бар-Она). Эмоциональный самоанализ является слагаемым и краеугольным камнем эмоционального интеллекта.

Казалось бы, замечать и понимать свои чувства – это очень простая вещь. И все люди, вроде бы, переживают примерно одно и то же. Но нюансы переживаний у разных людей в похожих ситуациях зачастую очень различаются.

Приходит на память пример из семейного консультирования.

Муж изменил жене, жена в отместку изменила мужу, решили помириться. Жена очень быстро успокоилась и простила мужа. Муж никак не мог прийти в себя. Стоило ему услышать какую-нибудь песенку про любовь, или чьи-то случайные слова на больную тему, или мысль о случившемся приходила в голову – и он начинал заводить с супругой разговоры, которые всегда кончались бурной ссорой.

Неизвестно, как долго все это могло продлиться и к чему привести, если бы во время консультации он не осознал, какие именно чувства он переживает по поводу случившегося и с какой целью вновь и вновь затевает разговоры, приводящие к конфликту.

Измена жены вызвала у него массу переживаний, и он всего лишь пытался объяснить своей супруге, как он страдал, но не отдавал себе в этом отчета. Когда он затевал разговоры, жена, со своей стороны, воспринимала их как упрек, что и приводило к скандалу.

После того, как он осознал свои чувства и выразил их, ему очень быстро удалось вернуть прежнюю уверенность в благополучии своей семейной жизни.

В этом примере хорошо заметны две стороны эмоционального самоанализа. Во-первых, муж не осознавал, что в этой ситуации его больше всего потрясли его собственные переживания (непонимание своих чувств). Во-вторых, он не мог принять в расчет, какое влияние его эмоции оказывают на окружающих людей, в данном случае, на его жену.

Как это ни удивительно, люди часто не задумываются, что одна и та же ситуация для одного человека означает нечто одно, а для другого нечто совсем другое.

Измена может уязвить партнера, например, тем, что его обманывали; если бы он узнал обо всем с самого начала, ему было бы больно, но он не был бы так задет.

Для кого-то измена может означать, что его отвергли, потому что он недостаточно хорош. И так далее. Для каждого конкретного человека эта ситуация будет означать что-то свое и вызывать соответствующие переживания.

В повседневной жизни эмоции нередко управляют нами, нашими поступками. Под влиянием эмоций мы вступаем в конфликты, делаем или не делаем выбор, придаем большое значение одним моментам своей жизни и игнорируем другие.

При этом мы не всегда осознаем, какие именно чувства и смыслы мотивируют наши действия. Осознание своих чувств, возникающих в какой-то конкретной жизненной ситуации, и понимание того, какое значение имеет для нас ситуация, вызывающая эти чувства, как полагают исследователи эмоционального интеллекта, может иметь решающее значение в вопросах построения отношений, карьеры, успешности и т.д.

Тренировка эмоционального самоанализа

Одним из способов тренировки эмоционального самоанализа является методика ABCDE, разработанная Альбертом Эллисом.


Согласно этой методике, человек должен описать деструктивные чувства (С), возникающие у него в определенной ситуации (А), а потом постараться осознать те автоматические мысли-убеждения (В), которые опосредовали его эмоциональную реакцию в данной ситуации. Далее необходимо подвергнуть эти убеждения сомнению (D), и закрепить новое восприятие прежней ситуации (Е).

Есть и более простой способ, без всяких формализованных методик. Если в какой-то момент жизни вы испытали сильные эмоции, задайте себе вопрос: что именно задело меня в этой ситуации?

Это вопрос не для логического анализа. Прокрутите еще раз ситуацию мысленно, прислушайтесь к своим чувствам и ощущениям. Не торопитесь.

Через некоторое время, иногда очень быстро, вы осознаете, что из произошедшего вызвало у вас эмоциональную реакцию: может, это была какая-то фраза или интонация, упоминание о каких-то событиях или фактах и.т.д.

Теперь задайте себе следующий вопрос: какое значение, какой смысл имеет для меня вот эта фраза, эта интонация, этот факт? Здесь опять же не нужен логический анализ . Главное – прислушаться к своим чувствам и ощущениям. И через некоторое время у вас появится ответ.

Умение понимать смысл и значение своих эмоциональных реакций во многих случаях само по себе может принести большое облегчение, и может быть отправным пунктом в дальнейшей работе над собой.

Если в вашей жизни вы сталкиваетесь с повторяющимися ситуациями, которые вызывают у вас сильные чувства, влияют на ваше настроение или поступки, вы тоже можете прибегнуть к эмоциональному самоанализу: возможно и вам он принесет пользу.