Веер в россии. А это топографическая карта в виде веера

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
(Г.ДЕРЖАВИН Веер)

Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос. Мало того что тумаков надавал, так еще и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость.

Не отстали от Богов и люди – Ева, первый раз увидев Адама, быстро сорвала лист пальмы и «спряталась» за ним. С тех пор веер стал своего рода последней преградой в отношениях женщины и мужчины – убирая его, дамы открывали себя для поцелуев, отношений и любви. К тому же скромницы, целуясь, могли прятаться за ним от посторонних глаз.


Особый подход к вееру – на Востоке. Так, в Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны».

Подобные функции имел веер в Индии и Персии. В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось «флабеллум»; этими веерами специальные молодые невольники обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о «табеллае» – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи. В росписях античных ваз часто встречаются изображения вееров различных форм. В Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений. Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу. Наиболее распространенная форма веера в XVI веке – четверть круга или прямоугольный флажок на древке.


Складной веер появился на свет гораздо позднее веера-опахала — он был изобретен в Японии в VII веке. Появление складного веера в Китае относится к X веку. Складные веера состояли из плоских резных пластин кости, перламутра, черепахи, дерева и др., соединенных между собой, или из костяного и т.п. остова, покрытого пергаментом, бумагой, шелком. Веер – важнейшая деталь японского костюма и японского быта. Первые складные веера – «оги» – были принадлежностью мужчины: воины носили эти веера за поясом, наравне с оружием. Потом самураи стали использовать веера для подачи сигналов, и только в X веке веер получает распространение в аристократических кругах. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи).

Складной веер в форме полукруга открыл совершенно новую блестящую эпоху в жизни веера, расцветом которой стал XVII век – законодательницей моды в этот период была Франция. «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром», — так поговаривали знатоки тогдашней моды. Мадам де Сталь писала: «Из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». «Полезный эфир», «ширма справедливости» — определения веера в XVIII веке. Было придумано даже гадание на веерах. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.


А церковь видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия.
Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.


В России в ту пору такие вещицы были иноземной диковинкой: редкие экземпляры этих изысканных аксессуаров хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве». Веер в России только в 18 веке, после массовой европеизации, проведенной Петром Первым, становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета. В царствование Елизаветы Петровны в Москве возникла первая веерная фабрика, которая было основана 1 сентября 1751 года.


Во второй половине XVIII века веер в России – обязательная и активная деталь всех балов, торжеств, приемов. Он окончательно утрачивает свое первоначальное утилитарное значение и становится изощренным орудием женского кокетства. «Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги».


В искусстве пользования веером требовалось большое умение, ловкость, изобретательность. Был разработан целый комплекс веерных манипуляций для испытания поклонников и обожателей. В эпоху Екатерины II стремление веселиться и нравиться, привлекать мужчин, затмевать соперниц было основными желаниями женщин, которые превращаются в настоящих обольстительниц с веером в руках. Екатерининский веер не ограничивается любовным маханием – он становится средством обнаружения скрытых достоинств красавицы, одно подчеркивает, другое выставляет напоказ, третье – прячет. Веер мог использоваться и как любовная почта: на нем писались или к нему прикреплялись признания, объяснения в любви, вопросы и ответы. В XVIII веке веер вообще часто служил своеобразной «библиотекой» любовных стихов, афоризмов, анекдотов, песен, нот. Начертанные на оборотной стороне экрана эти «произведения» помогали их владелицам быть яркими и остроумными, развлекали участников вечеров, играли роль любовных посланий.


С наступлением 19 столетия мода на веера резко изменяется. В начале века в Европе и России веера становятся совсем маленькими. Часто они полностью выполняются из кости или рога, без тканевого или бумажного экрана. Весь декор сводится к ажурной резьбе. Кроме того, иногда лицевые пластины украшались золотом и драгоценными камнями. Французская писательница госпожа де Жанлис по этому поводу писала: «В то время, когда часто краснели и старались скрыть свое смущение и робость, носили большие веера: обмахиваясь веером можно было закрыться им. В настоящее время никто не желает прятаться, и потому носят только веера незаметные». На деле же ампирный веер был маленьким и незаметным, чтобы не нарушать легкость «античного» костюма, который был так популярен в период наполеоновских войн.


Новый расцвет веерного искусства связан во Франции с началом эпохи второй империи и с именем императрицы Евгении, а в России – с именем Александры Федоровны, жены Николая I, которая любила развлечения и балы, а также проявляла утонченный вкус при выборе костюма и аксессуаров. Судя по архивным данным, веера для Александры Федоровны выписывали из Парижа.


В конце 1880-х гг. в модных журналах веер фигурирует в комплекте с костюмом, как его неотъемлемая составная часть. «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь – 20-30! Надо иметь один-два богатых веера для больших приемов и балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету». Росписи экрана вееров второй половины XIX века в Европе часто исполняют знаменитые художники-декораторы и салонные живописцы, например, Ф. Гардон, М. Лемэр, Л. Биллотей работали на крупнейшие веерные фирмы «Duvelleroy» и «Alexandre».


При Марии Федоровне, жене императора Александра III, опять начинается веерный бум. Становится модным создавать веера к определенным событиям (свадьбам, балам, рождениям, гуляньям и проч.), ставить на веере инициалы, герб владельца, писать, кому в дар предназначается веер и т.д. (часто встречаются надписи «на память»). Веера часто функционировали в качестве сувениров, их раздавали на балах как знаки внимания и сопричастности к определенному событию. Популярны были веера с портретами, например, сохранился веер Марии Федоровны, с портретом Александра III и детей, который расписывал И. Крамской. На обратной стороне веера в XIX веке часто могли быть автографы друзей владельца (веер с автографами был создан, например, к рождению у Георга I и Ольги Константиновны дочери Александры).


В начале XX века веер последний раз переживает период своего расцвета. Для экранов используется газ, тюль, вышивка, накладное шитье, блестки, роспись. На смену стилю модерн, пришедшему в веерное искусство в конце XIX века, и перенесшему на экраны и остовы вееров декоративные элементы этого стиля, приходит причудливое сочетание самых различных стилей. Ведущая роль принадлежит Франции, которая делает веера на экспорт в Америку, Индию и Россию.


В середине 1910-х гг. веер выходит из моды. Первая мировая война, оказавшаяся тяжелым испытанием, положила конец легкомыслию, с которым ассоциировался веер, а значит и самому вееру. Во времена тяжелых военных потерь это хрупкое эфемерное творение было ни к чему. Изменяется и сам образ женщины – из «водяной лилии» модерна она превращается в «сестру милосердия», а с приходом эмансипации, социализма, революций, вообще, в нечто мужеподобное в кожаной куртке. «Мы переживаем время, когда своенравное и эгоистическое владычество моды надо ниспровергнуть и на ее алтарь воздвигнуть доблестное и прекрасное строгое человеколюбие», – писала газета «Женское дело» в 1914 году.

Последовавшие за первой мировой войной события не благоприятствовали возрождению культуры веера, особенно в России, где революция, национализация и т.п вообще исключали подобную возможность. Веера «мелькнули» во времена НЭПа (в основном – страусовые), а потом – в 1950-е гг. во времена песни про Сталина и Мао ненадолго появились небольшие китайские веера из резного сандала, покрытого расписным шелком, после чего пропали совершенно.


В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение ян и инь, и не иметь его в доме было просто немыслимо. Мастера фен-шуй и сейчас считают веер символом творения и активно используют его в своей работе, ведь фен-шуй переводится как «быть на лесной поляне, овеваемой свежим ветром». А что, как не веер, создаст вам эту самую розу ветров и ощущение свежести? Не случайно специалисты фен-шуй уверены, что с этим аксессуаром человек всегда будет чувствовать себя комфортно, где бы он не находился. А если вам нужна дополнительная энергия, поддержка, свежие силы, уверенность, когда вы работаете, повесьте веер у себя за спиной, он должен быть расправлен, смотреть вверх и отходить от стены под углом порядка 40-50 градусов.


Вообще веер должен быть у каждой женщины. На Востоке советуют – если вам плохо, если вы больны, если вы не можете решить какую-то проблему, возьмите веер и неспешно им обмахивайтесь – он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам, берите и пользуйтесь.

И, конечно, веер – один из самых эффектных модных аксессуаров. Карл Лагерфельд, например, вообще с ним не расстается, он считает, что энергетика веера приносит ему удачу, энергию и новые свежие идеи. Не остают и другие Модные Дома – Christian Dior, Vivienne Westwood, Giafranko Ferre очень часто прибегают к веерам в своих коллекциях, а этнический стиль вообще взял его на вечное вооружение. И все-таки больше всех от применения веера выиграл гламур – ни какая сумочка, ремень и вообще аксессуар не смогут сделать женщину такой необычной, загадочной, привлекательной, сексуальной и непохожей на других, как это делает даже самый обычный веер, что уж говорить о дизайнерких моделях.
Авторские веера Михайловой Ольги


А вы хотите поймать ветер, блистать в обществе и быть неотразимой?

Прекрасные веера

Нашла в и-нете потрясающую коллекцию вееров,мимо которой не смогла пройти)Делюсь с вами)Для всех любителей красоты даю ссылку на галерею,в которой представлено огромное количество вееров 18-20 веков на любой вкус.Я помещаю сюда лишь некоторые из них,наиболее мне понравившиеся)

Веера восемнадцатого века

Складной веер "Корзина Моисея в камышах"

Англия, около 1710/20

Пластины этого веера чередуюся черепахового и белого перламутра. Это был единственный способ использовать очень хрупкий материал радужной оболочки в производстве предметов. Гофрированный внутренний стержнень из слоновой кости украшают орнаменты золотых цветов. В центре в окружении деревьев изображена сцена из Библии.

Складной веер "Крещение Иисуса"

Нидерланды, 1740

Веер выполнен в типичных для голландии голубых и зеленоватых тонах. На нем изображено крещения Иисуса Иоанном в Иордане. Святой Дух витает, как голубь,на небе. Сцена окружена деревьями и замок на заднем плане.Детали выполнены из слоновой кости

Складной веер "пикник в деревне"

Голландия или Германия (?) В 1760/70

Тонкие стержни веера покрыты сусальным золотом и окрашены в цветочные узоры. В нижней части Deckstab также другие стержни росписаны цветами. На рисунке изображено придворное общество, которое появилось в сельской местности, на пикник.

Складной веер "Святое семейство"

Англия, 1780

Полихромная окраска, в середине изображение Иосифа и Марии, и сына Иисуса Святое семейство "в настоящее время" на обратном пути в Назарет, откуда оно бежала в Египет, чтобы избежать детоубийство Ирода. Только после его смерти, они могут чувствовать себя в безопасности там снова. Цель их пути уже видна в нежных красках.Палочки веера из слоновой кости палочки украшены резным орнаментом в виде китайской пагоды.

Складной веер "Четыре времени года"

Франция в 1775/80

Изготовлен французскими подданными времен Людовика XVI. Веер разделен на четыре области, которые представляют четыре времени года. Весна символизирует леди на фоне зеленого пейзажа, Осенью изображена молодым человеком, окруженным виноградниками.На правой области старый человека и херувим с дровами для костра. Четыре сцены окружены каркасом,в пространствах между ними изображены музыкальные инструмены, посуда, и кувшин с вином. Три монографии над каждым расшиты блестками

Складной веер "Влюблённые в парке"

Франция, 1780

Прекрасный веер в стиле рококо с лезвием из твердого шелка. Фон для трех патронов полихромен написан последовательным затенением тонкими продольными и вертикальными полосами, которые выполнены в гармонии с разбросанными цветами и бесчисленными крошечными блестками и тонкими узорами орнамента. На веере изображены фигурные сцены свиданий юного воздыхателя со своей дамой сердца

Складной веер "танцующий"

Северная Франция (?), 1780

Фламандский веер состоит из нескольких симметрично расположенных патронов различной формы и размеров, которые частично перекрываются. Основная сцена изображает компанию музыкантов, один играет на волынке другой на флейте танцорам.

Веера девятнадцатого века

Складной веер ("а-ля Cathédrale")

Франция, 1830

Тонкие стержни украшены равномерно симметричными узорами и розетками, которые были дополнительно подчеркнуты золотой краской. Широкое панно изображает сельскую идиллию в вечерних сумерках.

Складной веер "Евфросиния и Апполон"
Франция, 1830

На веере с обеих сторон изображены мифологические фигуры. Только контуры заранее отпечатанны лица расписанны вручную. Сцена разыгрывается на фоне романтического пейзажа реки. На рок муза Каллиопа сидит с доски, Жемчужина баров были выгравированы с обеих сторон в виде цветочных лоз, рогов изобилия, гирлянды и любви алтари в сопровождении золотым напылением, украшенные две крошечные цветочные вазы.

Складной веер "бой быков в честь Изабеллы II"

Испания, 1850

На веере изображён последний бой Спирс, который состоялся на площади Пласа Майор в Мадриде, на празднование свадьбы королевы Изабеллы II (1830-1904) и князя Франсиско де Асис де Бурбон (1822-1902) в 1846 году.

Складной веер "Моисей добывает воду из скалы"

Испания, в середине 19-го Век

На переднем плане изображена сцена из библии, а именно история Моисея из Ветхого Завета. Моисей ударяет Богом стержня о скалу,в результате чего образуетсы источник. Таким образом ему удается спасти свой народ от смертельной жажды.

Складной веер "мексиканский "

Испания (для южноамериканского рынка) в 1850/60

Очень необычный веер.его стержни очень длинные по сравнению с узким "листом" .Веера такого рода часто называют "мексиканские фаны", потому что они были созданы в основном на экспорт в Южную Америку, Мексику т.д.. На листе изображены многочисленные группы людей в платьях стиля рококо.

Складной веер "благородных пары"

Франция (?) Или Испании 1850/60

Ручная роспись листа показывает аристократическое общество, отдыхающее в парке

Складной веер "проситель до Сент-Луиса "

Испания и Франция (на испанском рынке) в 1850/60

Невероятно тяжелый и замысловатый веер, который пояаился, вероятно, во Франции,а затем экспортировался в Испанию. Перламутровые палочки украшены сложной листвой и снабжены большим количеством золота. Ручная раскраска печати показывает, открытый суд. Во главе его находится Луи IX. король Франции

Складной веер "в парке развлечений"

Англии или Испании (?), Mid-19 Век

Очень полихромных фанат середины 19-го Века, чьи литографии изображают придворное общество рококо в парке.

Складной веер " Общество рококо на террасе"

Франция (?) В 1850/60

Этот слишком идеализированный образ очень четко показывает, преобладающие вкус середине 19-го Века, в котором в моду вернулся стиль рококо. Литографическиа полихромная сцена была окрашена вручную. На обратной стороне в центре ручная роспись итальянский архитектурный дизайн ландшафта окруженного цветами. Перламутровые палочки украшены цветочными мотивами в золотой оправе, с двумя стержнями образуют непрерывный орнамент.

Складной веер "Влюблённые"

Франция, 1860

В работе показан, идеализированный вежливый человек всельской местности. На переднем плане, три пары можно увидеть, но и средних, вися ангелы увенчается цветочные гирлянды. За этим две дамы и два путти с круглым столом камень и цветок корзины. На заднем плане есть еще один человек украшения. Частично золоченом жемчужина палочки в трех кривых и свитки цветочных завитков оформлена разделить картриджи, которые были сданы на хранение тончайший перламутр.

Складной веер

Франция (для английского рынка), 1880

В середине листа, четыре женщины и один мужчина с завязанными глазами одеты в одежды стиля рококо, играют в жмурки-весьма популярная игра того времени. Три выступления обрамлены орнаментом в виде гирлянд, свитков и других украшений.

Веера на рубеже веков

Складной веер Франции 1895/1900

Складной веер (календарный) США, 1899

Складной веер Австрия (?), 1900

Складной веер Франция, около 1905

(с)полная галерея разных вееров находится


Написано

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

У веера в России своя история. В XVII веке появляются в описях имущества русских цариц упоминания о веерах. В то время, веера были или западного производства или восточного. Веера были двух видов: «опахала» — делали из страусовых перьев, и «сгибной» — из атласа, лайки или пергамента. Во времена Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I, появилась первая мастерская в Оружейной палате, где стали изготавливать веера для царицы Натальи Кирилловны, из черных страусовых перьев с яшмовым основанием, с золотом и инкрустацией драгоценными камнями. Некоторые источники свидетельствуют о бытовании складных вееров («опахало харатейное загибное»), но популярность их возросла только в эпоху Петра I, после царских указов об обязательном ношении «немецкого» платья.

Вигилиус Эриксен Портрет Екатерины II перед зеркалом

Первая мануфактура, производившая веера была основана во времена Елизаветы Петровны в 1751 году в Москве. Выпускали там до ста дюжин вееров в год: «печатные», «живописные резные на костях», «турецкие», «французские», «большие теневые на деревянных костях». Мануфактура производила настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства по индивидуальным заказам императрицы и аристократии. Веера украшали золотом, рубинами, бриллиантами, изумрудами.

Портрет купчихи. XVIII в

Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.

Во времена Екатерины II, веера в России были наиболее востребованы. Они были неотъемлемой

Константин Маковский Портрет Марии Михайловны Волконской

частью не только придворного туалета, но и туалета любой дамы той эпохи. Вспомним, что веером тогда пользовались не только по его прямому назначению – навевать прохладу на лицо, но и для создания тайных сообщений ). Также выпускались памятные веера, посвященные тому или иному знаменательному событию, например граф Орлов-Чесменский заказал для Екатерины II веер, изготовленный по случаю победы русского флота, над турецким в Чесменской бухте в 1770 году.

Веер с портретами Александра III и его детей Художник И.Н. Крамской. Россия. 1886

В XIX веке веера не утратили своей популярности, теперь веер проникает в среду мещан, купечества и духовенства. В российском журнале «Модный магазин» от 1862 года, сообщалась, что современницам совершенно необходимо иметь при себе несколько вееров: один для театра, другой для встреч за обедом, третий для бала, веер летний, веер вечерний, веер траурный и.т.д. У юной девушки веер не должен быть похож на веер зрелой дамы, а веер бабушки должен отличаться от веера молодой матери.

Свадьба в Торпце Россия 1780 г.

К.П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой 1841.

Красивейшие образцы веерного искусства начинаю коллекционировать. До нас дошли некоторые экземпляры

Великая княгиня Александра Петровна

вееров из коллекции графов Шуваловых, графа Разумовского А.К. , графа Шереметьева Н.П., семьи Мусиных-Пушкиных (к сожалению, многие предметы из частных и государственных коллекций были распроданы после Революции 1917 года) Самой известной коллекцией вееров на сегодняшний день является коллекция, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, ныне часть этой коллекции храниться в Эрмитаже.

Хотите прекрасного? Их есть у нас!
В музее-заповеднике «Коломенское» сейчас проходит не только выставка, демонстрирующая моду Петербурга XIX-XX веков, но и не менее прекрасная выставка «Веер как искусство» . Вместе они прекрасно дополняют друг друга. Так что не пропустите.
Представленная экспозиция позволяет проследить искусство веера конца XVIII - начала XX вв. на примере вееров, изготовленных из кости и перламутра. Это ещё не экспонировавшаяся часть коллекции музея «Искусство веера» из Санкт-Петербурга и предметы из коллекции музея-заповедника «Коломенское».

Общий вид зала.


Веер, как предмет обеспечения комфортного быта человека, известен не одну тысячу лет. Именно как инструмент для навевания прохлады он впервые письменно упоминается в конце II в. до н. э., во времена Чжоуской династии в Китае. Тогда веер по конструкции напоминал флажок. Экран был прикреплён к рукоятке, и движение воздуха возникало при движении экрана вокруг ручки. Позднее этот тип веера вышел из обихода. Вместо него распространение получили другие виды, которые существуют до сегодняшнего дня.
Благодаря развитию дипломатических отношений и торговле веера проникли на территорию Европы. Первоначально, в качестве подарков, они имели хождение только среди правителей и придворной элиты. Самый ранний документ, свидетельствующий об использовании веера в Европе, датируется XII веком. Со временем веера стали модным аксессуаром, а затем и незаменимым предметом женского костюма. А своего наивысшего рассвета веерное искусство достигло в XVIII веке. В этот период во многих европейских странах появляются веерные мануфактуры, например, в Нидерландах, Испании, Англии, где в 1709 году была основана «Почтенная компания производителей вееров», которая существует до сегодняшнего дня.
В России же «веерный бум» наступает в годы царствование Елизаветы Петровны. Именно в период её правления, в 1751 году, была основана первая веерная фабрика.
На выставке в большей части представлены веера двух видов - плие (от французского слова le pli - складка) и бризе (от французского brise - разбитый, сломанный, т.е. не цельный, а состоящий из отдельных элементов). Оба вида вееров складные.
Веер плие состоит из станка, изготовленного из твёрдого материала (кости, дерева, панциря черепахи, перламутра) и экрана из ткани, бумаги или пергамента. Причём крайние пластины станка или гарды, как их часто называют, делались более толстыми и массивными для большей прочности столь хрупкого предмета как веер. Веер же бризе представляет собой конструкцию, полностью выполненную из твёрдого материала. Пластины соединялись в верхней части ниткой или лентой.

Классический представитель веера-плие, который можно увидеть на выставке:


Веер-плие «Игра в бадминтон».
Слоновая кость, металл, коленкор; резьбы, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. Длина 26 см, количество пластин 16+2. Художник Э. Лопес (E. Lopez(?). Испания, 1870-е. МГОМЗ.


Остов веера собран из толстых пластин слоновой кости, украшенных сквозной резьбой с гравировкой, тонированных бронзовой краской. В узоре резьбы - растительные и цветочные побеги в форме медальонов. Двусторонний экран из коленкора расписан гуашью и золотой краской. На лицевой стороне изображены галантные дамы и кавалеры в костюмах конца XVIII века. Одна из пар играет в бадминтон на фоне парка с античными колоннами, у озера в обрамлении растительных завитков. На оборотной стороне - одинокий замок в обрамлении дерева, цветов, трав и растительных завитков.
Брутальный характер росписи, тёмная цветовая гамма, грубый характер резьбы, использование бронзовой краски позволяют соотнести веер с образцами веерной продукции испанской работы 1870-х годов, выполненных в стиле «историзм». Веера с росписями типа: «Игра в бадминтон», «Карточная игра», «Катание на лодках» были модными во второй половине XIX века. Костюмы персонажей расписывались под галантный век.

Ещё один веер-плие, демонстрируемый на выставке обладает интересной историей.


Веер «Аллегория сватовства Великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе».
Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Длинна оправы - 30 см, высота экрана - 13,5 см, ширина экрана - 55 см. Количество пластин оправы 25. Франция, Германия, 1760-е - 1770-е.


Можно предположить, что рассматриваемый веер, был создан в память о сватовстве, ставшем знаменитым событием в истории Гессен-Дармштадского дома. У ландграфини Каролины было пять дочерей, и они, возможно, являются персонажами росписи. Три дочери, приехавшие в Россию, находятся в центре композиции, а две, оставленные дома, показаны с правой стороны, чуть поодаль. На переднем плане, выделенная из общего ряда, изображена движущаяся к ним римская богиня мудрости, искусств и ремёсел Минерва; с её атрибутами принято было изображать выдающихся женщин, активно участвовавших в политической жизни, покровительствовавших науке и искусству, в том числе Екатерину II. С другой стороны от трона изображён мужчина в условно переданном «русском» платье. Этот персонаж служит для уточнения смысла аллегории. Сочетание на едином поле представителя России и римской богини можно объяснить тем, что в её образе представлена русская императрица. Тема помолвки получает развитие на оборотной стороне экрана, где молодой воин (юноша с копьём в руке) склоняется в поклоне перед дамой в костюме, повторяющем костюм женщины на лицевой стороне.
Данный веер считается мемориальным экспонатом, поскольку он принадлежал Гессен-Дармштадскому семейству, вначале - ландграфине Каролине, а после её смерти в 1774 году мог быть передан её дочери Амалии, которая в 1775 году вышла замуж за своего двоюродного брата Карла Людвига Баденского и переехала в замок Гертринген, где веер хранился продолжительное время.

Второй тип раскладного веера, как вы помните, веер-бризе. И вот один из его представителей:

Веер-бризе «Розы и цветущая вишня».
Слоновая кость, шёлковая лента, металлические нити; полировка, роспись маслом, плетение. Длина 24 см, количество пластин 15+2. Германия, 1870-е. МГОМЗ.


Этот веер собран из гладких пластин слоновой кости, закруглённых по верхнему краю, декорированных на лицевой стороне росписью маслом в виде крупных роз и веток цветущей вишни. Соединительная лента из розового шёлка. Кисть - из металлических нитей с плетёной ворворкой и четырьмя картулинами в виде шариков.
Во второй половине XIX века в моду вошли веера-бризе, выполненные из слоновой и моржовой кости. Большой популярностью пользовались веера-бризе работы немецких резчиков, украшенные цветочной росписью.

Кроме вееров бризе и плие есть на выставке и другие модели, не менее красивые. Например вот такой веер типа «пальметт» (palmette):

Веер «Гирлянда цветов».
Кость, бумага; резьба, роспись. Длина оправы - 27 см, высота экрана - 14 см, максимальный размер в раскрытом положении - 50 см. Австрия, 1860-е. Музей «Искусство веера».


Этот веер в оправе из кости домашних животных, обработанных в технике ажурной резьбы. Каждая пластина завершена фигурным медальоном из бумаги. Экран, состоящий из находящих друг на друга медальонов, украшен декоративной живописью с изображением гирлянды садовых цветов. По краям выполнен золочёный орнамент в стиле рококо.
Веера такого типа вошла в моду в 1840-х годах. Вначале их производили венские веерные мастера, затем новую модель переняли в других странах. Они не пользовались таким стабильным спросом, как веера с цельными экранами, но в небольших количествах их выпускали вплоть до 1920-х годов. Парижские веера-пальметт в 1840-60-х годах обычно украшали литографиями с изображением жанровых сцен, в то время как в росписи австрийских вееров предпочтение отдавалось именно цветочным орнаментам, что мы и можем наблюдать на данном экземпляре.

Отвлекаясь от описаний, покажу просто некоторое количество фотографий понравившихся мне вееров. Например, невозможно было не обратить внимание на вот такие парные веера экраны:

«Мужчина в готическом соборе».

«Женщина в готическом соборе».
Дерево; роспись, лак, токарная работа. Англия, первая половина XIX века. Музей «Искусств веера».


Или на эти 9 пластин от веера:

Нашла в и-нете потрясающую коллекцию вееров,мимо которой не смогла пройти)Делюсь с вами)Для всех любителей красоты даю ссылку на галерею,в которой представлено огромное количество вееров 18-20 веков на любой вкус.Я помещаю сюда лишь некоторые из них,наиболее мне понравившиеся)

Веера восемнадцатого века


Складной веер "Корзина Моисея в камышах"

Англия, около 1710/20

Пластины этого веера чередуюся черепахового и белого перламутра. Это был единственный способ использовать очень хрупкий материал радужной оболочки в производстве предметов. Гофрированный внутренний стержнень из слоновой кости украшают орнаменты золотых цветов. В центре в окружении деревьев изображена сцена из Библии.


Складной веер "Крещение Иисуса"

Нидерланды, 1740

Веер выполнен в типичных для голландии голубых и зеленоватых тонах. На нем изображено крещения Иисуса Иоанном в Иордане. Святой Дух витает, как голубь,на небе. Сцена окружена деревьями и замок на заднем плане.Детали выполнены из слоновой кости



Складной веер "пикник в деревне"

Голландия или Германия (?) В 1760/70

Тонкие стержни веера покрыты сусальным золотом и окрашены в цветочные узоры. В нижней части Deckstab также другие стержни росписаны цветами. На рисунке изображено придворное общество, которое появилось в сельской местности, на пикник.



Складной веер "Святое семейство"

Англия, 1780

Полихромная окраска, в середине изображение Иосифа и Марии, и сына Иисуса Святое семейство "в настоящее время" на обратном пути в Назарет, откуда оно бежала в Египет, чтобы избежать детоубийство Ирода. Только после его смерти, они могут чувствовать себя в безопасности там снова. Цель их пути уже видна в нежных красках.Палочки веера из слоновой кости палочки украшены резным орнаментом в виде китайской пагоды.



Складной веер "Четыре времени года"

Франция в 1775/80

Изготовлен французскими подданными времен Людовика XVI. Веер разделен на четыре области, которые представляют четыре времени года. Весна символизирует леди на фоне зеленого пейзажа, Осенью изображена молодым человеком, окруженным виноградниками.На правой области старый человека и херувим с дровами для костра. Четыре сцены окружены каркасом,в пространствах между ними изображены музыкальные инструмены, посуда, и кувшин с вином. Три монографии над каждым расшиты блестками



Складной веер "Влюблённые в парке"

Франция, 1780

Прекрасный веер в стиле рококо с лезвием из твердого шелка. Фон для трех патронов полихромен написан последовательным затенением тонкими продольными и вертикальными полосами, которые выполнены в гармонии с разбросанными цветами и бесчисленными крошечными блестками и тонкими узорами орнамента. На веере изображены фигурные сцены свиданий юного воздыхателя со своей дамой сердца



Складной веер "танцующий"

Северная Франция (?), 1780

Фламандский веер состоит из нескольких симметрично расположенных патронов различной формы и размеров, которые частично перекрываются. Основная сцена изображает компанию музыкантов, один играет на волынке другой на флейте танцорам.

Веера девятнадцатого века



Складной веер ("а-ля Cathédrale")

Франция, 1830

Тонкие стержни украшены равномерно симметричными узорами и розетками, которые были дополнительно подчеркнуты золотой краской. Широкое панно изображает сельскую идиллию в вечерних сумерках.



Складной веер "Евфросиния и Апполон"
Франция, 1830

На веере с обеих сторон изображены мифологические фигуры. Только контуры заранее отпечатанны лица расписанны вручную. Сцена разыгрывается на фоне романтического пейзажа реки. На рок муза Каллиопа сидит с доски, Жемчужина баров были выгравированы с обеих сторон в виде цветочных лоз, рогов изобилия, гирлянды и любви алтари в сопровождении золотым напылением, украшенные две крошечные цветочные вазы.



Складной веер "бой быков в честь Изабеллы II"

Испания, 1850

На веере изображён последний бой Спирс, который состоялся на площади Пласа Майор в Мадриде, на празднование свадьбы королевы Изабеллы II (1830-1904) и князя Франсиско де Асис де Бурбон (1822-1902) в 1846 году.



Складной веер "Моисей добывает воду из скалы"

Испания, в середине 19-го Век

На переднем плане изображена сцена из библии, а именно история Моисея из Ветхого Завета. Моисей ударяет Богом стержня о скалу,в результате чего образуетсы источник. Таким образом ему удается спасти свой народ от смертельной жажды.



Складной веер "мексиканский "

Испания (для южноамериканского рынка) в 1850/60

Очень необычный веер.его стержни очень длинные по сравнению с узким "листом" .Веера такого рода часто называют "мексиканские фаны", потому что они были созданы в основном на экспорт в Южную Америку, Мексику т.д.. На листе изображены многочисленные группы людей в платьях стиля рококо.



Складной веер "благородных пары"

Франция (?) Или Испании 1850/60

Ручная роспись листа показывает аристократическое общество, отдыхающее в парке



Складной веер "проситель до Сент-Луиса "

Испания и Франция (на испанском рынке) в 1850/60

Невероятно тяжелый и замысловатый веер, который пояаился, вероятно, во Франции,а затем экспортировался в Испанию. Перламутровые палочки украшены сложной листвой и снабжены большим количеством золота. Ручная раскраска печати показывает, открытый суд. Во главе его находится Луи IX. король Франции



Складной веер "в парке развлечений"

Англии или Испании (?), Mid-19 Век

Очень полихромных фанат середины 19-го Века, чьи литографии изображают придворное общество рококо в парке.



Складной веер " Общество рококо на террасе"

Франция (?) В 1850/60

Этот слишком идеализированный образ очень четко показывает, преобладающие вкус середине 19-го Века, в котором в моду вернулся стиль рококо. Литографическиа полихромная сцена была окрашена вручную. На обратной стороне в центре ручная роспись итальянский архитектурный дизайн ландшафта окруженного цветами. Перламутровые палочки украшены цветочными мотивами в золотой оправе, с двумя стержнями образуют непрерывный орнамент.



Складной веер "Влюблённые"

Франция, 1860

В работе показан, идеализированный вежливый человек всельской местности. На переднем плане, три пары можно увидеть, но и средних, вися ангелы увенчается цветочные гирлянды. За этим две дамы и два путти с круглым столом камень и цветок корзины. На заднем плане есть еще один человек украшения. Частично золоченом жемчужина палочки в трех кривых и свитки цветочных завитков оформлена разделить картриджи, которые были сданы на хранение тончайший перламутр.



Складной веер

Франция (для английского рынка), 1880

В середине листа, четыре женщины и один мужчина с завязанными глазами одеты в одежды стиля рококо, играют в жмурки-весьма популярная игра того времени. Три выступления обрамлены орнаментом в виде гирлянд, свитков и других украшений.

Веера на рубеже веков



Складной веер Франции 1895/1900



Складной веер (календарный) США, 1899



Складной веер Австрия (?), 1900



Складной веер Франция, около 1905

(с)полная галерея разных вееров находится