Броненосный крейсер «Мэн. "Помни "Мэн". Идеальная американская война Версия внешнего взрыва

«Мэн» (Maine) – американский броненосный крейсер, названный в честь одноименного штата, введен в эксплуатацию в 1895 году. Наибольший интерес корабль представляет не столько с точки зрения судостроения и как первый американский броненосный крейсер, сколько из-за своей загадочной гибели в результате взрыва, произошедшего спустя три года после его спуска на воду.

История

Корабль официально классифицировался как броненосец второго класса и стал одним из первых судов, превосходящих своих «современников» по ТТХ. Фактически, с «Мэна» начиналась история нового флота США, и учитывая появление в бразильском ВМФ крейсера «Ричуэлло», который во многом опережал любой другой корабль американского флота, такая новинка заметно подняла авторитет ВМФ США.

Но проблема в постройке кораблей такого класса заключалась не в отсутствии соответствующих знаний технологий. Большинство политиков склонялось к тому, что развитие торгового флота должно быть приоритетным, и военные разработки в то время финансировались недостаточно, чтобы разрабатывать и строить новые современные корабли. Лишь к 1884 году на рассмотрение Конгрессом были приняты два проекта, одним из которых и был 7,5-тонный броненосец, получивший название «Мэн» .

Конструкция

Ориентируясь на тот же «Ричуэлло», американские конструкторы не просто переняли все лучшие стороны этого корабля и устранили старые – по сути «Мэн» стал копией бразильского крейсера, однако конструктивно американское судно отличалось от «прототипа». Так, «Мэн» имел две шестовые мачты вместо трех, а главные орудия корабля располагались по диагонали. Это теоретическое преимущество на практике стало слабым местом в конструкции, так как при выстреле нагрузка приходилась на мостики и надстройки, которые с трудом выдерживали.

В остальном корабль повторял универсальную, хоть и устаревшую на тот момент конструкцию «Ричуэлло». Водоизмещение корабля составляло 6 682 тонны, длина, ширина составляли соответственно 98,9 и 17,4 при осадке 6,9 метра. В предела цитадели дно корабля было двойным, а весь корпус судна был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков.

Вооружение

На двух основных башнях, расположенных по диагонали, находилось по два 254-миллиметровых орудия, использующих для стрельбы снаряды калибра 35. Также корабль оснащался вспомогательным вооружением, в которое входили шесть 152-миллиметровых орудий калибра 30 миллиметров. Скорострельность таких орудий изначально составляла 1 выстрел в минуту, однако этот недостаток был устранен еще до ввода судна в эксплуатацию.

Вооружение крейсера «Мэн»

На «Мэне» также имелись семь противоминных орудий скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Также имелись торпедные аппараты (по два на каждом борту). Помимо этого «Мэн» должен был нести на каждом борту по одному малому миноносцу, но после испытаний выяснилось, что судно не выдержит таких нагрузок.

Броневая защита и силовая установка

В качестве брони для главного пояса корабля использовался сталеникелевый сплав. Толщина такой брони составляла 305 и 178 миллиметров у верхней и у нижней кромок соответственно. Высота пояса составляла 2,1 метра. Толщина броневой палубы составляла 51 миллиметр в центре, утолщаясь на 20 миллиметров за броневым поясом. Главные артиллерийские установки имели собственную защиту толщиной 203 миллиметра.

Силовая установка корабля представляла собой две машины тройного расширения, мощность которых в общей сложности составляла около 9 200 л.с. При такой мощности корабль в теории должен было достигать скорости в 17 узлов, однако на практике этот показатель был на 0,55 узла меньше.

Взрыв в Гаване

Во время войны между повстанцами Кубы и испанцами в конце XIX века «Мэн» был направлен в зону конфликта для защиты американских граждан, находившихся на острове.15 февраля 1898 года на корабле прогремел взрыв, при этом никаких предпосылок, позволяющих делать выводы о внешних причинах, не было . Официально говорилось о взрыве нескольких тонн пороховых зарядов, что полностью разрушило носовую часть корабля. В результате таких повреждений корабль затонул, погибло более двухсот человек (по некоторым данным точное количество погибших – 266 человек, все они были членами экипажа, гражданских лиц среди погибших не было).

Обломки американского крейсера «Мэн»

Сразу же поползли слухи, что к взрыву причастны испанцы, использовавшие для этого мину. Такая версия держалась за счет обоюдной неприязни двух наций на фоне испано-американской войны, но последующее расследование привело к неоднозначным выводам.

Расследование взрыва

Уже 19 февраля этого же года для расследования обстоятельств взрыва в Гавану, где и произошел инцидент, прибыла следственная комиссия, при этом американская сторона сразу же отклонила предложение испанцев о создании совместной комиссии. Все результаты работы комиссии указывали на «испанский след», что фактически давало американцам повод для отправки в зону конфликта своего флота.

В то время многие пытались подогреть ситуацию, открыто утверждая, что испанцы заминировали корабль, однако комиссия, которая уже 21 марта опубликовала официальный отчет, не указывала в нем конкретных виновников. СМИ других стран благодаря грамотной пропаганде все же распространяли информацию о том, что устроить взрыв могли и желали испанские диверсанты.

Несмотря на то, что американские военные препятствовали работе оперативно сформированной испанской комиссии, ее члены сумели доказать по косвенным факторам, что взрыв произошел не снаружи, как ели бы использовалась мина, а изнутри корабля. В итоге Америка смогла получить поддержку общества в этой войне, которая закончилась победой США.

Сегодня уже невозможно точно утверждать, была ли это на самом деле диверсия со стороны Испании или хитрый план по уничтожению своего имущества для создания повода начать интервенцию. Но когда корабль в 1910 году был поднят со дна залива, стало очевидно, что характер повреждений был внутренним. Тем не менее, американцы сумели быстро свернуть расследование и не допустили представителей других комиссий, которые не смогли дать официальных заключений, а уже год спустя «Мэн» был отправлен на металлолом.

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.


Нынешние события, связанные с Ираном, дают повод вспомнить провокацию, которая привела к американо-испанской войне 1898 года и последующей за ней оккупацией США Филиппин. Эта война стала ещё одной в череде грабительских походов американских вооруженных сил и первой пробой сил за пределами американского континента.

Предыстория войны


Золотой век Испанской империи был давно в прошлом. Уже к 1820-м годам испанцы, в основном под давлением британцев, потеряли большинство колоний. Так в Латинской Америке Лондон оказывал повстанцам разностороннюю поддержку, как информационную, так и военную, транспортную, финансовую. Симону Боливару (национальный герой Венесуэлы, наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость колоний Испании в Южной Америке), британцы помогли финансами и в самом начале его деятельности по освобождению Латинской Америки.

Правда, «освобождение» Латинской Америки привело не к созданию единого независимого государства, а к целой группе слабых государств. За их республиканским или монархическим фасадом скрывался диктат Великобритании (её затем вытеснили США), британских и американских монополий. Большая часть населения жила в полной нищете, группки богачей беспощадно эксплуатировали рабов, крестьян-пеонов, работников мануфактур. Экономика имела полностью колониальный характер. Единственная страна, которая попробовала выйти из этой «матрицы» - Парагвай, была безжалостно разрушена.

Но у Испании осталось несколько «жемчужин» - Куба, Филиппинские острова, Гуам и Пуэрто-Рико, эти острова обладали разнообразными ресурсами, к тому же располагались на важных морских коммуникациях.

Соединенные Штаты к концу XIX столетия уже успешно решили ряд внутренних проблем. Окончательно подавили сопротивление коренных американцев – индейских племён, в 1860-1890-е годы земли, ещё принадлежавшие индейцам на западе Северной Америки, были захвачены и перешли в собственность фермеров, различных компаний. А индейцы уничтожены, частично депортированы и загнаны в резервации. Решили вопрос и разделения страны на Юг и Север. Быстро развивалось крупное капиталистическое производство, защищенное высокими протекционистскими тарифами.

Теперь американский капитал нуждался в разнообразном дешевом природном сырье, рынках сбыта для своей продукции, морских путях прикрытых военно-морскими базами. Политическая надстройка США всегда выполняло заказ финансово-промышленной олигархии – ещё в первой половине 19 столетия была провозглашена «доктрина Монро». По ней Северная и Южная Америка провозглашались зоной, закрытой для европейской колонизации. Подразумевалось, что в ней будут господствовать Штаты. В конце XIX века американское правительство проводило политику расширения экономического влияния в странах Латинской Америки и Азии.

Администрация президента США Уильяма Маккинли (4 марта 1897 - 14 сентября 1901) считала, что США пора обзавестись своими первыми колониями, которые одновременно будут источниками сырья и рынками сбыта. К тому же Испания была слаба и не могла силой защитить свои колонии, нанести США большой урон, не имела могущественных союзников. Захват Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов решал задачу укрепления стратегических позиций США в Карибском море, Атлантическом и Тихом океанах.

США провели успешную предварительную работу по подготовке к войне: информационная кампания в прессе об «испанских жестокостях, а в 1895 году на территории Пуэрто-Рико и Кубы, и в 1896 году на территории Филиппинских островов «началась» национально-освободительная борьба против испанского режима. К примеру, Кубинская революция началась с того, что на Кубу высадился отряд Хосе Марти (ему в 1892 году в США помогли создать Кубинскую революционную партию). Кубинские повстанцы отличались безжалостностью, уничтожали поселения, плантации, промышленные предприятия. Испанский генерал-губернатор ответил на жестокость жестокостью. На Кубе восстание почти удалось подавить, крестьян согнали в концлагеря, этим лишив партизан поддержки.

Американская пресса устроила истерику по поводу «кровавого испанского режима». Сенат Американских Штатов признал повстанцев воюющей стороной и потребовал от испанской стороны разрешить конфликт миром. Испанцы в свою очередь заявили, что кубинские волнения - это внутреннее дело империи (читая подобное, понимаешь, что нынешние волнения в Ливии, Сирии, ситуация вокруг Ирана, повторяют сценарий более, чем столетней давности).


Уильям Маккинли, 25-й президент Соединённых Штатов Америки (1897-1901) от Республиканской партии.

Повод к войне

США хотели выглядеть в глазах мирового сообщества и американских обывателей «освободителями», поэтому нужен был повод к войне. Но проблема была в том, что Испания не хотела воевать.

В конце января 1898 в кубинскую Гавану прибыл американский броненосный крейсер «Мэн». Хотя американцы утверждали о дружественном характере визита, было понятно, что это вызов и демонстрация. Испанцы были вынуждены разрешить этот визит.

15 февраля 1898 года раздался страшный взрыв и корабль погиб. Взрыв произошёл вечером, когда команда была на корабле и матросы спали, поэтому жертв было много - погиб 261 человек (стандартный экипаж корабля – 355 человек). Интересен тот факт, что почти все офицеры были на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. США обвинило в этом взрыве испанцев, которые подвели мину под корабль. Хотя испанцам, которые не хотели воевать с США, эта акция была не нужна, мотива не было в отличие от американцев.

Но практически сразу возник ряд вопросов, которые опровергали американскую версию. По мнению специалистов, такой взрыв, который разломил корабль пополам, не мог произойти от мины (от неё образовалась бы пробоина в подводной части крейсера). Поэтому взрыв, судя по всему, произошёл внутри крейсера «Мэн». На это указывали и другие факты: отсутствие оглушенной рыбы, которая была бы при подводном взрыве, разбитые окна окрестных зданий.

В 1910 году, когда корабль попробовали поднять на поверхность, эта версия подтвердилась, люди узнали, что:

Взрыв произошёл внутри броненосного крейсера, а не от мины или торпеды;

Паровые котлы были целыми, поэтому версия их взрыва исключалась. К тому же американцы в 1911 году неожиданно свернули все работы по подъему корабля, все документы, связанные с расследованием гибели крейсера засекретили. Изуродованную взрывом носовую часть корабля разрезали и переплавили.

Американская комиссия вопреки фактам, которые указывали на внутренний взрыв, быстро завершила свои дела и отбыла на родину. Повод был создан – «Подлые испанцы взорвали миной наш крейсер». В общество вбросили лозунг: «Помни Мэн!» 19 апреля США потребовали от Испании отказаться от Кубы, одновременно началась мобилизация добровольцев и развёртывание флота. Уже 21 апреля, без объявления войны, американские корабли стали захватывать испанские транспорты, шедшие на Кубу. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона открыла огонь по береговым укреплениям у Гаваны.

Война

Кампания была быстрой и с довольно небольшими жертвами. Вообще это была несколько странная война. Первые солдаты США погибли только через два месяца после начала войны. Они упали с борта лодки при десантировании и утонули. Испанские солдаты, напрочь лишенные мотивации к войне, боевого духа, видели в колониях тяжелое бремя и мечтали вернуть домой.

Основные боевые действия развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим: испанцы располагали 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 тяжелыми крейсерами (водоизмещением более 3 тыс. тонн) и 8 легкими крейсерами (водоизмещением менее 3 тыс. тонн); у американцев было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 тяжелых и 8 легких крейсеров. У США было преимущество и по общему водоизмещению флота - 116 тыс. тонн против 56 тыс. тонн. Американские корабли были современнее и превосходили испанские почти по всем показателям – артиллерия американских ВМС была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью, превосходили в броневой защите. Испанцы пренебрегали боевой подготовкой в довоенный период: не было ни карт, ни плана действий на случай войны с США, корабельные артиллеристы не практиковались в стрельбе, крайне низким был общий уровень подготовки экипажей. Корабли США, кроме броненосных крейсеров, обладали большей скоростью. К тому же корабли испанских ВМС нуждались в хорошем ремонте, а командование совершило все возможные ошибки, проявив чудеса недееспособности.

Не сопоставимы были и финансовые возможности Штатов и испанской короны. У Испании не хватало денег даже для закупки угля для нужд своих Военно-морских сил. Большую роль сыграл и тот факт, что основной театр войны в Вест-Индии находился в 6 раз ближе к атлантическому побережью Штатов, чем к испанским берегам. В день фактического начала войны, 21 апреля 1898 года, главная испанская эскадра под командованием адмирала Паскуале Серверы дислоцировалась на островах Зеленого Мыса. Испанский адмирал не имел даже карт Карибского бассейна и не знал об особенностях местных портов. Сервера сообщил в Мадрид, что ему приходится выйти в море, не имея какого-либо плана, о том, что Испания не должна «обманывать себя относительно силы нашего флота», «предаваться иллюзиям». Предложил приехать в Мадрид, чтобы выработать стратегию действий, но военный совет принял немедленно отправить эскадру Серверы в Вест-Индию, не дожидаясь, когда вернутся в строй находившиеся в ремонте броненосец и три тяжелых крейсера. В поход вышли 4 броненосных крейсера и 3 миноносца.

Но первое крупное морское сражение произошло не на Карибах, а в Тихом океане. Здесь Азиатская крейсерская эскадра американского коммодора Джорджа Дьюи уже в апреле была сосредоточена в Гонконге. Американцы заранее запаслись углем, продовольствием, боеприпасами и были готовы к войне. В эскадре было 4 бронепалубных крейсера (водоизмещение от 3 до 6 тыс. т), 2 морские канонерские лодки крейсерского типа и 3 вспомогательных судна (единственный имевшийся у американских ВМС на Тихом океане броненосец «Орегон» перед войной был переброшен в Атлантику, т. к. Филиппинский фронт считался вспомогательным). Американские корабли имели лучшую артиллерию и скорость. 25 апреля американская эскадра вышла к Филиппинам.

Формально испанские ВМС располагали на Филиппинах 12 военными кораблями, но значительную часть была небоеспособна или частично боеготова. В реальности испанский контр-адмирал Патрисио Монтехо-и-Пасарон располагал лишь 6 крейсерами (2 испанских безбронных корабля с водоизмещением в 3 тыс. т считались «крейсерами 1-го ранга», 4 остальных в 1 – 1,1 тыс. т – «крейсерами 2-го ранга», только два из них имели броневую палубу) и 1 канонерской лодкой. Испанская эскадра имела 31 орудие среднего калибра (не более 160-мм) против 53 орудий крупного и среднего калибра (в том числе 11 орудий калибром 203-мм). Испанцы сняли вооружения с 5 канонерок, укрепляя береговую оборону, да и с оставшихся в строю кораблей, сняли часть орудий.

Испанский адмирал перешел с эскадрой из Манилы, чтобы не подвергать город опасности обстрела, к арсеналу Кавите. К тому же там было мелко, и экипажи имели больше возможностей для спасения, испанское командование с самого начала считало свою эскадру обреченной и думало только о мероприятиях по уменьшению потерь.

1 мая 1898 года состоялось сражение (вернее избиение) между эскадрами у мыса Кавите. Оно началось в 5 часов 12 минут утра, когда испанцы открыли огонь с кораблей и берега по американской колонне. Чуть позже открыли огонь американцы. К 8 часам утра почти все испанские корабли горели и американский командующий объявил перерыв на завтрак (поступило сообщение о том, что кончились боеприпасы, потом выяснилось, что это ошибка). Затем расстрел возобновился. К полудню американская эскадра уничтожила все испанские корабли. Испанские разгильдяйство привело к тому, что были потеряны все корабли, погибло 161 человек, 210 получили ранения. У американцев было 9 раненых, испанцы сделали всего 19 попаданий (только одно довольно серьёзное), против 145 попаданий в испанские корабли. Сражение оказало огромное психологическое значение на США и испанцев.

После этого на Филиппинах не было крупных сражений. Американская эскадра не могла самостоятельно овладеть Манилой, без высадки десантного корпуса. Испанцы удерживали её почти до конца войны.

В Вест-Индии американские корабли под командованием адмирала Уильяма Семпсона блокировали Гавану и все северное побережье Кубы. Южное побережье Кубы с портами Сьенфуэгос и Сантьяго флот США полностью заблокировать не мог из-за удаленности от баз американских ВМС. 19 мая в Сантьяго пришла после долгого перехода испанская эскадра адмирала П. Серверы. Испанцы собирались отдохнуть, загрузиться углём и идти дальше – в Гавану (это был главный узел сопротивления на острове). 27 августа испанцев заблокировала «Летучая эскадра» коммодора Винфельда Шлея, а 1 августа подошла эскадра вице-адмирала Уильяма Сэмпсона.

Сервера решил обороняться в Сантьяго, укрепил прибрежную оборону новыми береговыми батареями, установил в проходе в бухту мины. Американцы совершили неудачную попытку затопить брандер, чтобы перегородить фарватер. Не рискуя атаковать испанскую эскадру в бухте, где американские корабли встретил огонь не только испанских кораблей, но и береговых батарей, решили высадить десантный корпус и взять порт с суши. Высадка была плохо организована, растянута по времени, но так как испанцы не решились на контрдействия (а они могли привести к значительным потерям среди десанта), американцы смогли высадить 27-тыс. десантный корпус. 25 июня американские силы вместе с кубинскими повстанцами пробовали взять Сантьяго, но их атаку отбили.

В это же время из Кадиса выдвинулась новая испанская эскадра в составе 2 броненосцев, 2 пароходов и 3 миноносцев под руководством адмирала Камеры. В Соединенных Штатах опасались, что она пойдёт в Вест-Индию, но испанская эскадра двинулась к Порт-Саиду, собираясь далее следовать к Филиппинским островам. Но после того как она получила известие об уничтожении испанской эскадры в Манильской бухте, эскадра Камеры поблуждав по Средиземному морю возвратилась к родным берегам, так и не приняв участия в боевых действиях.

Понимая, что морской бой приведёт к поражению эскадры, Сервера планировал использовать ресурсы своей эскадры для сухопутной обороны Сантьяго. Но в итоге был вынужден идти на прорыв. В Сантьяго остро ощущался недостаток продовольствия, и комендант города просил адмирала покинуть порт. К тому же Сервера получил приказ главнокомандующего испанскими силами на Кубе маршала Бланко. 2 июля Бланко потребовал прорываться в Гавану. Адмирал выполнил этот приказ. Хотя и считал, что его выполнение повлечёт за собой гибель эскадры и экипажей кораблей.

У испанцев было 4 броненосных крейсера: три однотипных - «Инфанта Мария Тереза», «Адмирал Окендо» и «Бискайя» (7 тыс. тонн водоизмещения, ход до 20 узлов, имеющие по два 280-мм и десять 140-мм орудий), «Кристобаль Колон» (6,7 тыс. тонн, 20 узлов, десять 152-мм и шесть 120-мм орудий). У американцев броненосный крейсер «Бруклин» (более 9 тыс. тонн, 22 узла хода, восемь 203-мм и двенадцать 127-мм орудий), 3-и броненосца 1-го класса: «Айова» (11,4 тыс. тонн, скорость 16 узлов, четыре 305-мм, восемь 203-мм и шесть 102-мм орудий), «Индиана» и «Орегон» (по 10,3 тыс. тонн, 15 узлов скорости, четыре 330-мм, восемь 203 и четыре 152-мм орудий), броненосец 2-го класса «Техас» (6,1 тыс. тонн, 17 узлов скорости, два 305-мм и шесть 152-мм орудий). Единственным шансом испанцев был прорыв, причём частью эскадры пришлось бы пожертвовать. Но в реальности дело оказалось невыполнимым: испанские крейсера не могли развить полного хода из-за поломок машин, плохого угля, а артиллеристы оказать достойного сопротивления. К тому же боеприпасы были плохого качества, многие пушки неисправны.

Итог был печален: 3 июля 1898 года в битва при Сантьяго-де Куба испанская эскадра была полностью уничтожена. Испанцы потеряли все корабли, 323 человека убитыми, 151 ранеными, 1,6 тыс. человек во главе с адмиралом Серверой пленными. И это при том, что американцы показали довольно невысокую меткость - при более 7 тыс. выстрелов лишь 163 попадания в испанские корабли.

Лишившись своего основного флота, испанцы запросили мира, война была проиграна. США за всю войну потеряли всего около 500 человек убитыми (от болезней и ран погибло намного больше – около 6 тыс. человек), испанцы более 2,1 тыс. человек (информации о числе умерших от болезней в испанских силах нет, но видимо, не меньше, чем американцев).

Итоги войны

13 августа 1898 года был подписан Парижский мирный договор. Испанская сторона была вынуждена отказаться от всех своих колоний в Азии и Латинской Америке - Филиппинских островов, Гуама, Пуэрто-Рико и Кубы. Первые три территории стали американскими владениями, за это Соединенные Штаты выплатили испанской короне в качестве компенсации 20 млн. долларов. А Кубу провозгласили независимой республикой, но в реальности она стала «банановой республикой» и «борделем» США. Её внешняя политика, экономика, финансы оказались под полным американским контролем. В бухте Гуантанамо была создана американская военно-морская база.

США блестяще обкатали сценарий своих будущих войн: информационная война (противника смешивают с грязью ещё до начала «горячей войны», превращая в глазах мирового сообщества в «кровавое чудовище»), блестящее использование недовольства населения, организация «народно-освободительных» движений», провокация, «пиратская» война (контроль над коммуникациями, действия ВМС, десанты и т. д.).

Испания окончательно потеряла статус важной колониальной и морской державы.

Война дала США статус великой морской державы, американские ВМС после битвы при Сантьяго-де-Куба были признаны как одни из ведущих флотов планеты.

Испано-американская война продемонстрировала всему мировому сообществу силу молодого хищника, на карте мира появилась новая великая держава. Война открыла новую эпоху Соединенных Штатов.

На Филиппинах американцам пришлось повозиться. Филиппинцы решили стать свободными и начали войну против США. Филиппино-американская война продолжалась до 1902 года (активная фаза), а отдельные отряды сопротивлялись до 1913 года. США пришлось бросить против филиппинцев 125 тыс. армию. Американцы не стеснялись применять самые жестокие методы (что было характерно для европейских колонизаторов), поэтому если филиппинских воинов погибло примерно 20 тыс. человек, то мирных жителей 200 тыс. Американцы морили деревни голодом, совершали массовые убийства крестьян. К примеру, только в районе Балангига на острове Самар бравые американские вояки в 1901 году убили около 10 тыс. человек, причем убивали по древнему принципу кочевых войн - «убивать всех, кто выше тележной оси». Здесь были застрелены или заколоты штыками все люди старше 10-летнего возраста. Естественно, что пресса США и «мировая общественность» не особенно заинтересовалась этими актами террора и геноцида (своим можно).

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) - боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.
15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасенных скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским.
«В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошел вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошел внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое.»
В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как "Мэн" затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что "Мэн" затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, т.к. они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов

Прием почетных гостей на церемонии спуска корабля на воду

Церемония наречения корабля именем "Мэн"

"Мэн" перед спуском на воду

Спуск на воду "Мэна"

Зрители наблюдают за церемонией спуска на воду

"Мэн" сразу же после спуска на воду, 18 ноября 1889 года.

Костюмированный бал по случаю спуска на воду корабля

"Мэн" проходит под Бруклинским мостом

Младшие офицеры "Мэна"

Повара

Старшины

Экипаж корабля

Казначей Уайтхаус

Саперы

Товарищество младшего офицерского состава

Главные старшины

Офицеры в кают-компании

Капитан корабля

Экипаж за игрой в карты

Группа канониров

Члены экипажа

Погрузка морпехов

Торпедный аппарат

Путанши , Гардемарины и броненосец Мейн. Ранним утром, 12 февраля 1898 года, на как всегда оживленный Гаванском рейде, нарисовался очередной "заморский гость" - Броненосный крейсер Императорского флота "Россия". Он сразу затмил броненосец флота Североамериканских Соединенных Штатов, Мейн. Белый Российский крейсер, выглядел намного солиднее своего американского коллеги. И размерами крупнее и пушек побольше, да и на семь лет по моложе. Глаза всех русских моряков были прикованы к белоснежным строениям Гаваны. После долгого океанского перехода, все предвкушали долгожданное увольнение на берег. Правда двое гардемаринов Морского Кадетского корпуса, уделили внимание американскому броненосцу и были весьма удивлены большому количеству негров среди команды, но как и вся остальная команда очень скоро перевели свои мысли и бинокли на Гавану. Гардемарины Сергей Пятигоров и Анатолий Маштаков, во всем белом великолепии летних мундиров, шли по Гаванскому порту. Лес мачт у причала, какофония звуков, цветов и запахов, все это обрушилось на молодых моряков некоей экзотической симфонией. Вынырнувшие из портовой суеты, несколько очаровательных сеньорит всех оттенков кожи, под аккомпанемент двух уличных музыкантов, стали грациозно и одновременно зажигательно, отплясывать вокруг оторопевших юношей, то ли румбу, то ли сальсу. Из ступора, гардемаринов вывел только знакомый ироничный голос, на чистом русском языке провозгласивший - - " Вот отпускай гардемаринов в увольнение, и сразу вокруг сеньориты гурьбой, все про вас кузине Леночке расскажу " - Перед ними стояли одетые по последней моде, юнкера Константиновского Артиллерийского училища - Владимир Глебовский, Александр Балакин и Николя Голицин. Сергей и Владимир были в дальнем родстве, а Анатолий ухаживал за кузиной Владимира, заканчивающей Смольный институт благородных девиц. Дачи у них были рядом и там сложилась общая и не смотря на некоторый разрыв в обществе между воспитанниками морских и сухопутных корпусов, дружная компания. Юнкера, по их словам путешествовали находясь в отпуске по болезни, но Сергей слышал от Леночки, что не смотря на молодость "три мушкетера" (как их звали все друзья, были как то завязаны с Военно-ученым комитетом Главного штаба, где служил Леночкин батюшка. Вобщем веселая кампания напрвилась в уже освоенный юнкерами кабачок Флоридита, сеньориты числом аж шесть штук, радостно их сопровождали. Прекрасные маркитантки, были естественно заслугой юнкера Балакина, который смог бы мобилизовать нужное для отдыха количество смазливых и покладистых представительниц прекрасного пола, даже на Северном полюсе. А в местных сеньорит он был просто влюблен. Когда один французский коммивояжер, спросил у молодых месье, где мол они нашли таких очаровательных путан, Сашка набил ему морду и сказал что путаны это во Франции, а тут сеньориты. Нет, конечно этих девиц можно было отнести к работницам древнейшей профессии, но они были настолько веселы, компанейски и очаровательны, а после второй встречи уже просто смотрели на ребят не как на клиентов, а как на друзей по веселому времяпровождению и желали обойтись просто угощением и юнкера и гардемарины, придумывали какие то мелкие услуги, что бы был предлог заплатить этим милым девицам. А в кабачке веселье началось, уже до их прихода. Молоденький энсин с Мейна, пытался объясниться с хозяином, двумя полицейскими и компанией солидных торговых моряков. Преамбула конфликта была следующая... Энсин завалился в кабак с двумя сеньоритами, сделал шикарный заказ и приступил к празднику жизни, но тут прибежал усатый мачо и представившийся братом невинных девиц, принялся качать права резко переходя к шантажу, за что получил по носу и свернув свеженакрытый соседний столик, удалился в месте с лишенными дивчиности дивчинами и как позднее выяснилось с кошельком энсина. Хозяин естественно хотел получить деньги за заказ, а добрые шкипера за погибшие напитки (закуски к счастью еще не принесли). Гардемарин Глебовский погасил конфликт в зародыше, бросив хозяину империал, Николя Голицын наделил альгвазилов малой толикой песо и все стороны, будучи абсолютно довольными, вернулись кто к занятиям связанным с работой, а кто и к усладам души. Счастливый хозяин, заставил стол молодых русских угощениями. Креольское ахико, отварной лангуст, тортуга по гавански, тасахо, свинина с черной фасолью, цыплята с рисом... Но начать обед предложил с Канелазос-рома и квезильо, ну и естественно не обошлось без крепчайшего кофе и полного диапазона любимого напитка пиратов, от золотого Carta Oro, до старого доброго Anejo. Пирушка шла по нарастающей, но чувствовалось что Энсина что то гнетет. О то впадал в неестественное веселье, то вдруг предавался кратковременному унынию. А когда Глебовский спросил у Джоржа, а почему в команде броненосца столько черных, Энсин весь перекосился и на несколько минут настолько ушел в себя, что даже не реагировал на смелые действия соседки слева, по имени Кончита. Новые друзья старались привести его в норму, старым дедовским способом, без конца наполняя рюмки и фужеры ромом. На коленях у американца постоянно пребывали две сеньориты и постепенно он впал в абсолютную расслабленность, а потом вдруг вроде бы протрезвел и потребовал удалить из руум женщин, ибо собирается сообщить нечто весьма важное. История что он поведал русским морякам, была слишком фантастическая что бы быть неправдой, а началось все вот с чего... Старший офицер повадился дергать энсина, во время отдыха после вахты. А учитывая что это были не приказы, а просьбы сделать что либо или кому-нибудь помочь, то отказать было невозможно. И Джорж, так звали энсина, придумал гениальный ход. В кают-компании было капитанское кресло, которое ставили к столу только тогда, когда капитан бывал приглашен в общество офицеров, а без приглашения, по старой флотской традиции, капитан не мог здесь присутствовать. Короче, капитанское кресло в часы простоя, пребывало в нише за портьерой. И энсин, повадился тайком туда пробираться и сладко там подремывать. Так случилось и в этот день. Отстояв собаку, поспав несколько часов в кубрике и позавтракав, Джорж решил придавить еще пару часиков в любимом кресле, тем более что после завтрака кают-кампания была пуста как поверхность луны. Разбудили энсина голоса и в одном из них он содрогнувшись опознал голос своего мучителя - Комэндера Зульда. Он разговаривал с кем то и разговаривали они о вещах ужасающих. Оказывается броненосец должны были взорвать и не кто-нибудь, а сам несчастный энсин. Комэндер и второй собеседник, обсуждали операцию по взрыву корабля во всех деталях. На американском пакетботе прибудет человек в белом чесучевом костюме, желтой шляпе и с багажом в чемоданах и сумках обшитых шотландской тканью. Зульд пошлет к этому человеку энсина, взять и принести на броненосец два морских рундучка, в которых будет специальная бомба, в виде нескольких кусков угля, эту бомбу надо будет расположить в угольной яме А16, не позднее 19-00, 15 февраля. К этому времени все офицеры корабля будут на берегу и единственным вахтенным начальником, останется энсин Джорж Маккензи, а нигеров напихали в команду вместо белых что бы не сильно страдать по их безвременной кончине. Гардемарины и юнкера призадумались... Только Сашка Балакин, со свойственной ему прямотой, хлопнул своего американского приятеля по плечу и задушевно сказал: - "Это еще у тебя, не самое хреновое положение парень, бывает и хуже"- , -" Хуже это как? "- заинтересованно спросил Энсин -" А это когда взорвешь на хрен, свой броненосец " - сделав невинное лицо ответил Сашка, чем естественно не прибавил энсину настроения, а у остального общества вызвал даже легкий смешок.. - " А ну тихо! " - скомандовал Глебовский. -" Нашли тут тему для юмора. Команда будет такая... Гардемарины выясняют в порту когда прибывает ближайший американский почтовый пароход и где он обычно причаливает, там же покупаете мешок отборного крупного угля и привозите его сюда во Флориду. Сашка и Николя, вы снимаете здесь для нашего друга Джоржа комнату, в которой безвылазно ждете нас, изображая гулянку. Девиц для антуража тоже задействуйте и пусть Сашка подготовит из своих запасов пол дюжины хватких и смазливых сеньорит, который смогли бы нейтрализовать чесучового американца с почтовика. Ну а я отъеду в консульство, переговорить с полковником Жилинским. Всем ждать меня здесь, Джоржа никому не отдавать. Гарри Зубочистка, потом много лет вспоминал свою первую и последнюю поездку в Гавану и приятели завидовали ему белой и черной завистью одновременно. Сонмы прекрасных сеньорит уже в порту окружили Гарри своим вниманием. Они улыбались ему, пели, танцевали, игриво прижимались, все то время, пока услужливые носильщики, всего за пять центов волокли багаж к двум пролеткам, которые за такие же смешные деньги отвезли его в уютный кабачок с номерами на втором этаже. Ему отвели двухкомнатные апартаменты и хозяин беспрестанно кланяясь, сообщил что двух дневное пребывание в его заведении на всем готовом, включая сеньорит, будет стоить джентльмену из Америки, всего три доллара. Сквозь фейерверк рома и удовольствий Гарри успел еще подумать, каким же он был дураком, что разозлился когда Большой Босс вызвал его и велел доставить в Гавану посылку из двух кофров. Пока Бахус и Амур занимали все помыслы, время и силы Гарри, юнкера и гардемарины занимались его багажом. В двух рундуках находилось добрый пуд динамита и химические взрыватели. Грамотные Константиновские артиллеристы, быстро раскассировали адскую машину, но немного динамита в рундучках все-таки оставили, а Владимир и Сашка сделали из фосфорных спичек хитрющий, но очень простой запал, срабатывающий при открывании крышки. Корабль таким количеством не взорвешь, но без рук, а то и без головы любопытствующего, оставить было можно. Накануне Сашкины сеньориты, для которых секретов в порту не было, вызнали что один гринго с американского броненосца нанял двух мальчишек, которые должны были сообщить о том куда направится сеньор прибывший на пакетботе, одетый в белый костюм, желтую шляпу и с багажом в чемоданах и сумках обшитых шотландской тканью. Остальное было делом техники и количества песо, розданных местным Гаврошам и Коломбинам. Сеньориты четко сделали свое дело, а мальчишки следили за пирсом, пока катер с броненосца, не высадил взбешенного комэндера Зульда, не дождавшегося челнока с гонцом. Тут то гонцы и проявились и доложили что клиент только что отбыл в гостиницу, с компанией портовых проституток и за ним следят и как только он расположится где либо, то сразу доложит сеньору Американо. Вобщем время было достаточно для всего. В виду вновь открывшихся обстоятельств комэндер Зульд и баталер Джекобс, оказавшийся вторым собеседником из кают-компании, лично поехали в кабачок Флорида, за посылкой. На набережной Гаваны, стояли два Гардемарина и смотрели в бинокли на броненосец Мейн, куда двадцать минут назад причалил катер с комэндером и баталером. Их сухопутные друзья - юнкера, пробивались взятыми на прокат подзорными трубами, помнившими видимо еще Генри Моргана и Френсиса Дрейка. - " Та-а-а-ак " - сказал Сергей Пятигоров - " Забегали и похоже объявили пожарную тревогу, значит все в порядке " - Вечером этого же дня, примчавшийся во Флориду Джорж Маккензи, рассказал что в каюте баталера произошел небольшой взрыв и пожар. Баталеру Джекобсу оторвало кисть руки, а комэндеру Зульду повезло гораздо меньше, щепка от рундука, воткнулась ему прямо в глаз и сразила на повал. По кораблю ходят слухи, что баталер возил контрабандой оружие и взрывчатку для солдат Эльпидио Вальдеса и Зульд хотел его разоблачить, но неудачно вскрыл ящик с динамитом. Так что в штаты с баталер отправится под охраной в корабельном лазарете, а комэндером на леднике. Энсин дал своим русским друзьям отвальную и отбыл на свой корабль. А 15 февраля 1898 года в 21 час 40 минут по полудни, от броненосец Мейн отвалил корабль обеспечения и убыл в порт приписки, неся на себе одного арестованного и одно бездыханное тело. Через два дня, крейсер "Россия" тоже продолжил свой поход.Еще через сутки, "Три мушкетера" из Константиновского училища, на французском пароходе "Марсель" отбыли в Европу. А 23 февраля, в день который через двадцать лет будет точкой отсчета, еще одного исторического события, все Северо-американские газеты взорвались воплями ненависти. Испанские полицейские убили в Гаванском порту, двух американских моряков с броненосца Мейн. И робкие заявления Испанцев о том, что матросы ограбили ювелирную лавку, убив при этом хозяина и американские экипажи баркасов на причале, сами первые открыли огонь и убили трех полицейских, да и грабители были в штатском и вроде бы даже дезертировали с броненосца, никого не в чем не убедили. Лозунг - "Помни Мейн" и повсеместно нагнетаемый патриотический подъем, сделали Испано-американскую войну неизбежной. А Мейн всеравно подорвался на мине, возле порта Сантьяго-де-Куба. Потом. ПРИЛОЖЕНИЕ. Испано-американская война 1898года. Правительство У. Мак-Кинли после взрыва американского броненосца "Мэн" в Гаване 15 февраля 1898 (причины трагедии до сих пор не выяснены) и под предлогом поддержки национального восстания на Кубе (шедшая с 1895 года война за независимость Кубы) объявило войну Испании. В ходе боевых действий США захватили принадлежавшие Испании с XVI века Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины. Согласно Парижскому миру, завершившему войну, Испания отказалась от прав на все эти колонии, которые были объявлены "свободными государствами", однако под тем или иным контролем США. Гуам -- южный остров в составе Марианских островов, подчинявшихся генерал-губернатору Филиппин, был передан по Парижскому договору Штатам, а в феврале 1899 Испания продала остальные Марианские острова Германской империи. Впоследствии Куба и Филиппины получили юридическую независимость. Пуэрто-Рико и Гуам по-прежнему подчинены США, а после Второй мировой войны к их владениям прибавились и Северные Марианские острова (отнятые в 1914 у Германии и переданные тогда Японии, которая в свою очередь была "наказана" после следующей войны). В 1994 провозглашена независимость части Марианских островов -- Палау . В Испании поражение в войне стало болезненным ударом по национальному самолюбию, свидетельствующим об отсталости страны; поколение выросших в атмосфере поражения называется "поколением 98 года". К этому поколению принадлежал и 12-летний (в то время) король Альфонс XIII. Результаты войны сыграли роль в судьбах испанского языка в мире. С одной стороны, из-за перехода Филиппин под власть США испанский язык в XX веке почти полностью лишился позиций на Филиппинах (см. испанский язык на Филиппинах). С другой стороны, пуэрториканцы, получившие в 1917 американское гражданство, стали активно переселяться на континент и теперь составляют значительную часть испаноговорящего (Hispanic) меньшинства в крупных городах. Статистика Испано-американской войны

Страны

Население 1898 г.

Умерло от болезней

США
Испания
Всего
    -- Из них в бою было убито только 385 человек.
БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РОССИЯ"
Броненосный крейсер "Россия" строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером Н. Титовым. Заложен 20 мая 1895 года, спущен на воду в 1896 году, вступил в строй в 1897 году.
Водоизмещение крейсера 12195 т, мощность 18426 л. с., скорость хода 19.84 узла. Длина между перпендикулярами 144 м. ширина 20,9. среднее углубление 7,9 м. Дальность плавания 3800 миль, при максимальном запасе топлива 5700 миль.
Бронирование: борт - 127-203 мм, палуба - 51- 76. каземат - 127, рубка - 305 мм. Вооружение: 4-203-мм пушки, 16 - 152мм, 13-75-мм, 18-47-мм, 16-37мм пушек, 2 десантные пушки, 5 минных аппаратов.
В историю отечественного кораблестроения крейсер "Россия" вошел как первый боевой корабль с водотрубными котлами Бельвиля, с броней из цементированной стали и с одной из трех машин, предназначенной специально для экономического хода.
"Россия" отличилась во время русско-японской войны: действуя в составе отряда владивостокских крейсеров, она нанесла намалый урон японскому торговому флоту. В годы первой мировой войны крейсер успешно действовал на Балтике. На заграждении, поставленном "Россией" в январе 1915 года, подорвался германский крейсер "Газелле". Броненосец второго класса Мейн. USS Maine (ACR-1), стал первым кораблем военно-морского флота США, которому было присвоено имя штата Мэн.
Это был броненосец второго класса водоизмещением 6682 тонны, изначально конструировавшийся, как броненосный крейсер 1-го ранга.

Конгресс утвердил строительство корабля 3 августа 1886 года, киль был заложен 17 октября 1888 года на военно-морских верфях в Нью-Йорке. 18 ноября 1889 года броненосец спустили на воду, крестной матерью стала мисс Алиса Трейси Уилмердинг, внучка госсекретаря Бенджамина Трейси. 17 сентября 1895 года на корабле подняли флаг ВМФ США, и он вступил в строй действующих под командованием капитана Крауниншилда. История Строительство утверждено: 3 августа 1886
Киль заложен: 17 октября 1888
Спущен на воду: 18 ноября 1889
Вступил в строй: 17 сентября 1895
История: погиб в результате взрыва 15 февраля 1898
Основные характеристики:
Водоизмещение: 6682 тонн
Длина: 97 метров
Ширина: 17.4 метров
Осадка: 6.7 метров
Скорость: 17 узлов
Экипаж: 374 офицеров и рядовых
Вооружение: 4х250мм орудия главного калибра; 6х150мм орудий; мортиры; 4х350мм надводных торпедных аппарата.

Вступив в состав флота, броненосец нес свою службу в водах Восточного побережья США и Карибского моря. В январе 1898 года корабль направили в Гавану, Куба, для защиты американских интересов в связи с гражданскими волнениями и восстанием против испанского владычества. 15 февраля 1898 года в 21.40 вечера на борту броненосца раздался сильный взрыв, треть корабля, носовая его часть, практически была уничтожена. Позже следствие установило, что взорвалось более пяти тонн пороховых зарядов для орудий главного и вспомогательного калибров. Останки корабля погрузились на дно бухты. Большая часть экипажа в это время находилась в жилых отсеках, расположенных, за исключением кают комсостава, в носовой части. 260 человек погибли практически сразу, еще 6 скончались позже от полученных ранений. Командир корабля Сигсби и большинство офицеров уцелели, поскольку находились в корме. 28 марта военно-морской трибунал постановил, что причиной взрыва стала мина, которую подорвали под днищем корабля. От ее взрыва сдетонировал боекомплект в пороховых погребах броненосца. Яков Григорьевич Жили нский (15 марта 1853, Михайлов -- 1918) -- русский генерал от кавалерии. Со 2 мая 1898 состоял в распоряжении начальника Главного штаба, был военным агентом при испанской армии на Кубе во время испано-американской войны (1898). О своих наблюдениях представил интересный и подробный отчёт, в котором представил полную картину войны с выяснением причин поражений и неудач испанской армии. В 1899 был делегатом от военного министерствава на Гаагской мирной конференции. С 18 августа 1899 -- командир 52-го драгунского Нежинского полка. С 3 августа 1900 генерал-квартирмейстер, с 1 мая 1903 2-й генерал-квартирмейстер Главного штаба. С 4 марта 1914 назначен командующим войсками Варшавского военного округа и Варшавским генерал-губернатором. 19 июля 1914 назаначен Главнокомандующим армиями Северо-Западного Фронта. В 1915--1916 представлял русское командование в Союзном совете во Франции. Осенью 1916 отозван в Россию. После Октябрьского переворота, пытался выехать за границу, но был арестован и расстрелян.