Мы не слыхали про любовь. Общее понятие об обращении и основное правило его выделения

Комментарий
« И, полно, Таня! В эти лета».- Романтически настроенная барышня, какой рисуется Татьяна в третьей главе, и няня — немолодая крепостная женщина — говорят на разных языках и, употребляя одни и те же слова, вкладывают в них принципиально различное содержание. Употребляя слово« любовь»(«Была ты влюблена тогда?» — XVII, 14), Татьяна имеет в виду романтическое чувство девушки к ее избраннику. Няня же, как и большинство крестьянских девушек той поры, вышедшая замуж в 13 лет по приказу, конечно, ни о какой любви до брака не думала. Любовь для нее — это запретное чувство молодой женщины к другому мужчине(как в «Тихоне и Маланье» Л. Н. Толстого; этим объясняется выражение:
« Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь)».
Беседовать же о том, что составляет тему женских разговоров, с девушкой(тем более с барышней) неприлично, и няня обрывает разговор(«И, полно, Таня!»). Ситуацию социального и языкового конфликта в данном случае П остро ощущал и подчеркнул его в другом тексте: «Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? „По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь“. — Таковы страсти обыкновенны» В водевиле В. А. Соллогуба на вопрос романтической помещицы, «по страсти» ли выходят замуж ее крестьянки, староста отвечает: «Да вы, сударыня, сумлеваться не извольте. Вот хоша моя хозяйка, тоже шла за меня по страсти. Отец приневолил, высечь хотел»(Соллогуб В. А. Соч. СПб., 1855. С. 433).
« А было мне тринадцать лет"(няне) — «Законное положение для крестьян весьма порядочно сделано — женщине тринадцать лет, а мужчине пятнадцать к бракосочетанию положено, чрез что они по молодым своим летам, ввыкнув, во-первых, друг ко другу, а во-вторых, к своим родителям, будут иметь прямую любовь со страхом и послушанием»(Друковцев С. В. Экономический календарь… 1780. С. 125).
Для понимания этических оттенков разговора Татьяны с няней необходимо учитывать принципиальное различие в структуре крестьянской и дворянской женской морали той поры. В дворянском быту« падение» девушки до свадьбы равносильно гибели, а адюльтер замужней дамы — явление практически легализованное; крестьянская этика позволяла относительную свободу поведения девушки до свадьбы, но измену замужней женщины рассматривала как тягчайший грех. Каждая из собеседниц говорит о запретной и «погибельной» любви, понимая ее совершенно различно.
Упоминание того, что« Ваня моложе был»(6—7) своей невесты, указывает на одно из злоупотреблений крепостничества. Ср. в «Истории села Горюхина»: «Мужчины женивались обыкновенно на 13-м году на девицах 20-летних. Жены били своих мужей в течение 4 или 5 лет. После чего мужья уже начинали бить жен».

Евгений Онегин, роман в стихах. А. С. Пушкин.

« Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине».
— О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло… — «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»

— И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
« Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами читать и разбирать великое произведение Александра Сергеевича Пушкина. В прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот:
Итак...
Перескажу простые речи
Отца иль дяди старика,
Детей условленные встречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастной ревности мученья,
Разлуку, слезы примиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их под венец...
Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.

Тут у нас Александр Сергеич наводит лирику:-)

Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах...
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:



Всем понятно - грустить надо идти в сад. Это еще Сэм Саруэль, в смысле Сэр Самуэль Харрис в своих "Комических куплетах" всем доказал:-) Ланиты - это не то, о чем Вы подумали, а щеки. Хотя согласен, странная связь - приподнялась грудь, а потом щеки. Не может же быть, что щеки возлежали на груди, верно? В конце то концов, Татьяна Ларина у нас не бульдог...:-) Но мы отвлеклись от разговора....

"Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне".
- Что, Таня, что с тобой? - "Мне скучно,
Поговорим о старине".
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей,небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло... - "Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
"Да как же ты венчалась, няня?"
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

Однако отношение в связке невестка-свекровь в принципе не меняются несмотря на прошедшие века и возможные сословные дифференциации:-) А вообще нормальная такая крестьянская свадьба. Девушке (няне) 13, ее супругу - и того меньше. Друг друга не видели, родители сговорились через сваху и вперед! Каменный век, блин...:-(((
Расплести косу - одна из церемоний перехода во взрослую жизнь, элемент замужества, о чем мы с Вами уже говорили вот тут вот немного: . Но, продолжим....

И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня... -
"Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!.."
- Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... - "Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена"
- Дитя мое, господь с тобою! -
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

"Я влюблена", - шептала снова
Старушке с горестью она.
- Сердечный друг, ты нездорова. -
"Оставь меня: я влюблена".
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слез, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке
И все дремало в тишине
При вдохновительной луне.

А старушка то права...Нездоровая Татьяна..совсем. Сама себе внушила, начитавшись книг чего-то там..теперь ходит под луной - тоскует:-) Зря только старушку теребила. Кстати, я бы дослушал конец истории про жизнь няни с ее Иваном:-)

И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну...
Вдруг мысль в уме ее родилась...
"Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости". И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет.
И всё Евгений на уме,
И в необдуманном письме
Любовь невинной девы дышет.
Письмо готово, сложено...
Татьяна! для кого ж оно?

Да, такая интрига....Кому же письмо, а? Прям детектив...:-))

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума;
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда. 20
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы
Подобных дам видали вы.

Среди поклонников послушных
Других причудниц я видал,
Самолюбиво равнодушных
Для вздохов страстных и похвал.
И что ж нашел я с изумленьем?
Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь,
По крайней мере, сожаленьем,
По крайней мере, звук речей
Казался иногда нежней,
И с легковерным ослепленьем
Опять любовник молодой
Бежал за милой суетой.

Нет, посмотрите на Пушкина, а? В лучших традициях многосерийных сериалов, он на самом интересном месте начинает нам рассказывать о другом. Более того - просто хвастается, чтобы ему завидовали... Он видите ли немало красавиц "знавал". Мы в курсе его донжуанского списка. "Оставь надежду всяк сюда входящий" - строчка из Данте, однако почему сия надпись над дамскими бровями, сиречь на лбу - это большой вопрос.... :-) А еще мне понравилось выражение - "чистых как зима". Ах, Александр Сергеевич, милый......:-)))

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?



Ну как не простить милую девушку? Прощаем...:-)

Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим —
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем;
Сперва тщеславие кольнем
Надеждой, там недоуменьем
Измучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
А то, скучая наслажденьем,
Невольник хитрый из оков
Всечасно вырваться готов.

Есть ли у Вас план, мистер Фикс? Есть ли у меня план, есть ли у меня план...(с) И кстати, я понял, кто первые блогеры были. Еще в XIX столетии. Хладнокровные кокетки (главное, что не кокотки). Не верите? Посмотрите строчку - "Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем.." Наверное, вконтактик имелся ввиду:-)
Продолжение следует...
Приятного времени суток.


Знаете ли вы, сколько лет героям романа "Евгений Онегин" Пушкина? В этой статье представлены материалы о возрасте Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и Ольги Лариной. Информация в статье основана на научных работах известного литератора Юрия Лотмана (см. статья Ю. М. Лотмана «Внутренняя хронология "Евгения Онегина"»). ПЛЮС РАЗБОР ПОЛЕТОВ НЕРАВНОДУШНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ...
И ОНЕГИН БЫЛ ПРАВ, ОТКАЗАВ МАЛОЛЕТКЕ...

Смотрите: Все материалы по "Евгению Онегину" Сколько лет Евгению Онегину, Татьяне Лариной, Ленскому и Ольге в романе "Евгений Онегин"? (возраст героев)
1. Евгений Онегин На момент дуэли с Ленским Евгению Онегину 26 лет. В начале романа Пушкин также описывает период из жизни Онегина, когда ему было 18 лет: "...Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов..."
2. Владимир Ленский Владимиру Ленскому всего 18 лет, когда он погибает на дуэли с Онегиным: "...пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет..."
3. Татьяна Ларина Татьяне Лариной 17 лет, когда она пишеь письмо Евгению Онегину. Дело в том, что о возрасте Татьяны в романе не говорится ничего конкретного. Но Пушкин указывает возраст Татьяны в письме П. А. Вяземскому: "...Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя [...] если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!..." (Пушкин Вяземскому, 29 ноября 1824 г.)
4. Ольга Ларина Ольге Лариной около 16 лет на момент дуэли Онегина и Ленского. По словам исследователя Ю. М. Лотмана, Ольге не меньше 15 лет, когда она стала невестой Ленского: по правилам того времени Ольге не могло быть меньше, чем 15 лет. Следовательно, Ольге было около 16 лет, потому что она младше своей сестры Татьяны, которой 17 лет.

Но в следующей главе после письма Татьяны четко написано: "Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!" То есть на момент написания письма Татьяне было 13 или даже 12 лет... Но никак не 17...

Пушкин не предполагал чтение читателями писем ни Вяземскому, ни кому бы то ни было. На протяжении всего романа указан возраст Татьяны; 13 лет, когда пишет письмо, а скоро именины - 14 лет. Число 13 упоминается 2 раза (у Пушкина нет ничего случайного). Вопрос к оппонентам: неужели эти строки написаны про 17 девушку? Или с Пушкиным что-то не так? "Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды"

По тексту встречается упоминание письма 13-летней девочки, которая может быть только Татьяной. Не так уж мало, если вспомнить классическую историю 12-летней Джульетты и то, что в те времена замуж выходили рано. Могло Татьяне быть 13 лет? Могло. Далее имеется упоминание о "сне отроковицы", опять-таки отроковица согласно Далю - это возраст от 12 до 15 лет, то есть Татьяне максимум могло быть 15. Почему это важно? Потому что младшая ее сестра тоже должна была выйти замуж, за Ленского, а сколько же тогда ей было лет, если Татьяне было бы 13?
Автор сам точно называет возраст двух девочек. Одной из них, Татьяне 13 лет, а Ольге - 11. Ольга, несмотря на возраст в свои 11 сбежала с гусаром из дома. А Татьяна по тем меркам засиделась в девках. Ее отдали замуж в 16 лет, после того как отвезли в Петербург. Там она приглянулась старому генералу. Читайте 30-тилетнему. И все это время она помнила свою первую любовь.Через два года брака, в свои 18 лет она была княгиня, и знала правила хорошего тона. Как замужняя дама она игнорировала Онегина, чем заинтриговала беднягу.


И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет.
Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя:

Ужель та самая Татьяна?
Та ДЕВОЧКА... Иль это сон?
Та ДЕВОЧКА, которой он
пренебрегал в смиренной доле?»
Вам была не новость
Смиренной ДЕВОЧКИ любовь?

Дает отповедь герою сама Татьяна.

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

...получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел, подобно старой развратной обезьяне, погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну. И в конце свидания дал девочке добрый совет:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.

***
А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано?
В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя).

Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года. К моменту дуэли ему - без малого 18, ей - 12. А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте - и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский:

«Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста... Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!»

А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, - утверждает сексолог Котровский. - Семьи тогда были, как правило, многодетные - аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было.

Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха - как осенняя муха!)

В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать! Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал:

«В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 - 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 - 19 лет.
Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет.

Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 - 14 лет».


**

В русской литературе есть только одна героиня, которая по любви читателей приближается к Татьяне Лариной. Наташа из «Войны и мира» Льва Толстого.

Тоже дворянка. Девочку мы впервые встречаем в день ее именин. Влюбленная в офицера Друбецкого, она поймала Бориса в укромном месте и поцеловала в губы. Смущенный Борис тоже признался девочке в любви, но попросил больше не целоваться 4 года. «Тогда я буду просить вашей руки».

Наташа стала считать по тоненьким пальчикам: «Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать». Ей было 13.
Ситуация точь-в-точь как в «Евгении Онегине». Но она споров не вызывает. А в это время ее отец, граф Ростов, вспоминает в светской беседе, что их матери выходили замуж в 12 - 13 лет. "

«Куда? Уж эти мне поэты!» - Прощай, Онегин, мне пора. «Я не держу тебя; но где ты Свои проводишь вечера?» - У Лариных.- «Вот это чудно. Помилуй! и тебе не трудно Там каждый вечер убивать?» - Ни мало.- «Не могу понять. Отселе вижу, что такое: Во-первых (слушай, прав ли я?), Простая, русская семья, К гостям усердие большое, Варенье, вечный разговор Про дождь, про лён, про скотный двор...»

Я тут еще беды не вижу. «Да, скука, вот беда, мой друг». - Я модный свет ваш ненавижу; Милее мне домашний круг, Где я могу...- «Опять эклога! Да полно, милый, ради бога. Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль Увидеть мне Филлиду эту, Предмет и мыслей, и пера, И слез, и рифм et cetera?.. {См. перевод} Представь меня».-Ты шутишь.- «Нету». - Я рад.- «Когда же?» - Хоть сейчас. Они с охотой примут нас.

Поедем.- Поскакали други, Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины. Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой, ........................ ........................ ........................ ........................ ........................ ........................

Они дорогой самой краткой Домой летят во весь опор. 17 Теперь послушаем украдкой Героев наших разговор: - Ну что ж, Онегин? ты зеваешь.- - «Привычка, Ленский».- Но скучаешь Ты как-то больше.- «Нет, равно. Однако в поле уж темно; Скорей! пошел, пошел, Андрюшка! Какие глупые места! А кстати: Ларина проста, Но очень милая старушка; Боюсь: брусничная вода Мне не наделала б вреда.

Скажи: которая Татьяна?» - Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна.- «Неужто ты влюблен в меньшую?» - А что? - «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Владимир сухо отвечал И после во весь путь молчал.

Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье И всех соседей развлекло. Пошла догадка за догадкой. Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха: Иные даже утверждали, Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем, Что модных колец не достали. О свадьбе Ленского давно У них уж было решено.

Татьяна слушала с досадой Такие сплетни; но тайком С неизъяснимою отрадой Невольно думала о том; И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено. Давно ее воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,

И дождалась... Открылись очи; Она сказала: это он! Увы! теперь и дни и ночи, И жаркий одинокий сон, Всё полно им; всё деве милой Без умолку волшебной силой Твердит о нем. Докучны ей И звуки ласковых речей, И взор заботливой прислуги. В уныние погружена, Гостей не слушает она И проклинает их досуги, Их неожиданный приезд И продолжительный присест.

Теперь с каким она вниманьем Читает сладостный роман, С каким живым очарованьем Пьет обольстительный обман! Счастливой силою мечтанья Одушевленные созданья, Любовник Юлии Вольмар, Малек-Адель и де Линар, И Вертер, мученик мятежный, И бесподобный Грандисон, 18 Который нам наводит сон,- Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились.

Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов, Кларисой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя... Но наш герой, кто б ни был он, Уж верно был не Грандисон.

Свой слог на важный лад настроя, Бывало, пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. Он одарял предмет любимый, Всегда неправедно гонимый, Душой чувствительной, умом И привлекательным лицом. Питая жар чистейшей страсти, Всегда восторженный герой Готов был жертвовать собой, И при конце последней части Всегда наказан был порок, Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане, Мораль на нас наводит сон, Порок любезен, и в романе, И там уж торжествует он. Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы, И стал теперь, ее кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмот, бродяга мрачный, Иль Вечный Жид, или Корсар, Или таинственный Сбогар. 19 Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм.

Друзья мои, что ж толку в этом? Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес, И, Фебовы презрев угрозы, Унижусь до смиренной прозы; Тогда роман на старый лад Займет веселый мой закат. Не муки тайные злодейства Я грозно в нем изображу, Но просто вам перескажу Преданья русского семейства, Любви пленительные сны Да нравы нашей старины.

Перескажу простые речи Отца иль дяди-старика, Детей условленные встречи У старых лип, у ручейка; Несчастной ревности мученья, Разлуку, слезы примиренья, Поссорю вновь, и наконец Я поведу их под венец... Я вспомню речи неги страстной, Слова тоскующей любви, Которые в минувши дни У ног любовницы прекрасной Мне приходили на язык, От коих я теперь отвык.

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Погибнешь, милая; но прежде Ты в ослепительной надежде Блаженство темное зовешь, Ты негу жизни узнаешь, Ты пьешь волшебный яд желаний, Тебя преследуют мечты: Везде воображаешь ты Приюты счастливых свиданий; Везде, везде перед тобой Твой искуситель роковой.

Тоска любви Татьяну гонит, И в сад идет она грустить, И вдруг недвижны очи клонит, И лень ей далее ступить. Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты, Дыханье замерло в устах, И в слухе шум, и блеск в очах... Настанет ночь; луна обходит Дозором дальный свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. Татьяна в темноте не спит И тихо с няней говорит:

«Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». - Что, Таня, что с тобой? - «Мне скучно, Поговорим о старине». - О чем же, Таня? Я бывало, Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц; А нынче всё мне темно, Таня: Что знала, то забыла. Да, Пришла худая череда! Зашибло...- «Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?»

И полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь.- «Да как же ты венчалась, няня?» - Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели, Да с пеньем в церковь повели.

И вот ввели в семью чужую... Да ты не слушаешь меня...- «Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова!..» - Дитя мое, ты нездорова; Господь помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси... Дай окроплю святой водою, Ты вся горишь...- «Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена». - Дитя мое, господь с тобою! - И няня девушку с мольбой Крестила дряхлою рукой.

«Я влюблена»,- шептала снова Старушке с горестью она. - Сердечный друг, ты нездорова. «Оставь меня: я влюблена». И между тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы, И распущенные власы, И капли слез, и на скамейке Пред героиней молодой, С платком на голове седой, Старушку в длинной телогрейке: И всё дремало в тишине При вдохновительной луне.

И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну... Вдруг мысль в уме ее родилась... «Поди, оставь меня одну. Дай, няня, мне перо, бумагу, Да стол подвинь; я скоро лягу; Прости». И вот она одна. Всё тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет. И всё Евгений на уме, И в необдуманном письме Любовь невинной девы дышит. Письмо готово, сложено... Татьяна! для кого ж оно?

Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума; Дивился я их спеси модной, Их добродетели природной, И, признаюсь, от них бежал, И, мнится, с ужасом читал Над их бровями надпись ада: Оставь надежду навсегда. 20 Внушать любовь для них беда, Пугать людей для них отрада. Быть может, на брегах Невы Подобных дам видали вы.

Среди поклонников послушных Других причудниц я видал, Самолюбиво равнодушных Для вздохов страстных и похвал. И что ж нашел я с изумленьем? Они, суровым поведеньем Пугая робкую любовь, Ее привлечь умели вновь, По крайней мере, сожаленьем, По крайней мере, звук речей Казался иногда нежней, И с легковерным ослепленьем Опять любовник молодой Бежал за милой суетой.

За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? За то ль, что любит без искусства, Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным? Ужели не простите ей Вы легкомыслия страстей?

Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. Не говорит она: отложим - Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем; Сперва тщеславие кольнем Надеждой, там недоуменьем Измучим сердце, а потом Ревнивым оживим огнем; А то, скучая наслажденьем, Невольник хитрый из оков Всечасно вырваться готов.

Еще предвижу затрудненья: Родной земли спасая честь, Я должен буду, без сомненья, Письмо Татьяны перевесть. Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала, И выражалася с трудом На языке своем родном, Итак, писала по-французски... Что делать! повторяю вновь: Доныне дамская любовь Не изъяснялася по-русски, Доныне гордый наш язык К почтовой прозе не привык.

Я знаю: дам хотят заставить Читать по-русски. Право, страх! Могу ли их себе представить С «Благонамеренным» 21 в руках! Я шлюсь на вас, мои поэты; Не правда ль: милые предметы, Которым, за свои грехи, Писали втайне вы стихи, Которым сердце посвящали, Не все ли, русским языком Владея слабо и с трудом, Его так мило искажали, И в их устах язык чужой Не обратился ли в родной?

Не дай мне бог сойтись на бале Иль при разъезде на крыльце С семинаристом в желтой шале Иль с академиком в чепце! Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. Быть может, на беду мою, Красавиц новых поколенье, Журналов вняв молящий глас, К грамматике приучит нас; Стихи введут в употребленье; Но я... какое дело мне? Я верен буду старине.

Неправильный, небрежный лепет, Неточный выговор речей По-прежнему сердечный трепет Произведут в груди моей; Раскаяться во мне нет силы, Мне галлицизмы будут милы, Как прошлой юности грехи, Как Богдановича стихи. Но полно. Мне пора заняться Письмом красавицы моей; Я слово дал, и что ж? ей-ей Теперь готов уж отказаться. Я знаю: нежного Парни Перо не в моде в наши дни.

Певец Пиров и грусти томной, 22 Когда б еще ты был со мной, Я стал бы просьбою нескромной Тебя тревожить, милый мой: Чтоб на волшебные напевы Переложил ты страстной девы Иноплеменные слова. Где ты? приди: свои права Передаю тебе с поклоном... Но посреди печальных скал, Отвыкнув сердцем от похвал, Один, под финским небосклоном, Он бродит, и душа его Не слышит горя моего.

Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу. Кто ей внушал и эту нежность, И слов любезную небрежность? Кто ей внушал умильный вздор, Безумный сердца разговор, И увлекательный и вредный? Я не могу понять. Но вот Неполный, слабый перевод, С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейшиц Перстами робких учениц:

Письмо Татьяны
к Онегину

Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Всё думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно... нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное... Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю... Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи, Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором! Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке; Облатка розовая сохнет На воспаленном языке. К плечу головушкой склонилась. Сорочка легкая спустилась С ее прелестного плеча... Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет. Там долина Сквозь пар яснеет. Там поток Засеребрился; там рожок Пастуший будит селянина. Вот утро: встали все давно, Моей Татьяне всё равно.

Она зари не замечает, Сидит с поникшею главой И на письмо не напирает Своей печати вырезной. Но, дверь тихонько отпирая, Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. «Пора, дитя мое, вставай: Да ты, красавица, готова! О пташка ранняя моя! Вечор уж как боялась я! Да, слава богу, ты здорова! Тоски ночной и следу нет, Лицо твое как маков цвет».

Ах! няня, сделай одолженье.- «Изволь, родная, прикажи». - Не думай... право... подозренье... Но видишь... ах! не откажи.- «Мой друг, вот бог тебе порука». - Итак, пошли тихонько внука С запиской этой к О... к тому... К соседу... да велеть ему - Чтоб он не говорил ни слова, Чтоб он не называл меня...- «Кому же, милая моя? Я нынче стала бестолкова. Кругом соседей много есть; Куда мне их и перечесть».

Как недогадлива ты, няня! - «Сердечный друг, уж я стара, Стара; тупеет разум, Таня; А то, бывало, я востра, Бывало, слово барской воли...» - Ах, няня, няня! до того ли? Что нужды мне в твоем уме? Ты видишь, дело о письме К Онегину.- «Ну, дело, дело. Не гневайся, душа моя, Ты знаешь, непонятна я... Да что ж ты снова побледнела?» - Так, няня, право ничего. Пошли же внука своего.-

Но день протек, и нет ответа. Другой настал: всё нет, как нет. Бледна как тень, с утра одета, Татьяна ждет: когда ж ответ? Приехал Ольгин обожатель. «Скажите: где же ваш приятель?- Ему вопрос хозяйки был.- Он что-то нас совсем забыл». Татьяна, вспыхнув, задрожала. - Сегодня быть он обещал,- Старушке Ленский отвечал,- Да, видно, почта задержала.- Татьяна потупила взор, Как будто слыша злой укор.

Смеркалось; на столе блистая Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал; Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е .

И между тем душа в ней ныла, И слез был полон томный взор. Вдруг топот!.. кровь ее застыла. Вот ближе! скачут... и на двор Евгений! «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени, С крыльца на двор, и прямо в сад, Летит, летит; взглянуть назад Не смеет; мигом обежала Куртины, мостики, лужок, Аллею к озеру, лесок, Кусты сирен переломала, По цветникам летя к ручью, И задыхаясь на скамью

Упала... «Здесь он! здесь Евгений! О боже! что подумал он!» В ней сердце, полное мучений, Хранит надежды темный сон; Она дрожит и жаром пышет, И ждет: нейдет ли? Но не слышит. В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоды в кустах И хором по наказу пели (Наказ, основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели, И пеньем были заняты: Затея сельской остроты!».

Песня девушек

Девицы, красавицы, Душеньки, подруженьки, Разыграйтесь, девицы, Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песенку заветную, Заманите молодца К хороводу нашему. Как заманим молодца, Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной. Не ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать Игры наши девичьи.

Они поют, и с небреженьем Внимая звонкий голос их, Ждала Татьяна с нетерпеньем, Чтоб трепет сердца в ней затих, Чтобы прошло ланит пыланье. Но в персях то же трепетанье, И не проходит жар ланит, Но ярче, ярче лишь горит... Так бедный мотылек и блещет И бьется радужным крылом, Плененный школьным шалуном; Так зайчик в озиме трепещет, Увидя вдруг издалека В кусты припадшего стрелка.

Но наконец она вздохнула И встала со скамьи своей; Пошла, но только повернула В аллею, прямо перед ней, Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени, И, как огнем обожжена, Остановилася она. Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь.

Посвящается Галине Радциг, одному из моих самых читаемых авторов на Проза.Ру.

В романе Евгений Онегин можно обнаружить много интересных тем. О некоторых из них я уже писала в других своих произведениях. Здесь же хочу коснуться темы свободы и брака в том виде, в котором они прослеживаются в этом романе. Начать можно почти что с любого места, потому как в романе есть множество размышлений по этой теме, но я пожалуй начну с диалога Татьяны и её няни. Вот что говорит няня по этому поводу:

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
«Да как же ты венчалась, няня?»
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.

Вот по таком традиции заключались браки между крепостными крестьянами в старину. Ни мысли о любви, ни о свободе выбора тут даже и не было. Брак заключался не по решению молодых, но по традиции, или по экономической необходимости, нередко ещё даже до наступления половой зрелости. Это вызывает слёзы и скорбь няни. Татьяна, однако живёт в условиях более приближённых к современным. Молодых людей никто не принуждает к браку и они в праве сами выбирать себе партнёра. И что же? Лучше ли от того Татьяне?

«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»

Вот как! Условия совсем другие,никакого принуждения нет. Вступай в брак когда пожелаешь и с кем пожелаешь, живи и радуйся! Ho чувства у девушки всё те же. И няня горько плакала и Татьяна плакать и рыдать готова! Лучше ли кому-то стало оттого, что теперь молодым дана преполнейшая свобода в деле заключения брака?

И вспомнился мне также рассказ моего учителя по информатике из Бангладеша. Ему посчастливилось родится уже в наши дни в аграрной стране, где браки заключались примерно так же, как у Татьяниной няни в старину, то есть по договору между родителями. Когда же ему пришло время жениться то он заявил отцу, что не будет следовать этой средневековой традиции и найдёт для себя невесту он сам, на что отец его охотно благословил. Однако вскоре ему пришлось явится назад к отцу и просить его, чтобы отец нашёл ему подходящую невесту, потому как сам для себя он невесту найти так и не смог. Похоже беда заключается в том, что свободные, но неопытные люди очень часто оказываются неспособны самостоятельно вступить в брак.

B данном романе противопоставляется два типа мужчин: Онегин и Ленский, и два типа женщин: Татьяна и Ольга. У Ленского и Ольги всё казалось бы складывается идеально. У Татьяны и Онегина ничего не клеится на первый взгляд. Такие противоположные личности и такие противоположные ваимоотношения! Влияет ли тип личноcти на способность к вступлению в брак?

Ленский молод, полон гормонов, наивен, идеалистичен. Онегин - опытен, холоден, расчётлив, гибок в своих взглядах. Является ли один лучшим материалом для брака, чем другой? На первый взгляд казалось бы да, но на самом деле оказывается, что нет! Ни у того, ни у другого с браком ничего не вышло. Почему? Да потому что свободолюбивый мужчина не пригоден для брака, каким бы он ни был!

Теперь посмотрим на девушек. Опять две прямые противоположности. Одна красива, игрива, послушна, легкомысленна, типичный экстраверт. Вторая дика печальна, молчалива, типичный интроверт с трудом вступающий вообще в какие-либо отношения, даже малообщительный с матерью и отцом, даже не тешаший себя куклой, как субститутом общения с живым существом, да и очей бы ни чем особым не привлекла. Будут ли у такой трудности в общении с потенциальным партнёром? И безусловно будут! Вполне возможно что такая Татьяна только и способна вступить в брак по принуждению, что наконец и случилось. Означает ли это, что Ольга гораздо лучший материал для брака, чем Татьяна? На первый взгляд казалось бы, что да, но в конце-концов оказалось, что нет! Они обе удачно вышли замуж и были счастливы в браке. Похоже, что практически любая женщина создана для брака, какой бы она ни была!

И вот таким образом мы имеем двух свободных женщин, готовых и желающих вступить в брак и двyх свободных мужчин, питающих к ним самые нежные чувства. Должно ли из этой ситуации назреть два абсолютно свободных и полноправных брака? Очевидно, что всем окружающим кажется, что должно. И Ленскому с Ольгой "прочили венци друзья соседи, их отцы", и Татьяне прочили жениха в лице Онегина. Но на самом-то деле ничегошеньки не вышло ни у одной из этих пар. А почему? Да потому что мысли двух молодых свободных людей были совершенно где-то не там. И Ленский "не имел конечно охоты узы брака несть" и Онегин порешил, что "супружество им будет мука". Свободные молодые люди оказались абсолютно некудышным материалом для брака и двум сёстрам пришлось выходить замуж совсем не за них. Однако им повезло в том, что в то время была куча военных. И Ольге достался улан и Татьяна вышла замуж за генерала.

Bоенные люди, как и крепостные, не приучены к свободе. Они знают как делать вещи строго по расписанию. Они знают, что высшая доблесть - это следовать коммандам. Надо ложиться под пули - значит ничего не сделаешь, надо лечь! Должен жениться, ну и тем паче, значит женюсь! У военных как ни у кого развито чувство ответственности и долга, и если бы не они, то сидеть бы двум сёстрам до старости в девках.

Ну а как же складывается судьба у свободного человека? Такого истинно свободного, например как Онегин? С виду всё у него хорошо! И образован и умён и хорош собой, и богат и успех везде имеет, и знает как шикарно жить всегда в своё удовольствие. И что его ждёт в конце? Депрессия, одиночество, изоляция, разочарование.

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Избалованный и изнеженный своей свободой, он оказывается абсолютно никому не нужен, потому как для себя он уже поимел всё, а другим не хочет отдать ничего, eго жизнь очень скоро заходит в тупик. Он становится не нужен даже Татьяне, которая казалось просто помирала от любви к нему! Как такое могло произойти? Да очень просто, всё дело во времени. Когда Татьяна нуждалась в нём, он её отверг, она была ему не нужна. А когда она вышла замуж, то он вдруг понял, как она хороша и как она на самом деле нужна ему, но она-то уже без него обошлась! Вот что оказывается получается из взаимоотношений, когда человек старается вступить в них лишь по собственной воле, руководствуясь только тем, что нужно лично ему на данный момент: из них не получается ничего. Любые успешные взаимоотношения предполагают намерение обеих сторон служить не только своим интересам, но искренне заботиться об интересах других. С другой стороны Татьяна, которая начисто отказалась от личной свободы, вышла замуж не за того, кого любила, но за того, за кого было надо и ни смотря ни на что будет век ему верна, в конце оказывается победительницей. Она хороша, она княгиня, она любима, её ласкает свет. Пушкин, легендарный певец свободы, назвал её Идеалом (с большой буквы!). Автор показывает нам, что у свободы увы есть дорогая цена! Как будто автор призывает современного человека добровольно отказаться от этого сладкого яда, именуемого "свобода", который способен превратить даже такого подающего большие надежды молодого человека, как Онегин в абсолютный ноль, между тем как отказ от свободы, возвышает казалось бы ничем не приметную девочку Таню до уровня княгини. Cвобода, нам дана, но мы не можем её принять. Это только своего рода тест на зрелость. Человек познаётся в том, как он способен отказаться от личной свободы.


Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа

Как я с Онегиным моим.



Рецензии

Спасибо, Нина, за посвящение! Я засмущалась.
Приятно, что Вы читаете, то что я пишу и не просто читаете, а обдумываете, размышляете!

Теперь по поводу Вашего анализа темы брака.
Не буду анализировать прелести брака с военными(хотя как жене офицера в прошлом мне есть что сказать!).
Брак, в том виде, в каком мы его понимаем, давно уже пора отменить. Спросите у десяти девушек: зачем вам брак. Получите десять ответов: для счастья!!!
Брак нам дается совсем не для счастья(знал бы еще кто, что это такое!), а для возможности работы над собой и собственной душой. И кто работает старательно, у того все получается. А кто работать не хочет- получает, то, что получает.

Что касается конкретно Татьяны и Ольги, так тут совсем все просто. Не нужно им было замуж за Ленского и Онегина. Ибо те браки не дали бы им того урока, который они должны были пройти.

Вспомните Ольгу. Она очень быстро утешилась после гибели Ленского(и это тоже урок: или ВЕЧНО предаваться скорби, или жить дальше), вышла замуж за улана и укатила в далекие края. Зачем ей это нужно? Возможно, чтобы понять, что семейная жизнь не только смех, песни и пляски, а тяжелый труд в гарнизоне вдали от родственников. И все проблемы нужно решать самой, мамы и сестры рядом нет.
На улана можно не расчитывать Он Отечеству служит. В лучшем случае, принесет домой жалование... Так что, хочешь- не хочешь, придется ей стать самостоятельной и взять ответственность за качество жизни своей семьи на себя!

Чему научил бы Татьяну брак с Онегиным? Да ничему! Он ей все сказал в ответ на ее письмо: я ничего не хочу, а Вам следовало бы " учиться властвовать собой"... Татьяна урок приняла и усвоила.
Кстати, если Вы помните, у Татьяны-то, как раз, не было проблем с браком! Кто к ней только не сватался- не шла... И уступила только причитаниям матери. Ей самой брак был совершенно не нужен.

Она приобрела очень много в социальном и материальном плане с замужеством, но все это готова отдать" за беседку" в их старом саду, за полку книг.
Какие уроки проходит Татьяна? Она искренне благодарит Онегина за его отказ на ее чувства, она ни в чем его не обвиняет, она считает его благородным человеком: он поступил честно, не захотел жениться без желания. В сердце Татьяны нет злобы и обиды, она искренна с Онегиным.Урок смирения и прощения она прошла замечательно. А жизнь с уважаемым ею мужем научит ее терпимости, чувству долга. Значит, именно эти уроки и нужны ее душе.

А что же Онегин? У него тоже своя жизнь и свои уроки. И они оказались весьма полезными для него. Если раньше он считал, что он всегда хозяин положения, теперь жизнь показывает ему обратное. И это показывает СВОБОДНЫЙ ВЫБОР Татьяны. Она выбрала князя, это ее выбор. А он должен этот выбор уважать так же, как когда -то с уважением отпнеслась к его выбору Татьяна.

Выбор Татьяны- это ЕЕ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР. Ее ведь никто не к чему не принуждает. Она поступает вполне осознанно.
Вот, собственно, и все.
Так что классик нарисовал весьма полезную для нас картинку на тему " Счастье в браке"!

С наилучшими пожеланиями.

Спасибо, прочла и приписала к своему произведению следующий отрывок:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Похоже, что заканчивая это произведение автор решил положить конец Онегину в самом себе, отказаться от драгоценной для него личной свободы и добровольно вступить в брак, в брак, который увы, тоже не удался.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Так писал разочарованный собственным браком Пушкин несколько лет спустя. Какая прямая противоположность словам из Онегинского письма! Как, справедливо заметила Галина Радциг, возможно его ошибка и корень этого разочарования заключался в том, что поэт не понимал, что брак даётся нам не для счастья, но как тяжёлое, хоть и необходимое испытание.

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Хотя конечно тут ещё большой вопрос, а была бы Татьяна на самом деле счастлива, если бы Онегин не отказал ей, или получилась бы именно та картина какую он обрисовал в своей отповеди: "Что может быть на свете хуже семьи где бедная жена грустит о недостойном муже и днём и вечером одна." Очень трудно сказать, который из этих двух вариантов лучше.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.