Черный с синим оттенком сложное прилагательное. Сложные прилагательные. Примеры сложных прилагательных. Постановка учебной задачи

Вопрос:

Прочитайте. Образуйте сложный имена прилагательные, обозначающие цввета или оттенки цветов. Серебристый, белый; темный, каштановый; яркий, красный; светлый, желтый; бледный, розовый; черный, белый. Запишите составленные имена прилагательные. Составьте и запишите предложение,употребив в нем одно из сложных имен прилагательных.

Ответы:

Серебристо-белый; тёмно-каштановый; ярко-красный; светло-жёлтый; бледно-розовый; чёрно-белый. Этот фильм был очень старый, ещё чёрно-белый, но мне он очень нравился.

Серебристо-белый, темно-каштановый; ярко-красный; светло-желтый; бледно-розовый; черно-белый. На ней было платье ярко-красного цвета. Светло-желтый цыпленок пронзительно запищал.

Похожие вопросы

  • Помогите перевести пожалуйста правильно на английский язык. 1.Я предпочитаю чтение книг, вместо того чтобы пойти на вечеринку. Я считаю, что чтение книг играет важную роль в мышлении и развитии.Чтение помогает развивать память, воображение, получение знаний и увеличению словарного словарного запаса. 2.Я предпочитаю играть на музыкальном инструменте. Я играю на пианино. Это помогает в развитии мозга и открывает новые горизонты. Играя на пианино я получаю удовольствие. 3. Я слушаю как и классическую музыку, так и современную. 4.Люблю животных. Имею рыбок. 5.Я хожу не так часто в театр, но люблю туда ходить. 6.Довольно хорошо справляюсь в командных играх. 7.Я люблю науку 8. Я люблю посещать музеи.Культурная жизнь невозможна без посещения различных заведений. Также, как без этого невозможно духовное и личностное развитие человека. 9. К вечеринкам я отношусь спокойно, могу спокойно пропустить. 10.Я знаю многие имена актёров, актрис и продюсеров фильмов. Знаю такие понятия, как "Хороший" и "Плохой" фильм". Сама хочу стать режиссёром, поэтому интересуюсь фильмами. Очень нужна помощь.

Цель:

  • познакомить с основными случаями слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • учить находить и объяснять все типы написания, изученные; применять правила разных типов орфограмм; закрепить умения определять способы словообразования;
  • развивать умение актуализации полученных знаний;
  • воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

Оборудование: раздаточный материал, дополнительный материал, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка учебной задачи

Учитель: Что мы должны уяснить сегодня на уроке?

3. Актуализация знаний

– Какие прилагательные называются сложными? (Прилагательные, имеющие два корня, называются сложными.)

– С правописанием каких сложных частей речи мы уже знакомы? (Сложные существительные.)

– Как пишутся сложные существительные? (Слитно и через дефис.)

4. Работа по теме

Юго-западный ветер гнал сине-зелёные волны. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек в тёмно-зелёном водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело-розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Задание на 5: Найдите и выпишите все сложные прилагательные из текста.

Одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис .

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных?

Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное :

– Как образуются сложные имена прилагательные?

  • от сложных прилагательных :

Внимание! Прилагательное рыболовецкое образовалось не от сложного существительного рыболов , а из словосочетания ловец рыбы .

  • из словосочетания , в котором одно слово главное , а второе зависимое : рыболовецкий (ловец рыбы ).

Так же образовались: водонепроницаемый (непроницаемый (чем?) водой ), седобородый (борода (какая?) седая ), трёхмачтовый (три (чего?) мачты числительное три требует формы родительного падежа от существительного мачты ).

Прилагательное , которые образовались из словосочетаний , в которых одно слово главное , а другое зависимое , пишутся слитно.

  • из сочетания двух прилагательных, не зависящих друг от друга грамматически, каждое из которых можно использовать для определения одного и того же предмета: сине-зелёные волны (синие волны , зелёные волны ), тёмно-серый плащ (тёмный плащ , серый плащ ), бело-розовые облака (белые облака , розовые облака ).

Эти прилагательные пишутся через дефис .

Задание на 5: Как образовались выделенные прилагательные , как они пишутся и в какие ячейки их следует отправить?

Лесо*парковая зона, разно*цветные флаги , музыкально*развлекательная передача , северо*восточное направление .

Ответ :

Комментарий:

  • Северо-восточное от северо-восток. Сложные прилагательные ,
образованные от сложных существительных , пишущихся через дефис , пишутся через дефис .
  • Лесопарковая от лесопарк
  • (а не от лесной и парковый). Сложные прилагательные , образованные от сложных существительных , пишущихся слитно, пишутся слитно.
  • Разноцветные от разные цвета
  • (а не от разные и цветные). Сложное прилагательное образовалось из словосочетания : цвета (какие? ) разные, пишется слитно.
  • Музыкально-развлекательная
  • от музыкальный и развлекательный. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных , независимых друг от друга, пишется через дефис .

    Составление таблицы

    Пиши правильно!
    Слитно пишутся прилагательные , образованные от словосочетаний , в которых одно слово главное , а другое зависимое : железнодорожный (железная дорога), вагоноремонтный (ремонт вагонов), трёхметровый (три метра). Через дефис пишутся прилагательные , образованные от двух равноправных прилагательных , между которыми можно поставить союз и : горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый).

    Внимание! Прилагательные , обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис : изжёлта-красный .

    Прилагательные , образованные от сложных существительных , пишутся так же, как сложных существительных : водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).

    5. Подведение итогов

    У каждого из вас карточка со сложным прилагательным. Определите способ написания сложного прилагательного и приклейте свою карточку на соответствующую часть доски: слева – слитное написание, справа – дефисное написание

    Материалы к уроку:

    Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний (двух грамматически зависимых слов), пишутся слитно: белокаменный от белый камень ; вагоноремонтный от ремонт вагонов ; Сложные прилагательные, образованные от сочинительных сочетаний (двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и ), пишутся через дефис: бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый . Сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета, пишутся через дефис.
    белокаменный
    белокрылый
    белоствольный
    ближневосточный
    вагоноремонтный
    восьмиэтажный
    головокружительный
    громкоголосый
    дальневосточный
    двухъярусный
    девятиградусный
    деревообрабатывающий
    длинноногий
    добродушный
    железнодорожный
    кареглазый
    кофеварочный
    красногрудый
    краснознамённый
    краснощёкий
    кровожадный
    лесозащитный
    низкосортный
    перочинный
    правоохранительный
    пятиконечный
    светлоликий
    свободолюбивый
    североамериканский
    седобородый
    семилетний
    сизокрылый
    снегоуборочный
    среднеазиатский
    темнокожий
    теплолюбивый
    трёхметровый
    узколицый
    центральноафриканский
    чёрноволосый
    черноглазый
    четырёхмесячный
    шестислойный
    бархатисто-мохнатый
    безнадёжно-печальный
    берёзово-еловый
    берёзово-осиновый
    беспечно-весёлый
    бумажно-картонный
    варёно-копчёный
    вертолётно-десантный
    весенне-летний
    взлётно-посадочный
    вишнёво-малиновый
    воздушно-десантный
    глинисто-песчаный
    горько-сладкий
    горько-солёный
    дворцово-парковый
    дворянско-помещичий
    документально-исторический
    жеманно-капризный
    журнально-газетный
    кисло-сладкий
    лечебно-физкультурный
    осенне-зимний
    песенно-танцевальный
    пышно-зелёный
    робко-доверчивый
    солоновато-горький
    багрово-красный
    блёкло-лиловый
    голубовато-серый
    дымчато-синий
    золотисто-жёлтый
    золотисто-коричневый
    изжёлта-зелёный
    изжёлта-красный
    изумрудно-зелёный
    иссиня-белый
    кораллово-красный
    кроваво-красный
    матово-белый
    небесно-голубой
    нежно-зелёный
    оливково-жёлтый
    оранжево-жёлтый
    светло-бежевый
    серебристо-белый
    серо-буро-малиновый
    серо-коричневый
    сине-зелёный
    тёмно-лиловый
    фиолетово-чёрный
    ярко-жёлтый

    Сложные прилагательные, обозначающие стороны света, пишутся через дефис.

    северо-восточный
    северо-западный
    юго-восточный
    юго-западный

    Литература:

    1. 1С: школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы. Образовательный комплекс под редакцией О. И. Руденко-Моргун. ЗАО “1С”, 2006
    2. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2 частях. Часть 2. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1986.
    3. Русский язык: Справочник школьника / под ред. В.Славина. – М., 1995.
    4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1998.

    109. Прочитайте.

        Улыбнулись сонные берёзки,
        Растрепали шёлковые косы.
        Шелестят зелёные серёжки,
        И горят серебряные росы.
        (С. Есенин)

    • В какое время года и какой вы представили берёзку? Какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях?
    • Запишите по памяти. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.

    110. Прочитайте.

    Озерко заросло осокой. Посреди плавала... утка. У неё была... грудь, а... ... головка на... шее кончалась клювом, ... как шило.

      Слова для справок: маленькая, плоская, острым, тонкой, небольшое, белая, дикая.

    • Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. К какой части речи они относятся?
    • Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

    111. Прочитайте.

    Оранжевый..., большое..., синее..., тяжёлая..., тёплый..., узкая..., душистая..., приветливая..., сладкая..., громкий..., красивые..., отзывчивый..., прохладная... .

    • Докажите, что данные слова - имена прилагательные.
    • Подберите к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Запишите полученные словосочетания. Выделите окончания в именах прилагательных.
    • Какие из данных имён прилагательных обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру? Какие из них дают оценку предмету?

    при ве́тли во

    112. Прочитайте. Объясните, как найти среди однокоренных слов имена прилагательные.

    1. Жёлтый, желтеть, желток, желтоватый. 2. Зелень, зелёный, зелёненький, зеленеть. 3. Чистый, чистенький, чистота, чистить. 4. Слабость, слабеть, слабый, преслабый. 5. Высокий, высоко, высота, высотный.

    • В чём различие в лексическом значении слов жёлтый и желтоватый, слабый и преслабый, зелёный и зелёненький ?
    • Запишите только имена прилагательные.
    • К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? Подберите их.

    113. Прочитайте стихотворение.

        Красные маки, жёлтый песок.
        Зелёный зажёгся на ветке листок.
        Жук фиолетовый греет бока.
        Синяя плещет река в берега.
        Оранжевым солнцем согреты леса.
        А у скворца... голубые глаза.
        (В. Степанов)

    • Назовите имена прилагательные, обозначающие цвета радуги. Подберите к ним синонимы.
    • Выпишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Устно поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

    114. Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.

    Мартовское со..нце осв..тило п..ляну вес..ло затёнькала проворная с..ничка л..сная мыш.. пр..б..жала по снегу прыгнула на ель мал..нькая белочка еловая ветка сбросила сн..говую шапку.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая начало и конец предложений.
    • Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.
    • Найдите имена прилагательные. Каким членом предложения они являются? Подчеркните их волнистой линией.

    115. Прочитайте. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Спишите.

    Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Томская область, Уральские горы, город Нижний Новгород, Красная площадь, Московский Кремль.

    • Подчеркните в именах собственных заглавную букву.

    116. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, и брови ярко-ж..лтые . А клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные . А белая грудка кажется шёлковой - такая она гладкая и блестящая.

    (А. Иванченко)

    • Докажите, что это текст-описание.
    • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой целью употреблены имена прилагательные?
    • Прочитайте выделенные сложные прилагательные. Догадайтесь, как они образовались. Какие из них обозначают оттенки цветов?

    117. Прочитайте. Образуйте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета или оттенки цветов.

    Серебристый, белый; тёмный, каштановый; яркий, красный; светлый, жёлтый; бледный, розовый; чёрный, белый.

    Образец. Серебристо-белый, ... .

    • Запишите составленные имена прилагательные.
    • Составьте и запишите предложение, употребив в нём одно из сложных имён прилагательных.

    Кра́сная пло́щадь
    Мо ско́вский К ремль

    Значительную часть русской орфографии занимают правила дефисного, раздельного и слитного написания словоформ. Сложные прилагательные, примеры правописания которых будут приведены в статье, иллюстрируют правила орфографии русского языка.

    - что это?

    В лексическом арсенале русского языка есть простые слова, состоящие из одного корня, одной основы (синий, юный, красный, осенни й). Если слово состоит из нескольких основ или частей основ, то оно считается сложным. Сложные прилагательные, примеры которых даны ниже в таблицах, состоят из двух корней.

    Сложное слово: способы образования

    Образуются тремя основными способами: сложение, сращение, аббревиация.

    Сложные слова: способы образования
    Способ Описание Сложные существительные и сложные прилагательные: примеры
    Сложение Морфологический при котором сложное слово образуется путем слияния основ с помощью гласной (соединительная гласная О следует за твердыми согласными, гласная Е - за мягкими). шерстоткацкий, плотоядный, кровеносный, дальнеструйный
    Сращение Лексико-синтаксический способ: в сложное сливается целое сочетание слов без соединительных гласных. двухэтажный (из двух этажей), сорокадневный (из сорока дней), сумасшедший (с ума сошедший)
    Аббревиация Условно-фонетический способ: сложное образуется из сочетаний слов, но, в отличие от сращения, соединяются лишь части основ: слоги, буквы. универмаг, зарплата, КамАЗ, НАТО, ЕГЭ

    Сложные прилагательные: слитное написание

    Правописание сложных прилагательных подчиняется ряду правил орфографии, иллюстрируют их сложные имена прилагательные, примеры которых даны в таблицах ниже.

    При этом сложные прилагательные могут писаться через дефис и слитно или являться частью словосочетания, где прилагательное не часть сложного слова.

    Правописание сложных имен прилагательных
    Правило Сложные прилагательные: примеры
    Слитно
    1 При образовании сложного от сложного которое пишется слитно. нефтепровод - нефтепроводный, пароход - пароходный
    2 При образовании сложного прилагательного из подчинительного сочетания слов, в том числе из словосочетаний "существительное +прилагательное", называющих географические объекты. горнолыжный - горные лыжи, естественнонаучный - естественные науки, среднесуточный - средний за сутки; лысогорский - ягоднополянский - Ягодная Поляна
    3 Если обозначает научный термин или является специальным словом. чешуйчатокрылые, живородящие, млекопитающие, молочноконсервный, хлебопекарный, геологоразведочный
    4 Если первая часть сложного слова следующая: высоко-, выше-, глубоко-, густо-, круто-, крупно-, легко-, мало-, мелко-, много-, низко-, ниже-, остро-, плоско-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, трудно-, тяжело-, узко-, широко- . Если при таких элементах есть пояснительные слова, то написание раздельное. малоизученный (но: мало изученные студентами), трудновыводимый (но: трудно выводимые из организма), широкоизвестный (широко известный за границей)
    5 обще-, верхне-, средне-, нижне-, древне-, ранне-, поздне-. общепринятый, среднерусский, нижневолжский, древнеанглийский, раннеспелый, позднескифский

    Сложные прилагательные: написание через дефис

    Множество пишутся полуслитно. Правила постановки дефиса и сложные слова-прилагательные (примеры) даны в таблице ниже.

    Правило Сложные прилагательные через дефис: примеры
    Через дефис
    1 При образовании сложного имени прилагательного от сложного имени существительного, которое пишется через дефис. северо-западный - северо-запад, социал-демократический - социал-демократия, иссык-кульский - Иссык-Куль (но: заиссыккульский, так как есть приставка)
    2 Если прилагательное образовано от двух имен собственных, например, от двух фамилий или имени и фамилии. Исключением являются восточные фамилии. пушкино-гоголевский, лев-толстовский, жюль-верновский (но: джекичанская, хошиминский)
    3 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных слов (между ними можно поставить союз и или но ). выпукло-вогнутый, яблочно-сливовый, русско-китайский, экспрессивно-эмоциональный
    4 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных, но неоднородных слов. официально-деловой, электронно-вычислительный, сравнительно-исторический
    5 Если первая часть сложного слова - это военно-, народно-, массово-, учебно-, научно-. военно-юридический, народно-освободительный, массово-спортивный, учебно-методический, научно-технический
    6 Если прилагательное отражает оттенок цвета. серо-зеленый, желто-синий, глубоко-черный
    7 Сложные прилагательные-топонимы. Западно-Корейский, Северо-Осетинский, Южно-Уральский

    Словосочетание "наречие+прилагательное"

    Сложные слова - прилагательные, примеры которых даны выше, бывает трудно отличить от схожих словосочетаний.

    Так, морально-этическое - это прилагательное, а морально во спитанный - словосочетание, где к наречию можно задать вопрос: "В каком отношении?"

    Правописание сложных прилагательных: примеры из литературы

    В произведениях художественной литературы широко используются сложные прилагательные.

    Они позволяют точно описать объект, выделить его из окружения; они вносят в текст уникальность. Например, в рассказах И. А. Бунина множество индивидуальных эпитетов - сложных прилагательных: дымчато-лиловая даль, мутно-молочный туман, матово-бледная листва, сизокрылые орлы, нахально-красивая женщина, светло-золотые клены, худощаво-широкоплечий доктор, металлически-звонкие крики и другие.