Типичные реакции кислот солей оснований оксидов таблица. Типичные реакции кислот, оснований, оксидов, солей (условия их проведения). Получение основных оксидов

Понятие «оксиды» включает бесконечное разнообразие веществ: жидкие, например оксид водорода, или вода; твёрдые, например оксид кремния (IV) - песок и множество разновидностей кварца, среди которых халцедон и аметист, горный хрусталь и морион; газообразные, например оксиды углерода (IV) и (II) - углекислый и угарный газы.

По своим химическим свойствам все оксиды подразделяют на солеобразующие и несолеобразующие.

Несолеобразующих оксидов немного. В их состав входят элементы-неметаллы, например: оксиды азота (I) и (II) - N 2 O и NO, оксид углерода (II) - СО и некоторые другие.

Среди солеобразующих оксидов различают оксиды основные, кислотные и амфотерные. С последними вы будете знакомиться в 9 классе.

Основные оксиды - это такие оксиды, которым соответствуют основания.

Например,

К основным оксидам относят оксиды металлов с небольшими степенями окисления (+1 и +2), т. е. оксиды металлов IA и IIA группы Периодической системы Д. И. Менделеева, HgO, МпО и некоторые другие. Все основные оксиды представляют собой твёрдые вещества.

Типичные реакции основных оксидов

Лабораторный опыт № 27
Взаимодействие основных оксидов с кислотами

В пробирку поместите немного (объёмом со спичечную головку) порошка оксида меди (II). Отметьте его цвет.

Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете?

Поместите на стеклянную или фарфоровую пластину 1-2 капли полученного раствора, используя стеклянную палочку или пипетку, и выпарьте его. Что образовалось на стеклянной пластине?

Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций между оксидом меди (II) и серной кислотой.

Рис. 144.
Взаимодействие основного оксида с водой

Эта реакция протекает только в том случае, если образуется растворимое основание - щёлочь, поэтому CuO + Н 2 O ≠, так как Сu(ОН) 2 - нерастворим.

Рис. 145.
Взаимодействие кислотного оксида с водой
Лабораторный опыт № 28
Взаимодействие основных оксидов с водой

Налейте в две пробирки по 2-3 мл дистиллированной воды. Добавьте в каждую пробирку по 2-3 капли раствора фенолфталеина.

Поместите в 1-ю пробирку немного (не более половины спичечной головки) оксида кальция, а во 2-ю - оксида меди (II).

Перемешайте содержимое пробирок. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций.

Сформулируйте вывод о взаимодействии основных оксидов с водой.

К кислотным оксидам относят оксиды неметаллов:

а также оксиды металлов с большим значением степени окисления, например:

Лабораторный опыт № 29
Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами

Налейте в пробирку 2 мл известковой воды. Опишите раствор.

Используя трубку с тонко оттянутым концом, продуйте через известковую воду в пробирке выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные и ионные уравнения реакции.

В чём сущность реакции щёлочи с кислотным оксидом?

Однако эта реакция возможна только в том случае, если кислотный оксид растворим в воде. А если взять оксид кремния (IV), то реакция практически не пойдёт:

Лабораторный опыт № 30
Взаимодействие кислотных оксидов с водой

Налейте в 1-ю пробирку 2-3 мл дистиллированной воды, а во 2-ю - газированную воду (раствор оксида углерода (IV) в воде).

Поместите в 1-ю пробирку немного (на кончике шпателя) оксида кремния (IV). Добавьте в каждую пробирку по 2-3 капли раствора лакмуса. Перемешайте содержимое пробирок. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные уравнения проведённых реакций.

Сформулируйте вывод о взаимодействии кислотных оксидов с водой.

Ключевые слова и словосочетания

  1. Оксиды несолеобразующие и солеобразующие.
  2. Оксиды основные и кислотные.
  3. Типичные свойства основных оксидов: взаимодействие их с кислотами, кислотными оксидами и водой.
  4. Типичные свойства кислотных оксидов: взаимодействие их с основаниями, основными оксидами и водой.
  5. Условия протекания реакций кислотных и основных оксидов с водой.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

НЕКОТОРЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ

Основные характеристики элементарных частиц

Частица и ее обозначение

Масса

Заряд

Примечание

Протон - р+

Число протонов равно порядковому номеру элемента

Нейтрон - п 0

Число нейтронов находят по формуле: N=A-Z

Электрон - е

1:1837

Число электонов равно порядковому номеру элемента.

Максимальное (наибольшее) число электронов, находящихся на энергетическом уровне, можно определить по формуле: 2n 2 , где n - номер уровня.

Простые вещества

Металлы

Неметаллы

1.Твердые вещества (кроме ртути - Hg)

1. Твердые (сера - S, фосфор красный и фосфор белый - P4, иод - I2, алмаз и графит - С), газообразные вещества (Кислород - О2, озон - О3, азот - N2, водород - Н2, хлор - Сl2, фтор - F2, благородные газы) и жидкость (бром - Br2)

2. Имеют металлический блеск.

2. Не имеют металлического блеска (исключение составляют иод- I2, графит-С).

3. Электро- и теплопроводны

3. Большинство не проводят электрический ток (проводниками являются, например, кремний, графит)

4. Ковкие, пластичные, тягучие

4. В твердом состоянии - хрупкие

Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды

Наименование индикатора

Окраска индикатора

в нейтральной среде

в щелочной среде

в кислой среде

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Красная

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Желтая

Красно-розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Бесцветная

При растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струей в воду и перемешивать.

Номенклатура солей

Название кислоты (формула)

Название солей

Азотистая (HNO2)

Нитриты

Азотная (HNO3)

Нитраты

Хлороводородная (соляная) HCl

Хлориды

Сернистая (H2SO3)

Сульфиты

Серная (H2SO4)

Сульфаты

Сероводородная (H2S)

Сульфиды

Фосфорная (H3PO4)

Фосфаты

Угольная (H2CO3)

Карбонаты

Кремниевая (H2SiO3)

Силикаты

Карбонат кальция CaCO3- нерастворимая в воде соль, из которой морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела- раковины; фосфат кальция Ca3(PO4)2 - нерастворимая в воде соль, основа минералов фосфоритов и апатитов.

Вещества с атомной кристаллической решеткой : кристаллический вор, кремний и германий, а также сложные вещества, например такие, в состав которых входит оксид кремния (IV) - SiO2: кремнезем, кварц, песок, горный хрусталь.

Молекулярная кристаллическая решетка : HCl, H2O -полярные связи; N2, O3 - неполярные связи; твердая вода-лед, твердый оксид углерода (IV) - «сухой лед», твердые хлороводород и сероводород, твердые простые вещества, образованные одно- (благородные газы), двух- (H2,O2, Cl2,I2), трех- (О3), четырех- (Р4), восьмиатомными (S8) молекулами.

Химический анализ - определение состава смесей.

Особо чистые вещества - вещества, в которых содержание примесей, влияющих на их специфические свойства, не превышает одной стотысячной и даже одной миллионной процента.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Единица измерения

Масса (m)

Количество вещества (n)

Молярная масса (M)

Объем (V)

Молярный объем (V)

Число частиц (N)

Наиболее часто применяемая при изучении химии

моль

г/моль

л/моль

Число Авогадро

N= 6х10 23

В 1000 раз большая

кг

кмоль

кг/кмоль

м 3

м 3 /кмоль

6х10 26

В 1000 раз меньшая

мг

ммоль

мг/ммоль

мл

мл/ммоль

6х10 20

Классификация кислот

Признаки классификации

Группы кислот

Наличие кислорода в кислотном остатке

А)кислородные: фосфорная, азотная

Б)бескислородные: сероводородная, хлорная, бромоводородная

Основность

А)одноосновные: хлорная, азотная

Б)двухосновные: серная, угольная,сероводородная

В) трехосновные: фосфорная

Растворимость в воде

А) растворимые: серная, азотная,сероводородная

Б) нерастворимые: кремниевая

Летучесть

А) летучие: хлорная, азотная, сероводородная

Б) нелетучие: серная, кремниевая, фосфорная

Степень электролитической диссоциации

А) сильные: серная, хлорная, азотная

Б) слабые: сероводородная, сернистая, угольная

Стабильность

А) стабильные: серная, фосфорная, хлорная

Б) нестабильные: сернистая, угольная, кремниевая

Типичные реакции кислот

1. Кислота + основание = соль + вода (реакция обмена)

2. Кислота + оксид металла = соль + вода (реакция обмена)

3. Кислота + металл = соль + водород (реакция замещения)

4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль (реакция обмена)

Классификация оснований

Признаки классификации

Группы оснований

Растворимость в воде

А) растворимые (щелочи): гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид бария

Б) нерастворимые основания: гидроксид меди (II), гидроксид железа(II), гидроксид железа(III)

Кислотность (число гидроксогрупп)

А) однокислотные: гидроксид натрия (едкий натр), гидрокид калия (едкое кали)

Б) двухкислотные: гидроксид железа(II), гидроксид меди (II)

Типичные реакции оснований

1. Основание + кислота = соль + вода (реакция обмена)

2. Основание + оксид неметалла = соль + вода (реакция обмена)

3. Щелочь + соль = новое основание + новая соль (реакция обмена)

Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и воду, что нехарактерно для щелочей, например: Fe(OH)2 = FeO + вода

Типичные реакции основных оксидов

1. Основный оксид + кислота = соль + вода (реакция обмена)

2. Основный оксид + кислотный оксид = соль (реакция соединения)

3. Основный оксид + вода = щелочь (реакция соединения). Эта реакция протекает, если образуется растворимое основание - щелочь. Например, CuO + вода - реакция не протекает, т.к. гидроксид меди (II)- нерастворимое основание.

Типичные реакции кислотных оксидов

1. Кислотный оксид + основание = соль + вода (реакция обмена)

2. Кислотный оксид + основный оксид = соль (реакция соединения)

3. Кислотный оксид + вода = кислота (реакция соединения). Эта реакция возможна, если кислотный оксид растворим в воде. Например: оксид кремния (IV) практически не взаимодействует с водой.

Типичные реакции солей

1. Соль + кислота = другая соль + другая кислота (реакция обмена)

2. Соль + щелочь = другая соль + другое основание (реакция обмена)

3. Соль1 + соль2 = соль3 + соль 4 (реакция обмена: в реакцию вступают две соли, в результате ее получаются две другие соли)

4. Соль + металл = другая соль + другой металл (реакция замещения), нужно см. положение металла в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Правила ряда напряжений металлов

1.С растворами кислот взаимодействуют металлы, которые расположены левее водорода. Это распространяется на способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы. Например, медь из растворов ее солей можно вытеснять такими металлами, как магний, алюминий, цинк и др. металлами. А вот ртутью, серебром, золотом медь не вытесняется, т.к. эти металлы в ряду напряжений расположены правее, чем медь. Зато медь вытесняет их из растворов солей.

Первое правило ряда напряжений металлов о взаимодействии металлов с растворами кислот не распространяется на серную кислоту концентрированную и азотную кислоту любой концентрации: эти кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений как до водорода, так и после него, восстанавливаясь при этом до оксида серы (IV), NO и т.д. Например, при взаимодействии разбавленной азотной кислоты с медью получается нитрат меди (II), оксид азота (II) и вода.

2. Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений. Это правило соблюдается при выполнении условий:

Обе соли (до и после реакции - реагирующая и образующаяся) должны быть растворимыми;

Металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп I и II групп (для последней начиная с кальция) не вытесняют другие металлы из растворов солей.

Окислительно-восстановительные реакции

Восстановитель - атомы, ионы, молекулы, отдающие электроны.

Важнейшие восстановители : металлы; водород; уголь; оксид углерода (II) CO; сероводород; аммиак; соляная кислота и т.д.

Процесс отдачи электронов атомами, ионами и молекулами - окисление.

Окислитель - атомы, ионы, молекулы, принимающие электроны.

Важнейшие окислители : галогены; азотная и серная кислоты; перманганат калия и др.

Процесс присоединения электронов атомами, ионами и молекулами - восстановление.

Оксид - бинарное соединение химического элемента с кислородом в степени окисления −2, в котором сам кислород связан только с менее электроотрицательным элементом


Номенклатура оксидов

Названия оксидов строится таким образом: сначала произносят слово «оксид», а затем называют образующий его элемент. Если элемент имеет переменную валентность, то она указывается римской цифрой в круглых скобках в конце названия:
Na I 2 O – оксид натрия; Са II О – оксид кальция;
S IV O 2 – оксид серы (IV); S VI O 3 – оксид серы (VI).

Классификация оксидов

По химическим свойствам оксиды делятся на две группы:
1. Несолеобразующие (безразличные) – не образуют солей, например: NO, CO, H 2 O;
2. Солеобразующие , которые, в свою очередь, подразделяются на:
основные – это оксиды типичных металлов со степенью окисления +1,+2 (I и II групп главных подгрупп, кроме бериллия) и оксиды металлов в минимальной степени окисления, если металл обладает переменной степенью окисления (CrO, MnO);
кислотные – это оксиды типичных неметаллов (CO 2 , SO 3 , N 2 O 5) и металлов в максимальной степени окисления, равной номеру группы в ПСЭ Д.И.Менделеева (CrO 3 , Mn 2 O 7);
амфотерные оксиды (обладающие как основными, так и кислотными свойствами, в зависимости от условий проведения реакции) – это оксиды металлов BeO, Al 2 O 3 , ZnO и металлов побочных подгрупп в промежуточной степени окисления (Cr 2 O 3 , MnO 2).

Основные оксиды

Основными называются оксиды , которые образуют соли при взаимодействии с кислотами или кислотными оксидами.

Основным оксидам соответствуют основания.

Например , оксиду кальция CaO отвечает гидроксид кальция Ca(OH)2, оксиду кадмия CdO – гидроксид кадмия Cd(OH)2.

Химические свойства основных оксидов


1. Основные оксиды взаимодействуют с водой с образованием оснований.

Условие протекания реакции: должны образовываться растворимые основания!
Na 2 O + H 2 O → 2NaOH
CaO + H 2 O → Ca(OH) 2

Al 2 O 3 + H 2 O → реакция не протекает, так как должен образовываться Al(OH) 3 , который нерастворим.
2. Взаимодействие с кислотами с образованием соли и воды:
CaO + H 2 SO 4 → CaSO 4 + H 2 O.
3. Взаимодействие с кислотными оксидами с образованием соли:
СaO + SiO 2 → CaSiO 3

4. Взаимодействие с амфотерными оксидами:
СaO + Al 2 O 3 → Сa(AlO 2) 2

Кислотные оксиды

Кислотными называются оксиды , которые образуют соли при взаимодействии с основаниями или основными оксидами. Им соответствуют кислоты.

Например , оксиду серы (IV) соответствует сернистая кислота H 2 SO 3 .

Химические свойства кислотных оксидов

1. Взаимодействие с водой с образованием кислоты:
Условия протекания реакции : должна образовываться растворимая кислота.

P 2 O 5 + 3H 2 O → 2H 3 PO 4
2. Взаимодействие со щелочами с образованием соли и воды:

Условия протекания реакции : с кислотным оксидом взаимодействует именно щелочь, то есть растворимое основание.

SO 3 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + H 2 O
3. Взаимодействие с основными оксидами с образованием солей:
SO 3 + Na 2 O → Na 2 SO 4

Амфотерные оксиды

Оксиды, гидратные соединения которых проявляют свойства как кислот, так и оснований, называются амфотерными.
Например: оксид алюминия Al2O3, оксид марганца (IV) MnO2.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Разделение оснований на группы по различным признакам представлено в таблице 11.

Таблица 11
Классификация оснований

Все основания, кроме раствора аммиака в воде, представляют собой твёрдые вещества, имеющие различную окраску. Например, гидроксид кальция Са(ОН) 2 белого цвета, гидроксид меди (II) Сu(ОН) 2 голубого цвета, гидроксид никеля (II) Ni(OH) 2 зелёного цвета, гидроксид железа (III) Fe(OH) 3 красно-бурого цвета и т. д.

Водный раствор аммиака NH 3 Н 2 O, в отличие от других оснований, содержит не катионы металла, а сложный однозарядный катион аммония NH - 4 и существует только в растворе (этот раствор вам известен под названием нашатырного спирта). Он легко разлагается на аммиак и воду:

Однако, какими бы разными ни были основания, все они состоят из ионов металла и гидроксогрупп, число которых равно степени окисления металла.

Все основания, и в первую очередь щёлочи (сильные электролиты), образуют при диссоциации гидроксид-ионы ОН - , которые и обусловливают ряд общих свойств: мылкость на ощупь, изменение окраски индикаторов (лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина), взаимодействие с другими веществами.

Типичные реакции оснований

Первая реакция (универсальная) была рассмотрена в § 38.

Лабораторный опыт № 23
Взаимодействие щелочей с кислотами

    Запишите два молекулярных уравнения реакций, сущность которых выражается следующим ионным уравнением:

    H + + ОН - = Н 2 O.

    Проведите реакции, уравнения которых вы составили. Вспомните, какие вещества (кроме кислоты и щёлочи) необходимы для наблюдения за этими химическими реакциями.

Вторая реакция протекает между щелочами и оксидами неметаллов, которым соответствуют кислоты, например,

Соответствует

и т.д.

При взаимодействии оксидов с основаниями образуются соли соответствующих кислот и вода:


Рис. 141.
Взаимодействие щёлочи с оксидом неметалла

Лабораторный опыт № 24
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов

Повторите опыт, который вы проделывали раньше. В пробирку налейте 2-3 мл прозрачного раствора известковой воды.

Поместите в неё соломинку для сока, которая выполняет роль газоотводной трубки. Осторожно пропускайте через раствор выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

Рис. 142.
Взаимодействие щелочей с солями:
а - с образованием осадка; б - с образованием газа

Третья реакция является типичной реакцией ионного обмена и протекает только в том случае, если в результате образуется осадок или выделяется газ, например:

Лабораторный опыт № 25
Взаимодействие щелочей с солями

    В трёх пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ: 1-я пробирка - гидроксида натрия и хлорида аммония; 2-я пробирка - гидроксида калия и сульфата железа (III); 3-я пробирка - гидроксида натрия и хлорида бария.

    Нагрейте содержимое 1-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

    Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия щелочей с солями.

Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и воду, что нехарактерно для щелочей, например:

Fe(OH) 2 = FeO + Н 2 O.

Лабораторный опыт № 26
Получение и свойства нерастворимых оснований

В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата или хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди (II).

Примечание . Оставьте пробирки с полученным гидроксидом меди (II) для проведения следующих опытов.

Составьте молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции. Укажите тип реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?

Используя пипетку, поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и, используя тигельные щипцы, осторожно выпарьте его. Рассмотрите образующиеся кристаллы. Отметьте их цвет.

Составьте молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции. Укажите тип реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «участие катализатора» и «обратимость химической реакции».

Нагрейте одну из пробирок с полученным ранее или выданным учителем гидроксидом меди () (рис. 143). Что наблюдаете?

Рис. 143.
Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Составьте уравнение проведённой реакции, укажите условие её протекания и тип реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «выделение или поглощение теплоты» и «обратимость химической реакции».

Ключевые слова и словосочетания

  1. Классификация оснований.
  2. Типичные свойства оснований: взаимодействие их с кислотами, оксидами неметаллов, солями.
  3. Типичное свойство нерастворимых оснований: разложение при нагревании.
  4. Условия протекания типичных реакций оснований.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания