Образование ссср: причины, основные этапы, альтернативные проекты. Образование ссср (кратко) После Февральской революции

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В.И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству «. Лозунгу «единой и неделимой России «, исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений…

Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых…

Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия « советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье...

С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом « был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны…

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.

После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина — с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом, военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.

ЧЕТЫРЕ РЕСПУБЛИКИ ВМЕСТО ОДНОЙ ИМПЕРИИ

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на момент проведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

ВЫШЛО НЕ ПО-СТАЛИНСКИ

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение ) и создание федерации равноправных республик. Проект И.В. Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23-24 сентября 1922 г.

В.И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ИЛЬИЧА

5 - 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте «, когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью «, а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком «, еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик».

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР (ОДИН СОЮЗ ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ РЕСПУБЛИК)

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗССР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик»…

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;

б) изменение внешних границ Союза;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних государственных займов;

е) ратификация международных договоров;

ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

н) общее союзное законодательство о переселениях;

о) установление основ судоустройства и судопроизводства а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

п) установление основных законов о труде;

р) установление общих начал народного просвещения;

с) установление общих мер в области охраны народного здравия;

т) установление системы мер и весов;

у) организация общесоюзной статистики;

ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союз Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

…11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего, в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

Заместителей Председателя,

Народного Комиссара по Иностранным делам,

Народного Комиссара по Военным и Морским делам,

Народного Комиссара Внешней Торговли,

Народного Комиссара Путей Сообщения,

Народного Комиссара Почт и Телеграфов,

Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской Инспекции.

Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народного Комиссара Труда,

Народного Комиссара Продовольствия,

Народного Комиссара Финансов.

…13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

…22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

…26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

Съезды Советов в документах. 1917-1936. т. III. М., 1960

1917, ночь с 26 на 27 октября. Избирается II Всероссийским съездом Советов главой советского правительства - Председателем Совета Народных Комиссаров.

1918, начало июля. V Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию РСФСР, в которой уточнен статус поста Председателя Совнаркома, который занимает В.И.Ленин. 30 ноября. На пленарном заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утверждается Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, Совету предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны на ее оборону. Председателем Совета утверждается В.И.Ленин.

1920, апрель. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР под председательством В.И.Ленина.

1923, 6 июля. Сессия ЦИК избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома СССР. 7 июля. Сессия ВЦИК РСФСР избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома РСФСР. 17 июля. Создается Совет Труда и Обороны при Совнаркоме СССР под председательством В.И.Ленина.

История России. XX – начало XXI века. 9 класс Киселев Александр Федотович

§ 16. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

§ 16. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Национальная политика партии большевиков. Первая партийная программа, принятая РСДРП в 1903 г., признавала «право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства». Однако для большевиков главной политической задачей была социальная революция. Национальный вопрос был вторичен. Накануне Первой мировой войны во всех европейских странах наблюдался интерес к национальным проблемам, их теоретической и практической разработке.

В работе члена ЦК партии большевиков И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос» (1913) подчёркивалось право наций на самоопределение: «нация может устроиться по своему желанию» на началах автономии , вступить с другими нациями в федеративные отношения или «совершенно отделиться». По мнению автора, партия прежде всего обязана защищать интересы пролетариата, а не национальные интересы народов; главным является интернациональное сплочение рабочих.

«Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.) гарантировала «равенство и суверенность народов», их право на «свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». В условиях распада Российской империи и стремления наций к самоопределению большевики не рискнули реализовать план «единой интернациональной республики».

«Для нас важно не то, где проходит государственная граница, – говорил В. И. Ленин, – а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций». Большевики поддерживали советские правительства, образовавшиеся на окраинах бывшей Российской империи. Это позволяло им укреплять влияние в национальных районах, создавало благоприятные условия для успехов Красной армии, подрывало единый фронт антибольшевистских сил, способствуя победе в Гражданской войне.

В годы Гражданской войны шёл процесс самоопределения народов России. В декабре 1918 г. ВЦИК принял постановление о признании советских республик Эстляндии, Литвы и Латвии. После провозглашения в январе 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики впервые в истории белорусский народ обрёл собственную государственность. I Всеукраинский съезд Советов (декабрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Советскую Республику федеративной частью Российской Республики, которая тогда ещё не была конституирована как федерация. Только после изгнания из Украины белогвардейских войск и интервентов федеративные отношения между УССР и РСФСР были юридически и фактически восстановлены. В мае 1920 г. IV Всеукраинский съезд Советов принял решение «О государственных отношениях между УССР и РСФСР».

Вновь образованные независимые советские республики вступали с РСФСР в разносторонние отношения.

Самоопределение народов, входивших в состав РСФСР, шло в форме создания автономных республик. В апреле 1918 г. была провозглашена Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, в марте 1919 г. – Башкирская АССР, в мае 1920 г. – Татарская АССР и т. д.

Вопросами национальной политики занимался наркомат национальностей РСФСР (Наркомнац РСФСР), возглавляемый И. В. Сталиным.

Образование СССР. В докладе И. В. Сталина на X съезде партии было сказано, что «живым образцом и искомой формой государственного союза» является РСФСР – федерация республик, вошедших в состав РСФСР на правах автономии. Эту позицию он последовательно отстаивал.

Определённые противоречия в партийных верхах возникли в 1922 г., когда была образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) в составе Азербайджана, Армении и Грузии. Против создания Закавказской федерации в виде государственного союза выступала группа Буду Мдивани, её представители утверждали, что с созданием ЗСФСР Грузия и другие Закавказские республики утратят самостоятельность.

Образованная под председательством В. В. Куйбышева комиссия ЦК должна была решить вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик. Представители руководства Украины, Белоруссии и Закавказья предлагали оформить союз как конфедерацию , сохранив за союзными республиками «атрибуты национальной независимости». Иную позицию занимали сторонники автономизации, предлагавшие включить в состав РСФСР Украину, Белоруссию и другие независимые советские государства на правах автономных республик. Этот проект предлагала комиссия В. В. Куйбышева.

В. И. Ленин, ознакомившись с материалами комиссии, выступил против автономизации. В своём письме членам Политбюро он высказался за равноправное положение союзных республик в составе СССР. В соответствии с его указаниями пленум ЦК в октябре 1922 г. постановил: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза». Высшим органом нового Союза было предложено считать союзный ВЦИК, а исполнительным – союзный Совнарком.

Образование союзного государства. 30 декабря 1922 г. открылся I Всесоюзный съезд Советов, принявший историческое решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Принятые съездом Декларация и Договор об образовании СССР заложили конституционно-правовые основы нового Союза. В середине 1923 г. была разработана первая Конституция СССР. Её окончательный текст утвердили 31 января 1924 г.

Верховный орган государственной власти – съезд Советов – представляли делегаты городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей), что обеспечивало, как утверждали лидеры партии, руководящую роль рабочего класса по отношению к крестьянству. Избирательными правами наделялись только трудящиеся.

В перерывах между съездами верховную власть осуществлял Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Он состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался из представителей союзных республик, Совет Национальностей – из представителей союзных и автономных республик. Председателем ЦИК СССР был избран М. И. Калинин.

ЦИК формировал правительство – Совет народных комиссаров (СНК), чьи декреты и постановления были обязательны для исполнения на всей территории страны. СНК СССР состоял из руководителей наркоматов. Общесоюзные наркоматы существовали только в центре, объединённые – в центре и на местах (в республиках).

К 1926 г. в состав СССР входили: Россия, Украина, Белоруссия, три Закавказские республики – Грузия, Армения, Азербайджан, объединённые в ЗСФСР, Узбекистан и Туркмения.

По данным переписи населения 1926 г., в СССР проживало 185 наций и народностей.

Герб СССР

Высшие и центральные органы страны по Конституции СССР 1924 г.

Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.

Федерация (от лат. «союз, договор») – союз государств, основанный на договоре и учреждающий их законное единение.

Конфедерация – союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по отдельным вопросам.

Вопросы и задания

1. Какие принципы легли в основу национальной политики большевиков в годы Гражданской войны?

2. Пользуясь материалом параграфа, картой (с. 110 – 111) и схемой (с. 113), расскажите об образовании СССР и новой структуре органов государственной власти и управления.

3. Составьте кроссворд по материалу параграфа.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Образование СССР Победа в Гражданской войне сделала большевиков хозяевами почти на всей территории бывшей Российской империи. Правда, от нее «отвалился» существенный кусок в виде Польши, Прибалтики и Финляндии, но вся остальная территория контролировалась

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

автора Волобуев Олег Владимирович

§ 21. ОБРАЗОВАНИЕ СССР СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОИСК ФОРМ. Распад Российской империи и Гражданская война подорвали традиционные хозяйственные и культурные связи между различными регионами страны. Стали расти сепаратистские настроения (сепаратизм). Возникли

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Образование СССР В 1918–1921 гг. процесс объединения территорий бывшей Российской империи шел по двум направлениям:1) вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР;2) заключение двусторонних договоров между республиками и РСФСР.В марте 1918 г. была создана первая

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 16. ОБРАЗОВАНИЕ СССР Национальная политика партии большевиков. Первая партийная программа, принятая РСДРП в 1903 г., признавала «право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства». Однако для большевиков главной политической задачей была

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Образование СССР На исходе гражданской войны территория страны представляла собой, особенно на окраинах, конгломерат различных государственных и национально-государственных образований, статус которых определялся многими факторами: движением фронтов, состоянием

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ СССР После завершения революции ее итоги должны были быть оформлены в новые государственные формы. Необходимо было создать единую систему государственной власти на месте разнородных республик, образовавшихся в ходе революции.Власть во всех этих

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОБРАЗОВАНИЕ СССР Да здравствует СССР!Заявляя в своих программных работах о праве наций на самоопределение, большевики, тем не менее, после захвата власти не спешили предоставлять автономию всем без исключения национальным территориям. Если Польша и Финляндия быстро

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

16.2. Образование СССР Большевики понимали, что им нужно единое, сильное государство как оплот для развертывания будущей мировой революции и построения социалистического общества в собственной стране. Этому способствовали общие хозяйственные связи и исторически

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Образование СССР Важным событием начала 20-х годов является образование СССР, договор о создании которого был подписан 30 декабря 1922 г. Раскрывая эту тему, нужно обратить внимание на то, что советизация Украины, Белоруссии, Закавказских республик прошла при

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1922, декабрь Образование СССР Победа в Гражданской войне делала большевиков хозяевами почти на всей территории бывшей Российской империи, кроме Польши, Прибалтики и Финляндии. В органах власти бывших национальных окраин империи сидели коммунисты – члены РКРП(б),

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.3. Образование СССР Условием упрочения правящего режима стало и образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) 30 декабря 1922 г. Во многих отношениях оно имело формальный характер. Тотальная «советизация» России и ее прежних национальных окраин сказалась

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

106. РАСПАД СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ В условиях ослабления государственной машины вспыхнули тлевшие до этого времени межнациональные конфликты. Первым из них стал вылившийся в вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном спор о принадлежности Нагорного

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Образование СССР 4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В. И. Ленина были учтены комиссией ЦК РКП(б). Постановлением пленума ЦК партии о форме объединения независимых советских республик (октябрь 1922 г.) признавалась необходимость заключения

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Предпосылки объединения социалистических республик. После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).

В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик.

Принципы построения союзного государства. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным "Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Первый пункт этого документа гласил: "Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР..."

В. И. Ленин подверг "план автономизации" резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза. ЦК партии одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. Теперь первый пункт указанной резолюции звучал так: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза..."

Образование СССР. Первая Конституция СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Декабрьский съезд вошел в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей - и имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР.

В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.

В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной.

Национальная политика и межнациональные отношения. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера.

Одним из направлений национальной политики в 20-е гг. являлась так называемая "коренизация". Ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение. В то же время политика "коренизации" на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-х годах

Преодоление Советским государством дипломатической изоляции. Внешняя политика РСФСР, а затем и СССР носила двойственный характер. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов России, но с другой - самым тесным образом связывалась с претворением в жизнь идеи мировой революции, основной установки правящей коммунистической партии.

Первые международные акты - мирные договоры - были подписаны РСФСР в 1920 г. с государствами, еще недавно входившими в состав Российской империи: Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией.

Несмотря на яростное неприятие идеологии и практики большевизма, ведущие державы мира были вынуждены вступить в контакт с Советским государством. Экономические интересы оказывались превыше всего. В марте 1921 г. после длительных переговоров было заключено торговое соглашение с Великобританией. Вкраплением политических моментов характеризовалось советско-германское торговое соглашение, подписанное в мае 1921 г., по которому торговому представительству РСФСР передавались функции и дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. В течение 1921 г. Советское государство подписало торговые соглашения с Норвегией, Италией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии имелось 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Весной 1922 г. в Генуе (Италия) для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство.

Большевистское руководство решило использовать конференцию прежде всего в пропагандистских целях, для формирования образа пролетарского государства как государства миролюбивого, борющегося за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящен доклад наркома иностранных дел Г. В. Чичерина.

Однако руководителей стран Антанты интересовали иные проблемы. Они потребовали от Совнаркома уплаты всех государственных долгов царской России, возвращения иностранным предпринимателям национализированной собственности либо возмещения нанесенного ущерба. Сумма долгов составила 18,5 млрд. золотых рублей. Советская делегация выдвинула контрпретензии странам Антанты: возместить потери, связанные с интервенцией и экономической блокадой, в размере 39 млрд. золотых рублей. Достичь согласия сторонам не удалось.

Утром 16 апреля 1922 г. руководители иностранных делегаций узнали, что минувшей ночью русские и немцы встретились в предместье Генуи - Рапалло и заключили договор о восстановлении дипломатических отношений и экономических контактов. Заключение Рапалльского договора стало неприятным сюрпризом для стран-победительниц, расценивших его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства, в основе которых лежало ущемление правового положения Германии - побежденной державы, и изоляция России в целях предотвращения проникновения "коммунистической заразы" в другие страны.

"Полоса признания" СССР. По мере того как советская власть укрепляла свои позиции внутри страны, постепенно стабилизировалось положение СССР на международной арене. 1924-1925 гг. вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 г. между СССР и Великобританией были установлены дипломатические отношения. В том же году Советский Союз признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Мексикой.

"Полоса признания" Советского Союза была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции. На основании этого соглашения японские войска были эвакуированы с северного Сахалина и на этой части острова установлена советская власть. Лишь в 1933 г., позже других стран, юридического признания СССР удостоили Соединенные Штаты Америки.

Униженная Версальским договором Германия усматривала в партнерстве с СССР не столько политический, сколько экономический расчет. Отношения между странами не ограничивались только взаимовыгодной торговлей. Германия оказывала Советской республике большую техническую помощь. Особое значение имело военно-техническое сотрудничество. Заключение соглашений со странами Востока. Успешно строились отношения Советской республики со странами Востока, в которых набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Совнарком оказывал этим странам существенную материальную помощь. Более того, некоторые руководители партии, в частности Троцкий, считали, что необходимо повернуть знамя мировой революции на Восток, создать на Урале хорошо вооруженный корпус и бросить его на Индию и Афганистан. Однако Ленин не поддержал эту идею.

В 1921 г. РСФСР были подписаны договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией и Монголией, причем эти государства впервые в своей истории выступали как равноправные стороны дипломатических отношений. Вместе с тем большевики рассматривали эти договоры как своего рода мостик, который мог соединить рабочее движение на Западе с национально-освободительным движением на Востоке.

В мае 1924 г. были установлены равноправные дипломатические отношения между СССР и Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры между царской Россией и другими странами, в которых ущемлялись права Китая. СССР обязывался вывести с территории Монголии свои войска. Китайско-Восточная железная дорога была передана под совместное управление советской и китайской администрации и предназначалась только для коммерческих перевозок.

Дипломатические конфликты с западными странами. Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, еще недавно хозяйничавших на этих территориях. 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Д. Керзон предъявил СССР обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и в ультимативной форме потребовал в 10-дневный срок выполнения следующих условий: прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане; прекратить религиозные преследования в Советском Союзе; освободить английские рыболовные траулеры (арестованные, по утверждению Москвы, за ловлю рыбы в советских территориальных водах). Конфликт усугубился убийством в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В. В. Воровского.

Советское правительство расценило "ультиматум Керзона" как грубую попытку вмешательства в дела СССР и развернуло мощную антианглийскую пропагандистскую кампанию. По всей стране проходили многолюдные митинги и демонстрации. Начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи. Но в то же время, опасаясь дальнейшего нагнетания международной напряженности, СССР удовлетворил основные требования английской стороны.

Создание и деятельность Коминтерна. Налаживание связей с другими странами было лишь одним из направлений советской внешней политики. Другим, не менее значимым являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная организация, объединившая коммунистические партии разных стран - Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Первый (учредительный) конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. в Москве. На нем был принят Манифест, обращенный к пролетариям всего мира. Документ призывал рабочих объединиться на принципах пролетарского интернационализма в революционной борьбе за свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил видный большевистский деятель Г. Е. Зиновьев.

II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 г., констатировал: "Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата... Дело Советской России Коминтерн объявил своим делом". Красная Армия в это время рвалась к столице Польши. Как полагали лидеры большевиков, затем она вступит в другие страны Европы. Коминтерн заявил о возможности объединения советской России и советской Германии как первого шага на пути создания "федерации советских республик всего мира".

Однако уже в июле 1921 г. на III конгрессе Коминтерна В. И. Ленин подверг резкой критике сторонников "революционного наступления". И тем не менее, когда в 1923 г. ситуация в Германии вновь обострилась, Коминтерн принял решение "подтолкнуть" мировую революцию. В Германию была направлена бригада Коминтерна, выделены значительные денежные средства. Однако революционная волна в Германии быстро пошла на убыль. Попытки представителей Коминтерна стимулировать восстание в Руре, Саксонии, Гамбурге потерпели провал. Неудачей закончились и попытки поддержать сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии.

Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился в конце 1926 г., когда стало очевидным, что подобные попытки - не более чем авантюра. Зиновьев ушел в отставку. Его место занял Бухарин. Теперь во всех европейских странах Коминтерн стал усиленно создавать коммунистические партии, оказывать им материальную помощь, ставить во главе их послушных руководителей. Все коминтерновские структуры были переориентированы не на разжигание "пожара мировой революции", а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении других стран.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

1. Через месяц после окончания гражданской войны, 30 декабря 1922 г. на большей части бывшей Российской империи было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В состав СССР вошли четыре республики:

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
  • Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР);
  • Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР);
  • Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР - федерация Грузии, Армении и Азербайджана).

Официально СССР был оформлен как федерация равноправных республик. Однако на деле объединение носило формальный характер:

  • три республики — УССР, БССР и ЗСФСР — были искусственными государственными образованиями, созданными РСФСР с помощью военной силы (Красной Армии), и были сателлитами РСФСР;
  • во всех четырех государствах у власти была одна партия - партия большевиков, создавшая видимость национальных боль­шевистских партий.

Фактически созданный СССР был не союзом четырех государств, а новой формой существования возрожденной Российской империи. Трансформация Российской империи в СССР стала результатом ленинской национальной политики.

2. Впервые вопрос об устройстве будущей федерации встал еще до создания СССР - при подготовке проекта первой советской Конституции в 1918 г. Было выдвинуто два подхода, вокруг которых велись дискуссии:

  • план «автономизаици» И.В. Сталина, по которому Россия должна остаться единым и неделимым государством, но в котором желающим народам будет разрешено создавать автономии в рамках России;
  • план федерации В.И. Ленина, по которому все желающие народы должны получить независимость и государственность, а потом объединиться с Россией в равноправной федерации, где Россия будет одной из равных союзных республик.

3. Первоначально верх взял план И.В. Сталина. В результате, РСФСР была построена по плану Сталина, а СССР - по плану Ленина.

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. внутри России в соответствии с планом И.В. Сталина - первого наркома по делам национальностей, началось создание национальных автономий:

  • в 1918 г. была создана первая автономия - Трудовая коммуна немцев Поволжья;
  • затем в 1920 г. - Башкирская АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика);
  • Татарская АССР;
  • Калмыцкая АССР;
  • Киргизская АССР (в 1925 г. Киргизия была переименована в Казахстан, а Киргизией стала называться другая автономия)
  • иные автономии (Якутия, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др.). СССР уже строился по другому принципу - как федерация равноправных союзных республик (государств), где республики могут выйти из состава СССР и имеют одинаковый статус с другой республикой - РСФСР (по плану В.И. Ленина). Однако поскольку первые союзные республики (УССР, БССР и ЗСФСР) находились под полным контролем партии большевиков и РСФСР, в то время данные нормы были формальностью - это была демократичная с виду и привлекательная для будущих членов правовая оболочка по сути централизованного государства. С точки зрения ожидания мировой революции это была единственно правильная форма объединения. Будущие новые члены мировой социалистической федерации вряд ли бы стали вступать в состав России, в то время как форма Союза Советских Социалистических Республик уже в своем названии подразумевала мировой наднациональный характер новой федерации, которая со временем могла объединить весь мир.

4. Первая Конституция СССР, принятая в январе 1924 г., прак­тически скопировала устройство власти в РСФСР:

  • высшим органом власти в СССР становился Всесоюзный съезд советов;
  • его рабочим органом между съездами - ВЦИК (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет - советский «мини-парламент») СССР;
  • высшим исполнительным органом становился Совнарком - Совет Народных Комиссаров (правительство) СССР;
  • СССР, так же как и ранее РСФСР, объявлялся государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.

Данная система органов государственной власти (Съезд-ВЦИК-Совнарком) была в дальнейшем скопирована в конституциях всех союзных республик, которые были приняты в 1925 г. Кардинальные изменения системы государственной власти в СССР произошли в 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая, «сталинская» Конституция СССР:

  • такие органы ленинской поры, как Всесоюзный съезд советов и ВЦИК, были ликвидированы;
  • вместо них был создан Верховный Совет СССР, избираемый путем прямых и равных выборов;
  • сохранился Совнарком (Совет Народных Комиссаров) в качестве высшего исполнительного органа;
  • все граждане СССР наделялись равными правами (были исключены конституционные ограничения прав «эксплуататорских классов»);
  • по-прежнему провозглашались диктатура пролетариата и власть советов;
  • были продекларированы основополагающие права и свободы человека. Крупные изменения произошли в составе федерации - СССР:
  • началось увеличение численности союзных республик;
  • был конституционно закреплен ранее произошедший раздел ЗСФСР на Грузинскую ССР, Армянскую ССР и Азербайджанскую СССР;
  • конституционно закреплено ранее осуществленное по воле союзного и российского в одном лице руководства отторжение от территории РСФСР Средней Азии;
  • конституционно закреплено создание на данной территории пяти среднеазиатских союзных республик - Казахской ССР, Киргизской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР {ранее бывших автономиями РСФСР);
  • в итоге количество союзных республик увеличилось до 11.

Во всех 11 республиках как старых, так и новых в 1937 г. были приняты стандартные Конституции, во многом повторившие Конституцию СССР 1936 г. В союзных республиках создавались автономные республики, автономные области и автономные (первоначально - национальные) округа. Почти все народы СССР формально получили государственность различного уровня (от союзной республики (русские, украинцы, белорусы и др.) до автономного округа (чукчи, коряки, эвенки и др. Формально в Сибири была искусственно создана и еврейская автономная область, хотя основная масса евреев в ней не жила). Несмотря на внешнюю демократичность Конституции 1936 г. (которую советская пресса назвала «самой демократичной Конституцией в мире»), многие ее положения были фиктивны. В условиях сталинской тоталитарной диктатуры и репрессий соблюдение прав человека было полностью в руках государства, формальностью была роль Верховного Совета и прошедших под контролем партии «всенародных выборов» 1937 г., номинальным был и суверенитет союзных республик.

5. Следующие крупные изменения в составе советской федерации произошли в 1939 - 1940 гг.:

  • отторгнутые в 1939 г. от Польши земли Западной Украины и Западной Белоруссии были включены в состав соответственно УССР и БССР;
  • в 1940 г. в состав СССР вошло три новые республики - Латвия, Литва и Эстония;
  • в 1940 г. на территории отторгнутой от Румынии и перешедшей к СССР Бесарабии была создана Молдавская ССР;
  • в 1940 г. на небольшой территории Финляндии, перешедшей к СССР после советско-финской войны, и Карелии - автономии РСФСР, также была создана союзная республика - Карело-Финская ССР.

Во всех новых республиках по образцу Конституции СССР 1936 г. были приняты новые, «советские» конституции, сфор­мированы органы власти по советскому образцу (формальные Верховные Советы и Совнаркомы, подчиненные центру).

Таким образом, на момент начала Великой Отечественной войны в 1941 г. в состав СССР входило 16 союзных республик (в 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР и включена в РСФСР, союзных республик вновь стало 15). При создании новых союзных республик, многие из которых не «вступали» в состав СССР, а «отделялись» от территории РСФСР, границы проводились искусственно, без учета национального состава. Так, в составе Казахстана очутились значительные (северные) территории, заселенные этническим русским населением; населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах (Арцах) был передан Азербайджану; в состав Молдавской ССР вошли территории, заселенные русским и украинским населением (Приднестровье), и др. 6. Последние изменения в составе СССР произойти во время и после окончания Великой Отечественной войны:

  • 1 августа 1944 г., не без давления СССР, в состав СССР всту­пило независимое государство Тува - небольшое буддистское государство, расположенное рядом с Монголией;
  • вопреки общему правилу, вновь принятая республика Тува не приобрела статуса союзной - она была включена не в СССР (как вновь принятые государства), а в РСФСР в качестве Ту­винской АССР;
  • в 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в СССР по итогам войны, приобрела статус Калининградской области РСФСР; ее столица Кенигсберг была переименована в Калининград;
  • отошедшая от Чехословакии Закарпатская область вошла в состав УССР, также в состав УССР вошла Черновицкая область, которая была отторгнута от Румынии;
  • на востоке к СССР от Японии перешли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ставшие Сахалинской областью РСФСР.

После этого процесс оформления территории СССР завершился. Больше территория СССР не расширялась, несмотря на имевшиеся возможности.

Советский Союз отдал Китаю Порт-Артур, возвращенный СССР после второй мировой войны, воспрепятствовал вступлению в СССР в качестве двух новых союзных республик Монголии и Болгарии, к чему руководство этих стран стремилось (1973 г.).

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР:

  • фактически была не новым документом, усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции СССР 1936 г.;
  • кардинальным отличием данной Конституции от прежней были отказ от диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством;
  • в самое начало Конституции была перенесена статья о руково­дящей роли Коммунистической партии (6-я статья);
  • подтвердила прежнюю систему органов госвласти - Верховный Совет СССР, Президиум ВС, Совет министров СССР;
  • подтвердила существовавшее национально-государственное устройство СССР - 15 союзных республик, автономные республики, области, округа в составе союзных республик, области и края;
  • также в Конституции 1977 г. была сохранена статья о праве выхода союзной республики из состава СССР, хотя в то время эта статья была уже полной формальностью. Фактическим руководителем СССР был Генеральный Секретарь ЦК КПСС. В областях прямое руководство (в том числе всеми другими органами) осуществляли первые секретари обкомов КПСС. При всей громадной власти Генерального секретаря ЦК КПСС, первых секретарей обкомов, эти должности не были предусмотрены в Конституции. В СССР сложилась ситуация, ко­гда неконституционные органы руководили конституционными. Начиная с послевоенного времени, особенно в 1970 - 1980-х гг., в СССР проводилась политика стирания национальных различий. Все жители СССР на Западе стали восприниматься как «русские». Л.И. Брежневым и советскими идеологами было заявле­но, что в СССР сложилась новая общность - «советский народ».
Читайте также:
  1. Американская революция, ее особенности. Декларация независимости 1776 г. Образование США.
  2. Аммиак (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита).
  3. Б.П.Юсов (полихудожественное образование в системе допол. образования)
  4. Билет 25.Образование революционных партий в России. Их программные и тактические установки.
  5. Билет 26.Первая российская революция. Ее причины, характер, особенности. Основные этапы и значение.
  6. Билет 27.Образование либеральных и монархических партий в России, их программные и тактические установки.
  7. Билет № 24 Конституция РФ о федеративном устройстве России.
  8. Билет № 8 Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.

По мере завершения гражданской войны возникла необходимость конституционного урегулирования отношений между советскими республиками. РСФСР занимала 92% территории, на которой проживало 70% населения будущего Союза Советских республик. Остальную территорию занимали советские республики: Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, в которую в 1922 г. объединились Азербайджан, Грузия, Армения. Существовали также Дальневосточная республика со столицей в Чите и две среднеазиатские народные республики - Хорезмская и Бухарская.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с белым движением и интервенций между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации.

В 1920-1922 гг. все советские республики подписали с РСФСР и между собой двусторонние соглашения, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в хозяйственной деятельности, дипломатии. В соответствии с ними стороны соглашались на военный и финансово-экономический союз. Подлежали объединению военные силы и командование, органы, контролирующие экономику и внешнюю торговлю, органы снабжения, железнодорожный и водный транспорт, почта и телеграф, финансы.

Таким образом, складывалась ситуация, когда формально республики имели право руководить своей политикой, а фактически были лишены права самостоятельно вести ее. Москва постоянно вмешивалась во внутренние дела республик, в связи с чем постоянно возникали конфликты между центром и республикой.

В январе 1922 г. нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин предложил объединиться с братскими республиками. Несогласованность и острые разногласия при решении ряда вопросов проявились из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между центральной и республиканскими властями.

В.И. Ленин в сентябре 1922 г. предлагает проект создания союзного государства (Союза Советских Республик Европы и Азии- СССР) на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти. Полное равноправие, искренность, взаимоуважение, дружба, братское сотрудничество и взаимопонимание - вот на чем, по его мнению, должны были быть основаны межнациональные отношения в стране.



30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное оставалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР), состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Формально новое государство создавалось как федерация суверенных республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее.

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принимает первую Конституцию СССР , в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г.



Конституция была всецело посвящена принципам построения первого в мире социалистического союзного многонационального государства. Она законодательно закрепила полное правовое равенство всех народов СССР и их суверенитет. Были утверждены Государственный Флаг, Герб и столица СССР.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, её территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. В исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля; решения по вопросам войны и мира; организация и руководство вооружёнными силами; общее руководство и планирование экономики и бюджета; разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Основной закон СССР 1924 г. отличался от последующих советских конституций тем, что в нём не было характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, об избирательном праве, о местных органах власти и управления. Все эти вопросы определялись республиканскими конституциями, принятые в 1924-1925 гг.

В 1920-1930-е годы число союзных республик в составе СССР увеличивается. В 1924-1925 гг. в состав СССР в качестве союзных вошли Узбекская и Туркменская республики. Казахстан и Киргизия получают статус автономных республик в рамках РСФСР, а Таджикская автономная республика становится частью Узбекской ССР. По Конституции 1936 г. в состав СССР входили как союзные советские социалистические республики Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. В 1940 г. с присоединением Прибалтики и Бессарабии в СССР вошли Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская союзные республики.

Образование СССР не было только навязанным руководителями большевистской партии. Для объединения народов России в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные причины. 185 наций и народностей, проживающих на территории бывшей Российской империи, связывали общность исторических судеб, единая хозяйственная система, веками складывающееся разделение труда, общероссийский рынок, тесные культурные контакты.