Сколько раз очумелов менял решение. Продолжение работы с текстом. V. Домашнее задание

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели: Образовательная : дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.

  • Развивающая : развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.
  • Воспитательная : формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
  • Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Постановка цели урока

    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1 , см. Приложение 1 )

    Запись темы урока в тетради

    III. Первичное восприятие текста

    – Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

    Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

    – А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

    – Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

    – Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

    – Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы ? (Слайд 2 )

    Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

    – Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

    – Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

    IV. Анализ рассказа

    – Назовите действующих лиц рассказа.

    – Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

    – Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

    – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

    – Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4 )

    – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

    – Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

    – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

    – Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

    – Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

    – Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

    Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным .) (Слайд 5 )

    – А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

    – Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

    – Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

    Зачитайте рассуждения Очумелова.

    – С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

    – А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

    – Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

    – Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

    – Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

    – Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6 )

    – Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать .

    – Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

    – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

    – А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

    – То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон -? (Ни разу.)

    – А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

    – О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

    – Как ведет себя толпа ? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

    – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7 )

    – В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

    – Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

    – Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

    Записать определение в тетрадь

    – А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8 )

    V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

    – Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

    – Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

    Работа в группах (Слайд 9 )

    Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

    Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

    Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

    Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

    Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

    Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

    Ассоциативные ряды:

    Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
    Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
    Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

    Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

    III группа

    Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

    Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

    Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

    Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

    Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

    Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

    Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

    – Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

    – Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10 ):

    Приемы создания комического в рассказе:

    1) Художественные детали (пример).
    2) “Говорящие” фамилии (пример).
    3) Речевая характеристика персонажей.
    4) Особенности композиции.

    – Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

    VII группа

    Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)

    – Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

    VI. Чтение рассказа по ролям

    VII. Подведение итогов

    – Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
    – Чему нас учит рассказ?
    – Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
    – Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

    VIII. Домашнее задание: (Слайд 11 )

    1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
    2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.

    Урок литературы в 7 классе

    «Хамелеон». Мастерство Чехова-сатирика. Диалоги, «говорящие» фамилии как средство характеристики героев

    Цели:

      показать роль художественной детали в раскрытии характеров героев произведения, определить особенности стиля Чехова;

      развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся;

      воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

    Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки Эпиграф: «Победа из побед – победа над собой»

    Организационный момент.

    Вводно-мотивационная часть.

    Слово учителя.

    Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон».

    Литературный диктант.

      Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)

      Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)

      Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)

      Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)

      Как звали городового? (Елдырин.)

      Во что был одет Очумелов? (В шубу.)

      Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

    Анализ произведения.

    Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.(Каждую деталь записывают в тетради)

      Где происходят события? (выборочное чтение).

    Словарная работа.

    Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

      Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках идете через базарную площадь. Кругом тишина. Вдруг… Какая картина разворачивается среди тишины? (творческий пересказ от имени Очумелова).

      Как выглядит Хрюкин? О чем говорит его внешний вид?(выборочное чтение)

    Чтение по ролям диалога .

      Сколько раз Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину и решение о судьбе собаки? От чего это зависит?

      Почему у нас не вызывает сострадания потерпевший Хрюкин? Каким человеком он нам представляется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

    Словарная работа.

    Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.

      Дело происходит летом, в жару. Тогда же зачем Очумелов в новой шинели? Почему он ее то снимает, то снова надевает?

      Как ведет себя толпа? Почему она смеется не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает ее положение Хрюкина?

      Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.

    Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа - люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

    «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке » - это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).

    «Елдырин - рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником », он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.

    «Золотых дел мастер Хрюкин » - вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении).

    Генерал Жигалов - внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.

    Владимир Иванович Жигалов - брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.

    Остальные персонажи: Прохор - генеральский повар, люди из толпы и - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса ».

    Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?

    А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?

    Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки)

    Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду.)

    Выводы:

    Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

    В чем смысл эпиграфа?

    Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.

    Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

    Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

    Учитель. Еще какими способами раскрывается образ героя?

    Ученик. Его поступками.

    Учитель. Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

    Ученик. 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.

    Учитель. Как меняется тон его высказываний?

    Ученик. 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

    Учитель. В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник. Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

    Ученик. В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

    Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

    Ученик. Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

    Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

    Ученик. Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

    Учитель. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании?

    Ученик. Нет, не одинок. Хрюкин похож на него.

    Учитель. Какие еще детали вы заметили, и какие функции они выполняют в произведении?

    Ученик. Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

    Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

    Давайте рассмотрим еще две иллюстрации к рассказу, относящие к отмеченным выше деталям.

    IV. Итог урока.

    Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

    Учитель выставляет оценки учащимся за работу.

    V. Домашнее задание.

    1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

    2. Определить художественные приемы, использованные писателем в создании характеров Хрюкина, Елдырина.

    Вариант 2

    1. Специальная методика преподавания литературы является самостоятельной наукой, потому что:

    а) решает специфические задачи;

    б) имеет свой предмет исследования;

    в) взаимодействует с другими науками;

    а) Иван Фёдоров;

    б) М.В. Ломоносов;

    в) Н.И. Новиков.

    3. Методисты-словесники XIX века А.Д. Галахов, П.Е. Басистов, Л.И. Поливанов являлись представителями одного из направлений методики литературы:

    а) культурно-исторического;

    б) академического;

    в) воспитательного.

    4. Известный учёный В.В. Голубков (1880-1968) является автором:

    а) Методики преподавания литературы;

    б) Грамматики;

    в) Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы

    5. В основе определения этапов изучения литературы в школе лежат:

    а) специфика литературного материала;

    б) периоды развития школьников;

    в) концентричность в построении программ.

    6. Программы по литературе X-XI классов построены:

    а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

    б) по линейному принципу и на хронологической основе;

    в) на историко-литературной основе.

    7. В программы по литературе V-VII классов включены:

    а) три варианта произведений: для чтения, обзоров и самостоятельного изучения;

    б) разделы для самостоятельного чтения;

    в) занятия по внеклассному чтению.

    8. Во второй половине XIX века большой вклад в развитие методики внесли:

    а) А.Д. Алферов, Н.М.Соколов, Н.А.Котляревский, Д.Н.Овсянико-Куликовский.

    б) А.Н. Веселовский, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, В.И. Водовозов.

    в) С.А.Венгеров, М.А. Рыбникова, Н.И.Кудряшев, Г.Гуковский, В.В.Данилов.

    а) запланированным количеством часов, особенностями школьной программы рекомендациями методистов и учителей-новаторов;

    б) спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся;

    в) избранным путем анализа, формами и видами организации учебного материала, методами и приемами обучения.

    а) выяснение общего смысла произведения;

    б) характеристика системы образов произведения;

    в) знакомство с литературоведческой теорией.

    11. Основная цель заключительных занятий по изучению произведения:

    а) повторить и закрепить предыдущий ход разбора текста;

    б) обобщить и повторить пройденный материал;

    в) обобщить, создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения.

    12. Какой вид чтения можно проводить только после анализа сюжета всего произведения:

    а) чтение «цепочкой»;

    б) чтение «по ролям»;

    в) выборочное чтение.

    13. При изучении произведений какого жанра отсутствует работа над выразительным чтением:

    а) лирических стихотворений;

    б) научно-популярных очерков;

    14. Большой формой эпического произведения является:

    а) рассказ;

    б) повесть;

    15. Род литературы, основу которого составляет действие на глазах зрителя, показанное через конфликты и в форме диалога – это определение:

    а) драматического произведения;

    б) эпического произведения;

    в) лирического произведения.

    16. При изучении произведений каких жанров обязательной является работа над выразительным чтением:

    а) лирических стихотворений;

    б) научно-популярных очерков;

    17. Классификация уроков внеклассного чтения, разработанная Н.Н. Светловской с учетом процесса формирования читательской самостоятельности, включает:

    а) занятия подготовительного периода, уроки начального периода, уроки основного периода;

    б) урок изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;

    в) уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщения.

    Компетентностная задача

    18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

    Тема: Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор».

    Цель: Познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлес­таковым, помочь раскрыть этот образ на примере отдельных сцен.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    Учить грамотно отвечать на вопросы;

    Формировать умение составления характеристики персонажа.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитать художественное восприятие произведения в живописи;

    Воспитать в учениках нравственность.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развитие диалогической и монологической речи;

    Развитие умения соотносить прочитанное произведение с картинными репродукциями.

    Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», иллюстрации к комедии «Ревизор»; репродукция картины К.П. Брюллова «Последний день

    Помпеи»; выставка книг; газета о творчестве Н.В. Гоголя

    Методы: наглядные и словесные.

    Приемы: беседа, анализ, пересказ, выборочное чтение.

    Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де­ятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспози­ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го­родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – практиче­ски портрет мелкого взяточника, в изо­бражении которого налицо

    приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами­лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел­кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Речь Очумелова подчеркивает удовлет­воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер­шенными репликами: “По какому это случаю тут?..”; “Почему тут? Это ты зачем палец?..”; “Кто кричал?”. С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто­ропности Очумелова и его нежелании за­няться делом.

    Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо­бого чиновничьего красноречия: “Чья со­бака? Я этого так не оставлю…”; “…как она могла тебя укусить?”; “У генерала со­баки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер­жать?!.”

    Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

    Решения Очумелова стремительно сме­няют друг друга, и название рассказа на­прямую связано с этим калейдоскопом.

    Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

    Самая первая деталь, на которую обра­щает внимание читатель, – новая ши­нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч­но, не ягоды или овощи – такие предме­ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест­вует по базарной площади. Далее, на про­тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…”; “- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…”; “- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…”; “…запахиваясь в шинель, про­должает свой путь по базарной площади “. Так шинель (пальто) четыре раза включа­ется в события на базарной площади.

    Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

    Первое решение – “А собаку истребить надо”.

    Второе (“собака генерала Жигало­ва”) – “…как она могла тебя укусить?”.

    Третье (“нет, не генеральская”) – “На­до проучить!”.

    Четвертое (“может быть, и генераль­ская…”) – “Ты отведешь ее к генералу…”.

    Пятое (генеральский повар говорит: “Этаких у нас отродясь не бывало!”) – “Истребить, вот и все”.

    Шестое (повар продолжает: “Брат их­ний охоч…”) – “Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…”.

    Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название “Хамелеон”.

    Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.

    Рассказ “Хамелеон” описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар­ной площади, и все передвижения участ­ников происходят только в ее границах.

    На Хрюкине ситцевая крахмальная ру­баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон­ка его укусила: Хрюкин решил пораз­влечься. Кто-то из толпы говорит, что он “…цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни…”.

    В рассказе много как безымянных уча­стников, так и действующих лиц, кото­рых мы так и не увидим на базарной пло­щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле­жит дровяной склад… Хотя они и не по­являются на базарной площади, происхо­дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж­ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп­ределяет развитие сюжета.

    Какую роль в рассказе играют городовой, ге­неральский повар Прохор, толпа?

    Это свидетели событий и отчасти источ­ники необходимой информации. “Голос из толпы” говорит Очумелову, кто все-та­ки хозяин собачки. Эти герои одновремен­но являются фоном событий и участника­ми того, что происходит на базарной пло­щади.

    Сколько хамелеонов видите вы в этом расска­зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре­шения: хамелеон – Очумелов; хамелеоны – Очуме­лов и Хрюкин; хамелеоны – Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе­тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най­дете четвертое решение?

    В большинстве классов ученики выби­рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к “побе­дителю”. Четвертое решение предполага­ет назвать хамелионами тех героев, кото­рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

    Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

    В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс­кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе­ней – генерал, который так и не появил­ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

    Глоссарий:

    • характеристика очумелова из рассказа хамелеон
    • характеристика очумелова
    • сколько раз очумелов меняет свое решение
    • описание очумелова из рассказа хамелеон
    • Речевая характеристика Очумелова

    Другие работы по этой теме:

    1. (1884г.) Полицейский надзиратель Очумелов идет по базарной площади. На его глазах, орущий, ругающийся мужик догоняет и хватает убегающую собаку. Вокруг быстро собралась толпа. Мужик этот...
    2. Анализ произведения Жанр произведения – юмористический рассказ. Однако ран­ние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений рус­ской классической...
    3. А. П. Чехов – всемирно известный русский писатель прозаических произведений. Он написал множество сатирических произведений. Летом я прочитал целую книгу этого писателя и больше всего...
    4. По жанру “Хамелеон” сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание. Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка – Хрюкина...
    5. Краткое содержание Рассказ начинается с описания базарной площади. Вокруг ти­шина. Открытые двери лавок и кабаков глядят уныло, как голод­ные пасти, около них нет даже нищих....

    1.Что в рассказе А.П.Чехова самое смешное?

    Самое смешное - поведение Очумелова, у которого менялось отношение к собаке, по мере того, как он узнавал, кто ее хозяин. А так же фамилии героев – Хрюкин, Очумелов, Елдырин.

    2.Прочитайте те места, которые вас особенно насмешили. На какие выражения и повороты действия вы обратили внимание?

    Насмешили выражения «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Повороты действия: когда повар генеральский отрицает, что собака генерала, Очумелов сразу распоряжается изничтожить ее, но буквально через минуту выясняется, что это собака брата генерала. И поведение Очемелова мгновенно изменяется в другую сторону.

    ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

    1.Сколько раз Очумелов меняет отношение к Хрюкину и ре-шение о судьбе собаки? От чего это зависит? Какую сторону служебных и человеческих отношений это приоткрывает? Какими комическими деталями автор сопровождает эти перемены? Какими репликами Очумелова?

    Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину два раза, к собаке – три раза. Это зависит от того, кто хозяин собаки. Здесь автор открывает проблему беспринципного человека, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Автор сопровождает это выражениями «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Так же Очумелова бросает то в жар, то в холод. Речь персонажей тажке один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хркжиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.

    2.Вызывает ли у вас сострадание потерпевший Хрюкин? Пере¬читайте его реплики. Каким человеком он вам представля¬ется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

    Хрюкин не вызывает сострадание, потому что он сам виноват в укусе, он тыкал сигаретой в собаку. Он полупьяный, неприятный, грубый, невежественный, полностью соответствует своей фамилии. Когда он говорит, что у него брат в жандармах, то видимо, таким образом он хочет по воздействовать на Очумелова, притянуть его внимание и его решение на свою сторону.

    3.Как ведёт себя толпа? Почему она смеётся не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает её положение Хрюкина?

    Толпа потешается над происходящим, особенно над Хрюкиниым. Потому что Хрюкин был сам виноват в укусе, был полупьяным, кроме этого он не так сильно пострадал, как хотел представить, а так же всем было весело от того, что положение Хрюкина несколько раз меняется от пострадавшего, до виновного.

    4.Можно ли по рассказу судить о том, как протекает жизнь в городке? Чем заняты люди? Чем они развлекаются? Ка¬ковы их интересы? Хотели бы вы жить среди таких людей? Обоснуйте свой ответ.

    Жизнь в городке протекает вяло и скучно. Автор говрит об этом в начале, так как до происшествия на улице не было ни души. Люди в основном заняты рутинной работой, им скучно, уныло. А происшествие с Хрюкиным для них был просто как целое событие. Недаром собралась целая толпа. Среди таких людей жить не хотелось бы. Эта не интересная, тоскливая, бесцветная жизнь.

    5.Случаен ли подбор фамилий - Очумелов, Елдырин, Хрюкин? Как автор оценивает участников происшествия и как относится к тому, что описано?

    Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и не появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.

    Автор высмеивает участников происшествия, выставляя их в комичном свете, подчеркивая всю нелепость и некоторый трагизм ситуации - беспринципность Очумелова, мелочность и невежество Хрюкина, а так же судьба собаки, жизнь которой зависела от того, кто ее хозяин.

    6.Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после чтения рассказа становится грустно?

    В рассказе вызывает сострадание собака. Именно ей отдана симпатия автора:

    «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса..»

    Грустно становится от того, что ведь пес мог оказаться и не генеральским и тогда его ждала бы незавидная участь. И грустно от того, что и в современной жизни встречаются вот такие «хамелеоны», которые предпочитают быть на той стороне, где выгоднее.

    ПРИСМОТРИМСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДЕТАЛЯМ

    1.Прочтите ещё раз две первые фразы рассказа. Узелок в руке Очумелова - свидетельство того, что кто-то откупился от Полиции или задабривает её. Слово «конфискованный» употребляется обычно по отношению к какому-нибудь запре¬щённому товару на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона. Решето с крыжовником как конфискованный товар вызывает улыбку. Для чего писатель употребил эти художественные детали?

    Для того, что бы подчеркнуть и глубже раскрыть образ Очумелова, его жадность, мелочность. Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчинённым, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.

    2.Ясно, что дело происходит летом, в жару. Тогда зачем Очумелов в новой шинели? Это для него предмет гордости, как шуба на лисьем меху на купце или чиновнике. Её надевали и в тёплое время, чтобы все видели богатую вещь. Кроме того, полицейский в шинели выглядит внушительнее. Какие ещё «говорящие» художественные детали текста могут быть таким же образом расшифрованы?

    Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать....» Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствует о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой - показать простому люду свою значимость.

    3.Какими словами изображена площадь, действующие лица? Какие портретные и речевые детали не позволяют перепу¬тать героев?

    Во время прочтения воображение без всяких усилий рисует очень яркую и точную картину происходящего. В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Очумелов говорит с превосходством, с гордостью носит шинель, которая потом превращается в пальто, Хрюкин бранится,он пьян, укушенным потрясает пальцем, Елдрыгин склонен к рассуждению.

    4.Обратите внимание на то, как энергично строится фраза у Чехова. Каков порядок слов? их подбор?

    Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Но именно это усиливает невероятно образы героев и позволяет рассмотреть их с максимальной ясностью, не отвлекаясь на посторонние детали. Только суть, самое важное и значимое вырезается в память.

    Воспроизводя речь действующих лиц, писатель всегда озабочен тем, чтобы интонация фразы была точной, то есть кроме прямого смысла слов несла

    дополнительную информацию о человеке, его отношении к людям и происходящему. В словах Очумелова «Я покажу вам, как собак распускать!» звучит прямая угроза. Она смягчается следующей фразой:

    «Пора обратить внимание на подобных господ...», потому что сам полицейский почувствовал, что слишком круто взял.

    РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

    1.В тексте помещена иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.Чехова «Хамелеон». Найдите иллюстрации художников Д. Кардовского, Н. Вышеславцева к этому рассказу. Какие стороны ситуации и характеров действующих лиц выделяет каждый из художников?

    Н.Вышеславцев:

    Изображает картину появления Очумелова с Елдрыгиным на пустынной площади. Очумелов изображен в шинели, с рукой на поясе с горделивой походкой.

    Д.Кардовский: Очумелов изображен в момент разбирательства скандала. Он в центре внимания художника. Толстый, в шинели, с узелком руке. Автор обращает внимание на детали. Рядом стоит Хрюкин с пальцем и собака - виновница происшествия.

    Кукрыниксы сосредотачиваются на изображении эпизода с разбором скандала. Очень ярко изображены герои рассказа: Очумелов, Хрюкин, Елдрыгин. На наш взгляд более ярко удалось передать все детали Кукрыниксам.