Тема: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов - Документ. Изменение уклада жизни людей

Раньше честные люди были гораздо честнее и женились сразу, без напоминаний!

Раньше все боролись за мир, даже работая на военных заводах!

Раньше порнографические карты были произведением искусства. И продавались в поездах.

Номера телефонов раньше были короче.

Раньше было меньше лошадиных сил. Зато человеческих сил было больше!

Жевательная резинка обладала более устойчивым вкусом. Даже после того, как её по очереди пожевали три параллельных класса и один старший, и ещё завуч немного, жвачка источала апельсиновый вкус и запах!

Старосты в классах имели реальную исполнительную власть!

Злые собаки были добрее.

Раньше пальто и калоши были превосходными, не то что нынешние польта и галоши. Их хватало на всю жизнь!

У ручных пил раньше ручек больше было – аж по две на пилу! И пилить было в два раза сподручнее!

Вёсла были весёлее!

Люди проводили много времени на свежем воздухе, стоя за мясом, молоком, виноградом, водкой и другими витаминами.

Руководители не позволяли себе разводиться у всех на глазах, в перерыве спектакля. Косыгин не позволял себе ничего с Ольгой Корбут.

В трамваях пассажиров развлекали не каким-то Wi-Fi, а компостерами!

Люди раньше все как один интересовались животноводством, надоями, центнерами с гектара, тоннами чугуна, а не тем, что вытворяют руководители в перерывах спектаклей!

Все одновременно переходили к водным процедурам.

Раньше Сталин был, а сейчас его на вас нет!

Дисциплина в стране была жёстче: равнение - ровнее, шеренги - длиннее, а смирно - смирнее. А вот вольно - вольнее не было!

Раньше судьба Второй мировой войны решалась там, где воевал полковник Брежнев, а не рядовой Райан!

Поплавки были тяжелее, и поэтому клевало чаще. Ну и рыба была небалованная.

А зори здесь были тише.

Оксюмороны раньше были лучше. Например, «горячий снег» или «настоящий коммунист». Или «живой труп»... Сейчас таких не делают.

И вот ещё об оксюморонах: жили раньше хуже, а всё было лучше. Как так? До сих пор непонятно. Всё непонятное, кстати, было лучше непонятно, сейчас многое стало понятно, но лучше не стало.

Раньше всем было понятно, что крутой тот, у кого «Верховина-6», «Карпаты» или «Рига-Дельта»!

Раньше окуни в ванной по две недели жили! Ну ладно, ну дня три-то точно жили! А нынешние до ванны не доживают.

Ложки были больше. Особенно чайные. Как нынешние столовые.

Раньше было томатное мороженое по семь копеек… Противное, но было же!

Утюги были горячее. И шипели громче.

Ногти были вкуснее.

Ноги были длиннее, а груди короче.

Телевизоры были тяжелее.

Горизонт был ближе. Но в то же время - и дальше!

Телеведущие не картавили.

Раньше девушку можно было трахнуть портфелем, и это было нормально.

Волга точно впадала в Каспийское море!

Раньше за варенье и печенье можно было купить военную тайну! Вот какое всё было вкусное! А сейчас тебе за печенье никто даже пароль для Wi-Fi не скажет.

    Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся, сообщает тему урока.

    Проверка домашнего задания.

Устный фронтальный опрос:

1. Как информационные технологии изменили характер труда? В чем состоит автоматизация труда на современном производстве, в образовательных учреждениях, торговле, банках, медицине, а также в различных областях науки и искусства?

2.В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления, компьютерную диагностику?

3. Почему информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и как они помогают реализовать потребности в самообразовании людей?

4. Как меняется уклад всей жизни человека современного общества? В чем заключается концепция электронного, или «умного», дома? Какова роль информационных технологий в росте коммуникативной активности людей?

III . Объяснение нового материала.

Информационные ресурсы общества

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов. Возьмем самый обыденный пример. Допустим, врач выписал больному лекарство. Как мы знаем, нужное лекарство не всегда можно найти в ближайшей аптеке, да и «разброс» цен на одно и то же лекарство весьма существенен. Войдем на поисковый сервер в Интернете www . yandex . ru и сформируем запрос: «Наличие лекарств в аптеках Москвы».

В результате выполнения запроса появится перечень сайтов с интересующей нас информацией (рис. 1.14).

Выберем один из них (рис. 1.15).

Войдя на выбранный сайт, в специальном окне поиска наберем название лекарства и при желании укажем ближайшую к вам улицу или станцию метро. В результате исполнения увидим перечень аптек, где есть это лекарство, его цену в каждой аптеке, а также узнаем, есть ли служба доставки на дом (рис. 1. 16).


Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http :// window . edu . r u на государственном образовательном портале www . edu . ru (рис. 1.17).


Познакомиться с составом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для школ нашей страны можно на сайте http :// school - col /.

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги, отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую. Например, вы готовите курсовую или дипломную работу по литературе и текстовом редакторе. Ряд материалов у вас находится непосредственно на диске вашего компьютера. Для удобства в тексте курсовой работы можно сделать ссылку на цитируемую вами литературу или другой материал. Для итого можно выполнить команду текстового редактора Вставка, Гиперссылка. 13 открывшемся окне указать имя нужного файла, содержащего текст цитируемой вами книги или статьи, или имя файла с рисунком, схемой, аудиозаписью, видеороликом (рис. 1.18). Это имя файла в виде ссылки останется и тексте курсовой работы. Каждый раз, когда вам нужно будет обратиться к материалу из этого файла, следует при нажатой клавише CTRL щелкнуть левой клавишей мыши по ссылк,е и в вашем окне откроется нужный документ - текст, таблица, презентация, рисунок и т. д.

Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете. Но каждый раз поиск таких материалов занимает достаточно много времени, поэтому очень удобно создать файл каталога электронной библиотеки по какой-то теме у себя на компьютере и работать далее через него, осуществляя вызов по гиперссылке какого-либо сайта в Интернете.

Чтобы это реализовать в вашей курсовой работе, сделаем в ней список ссылок используемых сайтов. Выполним в текстовом редакторе команду Вставка, Гиперссылка и в поле Адрес введем интернет-адрес нужного сайта или его конкретного раздела, например обратимся к сайту Российской государственной ■ В результате, если, конечно, ваш компьютер подключен к Интернету, на экране появится головная страница сайта или страница заданного вами раздела (рис. 1.19- 1.21).

В Интернете есть множество различных электронных библиотек. Каталоги электронных библиотек построены иерархически, т. е. сначала разделы, потом подразделы, а затем конкретные ссылки на статьи или тезисы (например, на сайте «ИКТ в образовании» http :// www .ict. /lib/).

    Домашнее задание: §1.3 – учить, выполнить задание: Используя сайт «Единое окно» (http://window . edu . ru ), составьте список ссылок на ресурсы www . fcior . edu . ru (разделы НПО и СПО), имеющих непо средственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии. Воспользуйтесь также подборкой сайтов по профориентации (табл. 1.1).

    Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы:

1. Что относится к информационным ресурсам общества?

2 . Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.

Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.

Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение интернет-технологий - поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин - уже начинает заметно сказываться на системе торговли.

Жилище человека имеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.

Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.

Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся столетиями, но были и такие времена, когда социальные процессы осуществлялись стремительно. Общественное развитие, по утверждению Гегеля, есть движение от несовершенного к более совершенному. Люди непрерывно создают новые виды взаимодействий, преобразуют социальные отношения, меняют ценностно-нормативный порядок. Многообразие обществ социологи разделяют на определенные типы : аграрные и промышленные, традиционное и современное, простые и сложные, закрытые, и открытые. Наибольшее распространение в современной социологии получил цивилизационный подход, выделяющий следующие стадии общественного развития – индустриальное общество, традиционное общество, постиндустриальное общество и информационное общество. Переход от одной стадии к другой обуславливается изменением способа производства, формой собственности, социальными институтами, культурой, образом жизни, социальной структурой. Изменение технологии отражается на организации социальных связей, определяющее значение в современный период имеет уровень научно-технического и научно-информационного развития.

Традиционное общество – стадия общественного развития, для которого характерны малоподвижные социальные структуры и основанный на традиции способ социокультурной регуляции. В данном обществе действует естественное разделение труда, крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить потребности населения лишь на минимальном уровне. Поведение индивидов регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой. Свобода личности резко ограничена.

Из традиционного общества вырастает современное, индустриальное общество, связанное с зарождением промышленного производства, светским характером социальной жизни. Оно отличается гибкостью социальных структур, позволяющая их модифицировать по мере изменения потребностей людей. Это обеспечивает разумное сочетание свободы и интересов индивидов с общими принципами, регулирующие совместную деятельность людей.

В современном обществе рынок вошел во все сферы общественных отношений и оказывает влияние на образ жизни людей. Продолжающееся разделение труда и рост корпоративных организаций вызвали увеличение государственного управленческого аппарата для поддержания сложной системы экономического производства во взаимодействиях с другими системами общества. Преобразование в организации труда явились основной осью движения общества, где доминировали локализм и традиции, до его современных форм с преобладанием модернизации и инновации.

Индустриальное общество – стадия общественного развития, для которой характерна концентрация производства, развитая и сложная система разделения труда при расширенной ее специализации, увеличение населения в крупных промышленных центрах. Механизация и автоматизация производства, увеличение числа управленческого персонала ведет к значительному профессиональному расслоению. Возрастание доли умственного труда требует высококвалифицированных рабочих, что привело к расширению доступности образования для многих слоев населения. Внедрение в производственную деятельность научных открытий способствует выпуску высококачественных товаров для удовлетворения растущего спроса населения. Провозглашенное правовое равенство возможностей ведет к стиранию жестких перегородок между слоями населения и направлено на ослабление классового антоганизма в обществе.

Технологические изменения преобразуют общество в новую социальную систему, которую ученые определили как постиндустриальное общество – это стадия общественного развития, в основе которой ведущую роль приобретает наука и образование. Теория постиндустриального общества разработана Д. Беллом, О. Тоффлером. Технология создает новое определение рациональности, новый способ мышления людей и стиль жизни. Именно знание становится той осью, вокруг которой организуется технология, экономический рост и стратификация общества. Приоритетные отрасли отличаются экологической и социальной комфортностью, экономичностью в расходовании сырья и человеческих ресурсов. При этом важным критерием прогрессивности внедряемых технических новшеств является принцип: способствуют ли они расширению сферы самореализации и саморегуляции человека.

Происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, значительно расширяется сфера «услуг». Доступность приобретения товаров массового потребления обеспечивает достойное существование большинству граждан страны. Это позволило социологам использовать такие понятия, как «общество изобилия», «общество потребления», «общество благоденствия».

Университеты и исследовательские центры, как центральные институты общества, привели к созданию всемогущей электронно-кибернетической элиты с их новой технологией принятия решений, оказывающая решающее воздействие на развитие общества, взаимодействие науки и политики. В основе социальных отношений, по мнению западных социологов, лежит не собственность, а знания и уровень квалификации. Предприниматели перестают быть правящим классом. В постиндустриальном обществе основное - «игра между личностями», которая предполагает социальную солидарность, сотрудничество между членами общества.

Компьютерно-коммуникационная революция в силу своих поистине неограниченных технологических возможностей свидетельствует о вступлении современных индустриально развитых стран в информационное общество.

Информационное общество – это стадия общественного развития, в основе которой находится новая роль информации. Информатизация понимается как деятельность, направленная на обеспечение всех структур общества исчерпывающими данными посредством использования новейших технических средств и технологий в целях создания благоприятных условий для жизни человека.

Характерные черты информационного общества:

1. Доминирующей сферой материального производства становится информация. Информационное производство имеет фундаментальный характер во всей инфраструктуре, а научный капитал становится преобладающим над материальным капиталом в структуре экономики. Информационные, компьютерные программы превращаются в самый ценный товар. В экономике возникает новый технологический уклад, базирующийся на массовом использовании перспективных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Скорость переработки информации, усвоение ее во все большей степени обуславливает эффективность материального производства.

Происходит процесс создания и развития рынка информации и знаний, как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. В информационном обществе первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами богатства все большее значение приобретает накопление информационного богатства. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется развитая способность к творчеству, возрастает спрос на постоянное пополнение знаний. Материальный продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Информационное преимущество становится важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и властных ресурсов. По имеющимся оценкам, свыше 60% всех ресурсов США приходится на информационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индустрию, где трудятся до 80% занятого населения.

Из национального ресурса информация с развитием коммуникационных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Происходит резкое возвышение информационных потребностей людей и общества, на их удовлетворение ориентируется все больше отраслей экономики.

2. В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется профессиональная, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производственных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности.

Организация трудовой деятельности становится все более гибкой. Благодаря персональным компьютерам идет процесс «одомашнивания труда». Согласно прогнозам в первой половине XXI века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть в сфере производства услуг, в том числе информационных. Элитой информационного общества становятся общности людей, обладающие теоретическими знаниями, а не землей и капиталом. Знания в современном мире – это важнейший ресурс, позволяющий реально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к другим видам капитала.

Интернет открыл перед миллионами работников возможность работать в любой точке земного шара, не покидая своей страны. Считается, что 50% всех известных профессий могут функционировать в рамках телеработы . Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Массовое применение методов телеработы способно принести существенные выгоды как обществу, так и личности.

3. Формирование единого коммуникационного пространства как внутри страны, так и в глобальном масштабе отрывает перспективы упорядочивания социальных взаимодействий, влияет на разносторонность общения народов и государств. Благодаря компьютерной технике, телевидению, Интернету создается возможность преодоления пространственно-временных барьеров между людьми. Свободный доступ к разнообразной информации способствует преобразованию социально-политической деятельности общества, открывая новые возможности для проведения дебатов, конференций, электронного выяснения общественного мнения, проведения референдумов, непосредственной связи граждан и политических деятелей. Внедрение информационных технологий в политическую сферу общества делает ее более открытой для всего мирового сообщества. Информация выступает глобальным ресурсом человечества, усиливая и углубляя социальные связи между государствами и народами планеты.

4. В информационном обществе качественно изменяется весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальной потребности, появляются новые формы общения. Использование Интернета и других компьютерных сетей связано с появлением новой социальной организации – виртуальных сетевых сообществ коммьюнити. Стремление к активному общению между собой пользователей Интернета с целью обмена знаниями и опытом содействуют социализации участников коммьюнити, процессу самообучения и формирования социальных норм. Границы сетевых сообществ, как и сферы их интересов в подавляющем случае размыты, объединяющим фактором является общая система ценностей. Разные группы сетевых сообществ, обладая общими группообразующими признаками, тем не менее различаются в некоторых аспектах своего социального поведения.

Учеными прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище будет оснащено всевозможными электронными приборами и компьтеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации. И это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.

5. Перед человечеством стоит задача создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации, как важнейшего условия демократического развития.В настоящий период пока наблюдается и будет усиливаться информационное неравенство. Свобода доступа к информационным ресурсам государства не подразумевает бесплатного доступа к ресурсам частных фирм, которые, вкладывая значительные инвестиции в получение и реальную обработку информации, имеют право не делиться полученными знаниями с другими структурами общества. Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом, так как успех человека в значительной степени зависит от его возможности и способности использования информации. Свободное владение несколькими языками облегчает процесс вхождения индивида в сетевые сообщества.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий требует регулирования передачи информации для интеграции экономик стран мирового сообщества в мировую систему хозяйства. Вот почему остается актуальной концепция формирования «электронного правительства», основными функциями которого станут: реализация прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет и создание системы защиты информации от террористических организаций; обеспечение «прозрачности» и эффективности отношений государственных органов и бизнеса при осуществлении закупок работ (услуг) для потребностей страны, автоматизация расчетов по налогам, организация обратной связи правительственных структур с гражданами.

Создание единого компьютерного пространства связано с глобализацией социальных процессов. В настоящее время человечество приближается к превращению в единое органическое целое. Происходит гуманизация международных, межличностных отношений, главным принципом которых является свобода и уважение достоинства человека независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения. Углубление тенденции глобализации мира, как целостность и гуманизация человеческих отношений приведет, по мнению ученых, к переходу информационного общества в гуманистическое, базисом которого станет целостно развитая личность, творческая индивидуальность которой раскроется во всей полноте. Всем гражданам будут обеспечены одинаковые «стартовые» возможности и условия для реализации потенциальных возможностей человека. Духовное производство станет доминирующим.