Денежная реформа Николая I. Список министров финансов российской империи и временного правительства "очистил отечество от следствий заразы"

Денежная реформа

Денежная реформа в России была проведена в 1839--1843 годах под руководством министра финансов Канкрина. Привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. На первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля. Шатилова С.А. История государства и права: Краткий курс. - М., 2003. - С. 73.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром».

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии. Рогов В.А. История государства и права России. - М., 2003. -С. 112 - 114.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков:

Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.

Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем.

Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото.

В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 Т. Семенкова Инновации министерства финансов при императоре Николае 1 ПАВЛОВИЧЕ во второй четверти XIX века Во второй четверти XIX века при Николае1 () финансовое и экономическое развитие страны продолжало укрепляться. В этот период инновационная экономика России. базировалась на том, что учреждались банки, строились железные дороги, открывались специальные технические учреждения. Возрастало влияние и авторитет России в Европе. При Министерстве финансов был учреждён Мануфактурный совет, в который вошли заводчики и фабриканты. В это период регулярно проводили сельхозвыставки и выставки новых технических достижений. Для поддержания и реализации всех инновационных начинаний надо было укрепить финансовую систему страны, подготовить и провести денежную реформу. С выполнением этих задач успешно справился министр финансов Егор Францевич Канкрин(). Причина успеха и характер его деятельности во многом были обусловлены его биографией. Министром финансов он стал в 1823г. при Александре I и оставался на этом посту при Николае I до 1844г. Более 20 лет он сидел, по его собственному выражению "на огненном стуле" русского министра финансов. Его отец Франц Людвиг Канкрин - архитектор и знаток горного дела - прибыл в Россию по приглашению Екатерины Великой. А при Императоре Павле I, ему был пожалован чин статского советника и дом в Петербурге. Егор Францевич Канкрин \сын\ окончил университет в Германии. В Россию приехал в 1797году и сначала помогал в делах отцу, но вскоре был зачислен советником Отдела государственной экономии при Министерстве внутренних дел России. С 1811г. Канкрин служил в армии помощником генерального провиантмейстера. Успешная работа генерал - интендантом действующей армии, его энергия и находчивость, обеспечили его продвижение по службе. В 1829 году Канкрину был пожалован титул графа.

2 Егор Францевич Канкрин имел глубокие теоретические познания в политэкономии и финансах, отлично понимал требования реальной жизни, был чрезвычайно практичен и расчетлив. Его деловые качества: организованность, и необыкновенная работоспособность: он трудился по 15 часов в день. Свои инновационные идеи Канкрин изложил в ряде теоретических работ: Экономия человеческих обществ и состояние финансов, Краткое обозрение российских финансов, Обзор примечательных действий по финансовой части в течении последних 20 лет. Итогом жизненного опыта Е.Ф. Канкрина явились его очерки, изданные им в Париже после ухода с поста министра финансов - Очерки политической экономии и финансии. На русском языке они появились 50 лет спустя, в 1894 году. Вклад министра финансов Канкрина в развитие инновационной экономики России неразрывно связан с экономической политикой в стране. Его инновации были направлены на укрепление финансовой системы страны в целом, на повышение ценности рубля после беспримерного падения, на усовершенствование финансовой и государственной отчетности. Благодаря строгому контролю над расходами, использованию откупной системы и четкой таможенной политике, он добился существенного улучшения финансового положения России. Развитию инновационной экономики в начале XIX века способствовала, проведенная Канкриным Торговая (гильдейская реформа). Эта реформа открыла большие возможности для развития иностранной торговли и была рассчитана на то, чтобы подстегнуть застоявшиеся формы российской торговли. Реформа несколько ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-ой гильдии и расширяла права среднего городского купечества. Были получены выгоды и от мелкой торговли крестьян, которые торговали в городе овощами на лотках, в ларях, в самоварах и в шкафах. Беспорядочная торговля с рук была запрещена ещё при Екатерине II, но указ не соблюдался, и улицы больших городов наполнялись неорганизованными толпами мелких торговцев и спекулянтов. Таким образом, инновационная деятельность Канкрина в должности министра финансов, способствовала укреплению денежной системы и ликвидацию дефицита бюджета, но неизбежно сопровождалась жёсткой экономией во всех областях хозяйства. Главной инновацией Канкрина было проведение в гг. денежной реформы. Подготовка к денежной реформе выразилась в составлении проектов реформы, которых было пять: проекты Н. С. Мордвинова и С.А. Грейга 2


3 были признаны непрактичными. Проекты денежной реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина были схожи по своей основе. Преимущество проекта Е. Ф. Канкрина над проектом М. М. Сперанского состояло в том, что Канкрин считал возможным провести реформу без внешнего займа и действительно провел ее, не прибегая к займу. Особенность денежной реформы Канкрина проведенной в 1839г., состояла в том, что она имела своим основанием монометаллизм и притом серебряный. Против денежной реформы выступали помещики, для которых сохранение «дешевых денег» было выгодно, так как они несли ответственность за уплату податей крепостного крестьянства. Но необходимость оздоровления хозяйства страны настойчиво требовала преобразования денежной системы. В целях устранения превышения расходов над доходами в бюджете России, Канкрин всячески препятствовал проведению государственных займов и кредитов. Он считал, считал, что государственные долги не увеличивают народного благосостояния. Строго говоря, писал он, к займам следует прибегать только тогда, когда они нужны для того, чтобы вывести государство из затруднительного положения или для общеполезных мероприятий". (См Т.Г. Семенкова, А.В. Семенков. Денежные реформы России в Х!Х веке. СПб Стр. 56.) На первых подступах к денежной реформе в 1831г. были выпущены билеты государственного казначейства. Это важно, поскольку билеты казначейские представляли собой обязательства, выдаваемые правительством вместо наличных денег, с определенным сроком платежа и с установленными процентами. 13 июля 1831г. был издан Манифест о постепенном выпуске трех первых разрядов билетов государственного казначейства билетов (каждый по 10 млн. руб.), т. е. общей суммой в 30 млн. Эта мера явилась наиболее действенным способом, ускоренного получения государственных доходов. М. М. Сперанский в письме Е. Ф. Канкрину от 27 мая 1831г. выражал уверенность в совершенной необходимости выпуска новых билетов казначейства. Сперанский считал, что платить проценты по билетам излишне, а если уж платить, то только за один последний год (четвертый), это даст ту выгоду, что билеты будут оставаться в обращении до четвертого года. Проведению денежной реформы способствовали и установившиеся в 30-х гг. разные курсы: вексельный, податный, таможенный, биржевой и простонародный. Эти курсы денег изменялись не только по времени, но и по 3


4 местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Попыткой преодолеть такое положение было запрещение сделок на монету по простонародным курсам, утвержденное 29 сентября 1837г. на собрании Государственного совета. В то же время, Канкрин прилагал усилия для установления фиксированной ценности ассигнационного рубля. Серебряный рубль приравнивался к коп., а в ряде мест России был еще выше. Было очевидно, что восстановить прежнюю стоимость обесцененного бумажного рубля нереально и невозможно. Поэтому было решено восстановить металлическое обращение путем девальвации. Манифестом от 1 июля 1839г. об устройстве денежной системы серебряный рубль был объявлен главной законной монетной единицей, а ассигнационный рубль допускался в качестве второстепенного знака. Итак, в основу денежного обращения положен серебряный рубль, равный 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Реформа Канкрина не означала простой обмен бумажных денег по установленному курсу серебра (3 руб. 50 коп.), ибо это лишь уменьшило бы количество денег в обращении в три с половиной раза. Главное заключалось в том, что необходимо было придать деньгам фактическую прочность путем обеспечения их размена. Для этого был заранее создан металлический фонд. В течении 4-х лет необходимый запас в золоте и серебре был создан путём скупки золотой и серебряной монеты, а также слитков драгоценных металлов. Возникает вопрос: почему монетной единицей было выбрано серебро, а не золото? Историк В. Т. Судейкин объясняет это так: во-первых, большинство европейских государств придерживалось двойной единицы (только Англия в 1816г. перешла к золотой единице); во-вторых, в России по традиции, всегда в обращении находилось серебро, хотя Россия владел, главным образом, золотыми рудниками. (См. Судейкин В.Т. Восстановление в России металлического обращения. М., стр). Завершающим этапом реформы явилась полная замена ассигнаций кредитными билетами, размениваемыми на звонкую монету по предъявлению. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина значительно укрепила денежную систему страны. Узаконенный размен кредитных билетов (новых бумажных денег) на металл по предъявлении не вызывал ажиотажа. Наоборот, к обмену предъявлялось кредитных билетов меньше, чем ожидали организаторы проведения реформы. 4


5 Главная заслуга Е. Ф. Канкрина состояла в том, что он добился бездефицитного государственного бюджета. Надо отметить, что этому способствовала и проводившаяся таможенная политика, построенная на основе проповедуемой им теории протекционизма. Он ввел покровительственный тариф, способствовавший отмене запрета ввоза целого ряда товаров, чем нацеливал отечественную промышленность на улучшение качества производимой продукции. Реформа Канкрина полностью себя оправдала, денежная система была укреплена. Экономическая политика, проводившаяся министром финансов Канкриным в гг., принесла заметные результаты. Но его долгое управление министерством завершилось в связи с болезнью. Умер Канкрин в 1845г. от инсульта. В министерстве финансов, когда Канкрин серьёзно заболел, управляющим министерством финансов был назначен Федор Павлович Вронченко. Он проработал в министерстве финансов 34 года, и был назначен на пост министра за большую выслугу лет. Фактически с января 1844 года, он реально руководил Министерством. Весной того же 1844 года - 1 мая - Вронченко был назначен статс-секретарем Его Императорского Величества. Министром он стал в марте 1845, когда ему было 64 года. И оставался на этом посту до 6 апреля 1852г. Хотя, (по отзывам некоторых современников), больших талантов он на службе не проявил, но на этом посту он старательно продолжал систему управления своего предшественника Е. Ф. Канкрина. Вронченко не только участвовал, но и практически осуществлял денежную реформу г, которая вошла в историю как реформа Канкрина. Вступлению в должность министра финансов Федору Павловичу Вронченко, несомненно способствовали дружеские и доверительные отношения с его предшественником Е.Ф. Канкриным. Вронченко был не только деловым помощником Е.Ф. Канкрина, но и пользовался его покровительством. Федор Вронченко был на 5 лет моложе Канкрина. Родился Фёдор Павлович Вронченко в семье священника в 1781г. в городе Копысь Горецкого уезда Могилевского наместничества. Учился с 1797 года в Московском университете, а потом до 1805 года служил в канцелярии H. H. Новосильцева. Когда началась война с французами, Федора Вронченко, как чиновника с высшим образованием, взяли в свиту государя, и поручили редактирование государственной переписки. Вронченко был человеком общительным и коммуникабельным, что способствовало успешной службе. 5


6 Из воспоминаний современников о его привычках и наклонностях, известно, что он был дамским поклонником и пользовался расположением молодых особ в светском обществе. Однако он не был женат. За холостятскую жизнь современники его осуждали, а успеху у молодых дам завидовали. У Фёдора Вронченко был младший брат Михаил - выдающийся ученыйисследователь, член-учредитель Русского географического общества - РГО, а так же талантливый прозаик и поэт-переводчик. Кроме того Михаил известен как военный геодезист, географ и разведчик. Федор Вронченко был в близких дружеских отношениях со своим младшим братом Михаилом. При учреждении в Санкт-Петербурге в 1845г. Русского географического общества, видимо с соизволения государя-императора Николая I, выделил Обществу 10 тыс. руб. серебром на текущие расходы. А в формирующуюся библиотеку РГО подарил несколько своих книг. Есть сведения, что Федор Вронченко состоял почетным членом РГО. В XIX в. в составе Российского военно-морского флота состоял боевой корабль «Граф Вронченко», названный в честь Федора Вронченко. Михаилу Павловичу, младшему брату, Фёдор Павлович Вронченко по смерти завещал всё свое состояние. Служебный рост Ф.П. Вронченко в начале Х!Х века стремительно продолжался. В 1809 г. он был определен письмоводителем, при совете и правлении комиссии составления законов, а в следующем году был назначен начальником отделения в министерстве финансов, но вскоре получил назначение в министерство внутренних дел, которым управлял В. П. Кочубей. С 1820г. Вронченко вновь служил в министерстве финансов и был назначен начальником третьего отделения, которое с 1824 года было преобразовано в Особенную канцелярию по кредитной части, которой он и управлял. Следующим повышением по службе Фёдора Вронченко было назначение товарищем министра финансов в 1840 году. Это произошло в период завершения многолетней (22 года) службы Канкрина. Вронченко стал не только товарищем министра финансов, но и главным управляющий Корпусом горных инженеров. В следующем 1841 год, Вронченко - член Комитета по делам кредитных установлений и Комитета финансов, а с 19 апреля 1842 года он действительный тайный советник. За время продолжительной службы, Вронченко зарекомендовал себя как очень аккуратного и исполнительного чиновника. Вронченко неоднократно доверяли, во время отсутствия Канкрина, управление Министерством финансов. 6

7 Канкрин Е.Ф., перед смертью составил для Вронченко особое руководство по основным проблемам управления финансами. На должность министра финансов Ф.П. Вронченко бал назначен в марте 1845 года. В апреле 1849 он был возведен в графское Российской Империи достоинство. Надо отметить, что назначение Вронченко министром, вызвало недовольство и интриги, со стороны некоторых государственных чиновников. Они полагали, что, после отставки заболевшего министра Канкрина, на его место следует назначить Княжевича, который, как и Федор Вронченко был соратником и учеником Канкрина. Кроме того Княжевич имел репутацию делового и инициативного человека. Через несколько лет наступит и его черёд быть министром финансов Интриги придворных кругов, сопровождавшиеся наветами и скандальными слухами о взятках в министерстве, не помешали назначению Вронченко, и как показала история, в тот период, это был правильный выбор. Во второй половине 40-х гг. положение в стране изменилось. Неурожаи 1844, 1845 и 1847 гг. привели к тому, что значительно увеличились недоимки в казну. Особенно ухудшилось финансовое положение в связи с возросшими расходами в годы Крымской войны. Значительно возрос внутренний и внешний государственный долг. Финансовое и экономическое положение в стране, не смотря на проведенную денежную реформу Канкрина, оставалось очень сложным. В России тогда не было условий для решительных преобразований, и приходилось все силы и средства использовать для решения неотложных экономических проблем и удовлетворения текущих нужд. Как справедливо отмечают историки, существовавшая система финансов была несовершенна, сложившаяся система налогов всей тяжестью лежала на крестьянах, что препятствовало росту народного благосостояния. Для преодоления финансовых трудностей и экономического уклада, тогда надо было срочно принимать меры к укреплению финансовой и торговой системы страны. Для этого было также необходимо усилить внимание к земледелию, главнейшей отрасли экономики России. В условиях плохого состояния сельского хозяйства, все старания министра Ф.П. Вронченко по развитию и совершенствованию фабричного производства, не принесли ожидаемых результатов. Государственные финансово-кредитные учреждения, как и вся экономика страны, испытывали трудности. Их неудовлетворительное состояние не создавало стимулов для возникновения частных кредитных учреждений. А казённые учреждения, были вынуждены принимать меры для покрытия 7


8 дефицитов между государственными доходами и расходами. Из росписи доходов и расходов, в период управления министерством финансов Вронченко, следует, что расходы значительно превышали доходы. Министром финансов Ф.П. Вронченко оставался семь лет - с марта 845 до апреля 1952 года. За время его деятельности, финансовая система николаевской эпохи, в основном сохранилась в прежнем виде, со всеми её прежними особенностями: крайним налоговым обременением крестьянства, непроизводительными тратами и дефицитами. В тоже время им были осуществлены инновации в области налоговой системы. Были введены новые и увеличены старые косвенные налоги, особенно на питейный доход. В 1847 г., была введена акцизно-откупная система; в 50х гг. Вронченко ввел новый тариф, что было инновацией в таможенной политики. При нём была отменена пограничная линия, между Россией и Польшей. Экономические меры, проведенные Вронченко, были обусловлены и военно-политическими причинами - усилением расходов на содержание войск, вследствие военных действий на Кавказе, восстания в Кракове и войны в Венгрии. Стремление ограничить расходы на военные цели и, принятые для этого меры не приводили к желаемым результатам. В этих условиях, министерству финансов, для покрытия увеличивающихся расходов, приходилось обращаться к увеличению существовавших налогов. В 1846 году был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, а так как податные возможности крестьян и без того были напряжены, то оставалось обратиться к введению новых или же увеличению старых косвенных налогов. Кроме того, был введен питейный устав. В следующем 1847 году последовало уничтожение льгот, во многих губерниях и областях, на продажу низших сортов табака; и одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак. Также был введен акциз со свеклосахарного производства. Среди положительных мер, принятых министром Вронченко, было введение в 1850 году нового тарифа, предусматривавшего уменьшения тарифных ставок. Так же была проведена окончательная отмена ассигнаций, хотя эта мера имела только формальный характер. В то же время, ряд существенных вопросов, а именно - внесение улучшений в технику налогов, не получило должного внимания. Для покрытия дефицита министр финансов Вронченко сконцентрировал внимание на развитии фабричной промышленности. Он практиковал заключение внешних займов и заем части сумм в казенных кредитных учреждениях. При нем был предпринят выпуск билетов Государственного казначейства. Вронченко иногда 8

9 прибегал, ради сокрытия дефицита, к зачислению непокрытых расходов в счет доходов будущих лет. Для покрытия издержек Вронченко предпринимал постоянное повышение прямых и косвенных налогов. Но, несмотря на все эти, принимаемые Вронченко меры, сумма государственных долгов, к концу его управления министерством финансов, возросла с 299 млн. (в 1844 году) до 400 млн. руб. (в 1852 году). В 1851 году Вронченко заболел, и министерство фактически осталось без министра, лишь весной 1853 г. был назначен Брок П.Ф. Он начал работу при Николае 1 За два года, до кончины императора весной 1853 глду. Вронченко Федор Павлович умер 6 апреля 1852, в Санкт-Петербурге. Похоронен он в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры. В 2012 голу исполнилось ровно 260 лет со дня его ухода в мир иной. Надо сказать что инфляция, начавшаяся в период Крымской войны, затянулась на ряд десятилетий. Но выдержать все эти испытания финансовая система России, ее денежное хозяйство смогло лишь благодаря тому порядку, в который их привел министры финансов Е. Канкрин и Вронченко Ф. П. которые вошли в историю, как видные государственные деятели Российской империи. 9 Л И Т Е Р А Т У Р А: 1. Божерянов И.Н. Граф Егор Францевич Канкрин Гейц Ф.Ф. Ефимки. М., Горелов Ив. Теория финансов. Казань. 18..г. 4. Граф Канкрин и его очерки политической экономии и финансов в 3-х частях. СПБ История русской экономической мысли. Т. 1, ч.2, М., 1958 \примечания\ 6.Рындзинский П.Г. Реформа Е.Ф. Канкрина //Исторические записки. Т.40, М., Семенков А.В., Семенкова Т.Г. Денежные реформы России в XIX веке. Спб Семенков А., Семенкова Т. Серебряный рубль Канкрина. Былое 7 июль Семенков А.В. Семенкова Т.Г. Министры финансов во время царствования Александра II. Ж. Банковское дело, N2, 1995

10 10


БИБЛИОТЕКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ РАН РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В. Т. Судейкин ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК Его экономическое и финансовое

«ПЛАН ФИНАНСОВ» М.М. СПЕРАНСКОГО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Осипова И.А., Пиргунова Н.А. Научный руководитель: к.э.н., доцент Дуброва М.В. Финансовый университет при Правительстве Российской

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

Денежная реформа Витте (к 165-летию со дня рождения С. Ю. Витте) С. Ю. Витте был инициатором, участником и исполнителем многих экономических мероприятий, из которых главным было проведение денежной реформы

Мушникова Ю.А. Сущность и опыт налоговой политики во времена «великих реформ» Александра II // Материалы по итогам VI ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы современности:

11. Внутренняя политика Николая I Николай I взошел на российский престол одновременно с восстанием декабристов событием, потрясшим устои российского общества. Попытка свержения императора и захвата власти,

Оглавление 1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.... 2 2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах

Великие экономисты-реформаторы России Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин принадлежал к когорте русских реформаторов, умевших сочетать интересы патриотизма и обновления. Он стремился оградить отечественное

В России первым предпосылками банковского дела можно считать 1665 год, когда в Пскове воевода Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин использовал городскую управу в качестве банка, предоставляющего кредиты

У ИСТОКОВ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ К.И. АРСЕНЬЕВА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Ю.В. Савельев Директор Института экономики КарНЦ РАН, заместитель председателя КарНЦ РАН по научно-организационной

МОДУЛЬ «Содержание и методика преподавания тем по банковским услугам и отношениям людей с банками» Методическая разработка занятия по финансовой грамотности Тема: «Разбогатей, если сможешь» Авторы: Комиссарова

ÏÀÌßÒÍÈÊÈ ÏÐÀÂÀ 188 ÏÀÌßÒÍÈÊÈ ÏÐÀÂÀ МАНИФЕСТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В САНК-ПЕТЕРБУРГЕ И МОСКВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ ДЛЯ ОБМЕНА АССИГНАЦИЙ 29 декабря 1768 года был обнародован Манифест об учреждении в Санкт-Петербурге

Сравнительная характеристика екатерины 2 и петра 1 >>> Сравнительная характеристика екатерины 2 и петра 1 Сравнительная характеристика екатерины 2 и петра 1 Тогда в Москву были посланы опытные начальники.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Цветкова А.А. Научный руководитель: к.и. н. доцент Агеева Е.А. Финансовый университет при Правительстве Российской

Деньги-товар полноценные деньги неполноценные деньги бумажные деньги кредитные деньги товар, выполняющий функцию средства обращения, наряду со своей основной функцией удовлетворять какую либо потребность

Формирование института унтерофицеров сверхсрочной службы в русской армии в конце XIX начале XX века Военное строительство КОРИН Сергей Анатольевич старший научный сотрудник Научноисследовательского института

ЛЕКЦИЯ 1 ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Понятие и виды денежного обращения 2. Закон денежного обращения 3. Понятие денежной системы и ее основные элементы 4. Типы денежных систем

М.Ю. Егоров Функции таможенного тарифа в Российской империи в XIX веке Говоря о тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности в Российской империи в XIX столетии, прежде всего, следует обратить

Проф. П.П. Мигулин РЕФОРМА ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ и промышленный кризис в России (1893-1902) ^ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЭИР, ИСТОРИЯ РОССИИ ОБЩЕСТВО КУПЦОВ И ПРОМЫШЛЕННИКОВ РОССИИ МОСКВА 2006 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие

Тест по теме «Николаевская Россия. Россия в первой половине 19 века» Вариант 1. 1. Годы правления Николая I: А) 1801 1825 гг., В) 1815 1845 гг., Б) 1825 1855 гг., Г) 1825 1856 гг. 2. При Николае I собрание

1. Понятие международной валютной системы 2. Платежный баланс: понятие и основные статьи 3. Валютный курс как экономическая категория 4. Понятие валютного рынка, его функции и участники Международная валютная

УДК 366.7 С.С. Степенко, студент 4 курса экономического факультета Юго-Западный государственный университет, Курск Научный руководитель: к.э.н., доцент Свеженцева И.Н. Инновационный подход к развитию коммерческого

Вестник СПбГУ. Сер 5. 2009. Вып. 1 Л. В. Каленюк КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА В РОССИИ 1861 г.: КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНЫЙ АСПЕКТ Один из современников Крестьянской реформы 1861 г. Ф. Еленев писал, что «ни одна из реформ

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2010.- 5.-С.90-96. Л.А.Муравьева, к. и. н., доцент кафедры истории Финансовой академии при Правительстве РФ Серебряный монометаллизм

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 2 вопросы кодификатора Вопросы кодификатора 3.7. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 3.8. Деньги 3.9. Заработная

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. XIX век 8-й класс Преподаватель Голубенко Л.В. Билет 1 1. Российская империя на рубеже XVIII XIX вв.: территориальная и национальная структура; сословия в России;

УДК 336.74 JEL: G20 Коречков Юрий Викторович доктор экономических наук, профессор Международная академия бизнеса и новых технологий (Ярославль) ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ РОССИИ В XIX ВЕКЕ Ключевые слова. Бюджет,

СОДЕРЖАНИЕ 1. ИЗБРАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА 2 1. ИЗБРАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО

ОБМЕН ВАЛЮТ Покупка или продажа иностранной валюты. То есть деньги выступают в 2-х ролях: средства платежа и товара. ПОКУПКА Цена, по которой банк покупает у Вас валюту БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ покупаете продаете

История рубля Самой известной денежной единицей России, вне всякого сомнения, является рубль. Его история насчитывает более 700 лет. Рубль известен всем, ведь в нашей стране нет человека, не державшего

Источник: http://www.taxes.gov.az/uploads/qanun/2011/mecelleler/mulki_mecelle_rus.pdf По состоянию на 24 сентября 2015 года. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (с изменениями и дополнениями

Высочайший указ о выпуске государственных кредитных билетов обр.1895г. на вновь изготавливаемых кредитных билетах помещалась следующая надпись: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую

8.3. ФОНДЫ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8.3.1. Фонды государственных кредитных учреждений ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА Вологодской губернии Вологодское, ф. 376, 1032 ед. хр., 1860, 1865-1920 гг., оп. 1-6 Новгородской

УДК 346.22 Воронина О.Г. Аспирантка кафедры теории и истории права и государства Российской академии адвокатуры и нотариата г. Москва, Российская Федерация СИСТЕМА ОТКУПА В ЦАРСКОЙ РОССИИ XVII-XIX вв.

Монета на ладони моей Реликвия, приоткрывающая историю моей семьи Автор: Якуба Екатерина Школа: ГБОУ школа 1883 «Бутово» ШО4 Класс: 11 «В» Руководитель: Романенко Людмила Ивановна, преподаватель истории

Мартынушкина А.В. Налоговая политика в реформаторской деятельности П.А.Столыпина // Материалы по итогам VI ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы современности: взгляд молодых

Утверждаю Рассмотрено и согласовано Директор Зав. кафедрой гимназии Н.А.Филиппи ТиМГО Е.В.Шабалина 2015г. 2015г. Протокол Экзаменационные билеты по истории России на промежуточной аттестации по истории

Заломов Владимир Александрович Помощник нотариуса города Москва ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МИНИСТЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Административная реформа, которая реализуется в современной России,

Материалы подготовила: Карская Алла Михайловна директор ГОУ Центра образования 671 «Перспектива» Санкт-Петербурга, учитель экономики Деньги это особый вид универсального продукта, используемого в качестве

Билеты по истории России XIX века для промежуточной аттестации обучающихся 8-х классов 2015-2016 учебный год - 2 - Пояснительная записка Определение качества образования учащихся продиктовано необходимостью

Контоольный экземпляр ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНАКАДЕМИЯ) в в опыт и уроки УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Второе издание, переработанное и дополненное Под редакцией д-ра ист. наук,

Реформы петра 1 таблица 10 класс сфера реформирования >>> Реформы петра 1 таблица 10 класс сфера реформирования Реформы петра 1 таблица 10 класс сфера реформирования Учреждение фискальной системы во главе

Лекция 10. Международные валютно-финансовые отношения 1. Эволюция международной финансовой системы. Международная валютная система призвана содействовать развитию торговли. В ходе обмена товарами возникает

Раздел 5. РОССИЯ В XVI-XVII веках: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Тема 5.1. Российское государство в XVI начале XVII века. Тема занятия: Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века.

Актуальные новости о госзакупках от ВБЦ Важнейшие изменения с 1 января 2019г. в Законе 44-ФЗ в номере: Переход на электронные закупки. Регистрация участников закупок в ЕИС. Формирование ЕРУЗ. Повышение

Дурова Галина Артемовна преподаватель ГБПОУ «Образовательный комплекс сферы услуг» г. Москва МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ЧАСА «ДЕНЬ БАНКОВСКОГО РАБОТНИКА РОССИИ 2 ДЕКАБРЯ» Аннотация: в данной

Задания А10 по истории 1. В 1826 г. проект «Об устройстве высшей полиции» составил 1) А.А. Аракчеев 2) Д.А. Милютин 3) М.Т. Лорис-Меликов 4) А.Х. Бенкендорф 2. Авторами, руководителями работ по подготовке

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ для учащихся 9 классов II тур 28 марта 2010 г. ОТВЕТЫ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Тест 1. Этот раздел содержит 15 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов

УТВЕРЖДЕНО: Общим собранием акционеров ОАО «Коршуновский ГОК» «19» марта 2004 года Протокол б/н от «19» марта 2004 года ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕНЕРАЛЬНОМ ДИРЕКТОРЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «КОРШУНОВСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ

Класс: 8 Навигатор для зачетной сессии по истории. Триместр: II Учитель: Бубникова Александра Николаевна Способы связи с учителем: [email protected] Расписание работы учителя: Пн 9 16 Консультации 15 16

10 июля 2015 г. 419 О внесении дополнений и изменений в Методику расчета банками показателей капитала, левереджа и ликвидности, предусмотренных международными стандартами Базель III На основании подпункта

Кластер к урокам истории России. 8 класс Россия в начале 19 века Система управления Размер территории Количество населения Территория и население Национальный состав Сословия Россия в начале 19 века Проблемы

Тест по истории России 8 класс 1 вариант 1. В чём выражалось активное вмешательство государства в развитие экономики в годы правления Петра I? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под

6. ДЕНЬГИ ДЕНЬГИ Деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен

È.Â. ÃÀÍÓÑÅÍÊÎ 107 È.Â. ÃÀÍÓÑÅÍÊÎ ÑÒÀÂÊÈ ÍÀËÎÃÎÎÁËÎÆÅÍÈß ÏÐÅÄÏÐÈÍÈÌÀÒÅËÜÑÊÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÎ ÐÓÑÑÊÎÌÓ ÇÀÊÎÍÎÄÀÒÅËÜÑÒÂÓ XIX â. Налоговая политика правительства Российской империи в XIX в. в части установления

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Предмет: Экономика Подготовлена Преподавателем Ершовой Г.Л. Утверждена на заседании ЦМК гуманитарных,социальноэкономических и естественно

ПРЕСС - РЕЛИЗ 20 О ситуации на финансовом рынке 31 июля 2017 года г. Алматы 1. Инфляция и инфляционные ожидания в июне 2017 года Инфляция в Республике Казахстан в июне 2017 года составила 0,4%, с начала

1. Кто из вас хотел бы стать богатым? 2. А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем? 3. Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем? 4.Как вы считаете, почему не каждый

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

От 20.12.2011 54 город Выкса Нижегородской области СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ О переименовании управления финансов и местных налогов администрации Выксунского

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИЯ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД 8 КЛАСС 1. Какое из

МУРАШИНСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА МУРАШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА РЕШЕНИЕ 28.11.2012 22/4 г. Мураши Об утверждении Положения о районном финансовом управлении администрации

1 М. Ю. Егоров ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Первая попытка промышленного производства керосина была предпринята в 1823 г. в районе Моздока братьями

Реформа Николая I или, как ее называют, реформа Канкрина, была направлена на возврат ценности и доверия к бумажным деньгам – ассигнациям.

Первая серьезная попытка не просто навести порядок в финансовой системе государства, но создать сильную, обеспеченную серебром валюту, которая высоко котировалась бы на международном рынке, была предпринята в период правления Николая I.

Министром финансов при Николае I был Е. Ф. Канкрин, потому попытка вернуть ценность бумажным деньгам часто называют его именем. Суть реформы свелась к замене ассигнаций, заметно обесценившихся к тому времени, кредитными знаками, подкрепленными банковским металлическим фондом.

Реформа была тщательно продумана и подготовлена. Так, первым ее этапом стало накопление металлического фонда, который затем должен был стать обеспечением бумажным деньгам. С этой целью банк открыл прием золотой и серебряной монеты с фактическим обменом ее на депозитные билеты. Одновременно с этим Канкрин закрепил стоимость обесценившегося за предшествующие реформе годы ассигнационного рубля, распорядившись исчислять все государственные платежи в серебряных рублях. При этом расчеты могли вестись как в серебряной или золотой монете, так и в ассигнациях по курсу 3,5 рубля серебром за ассигнационный рубль.

Следующим этапом стал обмен депозитных билетов, уже подкрепленных металлизированным фондом, на новые кредитные билеты. Билеты имели хождение наравне с серебром и — по указу – свободно обменивались на металлические рубли.

Таким образом, Канкрин сумел создать финансовую систему, при которой бумажные деньги оказались обеспечены металлом, а, значит, и ценившиеся наравне с металлическими деньгами.

У созданной биметаллической системы, однако, имелся и ряд недостатков, которые и оказали свое влияние впоследствии. Во-первых, обеспечить металлом всю бумажную наличность в стране возможно только при относительно небольшой массе бумажных денег. Так как на большей части территории России господствовал натуральный обмен, особой нужны в деньгах не возникало. Во-вторых, соотношение курса серебра и золота устанавливалось государством в принудительном порядке, а не был отдан на откуп рынку. Третий, самый существенный минус реформы, повлиял на дальнейшее развитие денежной системы: эмиссия, то есть выпуск денег, по-прежнему оставался в руках государства. И все финансовые проблемы впоследствии решались прежним способом – выпуском новых денег. К сожалению, именно этот фактор и привел к новой волне обесценивания кредитных билетов, заставив их повторить путь ассигнаций.

«Т. Семенкова Инновации министерства финансов при императоре Николае 1 ПАВЛОВИЧЕ во второй четверти XIX века Во второй...»

Т. Семенкова

Инновации министерства финансов

при императоре Николае 1 ПАВЛОВИЧЕ

во второй четверти XIX века

Во второй четверти XIX века при Николае1 (1825 - 1855) финансовое и

экономическое развитие страны продолжало укрепляться. В этот период

инновационная экономика России. базировалась на том, что учреждались банки,

строились железные дороги, открывались специальные технические

При Министерстве финансов был учреждён Мануфактурный совет, в который вошли заводчики и фабриканты. В это период регулярно проводили сельхозвыставки и выставки новых технических достижений. Для поддержания и реализации всех инновационных начинаний надо было укрепить финансовую систему страны, подготовить и провести денежную реформу.

С выполнением этих задач успешно справился министр финансов Егор Францевич Канкрин(1774 - 1845). Причина успеха и характер его деятельности во многом были обусловлены его биографией. Министром финансов он стал в 1823г. при Александре I и оставался на этом посту при Николае I до 1844г. Более 20 лет он сидел, по его собственному выражению огненном стуле" "на русского министра финансов.

Его отец Франц Людвиг Канкрин - архитектор и знаток горного дела прибыл в Россию по приглашению Екатерины Великой. А при Императоре Павле I, ему был пожалован чин статского советника и дом в Петербурге.



Егор Францевич Канкрин \сын\ окончил университет в Германии. В Россию приехал в 1797году и сначала помогал в делах отцу, но вскоре был зачислен советником Отдела государственной экономии при Министерстве внутренних дел России. С 1811г. Канкрин служил в армии помощником генерального провиантмейстера.

Успешная работа генерал - интендантом действующей армии, его энергия и находчивость, обеспечили его продвижение по службе. В 1829 году Канкрину был пожалован титул графа.

Егор Францевич Канкрин имел глубокие теоретические познания в политэкономии и финансах, отлично понимал требования реальной жизни, был чрезвычайно практичен и расчетлив. Его деловые качества: организованность, и необыкновенная работоспособность: он трудился по 15 часов в день. Свои инновационные идеи Канкрин изложил в ряде теоретических работ: “Экономия человеческих обществ и состояние финансов”, “Краткое обозрение российских финансов”, “Обзор примечательных действий по финансовой части в течении последних 20 лет”. Итогом жизненного опыта Е.Ф. Канкрина явились его очерки, изданные им в Париже после ухода с поста министра финансов - “Очерки политической экономии и финансии”. На русском языке они появились 50 лет спустя, в 1894 году. Вклад министра финансов Канкрина в развитие инновационной экономики России неразрывно связан с экономической политикой в стране. Его инновации были направлены на укрепление финансовой системы страны в целом, на повышение ценности рубля после беспримерного падения, на усовершенствование финансовой и государственной отчетности. Благодаря строгому контролю над расходами, использованию откупной системы и четкой таможенной политике, он добился существенного улучшения финансового положения России.

Развитию инновационной экономики в начале XIX века способствовала, реформа). Эта реформа проведенная Канкриным Торговая (гильдейская открыла большие возможности для развития иностранной торговли и была рассчитана на то, чтобы “подстегнуть” застоявшиеся формы российской торговли.

Реформа несколько ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-ой гильдии и расширяла права среднего городского купечества. Были получены выгоды и от мелкой торговли крестьян, которые торговали в городе овощами на лотках, в ларях, в “самоварах” и в шкафах. Беспорядочная торговля “с рук” была запрещена ещё при Екатерине II, но указ не соблюдался, и улицы больших городов наполнялись неорганизованными толпами мелких торговцев и спекулянтов.

Таким образом, инновационная деятельность Канкрина в должности министра финансов, способствовала укреплению денежной системы и ликвидацию дефицита бюджета, но неизбежно сопровождалась жёсткой экономией во всех областях хозяйства.

Канкрина было проведение в 1839 - 1843 гг.

Главной инновацией денежной реформы. Подготовка к денежной реформе выразилась в составлении проектов реформы, которых было пять: проекты Н. С. Мордвинова и С.А. Грейга были признаны непрактичными. Проекты денежной реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина были схожи по своей основе. Преимущество проекта Е. Ф.

Канкрина над проектом М. М. Сперанского состояло в том, что Канкрин считал возможным провести реформу без внешнего займа и действительно провел ее, не прибегая к займу. Особенность денежной реформы Канкрина проведенной в 1839г., состояла в том, что она имела своим основанием монометаллизм и притом серебряный.

Против денежной реформы выступали помещики, для которых сохранение «дешевых денег» было выгодно, так как они несли ответственность за уплату податей крепостного крестьянства. Но необходимость оздоровления хозяйства страны настойчиво требовала преобразования денежной системы.

В целях устранения превышения расходов над доходами в бюджете России, Канкрин всячески препятствовал проведению государственных займов и кредитов. Он считал, считал, что государственные долги не увеличивают народного благосостояния. „Строго говоря,- писал он,- к займам следует прибегать только тогда, когда они нужны для того, чтобы вывести государство из затруднительного положения или для общеполезных мероприятий". (См Т.Г.

Семенкова, А.В. Семенков. Денежные реформы России в Х!Х веке. СПб 1992. Стр.

56.) На первых подступах к денежной реформе в 1831г. были выпущены билеты государственного казначейства. Это важно, поскольку билеты казначейские представляли собой обязательства, выдаваемые правительством вместо наличных денег, с определенным сроком платежа и с установленными процентами.

13 июля 1831г. был издан Манифест о постепенном выпуске трех первых разрядов билетов государственного казначейства билетов (каждый по 10 млн.

руб.), т. е. общей суммой в 30 млн. Эта мера явилась наиболее действенным способом, ускоренного получения государственных доходов.

М. М. Сперанский в письме Е. Ф. Канкрину от 27 мая 1831г. выражал уверенность в совершенной необходимости выпуска новых билетов казначейства.

Сперанский считал, что платить проценты по билетам излишне, а если уж платить, то только за один последний год (четвертый),- это даст ту выгоду, что билеты будут оставаться в обращении до четвертого года.

Проведению денежной реформы способствовали и установившиеся в 30-х гг. разные курсы: вексельный, податный, таможенный, биржевой и простонародный. Эти курсы денег изменялись не только по времени, но и по местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Попыткой преодолеть такое положение было запрещение сделок на монету по простонародным курсам, утвержденное 29 сентября 1837г. на собрании Государственного совета.

В то же время, Канкрин прилагал усилия для установления фиксированной ценности ассигнационного рубля. Серебряный рубль приравнивался к 380-350 коп., а в ряде мест России был еще выше. Было очевидно, что восстановить прежнюю стоимость обесцененного бумажного рубля нереально и невозможно.

Поэтому было решено восстановить металлическое обращение путем девальвации.

Манифестом от июля об устройстве денежной системы 1 1839г.

серебряный рубль был объявлен главной законной монетной единицей, а ассигнационный рубль допускался в качестве второстепенного знака. Итак, в основу денежного обращения положен серебряный рубль, равный 3 руб. 50 коп.

ассигнациями.

Реформа Канкрина не означала простой обмен бумажных денег по установленному курсу серебра (3 руб. 50 коп.), ибо это лишь уменьшило бы количество денег в обращении в три с половиной раза. Главное заключалось в том, что необходимо было придать деньгам фактическую прочность путем обеспечения их размена. Для этого был заранее создан металлический фонд. В течении 4-х лет необходимый запас в золоте и серебре был создан путём скупки золотой и серебряной монеты, а также слитков драгоценных металлов.

Возникает вопрос: почему монетной единицей было выбрано серебро, а не золото? Историк В. Т. Судейкин объясняет это так: во-первых, большинство европейских государств придерживалось двойной единицы (только Англия в 1816г. перешла к золотой единице); во-вторых, в России по традиции, всегда в обращении находилось серебро, хотя Россия владел, главным образом, золотыми рудниками. (См. Судейкин В.Т. Восстановление в России металлического обращения.- М., 1891.- стр. 57 – 58).

Завершающим этапом реформы явилась полная замена ассигнаций кредитными билетами, размениваемыми на звонкую монету по предъявлению.

Денежная реформа Е. Ф. Канкрина значительно укрепила денежную систему страны. Узаконенный размен кредитных билетов (новых бумажных денег) на металл по предъявлении не вызывал ажиотажа. Наоборот, к обмену предъявлялось кредитных билетов меньше, чем ожидали организаторы проведения реформы.

Главная заслуга Е. Ф. Канкрина состояла в том, что он добился бездефицитного государственного бюджета. Надо отметить, что этому способствовала и проводившаяся таможенная политика, построенная на основе проповедуемой им теории протекционизма. Он ввел покровительственный тариф, способствовавший отмене запрета ввоза целого ряда товаров, чем нацеливал отечественную промышленность на улучшение качества производимой продукции.

Реформа Канкрина полностью себя оправдала, денежная система была укреплена. Экономическая политика, проводившаяся министром финансов Канкриным в 30 - 40 гг., принесла заметные результаты. Но его долгое управление министерством завершилось в связи с болезнью. Умер Канкрин в 1845г. от инсульта.

В министерстве финансов, когда Канкрин серьёзно заболел, управляющим министерством финансов был назначен Федор Павлович Вронченко. Он проработал в министерстве финансов 34 года, и был назначен на пост министра за большую выслугу лет. Фактически с января 1844 года, он реально руководил Министерством. Весной того же 1844 года - 1 мая - Вронченко был назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.

Министром он стал в марте 1845, когда ему было 64 года. И оставался на этом посту до 6 апреля 1852г. Хотя, (по отзывам некоторых современников), больших талантов он на службе не проявил, но на этом посту он старательно продолжал систему управления своего предшественника – Е. Ф. Канкрина.

Вронченко не только участвовал, но и практически осуществлял денежную реформу 1839–1843 г, которая вошла в историю как реформа Канкрина.

Вступлению в должность министра финансов Федору Павловичу Вронченко, несомненно способствовали дружеские и доверительные отношения с его предшественником Е.Ф. Канкриным. Вронченко был не только деловым помощником Е.Ф. Канкрина, но и пользовался его покровительством. Федор Вронченко был на 5 лет моложе Канкрина.

Родился Фёдор Павлович Вронченко в семье священника в 1781г. в городе Копысь Горецкого уезда Могилевского наместничества. Учился с 1797 года в Московском университете, а потом до 1805 года служил в канцелярии H. H.

Новосильцева. Когда началась война с французами, Федора Вронченко, как чиновника с высшим образованием, взяли в свиту государя, и поручили редактирование государственной переписки. Вронченко был человеком общительным и коммуникабельным, что способствовало успешной службе.

Из воспоминаний современников о его привычках и наклонностях, известно, что он был дамским поклонником и пользовался расположением молодых особ в светском обществе. Однако он не был женат. За холостятскую жизнь современники его осуждали, а успеху у молодых дам завидовали.

У Фёдора Вронченко был младший брат Михаил - выдающийся ученыйисследователь, член-учредитель Русского географического общества - РГО, а так же талантливый прозаик и поэт-переводчик. Кроме того Михаил известен как военный геодезист, географ и разведчик.

Федор Вронченко был в близких дружеских отношениях со своим младшим братом Михаилом. При учреждении в Санкт-Петербурге в 1845г. Русского географического общества, видимо с соизволения государя-императора Николая I, выделил Обществу 10 тыс. руб. серебром на текущие расходы. А в формирующуюся библиотеку РГО подарил несколько своих книг. Есть сведения, что Федор Вронченко состоял почетным членом РГО. В XIX в. в составе Российского военно-морского флота состоял боевой корабль «Граф Вронченко», названный в честь Федора Вронченко.

Михаилу Павловичу, младшему брату, Фёдор Павлович Вронченко по смерти завещал всё свое состояние.

Служебный рост Ф.П. Вронченко в начале Х!Х века стремительно продолжался. В 1809 г. он был определен письмоводителем, при совете и правлении комиссии составления законов, а в следующем году был назначен начальником отделения в министерстве финансов, но вскоре получил назначение в министерство внутренних дел, которым управлял В. П. Кочубей.

С 1820г. Вронченко вновь служил в министерстве финансов и был назначен начальником третьего отделения, которое с 1824 года было преобразовано в Особенную канцелярию по кредитной части, которой он и управлял. Следующим повышением по службе Фёдора Вронченко было назначение товарищем министра финансов в 1840 году. Это произошло в период завершения многолетней (22 года) службы Канкрина. Вронченко стал не только товарищем министра финансов, но и главным управляющий Корпусом горных инженеров. В следующем 1841 год, Вронченко - член Комитета по делам кредитных установлений и Комитета финансов, а с 19 апреля 1842 года он действительный тайный советник.

За время продолжительной службы, Вронченко зарекомендовал себя как очень аккуратного и исполнительного чиновника. Вронченко неоднократно доверяли, во время отсутствия Канкрина, управление Министерством финансов.

Канкрин Е.Ф., перед смертью составил для Вронченко особое руководство по основным проблемам управления финансами.

На должность министра финансов Ф.П. Вронченко бал назначен в марте 1845 года. В апреле 1849 он был возведен в графское Российской Империи достоинство. Надо отметить, что назначение Вронченко министром, вызвало недовольство и интриги, со стороны некоторых государственных чиновников. Они полагали, что, после отставки заболевшего министра Канкрина, на его место следует назначить Княжевича, который, как и Федор Вронченко был соратником и учеником Канкрина. Кроме того Княжевич имел репутацию делового и инициативного человека. Через несколько лет наступит и его черёд быть министром финансов… Интриги придворных кругов, сопровождавшиеся наветами и скандальными слухами о взятках в министерстве, не помешали назначению Вронченко, и как показала история, в тот период, это был правильный выбор.

Во второй половине 40-х гг. положение в стране изменилось.

Неурожаи 1844, 1845 и 1847 гг. привели к тому, что значительно увеличились недоимки в казну. Особенно ухудшилось финансовое положение в связи с возросшими расходами в годы Крымской войны. Значительно возрос внутренний и внешний государственный долг. Финансовое и экономическое положение в стране, не смотря на проведенную денежную реформу Канкрина, оставалось очень сложным. В России тогда не было условий для решительных преобразований, и приходилось все силы и средства использовать для решения неотложных экономических проблем и удовлетворения текущих нужд.

Как справедливо отмечают историки, существовавшая система финансов была несовершенна, сложившаяся система налогов всей тяжестью лежала на крестьянах, что препятствовало росту народного благосостояния. Для преодоления финансовых трудностей и экономического уклада, тогда надо было срочно принимать меры к укреплению финансовой и торговой системы страны.

Для этого было также необходимо усилить внимание к земледелию, главнейшей отрасли экономики России. В условиях плохого состояния сельского хозяйства, все старания министра Ф.П. Вронченко по развитию и совершенствованию фабричного производства, не принесли ожидаемых результатов.

Государственные финансово-кредитные учреждения, как и вся экономика страны, испытывали трудности. Их неудовлетворительное состояние не создавало стимулов для возникновения частных кредитных учреждений. А казённые учреждения, были вынуждены принимать меры для покрытия дефицитов между государственными доходами и расходами. Из росписи доходов и расходов, в период управления министерством финансов Вронченко, следует, что расходы значительно превышали доходы.

Министром финансов Ф.П. Вронченко оставался семь лет - с марта 845 до апреля 1952 года. За время его деятельности, финансовая система николаевской эпохи, в основном сохранилась в прежнем виде, со всеми её прежними особенностями: крайним налоговым обременением крестьянства, непроизводительными тратами и дефицитами. В тоже время им были осуществлены инновации в области налоговой системы. Были введены новые и увеличены старые косвенные налоги, особенно на питейный доход. В 1847 г., была введена акцизно-откупная система; в 50х гг. Вронченко ввел новый тариф, что было инновацией в таможенной политики. При нём была отменена пограничная линия, между Россией и Польшей.

Экономические меры, проведенные Вронченко, были обусловлены и военно-политическими причинами - усилением расходов на содержание войск, вследствие военных действий на Кавказе, восстания в Кракове и войны в Венгрии.

Стремление ограничить расходы на военные цели и, принятые для этого меры не приводили к желаемым результатам. В этих условиях, министерству финансов, для покрытия увеличивающихся расходов, приходилось обращаться к увеличению существовавших налогов. В 1846 году был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, а так как податные возможности крестьян и без того были напряжены, то оставалось обратиться к введению новых или же увеличению старых косвенных налогов. Кроме того, был введен питейный устав. В следующем 1847 году последовало уничтожение льгот, во многих губерниях и областях, на продажу низших сортов табака; и одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак. Также был введен акциз со свеклосахарного производства.

Среди положительных мер, принятых министром Вронченко, было введение в 1850 году нового тарифа, предусматривавшего уменьшения тарифных ставок.

Так же была проведена окончательная отмена ассигнаций, хотя эта мера имела только формальный характер. В то же время, ряд существенных вопросов, а именно - внесение улучшений в технику налогов, не получило должного внимания.

Для покрытия дефицита министр финансов Вронченко сконцентрировал внимание на развитии фабричной промышленности. Он практиковал заключение внешних займов и заем части сумм в казенных кредитных учреждениях. При нем был предпринят выпуск билетов Государственного казначейства. Вронченко иногда прибегал, ради сокрытия дефицита, к зачислению непокрытых расходов в счет доходов будущих лет. Для покрытия издержек Вронченко предпринимал постоянное повышение прямых и косвенных налогов.

Но, несмотря на все эти, принимаемые Вронченко меры, сумма государственных долгов, к концу его управления министерством финансов, возросла с 299 млн. (в 1844 году) до 400 млн. руб. (в 1852 году).

В 1851 году Вронченко заболел, и министерство фактически осталось без министра, лишь весной 1853 г. был назначен Брок П.Ф. Он начал работу при Николае 1 За два года, до кончины императора весной 1853 глду.

Похоронен он в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры. В 2012 голу исполнилось ровно 260 лет со дня его ухода в мир иной.

Надо сказать что инфляция, начавшаяся в период Крымской войны, затянулась на ряд десятилетий. Но выдержать все эти испытания финансовая система России, ее денежное хозяйство смогло лишь благодаря тому порядку, в который их привел министры финансов Е. Канкрин и Вронченко Ф. П. которые вошли в историю, как видные государственные деятели Российской империи.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Божерянов И.Н. Граф Егор Францевич Канкрин. 1897

2. Гейц Ф.Ф. Ефимки. М., 1913

3. Горелов Ив. Теория финансов. Казань. 18..г.

4. Граф Канкрин и его очерки политической экономии и финансов в 3-х частях. СПБ. 1894

5. История русской экономической мысли. Т. 1, ч.2, М., 1958 \примечания\

6.Рындзинский П.Г. Реформа Е.Ф. Канкрина //Исторические записки. Т.40, М., 1952

7. Семенков А.В., Семенкова Т.Г. Денежные реформы России в XIX веке.

9. Семенков А.В. Семенкова Т.Г. Министры финансов во время царствования Александра II. Ж. Банковское дело, N2, 1995 ПРОЦЕДУРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНОВ Проект первой редакции Москва НП «ОПЖТ» СТО ОПЖТ -2014 Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом...»

«Проект Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации Оглавление: 1. Общие положения 2. Цели и задачи Концепции 3. Субъекты концертной деятельности 4. Создание музыкального продукта 4.1. Творческие коллективы как основа репертуарной политики 4.2. Репертурная политика концертных организаций и коллективов 5. Система распространения музыкального продукта 6. Гастроли и музыкальные фестивали 7. Общественное продвижение академической музыки 8....»

«ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ Москва Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана УДК 681.2+621.791 ББК 30.14+30.82 Д44 Авторы: Г.А. Бигус, Ю.Ф. Даниев, Н.А. Быстрова, Д.И. Галкин Рецензенты: академик Н.П. Алешин; доктор технических наук В.С. Котельников Диагностика технических устройств / [Г. А. Бигус, Д44 Ю. Ф. Даниев, Н. А. Быстрова, Д. И. Галкин]. – M. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014 – 615, с. : ил. ISBN 978-5-7038-3925-6 В монографии приведены основные понятия технической диагностики -...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА» NOSOV MAGNITOGORSK STATE UNIVERSITY Кафедра Информационных систем Специальность 080800.62 Прикладная информатика ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Интеграция «SIKE.Autopark» и «КАСУН» на предприятии ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК» Development of the module Integration...»

«ДАЙДЖЕСТ УТРЕННИХ НОВОСТЕЙ 05.10.2015 НОВОСТИ КАЗАХСТАНА Идеи Н.Назарбаева обсуждают академики Китая Р.Раджабов: Инициатива Н.Назарбаева по разработке Концепции «Новое будущее»ответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулся мир Регионы Казахстана и Китая укрепляют экономические связи В Казахстане заработает первый завод по выпуску плит OSB НОВОСТИ СНГ Медведев в Сочи обсудит с премьером Люксембурга Беттелем взаимодействие России и ЕС Главы МИД РФ и Лаоса обсудят сотрудничество в политической и...»

« архитектуры и искусств ФГОУ вПО «Южный федеральный университет», д.э.н., профессор, [email protected]; Козлова Е.И. Донской государственный технический университет, старший преподаватель, аспирантка, 344092, Ростов-на-Дону, пр. Королева, 1, кв. 64 Определено содержание анализа привлекательности отрасли, проводимого с позиции формирования...»

«СОЦІАЛЬНА ФІЛОСОФІЯ 25 УДК 314.74 (477) Л.Н. Гарас, доцент, канд. филос. наук Севастопольский национальный технический университет ул. Университетская, г. Севастополь, Украина, 99053 E-mail: [email protected] ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В УКРАИНЕ Анализируются основные тенденции развития нелегальной миграции в Украине, делается акцент на ее социально-экономических последствиях. Ключевые слова: миграция, нелегальная миграция, рынок труда, реадмиссия....»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.