В ауле афипсип адыгеи возведут памятник герою кавказской войны тугужуко казбичу. Черкесский лев кавказской войны Отношение к Печорину

Для сохранения самобытности и ментальности народа, молодое поколение должно воспитываться на примерах героев своего народа. Мы предлагаем познакомиться с легендарной личностью – Кизбечем Шеретлуко. Это был бесстрашный предводитель шапсугских отрядов, который во время русско-черкесской войны объединил вокруг себя свой народ. О храбрости и удали этого воина слагали песни при его жизни. Это говорит о многом, ведь адыги слагали песни только самым выдающимся личностям.

Сейчас мы живем не в военное время, но пример данного героя может греть наши сердца и воспитывать подрастающее поколение с поистине адыгским самосознанием. редлагаем выдержки из работ различных авторов. Их мнение по различным вопросам может не совпадать, но все они говорят о герое с большим уважением.

КИ3БЕЧ ТУГУЖОКО ШЕРЕТЛУКО

Герой Русско-Кавказской войны,

Предводитель шапсугских отрядов

Кто такой Кизбеч Шеретлуко? Кто бы ни писал о Кизбече, всегда попадал под его влияние и обаяние. Нарисовать его разбойником, хищником у них не получалось, потому что ОН им никогда не был.

Не смог этого сделать ни М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», ни художник - князь Г.Г. Гагарин в своей картине «Набег закубанцев», ни Олекса Кирий в поэме «Адыге», ни И.А. Шереметьев в «Ольгинском кордоне», хотя на него сверху давили силы, ни Петлюра в «Истории Кубанского казачьего войска» под редакцией Щербины.

Все они преклонялись перед ним, восхищались, а может, завидовали его храбрости и удали.

Казбич Тугузович Шеретлуко был настоящий мужчина - верный, неподкупный, смелый, ловкий, бесстрашный, неутомимый, добрый, щедрый. Единственным его «недостатком» была влюбленность в свою бедную родину, в свою свободу, в свою независимость. Эта влюбленность питала его силы, окрыляла на подвиг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск!

Ни одна личность черкесов не пользовалась такой славой, почетом, как Казбич. Вокруг его имени, под его знамена становились тысячи и шли на защиту отечества.

Ни одного крупного поражения за 30 лет своего предводительства он не потерпел. Это снискало ему уважение и по достоинству его прозвали «Львом Черкесии». Он плавал в лучах славы и кызбечевцы, испытывая на себе его внимание, делили с ним его славу.

Он мог дарить людям радость! Мог без устали танцевать на джегу. Мог петь в два голоса.

Родился Казбич в 1777 году. Семерка - магическая цифра, приносящая счастье, славу, почет, память... Был у отца Тугуза Ельмишуковича одним из семи братьев. Родился в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе.

В 1796-м году принимал участие в Бзиюкской битве, где чуть не лишился головы, отделался глубоким рубцом. За годы борьбы его тело покрылось шрамами, рубцами. Ранам он счет потерял. Основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.

В конце 1839г. в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.

Он ушел из жизни, но остались легенды, песни. Не только остались, но и слагаются, рождаются новые произведения о нем и будут впредь сочиняться, потому что он был, любим народом и почитаем этим народом.

Мира Меретукова

Ветеран педагогического труда, краевед.

«Лев черкесов» - бестрашный воин Шеретлук Тугужоко Кизбеч

Шеретлук Тугужоко Кизбеч родился в 1777 г. в ауле Беаннаш, находившимся в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии падает на 1810- 1839 гг. В 1834 г. он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе 700 шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд. В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя 900 горцами, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов. В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.

Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 г. он получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».

Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большую сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.

Кизбеч Тугужоко Шеретлук умер от полученных в боях ран 28 февраля 1840 г. (по другим данным - 1839 г.). Но и после смерти он не переставал занимать воображение соотечественников.

Пшимаф АУТЛЕВ,

Кандидат исторических наук, г. Майкоп.

«…Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно - Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.

Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами.

Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег - и набег удавался, хотел с ним соперничать другой - и терпел поражение. В конце концов, в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.

Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других.

И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,- представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.

Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла - войны и набегов. Умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги, - явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов...»

В.А. Потто «КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА»

Для сохранения самобытности и ментальности народа, молодое поколение должно воспитываться на примерах героев своего народа. Мы предлагаем познакомиться с легендарной личностью – Кизбечем Шеретлуко. Это был бесстрашный предводитель шапсугских отрядов, который во время русско-черкесской войны объединил вокруг себя свой народ. О храбрости и удали этого воина слагали песни при его жизни. Это говорит о многом, ведь адыги слагали песни только самым выдающимся личностям.

Сейчас мы живем не в военное время, но пример данного героя может греть наши сердца и воспитывать подрастающее поколение с поистине адыгским самосознанием. редлагаем выдержки из работ различных авторов. Их мнение по различным вопросам может не совпадать, но все они говорят о герое с большим уважением.

КИ3БЕЧ ТУГУЖОКО ШЕРЕТЛУКО (1777 - 1840)

Герой Русско-Кавказской войны, предводитель шапсугских отрядов

Кто такой Кизбеч Шеретлуко? Кто бы ни писал о Кизбече, всегда попадал под его влияние и обаяние. Нарисовать его разбойником, хищником у них не получалось, потому что ОН им никогда не был.

Не смог этого сделать ни М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», ни художник - князь Г.Г. Гагарин в своей картине «Набег закубанцев», ни Олекса Кирий в поэме «Адыге», ни И.А. Шереметьев в «Ольгинском кордоне», хотя на него сверху давили силы, ни Петлюра в «Истории Кубанского казачьего войска» под редакцией Щербины.

Все они преклонялись перед ним, восхищались, а может, завидовали его храбрости и удали.

Казбич Тугузович Шеретлуко был настоящий мужчина - верный, неподкупный, смелый, ловкий, бесстрашный, неутомимый, добрый, щедрый. Единственным его «недостатком» была влюбленность в свою бедную родину, в свою свободу, в свою независимость. Эта влюбленность питала его силы, окрыляла на подвиг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск!

Ни одна личность черкесов не пользовалась такой славой, почетом, как Казбич. Вокруг его имени, под его знамена становились тысячи и шли на защиту отечества.

Ни одного крупного поражения за 30 лет своего предводительства он не потерпел. Это снискало ему уважение и по достоинству его прозвали «Львом Черкесии». Он плавал в лучах славы и кызбечевцы, испытывая на себе его внимание, делили с ним его славу.

Он мог дарить людям радость! Мог без устали танцевать на джегу. Мог петь в два голоса.

Родился Казбич в 1777 году. Семерка - магическая цифра, приносящая счастье, славу, почет, память... Был у отца Тугуза Ельмишуковича одним из семи братьев. Родился в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе.

В 1796-м году принимал участие в Бзиюкской битве, где чуть не лишился головы, отделался глубоким рубцом. За годы борьбы его тело покрылось шрамами, рубцами. Ранам он счет потерял. Основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.

В конце 1839г. в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.

Он ушел из жизни, но остались легенды, песни. Не только остались, но и слагаются, рождаются новые произведения о нем и будут впредь сочиняться, потому что он был, любим народом и почитаем этим народом.

Мира Меретукова, ветеран педагогического труда, краевед.

«Лев черкесов» - бестрашный воин Шеретлук Тугужоко Кизбеч

Шеретлук Тугужоко Кизбеч родился в 1777 г. в ауле Беаннаш, находившимся в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии падает на 1810- 1839 гг. В 1834 г. он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе 700 шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд. В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя 900 горцами, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов. В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.

Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 г. он получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».

Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большую сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.

Кизбеч Тугужоко Шеретлук умер от полученных в боях ран 28 февраля 1840 г. (по другим данным - 1839 г.). Но и после смерти он не переставал занимать воображение соотечественников.

Пшимаф АУТЛЕВ, кандидат исторических наук, г. Майкоп.

* * *

«…Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно - Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.

Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами.

Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег - и набег удавался, хотел с ним соперничать другой - и терпел поражение. В конце концов, в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.

Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других.

И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,- представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.

Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла - войны и набегов. Умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги, - явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов...»

В.А. Потто «КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА»

"Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый!.." Одной фразой хитрец Лермонтов и опровергает связь своего персонажа с реальным героем Кавказской войны, и намекает на нее. Литературоведы спорят, но одно несомненно: настоящий, живой предводитель шапсугов сыграл огромную роль в войне и произвел глубокое впечатление на современников.

Памятник в Афипсипе

В центре аула Афипсип Тахтамукайского района Адыгеи скоро появится новый памятник. Он будет воздвигнут рядом с мемориалом в честь уроженцев села - участников Великой Отечественной войны, павших в борьбе с фашизмом, и это глубоко символично: родина чтит всех своих героев. А в том, что - герой, не сомневается никто.

Тугужоко Кизбеч - человек-легенда, сам вошедший в народный фольклор. Адыгские предания и песни рассказывают о неустрашимости Кизбеча, о его любви к родной земле, о верности черкесским идеалам и щедрости. Такой памятник просто необходим, уверены адыги.

"Памятник станет олицетворением героического прошлого адыгского народа. Он призван напоминать подрастающему поколению о сложных и трагических моментах истории нашей республики, об объединяющем патриотическом духе и любви к родине", - утверждает известный общественный деятель, экс-министр культуры Адыгеи . Действительно, многим ли знакомо имя Кизбеча Шеретлуко?

«…Казбич был личностью необыкновенной, исключительной»

Полная луна - навершие его шлема,

Его тетива никогда не срывается.

Кизбеч на мечах биться любит,

Пикой могучей врагов повергает,

Войско огромное его устрашить не может.

Валерий и Александр Харченко, Алексей Кистерев

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:: ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
4. Пулями и шашками

Начало XIX века на Кубани совпало с началом организованной борьбы между горцами и казаками. Черкесы, собираясь в отряды, совершали набеги на русские укрепления и населенные места, и в ответ такие же вылазки в Закубанье делали казаки. Так началась русско-черкесская война, длившаяся 65 лет. Она разорвала дружественные отношения между русскими и горцами, сложившиеся к началу века, приостановила торговлю, вызвала взаимную неприязнь.

В марте 1800 года войсковой атаман Бурсак доложил царю, что черкесы, часто собираясь в большие отряды, переправляются по льду через Кубань и нападают на кордон Славянский и другие.

Царское правительство не заставило себя долго ждать. Вскоре пришло разрешение на боевые действия против горцев.

В конце 1804 года, как сообщает Ф. А. Щербина (см. главу вторую), «... отряд под командою Бурсака... переправился через Кубань. Предположено было наказать шапсугов (за постоянные набеги в Черноморию), и войска тремя колоннами были направлены по рекам Шебш и Афипс в горы. Разбившись затем на четыре части, четвертого декабря на рассвете русские войска с четырех сторон начали громить шапсужские владения... Бой продолжался до пяти часов вечера. Шапсуги были окончательно разбиты и рассеяны по горам и трущобам, потеряв более 250 человек убитыми и массу ранеными. Войска разорили попавшиеся им по пути аулы... Разлив горных речек приостановил дальнейшие действия экспедиции, и отряд двинулся обратно в Черноморию».

После таких походов горцы присмирели. «Перемирие» длилось до 1806 года, когда началась русско-турецкая война (1806―1812 гг.). Она оказалась на руку черкесам. Архивные документы 1807 года были переполнены донесениями о нападении адыгов, особенно шапсугов, на пикеты, посты, хутора и поселения. Начались ответные военные операции, в том числе разорение аулов по реке Иль.

Подобные стычки между казаками и черкесами происходили до 1820 года военные действия то прекращались, то возобновлялись вновь.

С 1820 года военная активность горцев, подстрекаемых Турцией, резко возросла. Теперь уже крупные отряды черкесов делают вылазки за Кубань, осаждают кордоны и военные укрепления казаков. Особенно часто совершали набеги отряды шапсугов под начальством Казбича.

В январе 1825 года казаки, возглавляемые генералом Власовым, перешли Кубань и двинулись по реке Иль. В 15 верстах от Кубани «...черкесскими секретами было открыто движение нашего отряда, ― пишет Ф. А. Щербина. ― Весть об это с быстротою молнии охватила весь Ильский район. От аула к аулу неслись ружейные выстрелы, предупреждавшие об опасности соседей. К удивлению казаков, где-то в горах прогремели раскаты пушечных выстрелов. Черкесы приготовились к встрече с врагом. Когда Власов, выделив из отряда партию в 459 человек, послал ее... сжечь сено, то черкесы напали на казаков в таком громадном количестве, что казаки, спасаясь от неприятеля, вынуждены были в карьер мчаться обратно к отряду... Предприятие Власова не удалось, и он вынужден был направиться обратно в Черноморию.

Но в феврале Власов снова двинулся в горы».

Через три года, в апреле 1828, грянула новая война с Турцией, но пока военные действия велись возле Анапы, по Черноморской кордонной линии крупных столкновений между горцами и казаками не происходило, но случались отдельные набеги адыгов на казачьи поселения. В ответ на реку Иль снарядили экспедицию, в которую вошло 330 конных и 560 пеших казаков с двумя взводами артиллерии.

В июле 1830 года, когда уже возводилось Георгие-Афипское укрепление, генералу Бескровному поручено было занять удобное место на реке Шебш для строительства еще одного военного укрепления. Был составлен отряд из 694 казаков и 391 егеря. Горцы не замедлили ответить тем же и бросили на русских около 2500 всадников и до 1500 человек пехоты под предводительством Казбича. С большим трудом Бескровному удалось овладеть высотами у реки Шебш, там, где она впадает в Афипс, известными у черкесов под названием «Сатрук».

С этого времени горцы не переставали тревожить русский отряд, занимавшийся строительством укрепления.

***

Но кто такой Казбич? Его имя встречается уже дважды в нашей книге. И, вероятно, читатель уже припомнил, что в «Герое нашего времени» Лермонтова тоже упоминается некий Казбич, убивший Бэлу, когда попытка похить ее из крепости не удалась. Тот ли это Казбич?

А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? ― спросил я.

С Казбичем? А, право не знаю... Слышал я, что на правом фланге У шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном башмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и приветливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко: да вряд ли это тот самый!..»

Разумеется, лермонтовского Казбича нельзя отождествлять с реальным историческим лицом, возглавлявшим боевые отряды шапсугов. Но Лермонтов был прогрессивным человеком своего времени, он не мог не видеть бесполезность, вредность борьбы горцев против русских, которая только истощала черкесов, тормозила их экономическое и культурное развитие, несла горе и страдания. Чтобы еще раз подчеркнуть это, писатель вполне мог использовать имя Казбича, изобразив его маленьким, эгоистичным человеком, для которого весь смысл жизни сводился к краже лошадей и овец за русскими кордонами.

***

Но вернемся на реку Шебш в урочище Сатрук, где возводилось русское укрепление. Его назвали Ивано-Шебским в честь графа Ивана Паскевича, командовавшего отдельным корпусом войск на Кавказе и ходившего в декабре 1830 года с 16-тысячным отрядом в земли шапсугов.

Укрепление оказалось почти на общей границе трех племен: абадзехов, шапсугов и натухайцев. Вокруг него располагались места, удобные для хлебопашества, с обширными естественными сенокосами, и черкесы были заинтересованы в том, чтобы помешать казакам укрепиться на Сатруке. Из архивных документов (рапортов, донесений) -известно, что четвертого июля 1830 года около 700 черкесов атаковали казаков. Бой длился с шести часов утра до 11 ночи. Через три дня русские вступили в бой уже с 2000 горцев, 24 июля ― с 4000 черкесской конницы и с 2000 пехоты с пушками.

Несмотря на постоянные нападения горцев, укрепление в урочище Сатрук все же было возведено, на реке Афипс было построено Георгие-Афипское укрепление (о нем мы расскажем в следующей главе).

Несмотря на постоянные нападения горцев, укрепление в урочище Сатрук все же было возведено, и в нем оставлен гарнизон. Тогда же, в 1830 году, на реке Афипс было построено Георгие-Афипское укрепление (о нем мы расскажем в следующей главе).

С февраля, следующего, 1831 года, нападения на Ивано-Шебское укрепление возобновились. Особенно ожесточенная схватка произошла 20 мая. Начальник укрепления полковник Плоткин так описывал события тех дней: «...ко мне тайно прибыл абадзехский старшина князь Шангирей Едиге, который объявил, что известный Казбич собрал в большом числе шапсугов..., для чего расположил около 300 пеших по кустарникам около реки Шебш близ дороги, а конных в большом числе в оврагах».

***

Полумесяц луны плывет над дубовыми рощами. Листва перешептывается с ветерком, гуляющим по оврагам и балкам, стонет сова, да воют шакалы, выбравшись из трущоб на пологий берег Шебша. Неожиданно они замолкают, настороженно втягивают мокрыми носами ночной воздух и, оглядываясь, один за одним скрываются между деревьев. И вот уже по реке, по заросшему травой берегу ползут косматые тени, отбрасываемые лунным светом от многочисленных воинов. Шагов их почти не слышно, лишь иногда тишину нарушают фырканье лошадей да слабое позвякивание оружия.

Впереди на возвышенности ощетинилась дымящими факелами русская крепость. В их свете видны черные жерла орудий на земляных валах за бревенчатым частоколом, часовой на вышке, раскуривающий самокрутку, пологие крыши казармы.

Все казалось, было спокойно и ничего не предвещало опасности. Вооруженные люди осторожно продолжали приближаться к укреплению.

Якши, ― говорит пожилой черкес, указывая ружьем в сторону крепости.

Гяуры спят, Казбич!

Статный воин, одетый, по-видимому, в красный бешмет, долго всматривается вперед стараясь разглядеть хоть малейшее движение казаков за бревенчатым частоколом. Но тихо там.

Якши! ― кивает он головой, и ночные тени снова ползут вдоль леса,

Растекаются по балкам и ложбинам, и тут одинокий выстрел, как удар молнии, гремит где-то в стороне.

Шангирей, предатель! ― кричит в темноту Казбич и плеткой пришпоривает своего коня.

Округа оглашается криками. Сотни горцев, выхватив сабли и вскинув ружья, скачут и бегут к укреплению на Сатруке. Еще немного и их ловкие, проворные тела переметнутся через частокол, еще несколько десятков метров, но.., казалось, до этого беззаботно спавшая крепость, вдруг огрызается дружным ружейным огнем, две пушки ухают, и картечь градом сыплется на головы атакующих, третья пушка надрывно посылает одну за другой гранаты, с веселым треском лопающиеся в самой гуще черкесов.

Через полчаса, подобрав убитых, они откатываются к лесу под свист и торжествующее улюлюканье русских.

Проклятые гяуры, ― шепчет Казбич и подает какой-то знак своим воинам.

Через минуту вспыхивает трава. Языки пламени, гонимые ветром, ползут в сторону крепости, озаряя лес, речку и суровые лица горцев.

«На рассвете, ― сообщил дальше Плоткин, ― показались на опушке леса пешие, около 200 человек... После удачных выстрелов картечью побежали в лес обратно. До десяти часов утра было тихо. Потом из противоположного леса по афипской дороге выехала конница и рассыпалась по оврагам... Я приказал направить на дальних гранаты, на ближних ― картечь.. Через полчаса снова показалась толпа конных черкесов. Спешились, зажгли траву и бурьян около дороги, стараясь беспрестанно усилить огонь, что при сильном ветре удавалось...».

Блокированный гарнизон страдал от лихорадки, недоедания, недостатка воды и фуража, но мужественно защищался, пока горцы не сняли осаду.

В феврале 1832 года вследствие непрерывных нападений черкесов и значительных потерь, а также из-за того, что крепость не играла, как опорный.пункт, важного значения, Ивано-Шебское укрепление было уничтожено.

Но этим, разумеется, военные действия между русскими и черкесами не прекратились. Уже в 1831 году, когда горцам становится известно, что Турция отказала им в покровительстве, и когда большинство из адыгейских племен отказались от присоединения к России, черкесы возобновили свои набеги на правый Кубани. Только к 1837―38 годам казаки перешли от оборонительных операций к небольшим военным экспедициям в Закубанье. Несколько стычек с горцами произошло на реках Афипс и Убин.

Такая обстановка сохранялась здесь до 1859 года.



С инициативой о возведении в ауле Афипсип Тахтамукайского района памятника герою Кавказской войны, предводителю адыгов Тугужуко Казбичу выступила группа из 12 человек. Эту идею поддержали представители общественности и власти Адыгеи.
Тугужуко Казбич родился в 1777, умер в 1840 . Один из легендарных военных предводителей адыгов времен борьбы Черкесии за независимость. Был родом из известной шапсугской дворянской фамилии Шеретлуковых (он же Кзильбеч, Хаджи Хуз-бек, Кизбеч, Казбич).
Предания, сохранившиеся в адыгском фольклоре, свидетельствуют о его незаурядной личности. Он удивлял сподвижников и врагов неустрашимостью и суровым характером. Представлял собой классический образец адыгского воителя минувших эпох. Даже будучи в преклонном возрасте и после перенесения множества тяжелых ранений, продолжал возглавлять шапсугских всадников. В Кавказской войне потерял всех сыновей. Совершил паломничество в Мекку. Пользовался большим уважением у противника. Умер от ран.

Тугужуко Казбич проживал и воевал недалеко от аула Афипсип, там и будет установлен памятник. Конкретное место возведения было выбрано министром культуры Адыгеи Газием Чемсо, заслуженным художником и архитектором РФ Абдуллахом Берсировым и автором эскиза памятника, кабардинским скульптором Арсеном Гучапшевым. Это место уже утверждено на градостроительном совете в Комитете Адыгеи по архитектуре и градостроительству.

"Памятник станет олицетворением героического прошлого адыгского народа. Он призван напоминать подрастающему поколению о сложных и трагических моментах истории нашей республики, об объединяющем патриотическом духе и любви к родине", - отметил министр культуры республики Газий Чемсо.

ИА
Таисия Тошина

СПРАВКА:

Тыгъужъыкъуэ Къызбэч (Тугужуко Казбич)

Это рассказ о мужчине, воине, отце, полковце. Это рассказ о человеке, который посвятил всю свою жизнь защите родной земли, семьи и религии, не склоняя головы перед трудностями. Он всегда шел вперед. О таких слагают песни. Это история храброго шапсуга из рода Шеретлоко. Это рассказ о том, кого Джеймс Белл и вся общественность Европы 19 века называли "The Lion of Circassia " - "Лев Черкесии".
Казбек Шеретлоко родился в 1777 г. в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе. Был одним из семи братьев у своего отца Тугуза.
Тыгъужъыкъо Къызбэч начал свои ратные подвиги еще в 1796г. В возрасте 19 лет он участвовал в Бзиюкской битве. В ходе этого сражения он получил рубленую рану лица. Генерал В.А. Потто, автор книги "Кавказская война" пишет о том, что несмотря на такое ранение: "Сам Казбич дрался как бешеный и смог прорвать окружение".
Беззаветная храбрость Казбека быстро принесла ему славу. Под его знамена стекались отряды. Казбек с регулярным постоянством совершал набеги на Кавказскую Линию, основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.
Правдивый историко-психологический портрет героя дан на страницах романа адыгского просветителя Хан-Гирея "Бесланий Аббат": "удивительно влиятельный среди шапсугов Кзильбич из Шеретлуковой фамилии", "стоило только разослать гонцов от имени Кзильбеча, и тысячи стекались под его предводительство"
Расцвет предводительской деятельности Казбека приходится на 1810-1839 гг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск.
В январе 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев яростно атаковал станицу Елизаветинскую и разорил ее, но в итоге потерпел поражение от отряда атамана А. В. Бескровного.
Наибольшую славу ему принесло сражение, состоявшееся в 1834 г. на реке Абын (Абинское сражение). Казбек во главе 700 шапсугских всадников разбил и обратил в бегство 14- тысячный царский отряд.В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом.
В том же году Казбек, предводительствуя 900 горцами, разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов.
В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.
Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок.
Казбек отличался, помимо мужества и храбрости, благородством воина и очень ценил отвагу. Вот один из примеров этого.
В 1834 году Шеретлоко Казбек с войском из 1200 отборных всадников столкнулся неожиданно с отрядом линейных казаков числом не более 300 человек. Начался неравный бой, итог которого можно было легко предугадать. Однако Казбек, видя героический настрой казаков и восхищенный их мужеством, приказал своему отряду отступить и выдвинуться вперед такому количеству воинов, которое было равно числу казаков; теперь все остальные черкесы были лишь наблюдателями развернувшегося сражения.
Французский писатель, комментируя этот эпизод, пишет, что не зря и не только за храбрость Казбека прозвали Черкесским Львом.
В октябре 1838 г. в одном из сражений Казбек получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше». Однако адыгские предания говорят о том, что услышав весть о гибели сына, Казбек в одиночку бросился на русскую станицу и изрубил с десяток казаков.
Как воин, Казбек пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России.. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.
Казбек в ходе войны успел выполнить свой долг мусульманина - совершил хадж в Мекку. По пути в Мекку Казбек пересекал Египет. Наслышанный о подвигах Казбека, султан Мисра (Египта) приглашал Хаджи Казбека к себе в военноначальники. Однако тот отказался и вернувшись на родину, продолжил войну.
Хорошо известен часто воспроизводимый в литературе портрет известного предводителя черкесов Шеретлуко Кизбеча, принадлежащий перу английского эмиссара Д.Белла, побывавшего на Кавказе в 1837-39 гг. и лично знакомого с предводителем адыгов. Вопреки запрету, знатный черкес позволил англичанину нарисовать себя рядом со своим боевым конем. На рисунке мы видим высокого, осанистого, богато одетого старика в белой чалме "хаджи", держащего под уздцы лошадь. На этом коне он, по преданиям, появлялся в особо жарких схватках с царскими гарнизонами, вдохновляя воинов на борьбу Английский журналист Д.Лонгворт так описывает его в своем дневнике: "Его свободная и воинская манера поведения, сопровождаемая ленивой и не лишенной изящества походкой вразвалку... Его оружием были лук, колчан со стрелами, дамасская сабля и стальная кольчуга, поблескивавшая на его груди под кафтаном. Его одежда была не богатой, но тщательно пригнанной по фигуре и совершенной. Его сафьяновые башмаки в особенности были очень хорошо пригнаны к его маленьким и изящным ступням. Однако в его облике, в зловещем спокойствии его рта и в диком блеске его пронзительных серых глаз было нечто такое, что без предварительного объяснения со стороны его соплеменников я бы мог принять его за льва".
Николай 1, предлагал большие деньги за портрет работы Белла, но так его и не получил. Как выше было сказано, Казбичу неоднократно предлагали на весьма выгодных условиях перейти к русским, поступить на службу в Каире, но он предпочел вернуться "к пирушкам с друзьями на лоне любимых гор и сражениям с гяурами на берегах Кубани".
Помимо участия в сражениях, Казбек был также видным общественным деятелем адыгского народа. Для единения народа в сопротивлении агрессору шапсугам необходимо было иметь знамя. Казбек Шеретлоко, наряду с такими именитыми войнами как Жанэ Науцыку, Планэко Алчерий, был одним из создателей боевого знамени шапсугов.
В.А. Потто описывает Казбека в своем пятитомнике "Кавказская война" следующим образом:
"Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно - Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.
Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами. Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег - и набег удавался, хотел с ним соперничать другой - и терпел поражение. В конце концов в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.
Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других. И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,- представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.
Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла - войны и набегов. Под старость он сходил в Мекку, но и священный титул хаджи не усмирил в нем строптивое сердце сурового наездника; всю свою жизнь он остался грубым шапсугом старого покроя. И умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги,- явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов..."
Однако, описывая этого знаменитого шапсуга, многие историки не знали, что Казбек был душевным и открытым человеком.
По описаниям современников, Казбек очень любил танцевать, и был одним из лучших танцоров лъапэрисэ (лъапэрыф) во всей Западной Черкесии. Помимо этого он умел петь в два голоса. И на замечания о том, что в его преклонных годах не пристало принимать участие в плясках, Казбек неизменно отвечал, что не откажется от танца.

Слава о Казбеке Шеретлоко неслась впеереди него. Еще при жизни о нем сложили песню, что редко бывает в среде черкесов.Песнотворец Слепой Осман сложил героическую песню о Тугужуко Кизбече еще при жизни героя, в знак особого почтения и признания заслуг. В ней такие слова:

"Полная луна - навершие его шлема,
Его тетива никогда не срывается.
Кизбеч на мечах биться любит,
Пикой могучей врагов повергает,
Войско огромное его устрашить не может.
Муж, к подвигам всегда готовый.
Раненых с поля боя выносит.
Среди мужчин - он лев.
Пленных выкупает,
Двое его сыновей орлам подобны,
Князья адыгской земли мечтают увидить его,
Слава о нем до русского царя доходит,
Египетский царь ему приветствие шлет... "

Казбек жил как настоящий мужчина. И умер он также. Не в теплой постели, а от множества ран, полученных им в одном из сражений в конце 1839 г. Ул1энми л1ыгъэ хэлъщ, говорят адыги.
Пусть каждый черкес помнит за что сражался и умер славный шапсуг из рода Шеретлоко – Тыгъужъыкъэ Къызбэч. Храните память о нем и пусть каждый отец расскажет эту историю своему сыну!