Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях. Учет бюджетных обязательств 500 счет в казенном учреждении

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. О том, как учитывать бюджетные обязательства - читайте в статье.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства. Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.

ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

1– текущий;
2– очередной;
3– второй год, следующий за текущим;
4– третий год, следующий за текущим;
9– иной очередной год за пределами планового периода.

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России № 221н.

Учет бюджетных и денежных обязательств ведите по документам, которые подтверждают их принятие. Перечень документов смотрите в таблице (утвержден приказом Минфина России № 221н).

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

По выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям: – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами; – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:

502.01 «Принятые обязательства»;
502.07 «Принимаемые обязательства»;
502.09 «Отложенные обязательства».

Рассмотрим в таблице, в каких случаях применять счета для учета обязательств:

Виды расходов

На каком счете отражать обязательство

Контракты (договоры), которые заключены по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок

В момент размещения извещения о закупке в ЕИС отразите на счете 502.07. А после того как вы заключили контракт - перенесите на счет 502.01

Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), заключенным с единственным поставщиком

Расходы отразите на счете 502.01

Расходы, по которым создают резервы предстоящих расходов

Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда вы используете резерв - перенесите его на счет 502.01

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

Бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

Данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

Данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

Кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

Кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

Накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;
исполнительный документ – исполнительный лист, судебный приказ;
другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

На текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

На очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 - код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов - указывайте нули.

Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства:

В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 560 000 руб.

Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:

Принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
принятые – на основании заключенного контракта;
денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.

Смета учреждения по КОСГУ не детализирована. В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В день размещения извещения о закупке

Отражено принимаемое обязательство (основание - извещение о проведении электронного аукциона)

КРБ.1.501.13.000

КРБ.1.502.17.000

В день подписания контракта

Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.501.13.000

Принято обязательство (основание - контракт поставки)

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.502.11.000

Приняты денежные обязательства (основание - товарная накладная и акт приема-передачи оборудования)

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Доведены ЛБО

1 501 15 310 1 501 15 340 1 501 15 226 1 501 15 212 1 501 15 211

1 501 13 310 1 501 13 340 1 501 13 226 1 501 15 212 1 501 15 211

300 000 500 000 250 000 125 000 250 000

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310 1 501 13 340

1 502 17 310 1 502 17 340

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340 1 501 13 226

1 502 11 340 1 502 11 226

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

Поступили основные средства от поставщика

Произведен зачет аванса

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

Поступили материалы от поставщика

Оплачены материалы поставщику

Выдана подотчетная сумма

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830 1 501 13 211 1 502 11 211

1 304 05 211 1 502 11 211 1 502 12 211

100 000 100 000 100 000

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.:

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб. Были приняты лимиты бюджетных обязательств: – КВР 121 – 500 тыс. руб.; – КВР 242 – 300 тыс. руб.; – КВР 244 – 700 тыс. руб. Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица. И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.

Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений:

Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели, составляет 12 000 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262
– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;
Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262
– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.

Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.

Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:

Для учреждений субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
для муниципальных учреждений – органами местного самоуправления;
для федеральных учреждений – постановлением Правительства РФ № 590.

Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 590).

Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.

В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н).

К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Очень много вопросов возникает с применением 500 счетов, а именно: 1) при закрытии 2013 года возникла кредиторская задолженность по 302.34. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по кредиторской задолженности? 2) при закрытии 2013 года возникла дебиторская задолженность по 208.21, 206.34, 303.06. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по дебиторской задолженности? 3) в какой период лучше принять бюджетные и денежные обязательства по авансовому отчету?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом обязательства (денежные обязательства) учреждение может принимать к учету в пределах утвержденных плановых назначений. Так же при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. А показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый следует перенести на аналитические счета санкционирования текущего года. Следовательно если обязательства (денежные обязательства) были приняты на 2013 год на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год, то на 2014 год обязательства (денежные обязательства) не переносятся. Если же обязательства (денежные обязательства) были приняты в 2013 году но на 2014 год (очередной финансовый год - счета 0.502.12.000, 0.502.22), то в 2014 году на основании справки по форме 0504833, показатели по данным счетам подлежат переносу на счета 0.502.11.000, 0.502.12) прямой проводкой. Принятые обязательства (денежные обязательства) по дебиторской задолженности при завершении текущего финансового года на следующий год не переносятся, так как дебиторка принята на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год. Обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам в соответствии с приведенным материалом нужно принимать в сумме начисленных обязательств (выплат). Следовательно, принимать обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам нужно на дату утверждения авансового отчета.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утвердите в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а , заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.*

Аналитический учет сумм принятых обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами , Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н,пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями , утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н .

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем году, формируйте с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств)* (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н , п. 162 Инструкции № 174н , п. 188 Инструкции № 183н).

Принятие обязательств

К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

В бухучете обязательства отражайте в следующем объеме:*

  • выплата зарплаты (вознаграждения) сотрудникам - в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно);
  • выплата сотрудникам командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами - в сумме начисленных обязательств (выплат);*
  • внесение обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины, взносы и иные выплаты) - в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • возмещение вреда (причиненного учреждением при осуществлении им деятельности) и иные выплаты на основании вступивших в законную силу решений суда - в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства - в сумме принятых обязательств.*

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данный порядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).*

Принятие обязательств, исполнение которых предусмотрено Планом ФХД, отражайте на следующих счетах:*

  • 0.502.01.000 «Принятые обязательства»;
  • 0.502.02.000 «Принятые денежные обязательства».*

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:*

  • 1 - текущий финансовый год;
  • 2 - очередной финансовый год;*
  • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 - второй год, следующий за очередным.

Такой вывод следует из положений пункта 163 Инструкции № 174н, пункта 189 Инструкции № 183н, пункта 309 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что принятие обязательств отражается в учете корреспонденцией счетов 0.502.00.000 и 0.506.00.000. При этом, согласно положениям Инструкций № 174н и № 183н , счет 0.506.00.000 имеет детализацию по аналитическим кодам лишь на текущий и очередной финансовый годы. Поэтому в случае необходимости принятия обязательств на первый и второй годы, следующие за очередным, порядок их отражения в учете пропишите в учетной политике учреждения. Например, в 22 разряде номера счета 0.506.00.000 можно предусмотреть также аналитические коды 3 и 4.

В бухучете принятие обязательств (денежных обязательств) отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году обязательств и денежных обязательств*

В январе ГУ НИИ «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб. Источником финансового обеспечения выплаты по договору является целевая субсидия на приобретение оборудования.

Согласно утвержденной в учреждении «Альфа» учетной политике обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство - в момент получения товарной накладной.

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет 5.506.10.310 Кредит 5.502.11.310
- 580 000 руб. - приняты обязательства на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании накладной бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет 5.502.11.310 Кредит 5.502.12.310
- 580 000 руб. - приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Перенос показателей при завершении года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) годом, следует перенести на аналитические счета санкционирования в следующем порядке:*

  • показатели первого года, следующего за текущим, - на счета санкционирования текущего года;*
  • показатели второго года, следующего за текущим, - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).*

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

500-е счета санкционирования легко запутают даже опытного специалиста В статье расскажем об особенностях и сложностях учета. Приведем примеры, которые помогут разобраться бухгалтеру бюджетного учреждения.

Счета 500-й группы обобщают информацию об исполнении плановых назначений плана ФХД. Какой счет применить в конкретном случае, зависит от объекта учета:

  • обязательства - 0 502 00 000;
  • сметные (плановые, прогнозные) назначения - 0 504 00 000;
  • право на принятие обязательств - 0 506 00 000;
  • утвержденный объем финансового обеспечения - 0 507 00 000;
  • полученное финансовое обеспечение - 0 508 00 000.
  • Важная статья:

Код, который указывают в разряде 22 номера счета (0 500 00 000), зависит от того, к какому финансовому периоду относится обязательство (см. заметку на стр. 20). Рассмотрим, как применять 500-е счета.

Счет 0 502 00 000 «Обязательства»

На счете 0 502 00 000 отражают принятые бюджетные и денежные, принимаемые и отложенные обязательства. Именно они вызывают наибольшие трудности, так как данные по ним включают в отчетность (ф. 0503738, ф. 0503775).

По кредиту счета 0 502 01 000 отражают сумму обязательств, которые приняло учреждение. Это, например, суммы заключенных контрактов, заработной платы, налогов с ФОТ, выплат по исполнительным листам.

А по кредиту счета 0 502 02 000 - сумму денежных обязательств, которые приняло учреждение. Это могут быть подотчетные суммы, стоимость имущества, авансы по контрактам и т. д.

Когда услуги оказаны или имущество поступило, но их еще не оплатили, возникает неисполненное денежное обязательство. В бухгалтерской отчетности такую сумму приводят в графе 11 формы 0503738. И она должна быть равна кредиторской задолженности в форме 0503769.

По счету 0 502 07 000 учитывают принимаемые обязательства. Счет используют, если учреждение заключило контракт конкурентным способом. Суммы экономии показывают по дебету счета.

Пример 1:

Учреждение разместило извещение об аукционе на покупку автомобиля с максимальной ценой 1 млн руб. По итогам аукциона заключили контракт на 830 тыс. руб. (КФО 4).

Бухгалтер в учете сделал записи:

ДЕБЕТ 07 01 0000000000 244 4 506 10 310
КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 502 17 310

- 1 000 000 руб. - принято обязательство при размещении извещения;


КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 502 11 310

- 830 000 руб. - принято обязательство при заключении контракта;

ДЕБЕТ 07 01 0000000000 244 4 502 17 310
КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 506 10 310

- 170 000 руб. - отражена сумма экономии.

500-е счета 0 502 99 000 применяют для отложенных обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода). То есть он появляется в учете, когда бухгалтер формирует, например, резерв на оплату отпусков. В этом случае по кредиту показывают сумму резерва. Проводки делают в паре с проводкой по счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». Суммы принятых обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражают по кредиту счета 0 502 01 000 и дебету счета 0 502 99 000.

Пример 2:

В 2016 году бюджетное образовательное учреждение начислило резерв по предстоящим отпускам в размере 100 тыс. руб. В 2017 году оно использовало созданный резерв.

Бухгалтер оформил данные операции следующими проводками:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 401 20 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 401 60 211

- 100 000 руб. - начислен резерв на оплату предстоящих отпусков;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 506 91 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 502 99 211

- 100 000 руб. - принято бюджетное обязательство в счет резерва по отпускам;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 401 60 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 302 11 211

- 20 000 руб. - начислены суммы на оплату отпусков в 2017 году за счет резерва;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 502 99 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 502 11 211

- 20 000 руб. - принято обязательство 2017 года при использовании ранее созданного резерва;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 506 10 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 506 91 211

- 20 000 руб. - принято обязательство за счет ранее сформированных отложенных обязательств.

Счет 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»

По счету 0 504 00 000 учитывают исполнение плановых назначений в разрезе объектов учета. Дебетовый показатель - это суммы плановых назначений:

  • по расходам (счет 0 504 00 200);
  • по приобретению нефинансовых активов (счет 0 504 00 300);
  • по приобретению финансовых активов (счет 0 504 00 500);
  • по погашению долговых обязательств (счет 0 504 00 800).

Кредитовый показатель отражает сумму сметных назначений:

  • по доходам (счет 0 504 00 100);
  • по выбытию финансовых активов (счет 0 504 00 600);
  • по увеличению обязательств (счет 0 504 00 700).

Аналитический учет операций по этому счету ведут в карточке учета сметных (плановых) назначений.

Пример 3:

Бюджетное учреждение включило в план финансово-хозяйственной деятельности: доход от оказания платных услуг - 2 млн руб.; расходы на выплату заработной платы - 1,5 млн руб.; начисления на выплаты по оплате труда - 300 тыс. руб.; покупку матзапасов - 200 тыс. руб.

Бухгалтер показал это в учете так:

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 130 2 507 10 130
КРЕДИТ 07 04 0000000000 130 2 504 11 130

- 2 000 000 руб. - отражена сумма доходов;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 111 2 504 11 211
КРЕДИТ 07 04 0000000000 111 2 506 10 211

- 1 500 000 руб. - отражены расходы на выплату зарплаты;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 119 2 504 11 213
КРЕДИТ 07 04 0000000000 119 2 506 10 213

- 300 000 руб. - отражены расходы по начислениям на оплату труда;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 244 2 504 11 340
КРЕДИТ 07 04 0000000000 244 2 506 10 340

- 200 000 руб. - отражены расходы на приобретение матзапасов.

Счет 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств»

На счете 0 506 00 000 отражают объем права учреждения на принятие обязательств в пределах плана ФХД. Кредитовый показатель по счетам аналитического учета отражает объем обязательств в денежном выражении, принятие которых обеспечено плановыми назначениями по доходам или поступлениям. Как использовать счет в учете, смотрите в примерах 1, 2, 3.

500-е счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»

По дебету счета 0 507 00 000 указывают сведения о доходах и поступлениях учреждения, которые утверждены планом ФХД на соответствующий финансовый год. А по кредиту --суммы исполнения.

Возврат полученных ранее доходов или поступлений отражают способом «красное сторно» по кредиту счетов аналитического учета (0 507 00 400, 0 507 00 600, 0 507 00 700) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 508 000 00.

Пример 4:

Образовательное учреждение в плане ФХД утвердило доход от оказания платных услуг - 2 млн руб.

Бухгалтер записал проводку:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 130 2 507 10 130
КРЕДИТ 07 02 0000000000 130 2 504 11 130

- 2 000 000 руб. - отражена сумма доходов.

Счет 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения»

По дебету счета 0 508 00 000 показывают суммы финансовых обеспечений, доходов, поступлений, которые учреждение получило в текущем финансовом году.

Суммы возвратов ранее полученных доходов (поступлений) отражают по дебету счета 0 508 00 000 способом «красное сторно» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 507 00 000.

Пример 5:

Образовательное учреждение вернуло оплату заказчику за неоказанные услуги на сумму 15 тыс. руб.

При составлении проводки бухгалтер воспользовался способом «красное сторно»:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 130 2 508 10 130
КРЕДИТ 07 02 0000000000 130 2 507 10 130

- 15 000 руб. - отражена сумма возврата ранее полученных доходов.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Согласно нормам Инструкции N 157н <1> процесс санкционирования расходов бюджетов предусматривает утверждение сметных назначений, распределение бюджетных ассигнований, получение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятие и исполнение обязательств (денежных обязательств). Порядку отражения государственными (муниципальными) учреждениями в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках этого процесса, и посвящена данная статья.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Организация ведения учета операций по санкционированию расходов

Единым планом счетов бухгалтерского учета к Инструкции N 157н (далее - Единый план счетов) для отражения государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения) операций, осуществляемых в рамках санкционирования расходов бюджетов, предусмотрен счет 500 00 "Санкционирование расходов". Ведение учета показателей бюджетных ассигнований, ЛБО, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) <2>, а также показателей принятых обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год и первый и второй годы планового периода производится учреждениями на соответствующих синтетических счетах в разрезе аналитических групп, которые формируются по следующим финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

  • 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
  • 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (по очередному финансовому году)";
  • 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (по первому году, следующему за очередным)" (далее - первый год планового периода);
  • 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" (далее - второй год планового периода).
<2> Суммы сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) утверждаются сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Синтетические и группировочные счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов бюджетов, приведены в таблице.

Номер и наименование
синтетического счета
Номер соответствующего группировочного счета
0 501 00 000
"Лимиты бюджетных
обязательств"
0 501 10 000 - текущего финансового года;
0 501 20 000 - очередного финансового года;
0 501 30 000 - первого года планового периода;
0 501 40 000 - второго года планового периода
0 502 00 000
"Принятые
обязательства"
0 502 10 000 - текущего финансового года;
0 502 20 000 - очередного финансового года;
0 502 30 000 - первого года планового периода;
0 502 40 000 - второго года планового периода
0 503 00 000
"Бюджетные
ассигнования"
0 503 10 000 - текущего финансового года;
0 503 20 000 - очередного финансового года;
0 503 30 000 - первого года планового периода;
0 503 40 000 - второго года планового периода
0 504 00 000
"Сметные (плановые)
показатели"
0 504 10 000 - текущего финансового года;
0 504 20 000 - очередного финансового года
0 506 00 000
"Право на принятие
обязательств"
0 506 10 000 - текущего финансового года;
0 506 20 000 - очередного финансового года
0 507 00 000
"Утвержденный объем
финансового обеспечения"
0 507 10 000 - текущего финансового года;
0 507 20 000 - очередного финансового года
0 508 00 000
"Получено финансового
обеспечения"
0 508 10 000 - текущего финансового года;
0 508 20 000 - очередного финансового года

Аналитический учет операций по санкционированию расходов бюджетов осуществляется учреждениями в журнале по операциям санкционирования на основании первичных (учетных) документов, установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением), с отражением указанных операций на счетах санкционирования расходов в соответствии с Инструкциями, предусмотренными для соответствующего типа учреждений (п. 314 Инструкции N 157н):

  1. для получателей бюджетных средств (для казенных учреждений, а также для бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ) - на основании Инструкции N 162н <3>;
  2. для получателей субсидий :
  • для бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, - согласно Инструкции N 174н <4>;
  • для автономных учреждений - на основании Инструкции N 183н <5>.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные ассигнования и ЛБО для главных распорядителей бюджетных средств (далее - главные распорядители) по кодам групп, статей КОСГУ утверждают финансовые органы. Те в свою очередь детализируют их по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ с отражением оборотов по дебету и кредиту счетов 0 503 00 000 и 501 00 000 соответственно.

Причем главные распорядители (распорядители) не вправе распределять бюджетные ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей, в соответствии со ст. 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть отнесены к подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств только одного главного распорядителя. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя), в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

Обратите внимание! Изменения показателей по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов (п. 311 Инструкции N 157н):

  • при утверждении увеличения - со знаком "плюс";
  • при утверждении уменьшения - со знаком "минус".

Согласно п. 312 Инструкции N 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО и утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года, на следующий год не переносятся (то есть показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам 0 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года", 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года" и 0 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год").

При этом показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

  • показатели по санкционированию очередного финансового года - на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию первого года планового периода - на счета санкционирования очередного финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года планового периода - на счета санкционирования первого года планового периода.

Обратите внимание! Показатели по санкционированию второго года планового периода на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям и главным администраторам дефицита бюджета бюджетных ассигнований и ЛБО отражению не подлежат (п. 312 Инструкции N 157н).

Лимиты бюджетных обязательств

Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода) (ст. 6 БК РФ). Доводятся ЛБО по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями ЛБО Единым планом счетов предусмотрен счет 501 00.

Исходя из сказанного, указанный счет применяется только получателями бюджетных средств (получатели субсидий его не используют). Поэтому для рассмотрения особенностей учета ЛБО обратимся к нормам п. 129 Инструкции N 162н. Так, согласно данному пункту учет ЛБО ведется на следующих аналитических счетах.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 501 01 000 Доведенные лимиты
бюджетных обязательств

органы
0 501 02 000 Лимиты бюджетных
обязательств
к распределению
Главные распорядители
0 501 03 000 Лимиты бюджетных
обязательств получателей
бюджетных средств

финансовые органы
0 501 04 000 Переданные лимиты
бюджетных обязательств
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 501 05 000 Полученные лимиты
бюджетных обязательств
Распорядители, получатели
органы
0 501 06 000 Лимиты бюджетных
обязательств в пути
0 501 09 000 Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 и 0 501 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н. Напомним, по остальным аналитическим счетам учет осуществляется в журнале по операциям санкционирования.

Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, приведена в разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Представим ее в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы ЛБО, доведенные в установленном порядке
финансовыми органами по кодам групп, статей
КОСГУ
1 501 01 000 1 501 02 000

1 501 02 000 1 501 02 000

средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Распорядитель
1 501 05 000 1 501 02 000
Детализация показателей утвержденных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 02 000 1 501 02 000
Суммы ЛБО, переданные подведомственному
распорядителю и (или) получателю бюджетных
средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Получатель
Суммы ЛБО, полученные в установленном порядке 1 501 05 000 1 501 03 000
Детализация показателей доведенных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 03 000 1 501 03 000
Суммы ЛБО, доведенные себе как получателю 1 501 02 000 1 501 03 000

Пример 1 . Учреждение здравоохранения - распорядитель бюджетных средств получило от главного распорядителя суммы ЛБО на текущий финансовый год в размере 44 800 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 7300 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 26 800 тыс. руб.;
  • 310 "Увеличение стоимости основных средств" - 6300 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 4400 тыс. руб.

Из них учреждение здравоохранения передало обособленному подразделению - получателю бюджетных средств суммы ЛБО текущего финансового года в размере 11 900 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 2200 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 8400 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1300 тыс. руб.

В целях упрощения примера детализация ЛБО по подстатьям КОСГУ не рассматривается.

В бюджетном учете данные операции будут оформлены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.
В учете учреждения здравоохранения
Получены суммы ЛБО текущего
статьям КОСГУ:
44 800

выплаты по оплате труда"
1 501 15 210 1 501 12 210 7 300
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 15 220 1 501 12 220 26 800

средств"
1 501 15 310 1 501 12 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 15 340 1 501 12 340 4 400
Переданы суммы ЛБО текущего
финансового года обособленному
подразделению по следующим статьям
КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 14 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 14 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 14 340 1 300
Доведены суммы ЛБО текущего
финансового года себе как получателю
по следующим статьям КОСГУ:
32 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
(7300 - 2200) тыс. руб.
1 501 12 210 1 501 13 210 5 100
- 220 "Оплата работ, услуг"
(26 800 - 8400) тыс. руб.
1 501 12 220 1 501 13 220 18 400
- 310 "Увеличение стоимости основных
средств"
1 501 12 310 1 501 13 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
(4400 - 1300) тыс. руб.
1 501 12 340 1 501 13 340 3 100
В учете обособленного подразделения
Получены суммы ЛБО текущего
финансового года по следующим
статьям КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 13 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 13 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 13 340 1 300

Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).

Доводятся бюджетные ассигнования, как и ЛБО, по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями бюджетных ассигнований Единым планом счетов предусмотрен счет 503 00.

То есть указанный счет применяется только получателями бюджетных средств. В связи с этим при рассмотрении особенностей учета бюджетных ассигнований воспользуемся нормами п. 142 Инструкции N 162н, в соответствии с которыми для учета бюджетных ассигнований учреждения применяют следующие аналитические счета.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 503 01 000 Доведенные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители, финансовые
органы
0 503 02 000 Бюджетные ассигнования
к распределению
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 03 000 Бюджетные ассигнования
получателей бюджетных
средств и
администраторов выплат
Получатели бюджетных средств,
финансовые органы
0 503 04 000 Переданные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 05 000 Полученные бюджетные
ассигнования
Распорядители, получатели
бюджетных средств, финансовые
органы
0 503 06 000 Бюджетные ассигнования
в пути
0 503 09 000 Утвержденные бюджетные
ассигнования
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 503 04 000 и 0 503 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н.

Бухгалтерские проводки по отражению бюджетных ассигнований в учете получателей бюджетных средств предусмотрены разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенные в
установленном порядке финансовыми органами
1 503 01 000 1 503 02 000
Детализация доведенных ему бюджетных
ассигнований по соответствующим статьям,
подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000

получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Распорядитель

установленном порядке
1 503 05 000 1 503 02 000
Детализация показателей утвержденных ему
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000
Суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственному ему распорядителю и (или)
получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Получатель
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в
установленном порядке
1 503 05 000 1 503 03 000
Детализация показателей доведенных ему
бюджетных ассигнований по соответствующим
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 03 000 1 503 03 000
Главный распорядитель (распорядитель) как получатель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенных себе
как получателю
1 503 02 000 1 503 03 000

Принятые обязательства

Бюджетные обязательства - это расходные обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Под денежными обязательствами следует понимать обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или на основании положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

В силу п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Показатели принятых обязательств (денежных обязательств) учитываются на счете 502 00. Данный счет применяется как получателями бюджетных средств, так и получателями субсидий. Операции текущего (очередного) финансового года, первого и второго годов планового периода по принятию бюджетных обязательств (денежных обязательств), а также операции по внесению в текущем финансовом году изменений в эти показатели отражаются учреждениями на указанном счете на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается в рамках формирования учетной политики (п. 318 Инструкции N 157н).

Например , обязательства (денежные обязательства) могут быть приняты к бухгалтерскому учету на основании:

  • расчетно-платежной ведомости - обязательства по заработной плате перед сотрудниками учреждения (в последний день месяца, за который производится начисление);
  • акта выполненных работ - обязательства по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг (в день подписания);
  • счета-фактуры - обязательства по коммунальным услугам (на дату составления счета-фактуры);
  • договора с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) - обязательства по всем видам хозяйственных операций, за исключением расчетов по заработной плате, расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи (на дату подписания договора) и т.п.

Обратите внимание! Принятие в текущем финансовом году обязательств осуществляется с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).

Для обобщения информации о принятых обязательствах (денежных обязательствах) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, ЛБО и объемах утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности учреждения используют следующие аналитические счета (п. 139 Инструкции N 162н, п. 163 Инструкции N 174н и п. 189 Инструкции N 183н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе расходов (выплат) , предусмотренных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п. 320 Инструкции N 157н).

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями бюджетных средств. Бухгалтерские проводки по отражению в учете получателей бюджетных средств принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. п. 140 и 141 Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит

обязательств (в пределах утвержденных ему на
соответствующий период ЛБО)
1 501 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств по расходам (выплатам), исполнение
которых предусмотрено за счет утвержденных ему
на соответствующий период бюджетных
ассигнований
1 503 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств в объеме утвержденных ему сметных
назначений по приносящей доход деятельности
2 506 00 000 2 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
денежных обязательств в пределах ЛБО, бюджетных
ассигнований и сметных назначений по приносящей
доход деятельности, утвержденных ему на
соответствующий период
0 502 01 000 0 502 02 000

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями субсидий. Операции по принятию указанными учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. 167 Инструкции N 174н и п. 193 Инструкции N 183н. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Обратите внимание! Счета 0 502 01 000 и 0 501 02 000 применяются учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов" и 800 "Уменьшение обязательств" (п. 164 Инструкции N 174н, п. 190 Инструкции N 183н).

Сметные (плановые) назначения

Для учета получателями бюджетных средств и получателями субсидий сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных в указанные показатели изменений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года, предназначен счет 504 00. Аналитический учет по данному счету ведется в карточке учета сметных (плановых) назначений в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) в структуре, утвержденной на соответствующий финансовый год сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. п. 324, 325 Инструкции N 157н).

Получатели бюджетных средств применяют данный счет для учета сумм сметных (плановых) назначений по расходам (внесенных в текущем финансовом году изменений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой (п. 150 Инструкции N 162н):

Дебет счета 2 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800)

Кредит счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800).

Получатели субсидий, в отличие от получателей бюджетных средств, учитывают на счете 0 504 00 000 утвержденные сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (внесенные в текущем финансовом году изменения) по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (п. 168 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н):

  • по дебету - в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800;
  • по кредиту - в разрезе видов доходов по группам 100, 600 и 700.

Операции по учету сметных назначений получателями субсидий оформляются следующими проводками (п. 171 Инструкции N 174н, п. 197 Инструкции N 183н):

<*> В данной проводке получатели субсидий указывают в 18-м разряде номеров счетов код финансового обеспечения в соответствии с экономическим содержанием операции: 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Бюджетные инвестиции" и 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Право на принятие обязательств

Информация об объеме права на принятие учреждением обязательств в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений по приносящей доход деятельности собирается на счете 506 00. Аналитический учет по нему ведется в структуре, предусмотренной сметой либо планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналогии с утвержденными сметными (плановыми) назначениями - в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) (п. п. 326, 327 Инструкции N 157н).

Согласно п. 151 Инструкции N 162н получатели бюджетных средств по кредиту счета 2 506 00 000 учитывают утвержденные суммы сметных (плановых) назначений по расходам в рамках приносящей доход деятельности (бухгалтерская проводка, которой оформляется данная операция, была приведена ранее при рассмотрении учета сметных (плановых) назначений). Также на этом счете отражаются суммы обязательств, исполнение которых предусмотрено сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, следующей проводкой:

Дебет счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Кредит счета 2 502 01 000 "Принятые обязательства".

Получатели субсидий оформляют операции по счету 0 506 00 000 следующим образом (п. 174 Инструкции N 174н, п. 200 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счет 0 506 00 000 применяется учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800 (п. 172 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н).

Финансовое обеспечение получателей субсидий

Суммы сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), предусмотренных к поступлению в соответствующем финансовом году, учитываются получателями субсидий по дебету счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 176 Инструкции N 174н, п. 202 Инструкции N 183н). В свою очередь, информация о суммах полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов, поступлений) и суммах возвратов ранее поступившего финансового обеспечения обобщается по дебету счета 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (п. 179 Инструкции N 174н, п. 205 Инструкции N 183н).

В бухгалтерском учете операции по санкционированию финансового обеспечения отражаются получателями субсидий следующими проводками (п. 177 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счета 0 507 00 000 и 0 508 00 000 применяются получателями субсидий по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе групп 100 "Доходы", 600 "Выбытие финансовых активов" и 700 "Увеличение обязательств" (п. п. 175 и 178 Инструкции N 174н, п. п. 201 и 204 Инструкции N 183н).

Аналитический учет по указанным счетам ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на соответствующий финансовый год (п. п. 329 и 331 Инструкции N 157н).

Пример 2 . Поликлиника (бюджетное учреждение - получатель субсидий) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта бытовых помещений здания на сумму 450 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 20% для приобретения стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет субсидий на . На текущий финансовый год на эти цели планом финансово-хозяйственной деятельности поликлинике предоставлены средства в размере 900 тыс. руб. по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, которые поступили ей на лицевой счет.

Бухгалтерией поликлиники в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.


по доходам на выполнение
государственного задания <*>
4 507 10 150 4 504 10 150 900
Утверждены сметные (плановые)
назначения на текущий финансовый год
по расходам на выполнение
государственного задания <*>
4 504 10 225 4 506 10 225 900
Поступило на лицевой счет
поликлиники финансовое обеспечение
выполнения государственного задания
<**>
4 508 10 150 4 507 10 150 900
Приняты обязательства по текущему
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
4 506 10 225 4 502 11 225 450
Приняты денежные обязательства
по авансовому платежу по текущему
ремонту бытовых помещений за счет
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
(450 тыс. руб. x 20%)
4 502 11 225 4 502 12 225 90
<*> Основание - план финансово-хозяйственной деятельности.
<**> Основание - выписка из лицевого счета.
<***> Основание - заключенный со строительной организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (поликлиникой и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 360 тыс. руб. (450 - 90).

К сведению. Рассмотренные в примере 2 операции по санкционированию расходов в бухгалтерском учете автономного учреждения будут оформлены аналогичным образом.

Пример 3 . Психиатрическая больница (казенное учреждение - получатель бюджетных средств) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта рентгеновского кабинета на сумму 90 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 30% на приобретение стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет средств от приносящей доход деятельности. Сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на эти цели (по подстатье 225 КОСГУ) предусмотрены средства в сумме 150 тыс. руб. В силу норм Федерального закона N 83-ФЗ <6> больница в 2011 г. имеет право использовать средства от приносящей доход деятельности на собственные нужды.

<6> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Бухгалтерией психиатрической больницы в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

<*> Основание - смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
<**> Основание - заключенный со сторонней организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (психиатрической больницей и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 63 тыс. руб. (150 - 90).

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"