Различаем звуки м н. НОД по развитию произносительной стороны речи Дифференциация звуков "М" - "Н". Буквы М – Н. Работа с предложением


НОД по развитию произносительной стороны речи

Дифференциация звуков «М» - «Н». Буквы М – Н.
Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи:  Учить различать согласные твёрдые звуки М и Н в слогах, словах и предложениях.  Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.  Закрепить навык образования и употребления относительных прилагательных.  Учить согласовывать имена существительные с числительными  Формировать навык чтения слогов и односложных слов. Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать фонематические процессы.  Совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.  Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»  Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания. Коррекционно-воспитательные:  Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы с наборным полотном из кассы букв и слогов, мяч, две куклы, предметные картинки, магнитная и маркерная доска, наборы звуковых символов, набор слогов с буквами «М» и «Н», набор карточек для игры «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы: мотивация, показывание, напоминание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная. Ожидаемые результаты: дети осваивают навык дифференциации звуков [М] и [Н], умеют давать характеристику данных звуков, понимают разницу между звуком и буквой, обладают умением образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, осваивают слоговое чтение, составляют простые распространённые предложения, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза. Ход НОД: Этап НОД Действия учителя -логопеда Действия детей 1.Организаци- онный момент Логопед: - Колокольчик вновь поёт, Поиграть нас всех зовёт. Вот мы и снова вместе, немного удивлены, немного встревожены, но очень рады видеть друг друга. Приятно вас видеть. Предлагаю вам поиграть вместе. Психогимнастика «Зайчик, колечко, цепочка» Дыхательное упражнение «Разбудим Дюймовочку» Логопед предлагает сыграть в игру с мячом «Какая бывает одежда?» (образование относительных прилагательных) Плащ из кожи какой? Носки из шерсти какие? Шляпа из фетра какая? Логопед: Ребята, помогите мне сосчитать носки и чулки. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Дети заходят в кабинет, встают в круг. Дети выражают удивление. Дети нахмурили брови. Улыбаются друг другу. Дети выполняют упражнения для пальчиков, следуя словесной инструкции и наоборот. Ладони сложены бутончиком перед лицом, Дети делают короткий вдох через нос и длительный выдох на руки, которые при этом изображают раскрывающийся цветок. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы: - кожаный - шерстяные - фетровая Дети передают по кругу мяч и считают: один носок, два носка,…, пять носков. Один чулок, два чулка…пять чулок.
2.Основная часть НОД Ребята присядьте на стульчики и посмотрите на доску. Предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний предмет и объясните ваш выбор. Так мы с вами узнаем, какие звуки получим в подарок. Логопед: Какие слова оказались лишними? Какой первый звук в каждом из этих слов? Какие же звуки мы получаем в подарок? Итак, сегодня мы будем говорить о звуках «М» и «Н». Поэтому к нам в гости пришли две куклы: Наташа и Максим. Они хотели бы знать, какие же первые звуки в их именах? Логопед: Расскажите куклам об их любимых звуках, ведь вы уже с ними знакомы. Покажите, какими символами мы обозначаем эти звуки. Проверьте, правильно ли обозначили Наташа и Максим эти звуки? Логопед: Наташа и Максим хотят получить от вас подарки, но Наташа принимает только картинки, в названии которых есть звук «Н», а Максим хотел бы получить от вас картинки на звук «М». Логопед: Ребята назовите буквы, которые вы видите? Напомните, чем буквы отличаются от звуков? Сосчитайте, сколько здесь букв «Н», а сколько «М». Посмотрите: Наташа и Максим хотели написать свои любимые буквы, и вот что у них получилось. Допишите буквы. Логопед: Наташа и Максим вырастили прекрасный урожай необыкновенных фруктов. Что это? Дети выбирают лишние предметы и обосновывают своё решение. Дети называют. Ответы детей. Дети дают ответы. «М» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. «Н» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. Дети выкладывают символы звуков «Н» и «М» Дети исправляют ошибки кукол. Каждый ребёнок берёт по картинке, составляет предложение с этим словом и «дарит» кукле. (Я подарю красивую матрёшку Максиму) Дети поясняют, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Дети дают ответы. Дети исправляют ошибки кукол.
Прочитаем их. Логопед: Я вижу, что вы устали. Давайте отдохнём. Психогимнастика «Выложим буквы» Физкультминутка «Муха – Цокотуха» (сопряжение слова с действием) Пальчиковая гимнастика «Весёлый кролик Банни…» «Весёлый кролик Банни Резвится на поляне. Чуть шорох где-то слышит, Замрёт он и не дышит… А на его макушке Встают как стрелки ушки. А домик его – норка Под ёлкой у пригорка. Он к дому подбегает, Прыг и в него ныряет. Логопед: А теперь поможем Наташе и Максиму составить звуковые схемы слов «нос» и «мак». Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей. Превратите звуки в буквы. Логопед: Мы отлично потрудились и помогли нашим новым друзьям. Расскажите, что же интересного сегодня узнали вы и наши гости? Один ребёнок выступает в роли «учителя»: он показывает яблоки и груши, на которых написаны слоги, дети их читают. Воспитанники делятся на пары и изображают буквы «М» и «Н». Логопед вместе с детьми проговаривает вступительную часть сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Слова сопровождаются движениями. Дети последовательно выполняют движения пальчиками: указательный и средний подняты вверх, остальные согнуты («зайчик»); покачивают пальчиками влево – вправо; пальчики сложены вместе и подняты вверх; левая рука изображает «норку», а правая скачущего зайчика, который прыгает в норку. Дети выкладывают звуковые схемы, затем все вместе обсуждают то, что получилось. Дети заменяют звуковые символы на буквы и прочитывают получившиеся слова. Дети перечисляют игры и упражнения, которые им запомнились, и ещё раз дают характеристику звукам «М» и «Н».

Алеся Королькова

Дифференциация звуков Н-М.

Подготовительная группа

Задачи:

1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М.

2. Учить детей различать звуки Н, М в слогах, словах, на слух.

3. Учить зрительно различать буквы Н и М.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Ход занятия:

Сегодня в гостях у нас две куклы. И обе без имени.

Ребята поможем куклам придумать имена. Имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой – со звука Н (Наташа и Маша). Эти звуки мы будем сегодня учиться различать.

Дайте характеристику звука Н. (Звук Н – согласный, твердый, звонкий).

А теперь характеристику звука М. (Звук М - согласный, твердый, звонкий).

В чем сходство? Чем отличаются?

Сейчас проверим, как вы умеете их различать. Возьмите в руки буквы М и Н. Я буду говорить слоги и слова, если вы услышите звук М или Н, то показываете соответствующую букву.

Слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.

Слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.

Подбор слов со звуками М и Н: Подарим картинки кукле Маше и кукле Наташе:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки.

А теперь поменяйте в слове звук М на звук Н:

Маша - наша Мыть - ныть Рамы - раны

Мил - нил Мытье - нытье Комок - конек

Миг - Ник Мука - наука Самки - санки

Дама - дано Дом - Дон Сама - Саня

Рама - рано Ком - сон Дима - Дина

Миша - ниша Там - тон Моль - ноль

Назовите картинки. Определите место звука Н, М в названии картинок:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки .

Молодцы все сделали!

На что похожа буква Н? а буква М?

Выложите буквы из счетных палочек.

А сейчас выполните задания в тетрадях. Раскрасьте букву М и Н в синий цвет.

Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки.

Какие звуки мы научились различать? Дайте им характеристику.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т - д]. Цель: Дифференциация звуков [т - д] Задачи: Коррекционно - образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Звук ТЬ

Звук Т

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.



Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

Практический материал по автоматизации звука Т.

1. Повторислоги.

Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут
То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат
Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт
Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.

3. Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4. Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7. Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

(Топор)

8. Выучи стихотворение.

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тоннаножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1. Повторислоги.

Тя-тя-тя Тя-те-ти-те Ать-уть-оть
Те-те-те Ти-те-тя-те Ить-ять-ёть
Те-те-те Те-ти-тя-те Еть-ють-ять
Ти-ти-ти Ти-тя-те-те Ють-ить-еть

2. Повторислова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3. Повторипредложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима - дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4. Повторичистоговорки.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.

5. Повторипословицу.

Где растяпа да тетеря -

Там не прибыль, а потеря.

6. Повторискороговорку.

Грабли - грести,

Весла - везти,

Полозья - ползти.

7. Повторизагадки.

Живет внем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8. Выучистихотворение.

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1. Повтори слоги.

Та-тя То-те Ти-ты Ту-тю
Тя-та Те-то Ти-ты Тю-ту
Тя-та-тя То-те-то Ти-ты-ти Ту-тю-ту
Та-тя-та Те-то-те Ты-ти-ты Тю-ту-тю

2. Повтори слова.

Тук - тюк Тома - Тема Кот - котенок
Тик - так Ната - Митя Рот - ротик
Тут - Тит Ходит - ходить Картон - картина
Ток - тень Бегает - бегать Думает - думать
Тук - тюк Несут - носить Готовит - готовить
Тот - тир Готовит - готовить Строит - строить

3. Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4. Повтори чистоговорки.

Тя- та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6. Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7. Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8. Выучи стихотворения.

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.

Открытый урок на тему: Звуко- буквенный анализ слов. Звуки и буквы М-Н

Цели урока:

Образовательные:

    Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

    Учить выделять согласные звуки М-Н из слогов, слов, словосочетаний, соотносить звуки с буквами и символами.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа.

    Обогащение словаря (слова признаки)

    развитие фонематического восприятия и слуха

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слуховой памяти, внимания, логического мышления

Воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, поздороваемся! Сели.

    Актуализация знаний

    Артикуляционная гимнастика

    «Слон» - «Забор»

    «Лягушка» - «Зайчик»

    «часики»

    «Качели»

    «Иголка» - «Блинчик»

    «Вкусное варенье

    «Лодочка – чашечка»

    «Маляр»

    «Грибочек»

    «Лошадка»

    Дыхательная гимнастика:

Давайте понюхаем цветочек «Ах, как пахнет!»

    Гимнастика для пальцев «Зайчики»

А теперь, давайте проведем гимнастику для пальцев.

«Зайчики»

«Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

    Развитие слухового внимания и восприятия

- Послушайте скороговорку ( айпад) и назовите звук, который часто встречается в словах.

Скороговорка:

    Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила. (закрепляем на доске букву М )

Давайте, прочитаем

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок, Сеньку – с ног,

Саньку – в бок, Соньку – в лоб,

С санок все в сугроб (закрепляем на доске букву Н )

Давайте, прочитаем

- Сформулируйте тему занятия

Сегодня мы научимся выделять согласные звуки М-Н в словах, словосочетаниях и предложениях. Научимся подбирать слова признаки.

Характеристика звуков М-Н (слайд)

Давайте произнесем звук «М» ( губы сомкнуты, воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Горлышко звенит. Звук «М» - звонкий, твердый согласный.)

При произнесении звука «Н» ( кончик языка прижат к верхним зубам. Спинка языка опущена. Воздух проходит через нос. Горлышко звенит.

Звук «Н» - звонкий, твердый согласный.

    Развитие графических навыков письма

Ребята отгадайте загадки

Отгадайте загадки:

    Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки

боится кошки. (мышь)

    Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: -Это... (гном)

Давайте поможем мышке и гномику. Начертите дорожки от одного предмета к другому, не отрывая руки от листа бумаги.

Кому мы помогли? (мышке и гному)

V . Звуковой анализ слов.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слово: мышка [Мышка]

- Сколько слогов ? (2)

Определи ударный слог (1 слог)

Скажите первый слог. (мыш)

Какие звуки мы слышим? (М - твердый, звонкий согласный, безударный гласный звук – Ы , твердый, глухой согласный – Ш)

Скажите второй слог . (ка)

Какие звуки мы слышим?(К - Твердый, глухой согласный звук, А - ударный гласный звук)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Вывод: Звуки мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем. Сколько гласных звуков, столько же слогов.

Определите место звука М в словах: Мышь, (в начале) дом (в конце)

Определите место звука Н в словах: Нора (в начале) гном (в середине)

    Знакомство с героями занятия (задание 2 с 18)

Рассмотрите картинку и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут? (Настенька, мачеха, Марфуша, Морозко ,)

    Активизация словаря действий.

Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка, Настенька. Вспомните и запишите, что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв М и Н в слове. (закрепляют на доске)

Метет

Носит воду

Кормит скотину

Накрывает на стол

Моет посуду

(подчеркивает фломастером буквы М и Н )

VI . Физминутка «Супер физкульминутка»

Ребята, немножко отдохнем и проведем физминутку.

    Активизация словаря признаков.

Давайте, их запишем героев сказки в тетради:

Настенька –

Мачеха –

Марфуша –

Недовольная мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Что она задумала? (Задумала погубить ее. И приказала старика отвести Настеньку в лес. Старик долго горевал и повёз любимую дочку в лес и её там)

- Подберите слова признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М-Н

Настенька (какая?) – м илая, послуш н ая, добрая, трудолюбивая

Мачеха (какая?) – власт н ая, жад н ая, недоволь н ая

Марфуша (какая? – ле н ивая, упрямая.

VIII . Работа над предложением.

А теперь, составьте предложение про Настеньку.

Домашнюю, делала, Настенька, всю , работу (Настенька всю домашнюю работу делала)

Вывод : предложение состоит из слов. А слова в предложении связаны по смыслу.

Итог занятия :

- Назовите слова со звуками М и Н

Звук «М» какой?( твердый звонкий согласный)

- Звук «Н» какой? ( твердый звонкий согласный)