Знаки препинания в спп с несколькими придаточными. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными Виды подчинения придаточных упражнения

«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст - все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.
3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.
4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).
5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.
6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный?(Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.
2. Неоднородное соподчинение.
7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.
8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.
2. Последовательное подчинение.
9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.
10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.
11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.
12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

Пишет вам учитель из г. Дубна Московской области Охлопкова Марина Юрьевна. Посылаю материалы, которыми активно пользуюсь на уроках. Сейчас очень много разнообразных дидактических пособий. Но для своих учеников я обычно подбираю и придумываю упражнения и задания сама. Так, для учеников 8-х и 9-х классов я составила «Рабочие тетради по русскому языку». Каждый ученик в начале года получает такую тетрадь и работает в ней на уроке и дома. Посылаю вам отрывок из тетради для 8-го класса, посвященный теме «Обособление определений и приложений», и отрывок из тетради для 9-го класса, посвященный теме «Сложноподчиненное предложение». Сразу оговорюсь, что в тетрадь наряду с представленными входят и другие упражнения и тесты, но я их здесь не привожу, потому что они взяты из различных пособий.

Хотелось бы в связи с этим получить ответ от грамотных методистов на вопрос: правильно ли я делаю? Обычно в учебниках типы придаточных изучаются последовательно: сначала придаточные определительные, потом изъяснительные, потом различные типы обстоятельственных. И, по моим наблюдениям, к концу изучения у ребенка в голове получается каша. А не лучше ли сразу дать общую картину типов придаточных? Я обычно провожу параллель между второстепенными членами предложения и типами придаточных. И ученики тогда легко запоминают сложный материал. Помимо обычных упражнений, мы выполняем большое количество тренировочных тестов, т.е. когда ребенок выполняет тест, учитель (или кто-то из учеников) говорит правильные ответы, и ученик может проверить, насколько он усвоил материал. Причем каждый тест обязательно комментируется, чтобы учащийся мог разобраться в своих ошибках.

Еще предлагаю упражнения и тесты по теме «Вводные слова», но это уже не школьный уровень. По крайней мере я эти тесты использовала не на уроке в школе, а на подготовительных курсах для абитуриентов. Как правило, учащиеся испытывают трудности не в том, чтобы «увидеть» вводное слово или словосочетание, а в том, чтобы отличить его от омонимичного члена предложения. Представленные упражнения как раз на это и рассчитаны. Тему отрабатываем опять же на тренировочных тестах. А затем выполняем контрольное упражнение, в которое включены предложения, включающие различные случаи постановки знаков препинания при вводных словах.

При составлении тестов и упражнений были использованы следующие пособия:

1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.

2. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8–11-е классы. И.: Аквариум, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Словарь по пунктуации: Словарь-справочник. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

4. Руденко А.К., Соколова Н.В. Русский язык. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие. М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003.

Тема: «Сложноподчиненное предложение»

Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.

2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.

3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.

4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.

Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.

что?

Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).

1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?

2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.

3. (Кому много дано), с того много и спросится.

4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.

5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).

6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).

Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.

1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.

2. Едва мы встали утром я вышел к морю.

3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.

4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.

5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.

6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.

Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть.

1. Я не сразу сообразил, что произошло.

2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.

3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.

4. Кто много читает, тот много и знает.

5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.

6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.

8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.

9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.

10. Чего я жду, не знаю сам.

Упражнение 5. Союз или союзное слово?

Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.

Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.

1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.

2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.

3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.

4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.

5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.

6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.

7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.

8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.

Упражнение 6. Союз или союзное слово?

1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.

2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.

3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.

4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.

5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.

Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения .

1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы.

2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа.

3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи.

4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____ ) только что приехал мой отец.

5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____ ) пр_ехал агроном.

Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

мест.

Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека .]

1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.

2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.

3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.

4. Если жизнь тебя обманет не печалься.

5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.

Учимся расставлять знаки препинания
в сложноподчиненном предложении.

Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.

3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.

4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.

5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Типы связи придаточных предложений

Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.

Образец. Он чувствовал, (что побледнел), (когда перешел через порог гостиной).

1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).

2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).

3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).

4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).

Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.

Образец: Мне показалось, (что один из них поклонился нам), (когда мы поравнялись с ними).

1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.

2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.

3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.

4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.

Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.

[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена ], (что ты останешься жив) .

1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.

2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.

3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.

Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.

1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.

2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.

3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.

4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.

5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.

Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.

Образец. Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел).

1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).

2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).

3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).

Упражнение 16. Однородные придаточные, связанные союзом И. Подчеркните главные члены. Задайте к придаточным частям вопросы.

1. Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

2. Мать сказала, что устала лежать и (что) ей хочется посидеть.

3. Они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.

4. Его надо видеть летом, когда все деревья будут покрыты плодами и (когда) заиграют все мои двадцать родников.

5. Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видели и которую никто из вас не знал.

Упражнение 17. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными придаточными. Объясните графически.

1. Мы остановились около какого-то шалаша где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц.

2. Мы тут нашли несколько окаменелостей которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью.

3. В это время донесли графу что в деревне спрятаны пороховые запасы и нужно опасаться взрыва.

4. В Пекине узнают об этом тогда когда уже будут они под стенами и помешать чужому влиянию будет трудно.

5. К чтению меня также не тянуло потому что все было давно перечитано не один раз и многое выучено наизусть.

Упражнение 18. «Стык союзов». Покажите границы частей сложного предложения, расставьте знаки препинания.

Образец. [Мы понимаем ], (что, (если погода не переменится), _ поездку придется отложить) .

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

Тесты. Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения

Упражнение 1. Укажите предложения с последовательной

1. Он увидел на опыте как мечется по этому кругу то что называется Вселенной.

2. Каштанка не понимала отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся и стараясь понять следила за каждым движением хозяина.

3. Проснулся он уже к вечеру когда солнце садилось и его косые лучи красными пятнами чертили на стене силуэт окна.

4. Князь редко оставлял Ирэн одну в обществе когда же светские обязанности разъединяли их следил за ней глазами в которых сквозила странная настороженность и тоска.

5. Она вышла из дома и пошла по аллее в сторону сада когда солнце начало садиться и его лучи окрасили море в густо-зеленый цвет.

Упражнение 2. Укажите предложения с однородной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Оставив солдат рассуждать о том как татары ускакали когда увидели гранату я вместе с ротным командиром отошел в сторону.

2. Что именно находилось на куче решить было трудно потому что пыли на ней было в изобилии.

3. Он сказал что это не тучи а туман и завтра будет солнечный день.

4. Он долго не мог разобрать идет ли снег с неба или поднимается туман от земли.

5. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно.

Упражнение 3. Укажите предложения с параллельной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Я кивнул на кресло возле своего письменного стола и пока он подходил прикинул с кем имею дело.

2. Дом что стоит на горе хорошо виден из нашего окна которое выходит во двор.

3. Приятно слышать как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам.

4. Ивану Петровичу казалось что чайные розы которые он сам прививал к кустам шиповника удались ему совершенно исключительно.

5. Когда проснулись не знали который час.

Типы придаточных предложений

Упражнение 19. Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.

2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________

3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________

4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________

5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________

6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________

7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________

8. То же самое поняли и горожане. __________

9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________

10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________

Упражнение 20. Каким членом предложения является выделенное слово?

1. Так же ложились лучи солнца на их золотой ковер. _________

2. Я ведь лучше его тактику знаю. __________

3. Жизнь побежденным не награда. __________

4. Все стремления природы завершаются человеком. _________

5. Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина. _________

6. Напротив стояла кровать дедушки. _________

7. Это была прелестная девушка лет двадцати. _________

8. Его Василиса спрятала у себя в потайной комнате. _________

9. По команде «вперед» оба противника пошли друг другу навстречу. _________

10. Прапорщик Лбов, отличный гимнаст, быстро снял с себя шинель. __________

Упражнение 21. Виды обстоятельств:

– образа действия (как, каким образом?);

цели (зачем, для какой цели?);

– меры и степени (в какой мере?);

времени (когда?);

– причины (почему?);

– места (где, откуда?);

– уступки (хотя, вопреки, несмотря на то что…);

– условия (при каком условии?)

Определите вид выделенного обстоятельства.

А) 1. Я выехал в девять утра. 2. Это произошло за границей. 3. Стремительно надвигалась ночь. 4. Звон в ушах почти смолк. 5. С этими неприятными ощущениями я кое-как справился. 6. Несмотря на гетры, у меня мерзли ноги. 7. Я трясся от смеха. 8. Быстрым шагом я спустился по лестнице. 9. Этот человек в случае надобности может заменить заболевшего актера. 10. Я вышел во двор освежиться.

Б) 1. Весь хутор жил одной семьей. 2. Она не узнала меня вопреки всему. 3. Никогда не надо делать человека участником зла. 4. Все одинаково боятся. 5. При желании можно научиться всему. 6. Страх возникает вследствие бессилия духа. 7. Человека нужно оценивать по его делам. 8. В комнате было уже довольно светло. 9. На свете остаются жить только добрые дела. 10. От безделья приходит скука.

Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.

1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал .

2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.

4. Мы не спросили, чего он боится.

5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.

7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.

9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье .

11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.

Упражнение 23. Определите тип придаточного.

1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________

2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________

3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________

4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________

5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________

6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________

7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________

8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________

9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________

10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.

Тема урока

СПП с несколькими придаточными

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Повторим изученное на прошлых уроках

Посмотрите видеоурок.

Проверь себя

До-маш-нее за-да-ние

Во-про-сы

1.На какие виды де-лят-ся слож-но-под-чи-нен-ные пред-ло-же-ния с несколь-ки-ми при-да-точ-ны-ми?

2. С по-мо-щью чего при-да-точ-ные при-со-еди-ня-ют-ся к глав-ным пред-ло-же-ни-ям?

3. Чем объ-яс-нить, что слож-но-под-чи-нен-ное пред-ло-же-ние с несколь-ки-ми при-да-точ-ны-ми ис-поль-зу-ет-ся в ос-нов-ном в на-уч-ном стиле?

Упраж-не-ние 1. Опре-де-ли-те вид связи при-да-точ-ных пред-ло-же-ний в слож-но-под-чи-нен-ном, спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

(1) Но груст-но ду-мать что на-прас-но была нам мо-ло-дость дана что из-ме-ня-ли ей все-час-но что об-ма-ну-ла нас она (А. Пуш-кин). (2) Дерсу ска-зал что это не тучи а туман и что зав-тра день будет сол-неч-ный и даже жар-кий (В. Ар-се-ньев). (3) Если бы мне иметь сто жиз-ней они не на-сы-ти-ли бы всей жажды по-зна-ния ко-то-рая сжи-га-ет меня (В. Брю-сов). (4) Она при-ш-ла в ужас когда узна-ла что пись-мо нес отец (Ф. До-сто-ев-ский). (5) Вода об-ру-ши-лась так страш-но что когда сол-да-ты бе-жа-ли внизу им вдо-гон-ку уже ле-те-ли бу-шу-ю-щие по-то-ки.(6) Кто в мо-ло-до-сти не свя-зал себя проч-ны-ми свя-зя-ми с внеш-ним и пре-крас-ным делом или по край-ней мере с чест-ным и по-лез-ным тру-дом тот может счи-тать свою мо-ло-дость бес-след-но по-те-рян-ной как бы ве-се-ло она ни про-шла сколь-ко бы при-ят-ных вос-по-ми-на-ний она ни оста-ви-ла.

Упраж-не-ние 2. За-дай-те во-прос от глав-но-го к при-да-точ-но-му пред-ло-же-нию, опре-де-ли-те вид при-да-точ-но-го, составьте схемы предложений.

(1) Где бод-рый серп гулял и падал колос те-перь уж пусто все (Ф. Тют-чев). .(2) Пи-са-рев писал что че-ло-ве-че-ская при-ро-да до такой сте-пе-ни бо-га-та силь-на и эла-стич-на что может со-хра-нить свою све-жесть и кра-со-ту по-сре-ди са-мо-го гне-ту-ще-го без-об-ра-зия окру-жа-ю-щей об-ста-нов-ки. (3) Доб-рый че-ло-век не тот кто умеет де-лать добро а тот кто не умеет де-лать зла (В. Клю-чев-ский).

Упражнение 50. Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом худым подвижным (Нагибин). 2. Если он [Паустовский] напишет что от далёкого ледника смутно тянуло фиалками то это ещё не значит что запах фиалок действительно был слышен на расстоянии нескольких километров (Солоухин). 3. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей Женя вспомнила как рассмеялись все тогда на кухне её глупому вопросу (Пастернак). 4. Они сидели у одного из окон которые были так пыльны чопорны и огромны что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла где нельзя оставаться в шапке (Пастернак). 5. А наутро она стала задавать вопросы о том что такое Мотовилиха и что там делали ночью и узнала что Мотовилиха казённый завод и что делают там чугун (Пастернак). 6. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц» мне хочется объяснить почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри где люди занимаются охотой рыбной ловлей верят в колдунов словом живут почти что первобытной жизнью (Пришвин). 7. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице где они тогда жили он представлялся ей всегда таким каким она его увидела в тот второй долгий день на исходе (Пастернак). 8. В корпусе говорили что сам по себе генерал был бы ещё более зол что неодолимую его лютость укрощала тихая как ангел генеральша которой ни один из кадет не видел потому что она была постоянно больна но которую все считали добрым гением охранявшим кадетов от конечной лютости генерала (Лесков). 9. Пьер на которого смотрели снисходительно когда он был незаконным сыном которого ласкали и прославляли когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы когда невестам и матерям нечего было ожидать от него сильно потерял во мнении общества (Л. Толстой). 10. Кутузов приказал готовиться на новый бой чтобы добить неприятеля не потому чтобы он хотел кого-нибудь обманывать но потому что знал что враг побеждён (Л. Толстой). 11. В тихий августовский полдень когда всё в природе сверкало и лоснилось но по каким-то ещё незаметным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увядания на берегу крохотной речонки извивающейся с мягким журчанием между кустами на маленьком песчаном пляже загорало несколько лётчиков (Полевой). 12. И папа прочёл заметку о том что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки следствие отдалённого землетрясения эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции где разрушено несколько селений (Катаев). 13. Зуеву понравился Степан Буков чувством внутреннего достоинства которое присуще людям, никогда ничем не поступавшимся ради того чтобы им было легче когда другим трудно (Кожевников). 14. Но оттого-то Литвинов так спокоен и прост оттого-то так самоуверенно глядит кругом что жизнь его отчётливо ясно лежит перед ним что судьба его определилась и что он гордится этой судьбой и радуется ей (Тургенев). 15. Охотники неоднократно замечали что как только на солонцах побывают изюбры то козули покидают их на более или менее продолжительное время (Арсеньев). 16. Что бы ни ждало впереди каким бы ни был завтрашний день он рад что вернулся и что этот день встретит с товарищами (Бакланов). 17. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными они оказались на вершине когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо (Чаковский). 18. Звягинцев не мог понять где он находится хотя хорошо знал этот район не раз бывал здесь (Чаковский). 19. Он [Звягинцев] мучительно старался вспомнить как же выглядели эти места раньше чтобы сориентироваться и определить где расположен завод (Чаковский). 20. Он был счастлив встретить Ивана Максимовича не только потому что со времени боёв на Луге не видел Королёва и ничего не знал о его судьбе но и потому что с неожиданным появлением Королёва у Звягинцева исчезло прошло без следа владевшее им чувство некоторой отчуждённости неуверенности в том что он сумеет быстро найти своё место в этом невоенном коллективе (Чаковский). 21. Если вначале он думал, что он теряет драгоценное время что ему надлежит чем-то распоряжаться чем-то командовать то теперь он убеждался в том что противовоздушная оборона организована отлично и ему очень полезно детальнее ознакомиться с постановкой дела (Чаковский). 22. Они [старики] говорили что когда кончат туннель надо переносить кибитки к Бек-Ташу потому что «человек с деревянным наргилем» так называли они Хоробрых не выпускавшего изо рта трубки хочет строить железную дорогу от северных промыслов на Бек-Таш (Паустовский). 23. Я думаю что если бы я попал на Северный полюс или скажем на полюс магнитный то там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой караулил бы у проруби треску а на магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита (Паустовский). 24. Многие уже давно еле волочили ноги но шли из последних сил зная что если они до вечера не выйдут на шоссе и ночью не пересекут его то все их прежние усилия бессмысленны (Симонов). 25. Артемьев подтвердил что ведущий хирург медсанбата всё тот же что был при Серпилине (Симонов). 26. Синцов объяснил ему что прежде чем ехать в армию хочет завтра вдвоём с корреспондентом побывать за Днепром в том полку где сегодня подбили много немецких танков (Симонов). 27. Доложив генералу всё что нужно было он прошёл в свою комнату в которой уже давно вернувшись и дожидаясь его сидел князь Гальцин, читая роман который нашёл на столе Калугина (Л. Толстой). 28. Мы рассчитали что если пойдём по тропе то выйдем на реку Найну к корейцам а если пойдём прямо то придём на берег моря (Арсеньев). 29. Он моментально рассудил что пока его видят только три немца ему нет никакого расчёта первому лезть в драку а достигнув ближайшей рощи где немцев быть может нет он имеет шанс спастись даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казакевич). 30. И конечно они не заметили что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение которое мысленно декламировал Байрон когда в карете увозившей его в Лондон готовился к речи увы ничего не изменившей (Львов).

Разбор заданий ОГЭ по теме «СПП с несколькими придаточными»

(Карточки с заданиями находятся на каждой парте)

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило - солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)- Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)- Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

9. Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

10. Среди предложений 6 - 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.