У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность. Детская застенчивость – индивидуальная особенность или серьезная проблема Застенчивый ребенок

Застенчивый ребенок.

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми. Одна из этих историй знакомит нас с мальчиком, который из-за вывиха тазобедренных суставов вынужден был носить распорки. Недуг развил в нем болезненную застенчивость, которая заставляла его прятаться под кровать или за дверь, как только в доме появлялись посторонние. Это продолжалось и после того, как распорки были сняты. Когда пришла пора отдать мальчика в школу, он беспрерывно плакал, цеплялся за мать, утыкался головой ей в подол, лишь бы не общаться с учителями и детьми. Тогда мать придумала способ, чтобы отвлечь сына от сосредоточенности на себе. Она решила сделать ему маску, позволяющую скрыть лицо. Мальчик с удовольствием принял эту игру и начал называть себя «Одиноким Ковбоем». Остроумный прием матери неожиданно сработал. Учителя и дети также приняли эту игру, и постепенно мальчик вошел в группу, хотя и чувствовал себя несколько отстранение. В течение целого года он каждый день надевал свою маску и снимал только тогда, когда за ним приходил кто-то из родных. Постепенно росла его уверенность в себе, накапливался опыт общения с людьми, и, наконец, наступил момент, когда он согласился отказаться от маски, чтобы превратиться в здорового и счастливого ребенка.

Это история со счастливым концом. Но как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым вовремя не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею.

Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, ее психологическая природа? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в исследовании застенчивости у детей дошкольного возраста.

Опрос родителей 3-летних детей показывает, что та или иная степень застенчивости свойственна 42 % дошкольников.

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются вне поля зрения родных.

Примае6 застенчивости: Трехлетний Дима играет с машинкой рядом со сверстниками. При появлении взрослого он внимательно смотрит на него, но, встретив его взгляд, смущенно отворачивается. Взрослый просит мальчика подойти к нему. Дима улыбается, быстро встает, делает несколько шагов навстречу, останавливается и смущенно топчется на месте, вертит в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывает на взрослого. Когда взрослый снова зовет его, он вновь делает два шага, затем идет вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, стоящих в группе, подходит и останавливается в нескольких шагах от взрослого, снова отходит, затем бежит в туалет, выходит из него, издали вопросительно смотрит на взрослого. Подходит к нему после того, как тот зовет его четвертый раз, стоит рядом и смущенно поглядывает взрослому в глаза, накручивает на палец волосы. В ответ на предложение взрослого поиграть Дима охотно соглашается и идет в игровую комнату. Однако, усевшись за столик, мальчик как бы внутренне сжимается и сидит в неподвижной позе, глядя в пол, иногда поднимая глаза и робко поглядывая на взрослого, поводя плечами и смущенно улыбаясь. Разложенные на столе игрушки и книжки привлекают его. Он робко дотрагивается до них, но не решается взять или попросить разрешения поиграть или посмотреть.

На этом примере видно, как трудно застенчивому ребенку совершить даже такое, казалось бы, простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. Здесь перед нами предстает вся симптоматика поведения застенчивого ребенка. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка являются прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра-драматизация «Море и корабль», в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!» Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испуганно и виновато повторяя: «Я не могу».

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития,- доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных вилах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает малышу справиться с задачей. Поговорите с ребенком от имени, придуманного вместе, персонажа, разыграйте смешную сценку. Эго разрядит напряженность, отвлечет малыша от самого себя, придаст ему смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенка, его непосредственность, и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Если вы не хотите, чтобы ребенок испортил вашу губную помаду или испачкался ею, дайте ему старую и ненужную, предложите нарисовать ею на листе бумаги; если вам жаль обоев, на которых маленькие дети иногда любят порисовать, предложите им кусок обоев, оставшийся после ремонта. Разложите его на полу и вместе с малышом нарисуйте красками большую картину. Позвольте ему рисовать и кисточкой, и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания. чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снясь внутренне напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с ребенком в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки, пятнашки - это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы так заняты, что у вас не остается времени на «пустяки». Это неверно. Подвижные игры со взрослыми помогут ребенку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры-соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие, как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел». «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его. вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают малышу в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Персонажами игры могут стать также знакомые детям герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливою зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно находит в них отголоски своей собственной жизни и овладевает приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, «спрятаться» за маской. Можно организовывать игры в «детский сад», где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, прочитать стихотворение или составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Описание конкретных игр с детьми вы можете найти в следующих книгах.

Литература.

  1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
  3. Захаров А. И. Что снится нашим детям.- М.: ACT. 1997.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991.
  5. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- М.: Издательский Дом «Искатель», 1997,.
  6. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1995.

Современный образ жизни предполагает необходимость общения с большим количеством людей. Дети окружены сверстниками, воспитателями, учителями. Отношения с окружающими не всегда складываются благополучно. Уверенным в себе, общительным ребятам легче. Но есть дети, поведение которых явно говорит, что перед вами застенчивый ребенок.

Как справляются с проблемами общения стеснительные? Насколько все серьезно? На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.

Что надо знать о психологии застенчивых детей

Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима - странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор. Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.

Как проявляется застенчивость

Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», - взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.

Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.

Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Особенности застенчивых детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками - они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:

  • Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
  • Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
  • Нежелание участвовать в общественных мероприятиях. Застенчивым ребятам кажется, что они - центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
  • Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
  • Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно - вызвать критику.
  • Нежелание обсуждать свои проблемы.
  • Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Почему ребенок начинает стесняться

Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.

Кукольный тест для дошкольников

Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки - дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:

Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:

  • Что будет делать мишка, если не примут играть?
  • Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
  • Примет ли приглашение в игру, в гости?

Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:

  • Почему медвежонок отказался играть?
  • Он любит игры?
  • Ему нравится быть одному?
  • Почему он отказался пойти в гости?

Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.

Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.

Тест для младших школьников

Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Причины детской застенчивости

Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.

Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

Критические замечания родителей

Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей - повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.

Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение - объект пристального внимания всех вокруг.

Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

Контакты с агрессивными детьми

Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов - способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения - отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, - отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Каким вырастет стеснительный малыш

Многие семьи недооценивают значение низкой самооценки детей, считая ее личной особенностью, и игнорируют принципы общения с застенчивым ребенком. По мнению специалистов дефицит общения, неумение налаживать контакты способны сильно омрачить дальнейшую жизнь.

Могут проявиться такие проблемы:

  • плохая успеваемость;
  • профессиональная неуверенность;
  • неспособность принимать ответственные решения;
  • неумение отстаивать свою позицию;
  • отказ проявлять имеющиеся способности;
  • страх неудачи в личной жизни.

Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.

Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:

  1. . Отмечать даже совсем маленькие достижения.
  2. Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш. Важно показать безусловность чувств.
  3. Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах - ошибка, скоро получится лучше.
  4. Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.
  5. Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.
  6. Расширять круг детского общения.
  7. Спрашивать совета ребенка. Важно показывать ценность его мнения.

Кукольный театр

Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть - поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха.

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Угадывание эмоций

Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей - результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека. Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!

Многие мамы замечают, что их малыш сторонится незнакомых компаний и детей, молчит и, возможно, даже старается спрятаться за вами. В этом нет ничего страшного, просто ребенок слишком застенчив и ищет способ защитить себя от людей и ситуаций, которые его ставят в неловкое положение или пугают.

Возможно, ваше чадо просто имеет такой характер, и ему интереснее наедине с собой познавать окружающий мир, а может быть, это приобретенная черта, которую можно легко одолеть еще в детском возрасте.

Где она взялась?

Обычно скромные дети – идеал для всеобщего примера. Дома они всегда слушают родителей, в садике молча соглашаются со всем, что говорит воспитатель, а в школе учителя хвалят их за тихое и примерное поведение. Казалось бы, чего еще хотеть? Но излишняя стеснительность доставляет малышу много хлопот, ведь из-за нее ему бывает сложно общаться со сверстниками, находить новых друзей и даже противостоять детским обидам.

Психологи говорят, что у некоторых детей предрасположенность к застенчивости закладывается генетически, а у других может появиться под влиянием внешних причин, таких как:

  • смена места жительства, учебы;
  • проблемы в семье (развод родителей, постоянные ссоры, разбирательства, разговоры на высоких тонах, скандалы и претензии);
  • излишняя строгость в процессе воспитания (чадо, которое всегда и все делает «не так» становится неуверенным и боится в очередной раз расстроить родителей своими «ошибками»);
  • гиперопека (другая крайность, которая не дает возможности малышу самостоятельно познавать жизнь. Оберегая и ограждая его от всех жизненных перипетий, вы лишаете малыша практики, в ходе которой он учится находить решения для различных ситуаций).

Как с ней бороться?

По мнению психологов, стеснительность может появиться даже в возрасте до 1,5 лет, когда малыш, еще не умея толком разговаривать, пытается подружиться с другими детьми, особенно старшими. Им еще сложно понять младшего, потому они не берут его в свою компанию, а чадо расценивает это, как нежелание с ним дружить, замыкаясь в себе.

Выяснив причину такого поведения, у каждого родителя сразу появляется закономерный вопрос: что же делать? Ответ прост – помочь справиться с проблемой. А для этого нужно всего лишь следовать нескольким простым правилам:

Застенчивые дети могут быть по-настоящему талантливыми и одаренными, но в силу своей закрытости могут так и не развить эти таланты. Задача каждого здравомыслящего родителя – помочь чаду стать увереннее в себе, создав для этого в первую очередь благоприятную атмосферу внутри семьи.

Все дети - как дети, а ваш смотрит букой на малышей на детской площадке и боится оторваться от маминой руки? На предложение поздороваться с вашей подругой - опускает глаза в землю и бормочет что-то неразборчивое? Идея выступления ребенка на (даже третьим зайчиком в пятом ряду) кажется вам абсурдной? Что ж, у вас растет маленький застенчивый скромняшка!

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся!

Застенчивость - это биология

Маленький ребенок по мере взросления переживает два периода боязни незнакомцев. Первый из них - в возрасте около полугода, когда он уже хорошо различает лица домочадцев и в состоянии идентифицировать посторонних людей. Это забавно описывает американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним»

” Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого.

Второй период «подозрительности» приходится на начало социализации малыша: он уже не спит во время прогулок в коляске, а активно познает мир рядом с мамой. И внезапно обнаруживает, что помимо мамы, папы, бабушки, кошки, в мире есть еще множество незнакомых живых существ, и не факт, что контакт с ними будет безопасен. Этот этап характерен для детей 2-4 лет, а доктор Спок и вовсе считает, что самые подозрительные люди - это годовалые дети.

” Мне кажется, самый «подозрительный» возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с «злодеем-доктором».

Итак, застенчивость, боязнь незнакомцев - все это совершенно естественные реакции для ребенка, который учится разграничивать мир на «своих» и «чужих». Беспокоиться по этому поводу не нужно, наоборот - тревогу должна вызывать готовность ребенка подружиться с каждым встречным и уйти от мамы с любой тетей.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность - это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность - лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план - некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

Где же критерий «нормальности»? Он прост: застенчивость не должна мешать, ни ребенку, ни взрослому.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, - нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?


«Школа застенчивости» - как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов. Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой - это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт - достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу - между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» - словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» - вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами. Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни.

Маленькая хитрость: вежливость помогает от застенчивости! Если ваш ребенок автоматически говорит «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» - то он уже на 90% вступил в диалог!

Научите полезным приемам

Маленькая хитрость: если новые знакомые немного младше вашего ребенка - это дополнительно усилит его позицию и придаст ему уверенность.

Помните, что воспитание - процесс интимный

Маленькая хитрость: обсуждая ребенка с другими людьми - родственниками или знакомыми - ведите себя так же, как если бы вы говорили о взрослом человеке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

Потребность в общении с другими людьми – одна из базовых потребностей человека. Именно это стремление к социализации помогло когда-то человечеству выжить. Но есть категория людей, для которых необходимость взаимодействовать с другими людьми вызывает сложности. Они слишком застенчивы и робки для этого. Пока малыш растет дома, в семье, это не выглядит проблемой. Но стоит впереди замаячить школе, с ее многолюдным и шумным детским коллективом, новыми взрослыми – учителями, новыми правилами и требованиями – и застенчивость начинает быть помехой. Ведь держаться в стороне от всех у малыша не получится. Так как же родители могут помочь малышу преодолеть детскую застенчивость?

Как проявляется стеснительность и робость ребёнка?

Вы сразу заметите застенчивого малыша. Маленьким он прячется в мамину юбку или тихонько сидит поодаль от других детей, наблюдая за их играми, но не делая попыток присоединиться.

Молчалив – но не потому, что ему нечего сказать, просто он очень стесняется. А если и говорит, то тихим, заикающимся от волнения голоском. При крайней степени застенчивости иногда создается впечатление, что у малыша задержка развития, ведь он не отвечает даже на обращенные к нему вопросы!

Скован – мышцы напряжены, и в незнакомой компании каждое движение такому ребенку дается с трудом. У него часто учащен пульс: «Сердечко стучит, как у зайца», - говорят педиатры. Он легко краснеет, может потеть от волнения.

Поведение. Инициативы от таких детей ждать не приходится. Это вообще сверхосторожные детки, им лучше вообще ничего не делать, нежели делать – и быть замеченным.

Самооценка таких детей занижена. Они излишне самокритичны к себе, но совершенно не способны к критике других. Когда их хвалят, они еще сильнее стесняются, особенно если хвалят публично.

Деятельность. Основная сложность для таких детей в дошкольном и школьном возрасте – находиться в коллективе продолжительное время и участвовать в игре сверстников. Их очень сложно вовлечь в общий разговор, общую деятельность, они избегают контакта с другими детьми. Конечно, эти дети не из тех, что радостно залезают на табуретку, чтобы прочесть стишок, их сложно уговорить на участие в детских утренниках, а каждый вызов к доске – это сильнейший стресс.

Адаптация к школе робкому малышу в связи со всем вышесказанным дается сложно и может затянуться на несколько месяцев. Новая ситуация, новая роль в обществе для таких первоклассников сопряжены с сильным волнением. Нерешительность, неуверенность в своих силах, застенчивость мешают наслаждаться образовательным процессом, поскольку даже легкие задачки вызывают трудности: страх ошибки заставляет отказываться от попыток задачку решить. Он не тянет руку, даже если знает ответ, а когда отвечает, волнение делает его голос запинающимся и робким, что может быть расценено как неуверенность в знаниях.

Почему ребёнок стесняется?

Причин может быть много: возраст, воспитание, особенности темперамента, окружение, семейная ситуация. У всех детей есть периоды, когда они становятся более застенчивыми и настороженными. Первый такой этап наступает в раннем детском возрасте (около 8 месяцев), когда малыш впервые пугается «незнакомца» – например, бабушку, которую редко видит. По мере роста ребенка и развития его нервной системы периоды застенчивости могут чередоваться с периодами открытости: в 1 год, затем позже, ближе к 3 годам, когда малыш все сильнее чувствует свою автономность от мамы. Застенчивое поведение может закрепиться у ребенка, если такие периоды совпадают с сильным стрессом или внешними факторами, например, малыша отдали в детское учреждение в момент, когда он еще не был психологически готов к этому. Если ребенок в свое время долго привыкал к посещению детского сада, можно ожидать, что и при поступлении в школу процесс адаптации будет продолжительным и непростым.

Психологические причины детской застенчивости

  • Чрезмерный контроль. Если малышу приходится отчитываться перед родителями за каждый самостоятельный шаг, это может стать причиной робости.
  • Чрезмерная опека. Противоположная ситуация – гиперопека. Ребенок растет, привыкая к мысли, что внешний мир – враждебный и опасный, и хорошего от него ждать не приходится. Результат – формирование застенчивости как привычной реакции на новое.
  • Сравнения. Мы не устаем повторять, что сравнивать своего ребенка с другими – значит, формировать в нем разного рода комплексы. Малышу внушают, что он должен быть «лучше всех», а он чувствует, что недотягивает. Критика – привычный фон, а вот достижения малыша нивелируются. И что остается ребенку? Только замкнуться в своих переживаниях.
  • Неблагополучная обстановка в семье. Она также формирует в ребенке ощущение стыда и вины, и это здорово отравляет им жизнь.

Что могут сделать родители

Общаться по душам. Для этого нужно перестать оценивать ребенка и освоить так называемое «активное слушание» и «Я-высказывания». Эти методики позволят вести с ребенком заинтересованный и неравнодушный диалог, выстраивать отношения, в которых нет места робости, вине или стеснению.

Чаще хвалить. Как это делать правильно, мы рассказывали в статье «Поощрение ребенка, как правильно хвалить» . Здесь скажем лишь, что хвалить надо за реальные достижения, даже если они выглядят незначительными.

Больше доверять. Поручайте сыну или дочке дела, которые требуют ответственного отношения. И обязательно благодарите за их выполнение.

Проявляйте уважение . Не надо повышать голос, кричать, ругать – тут уместно вспомнить классическое «Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы относились к вам». Да, это стоит учитывать, даже если собеседник – дошкольник.

Поддерживать . Особенно это важно это для пап, которые убеждены, что храброго и мужественного сына можно вырастить только благодаря родительской воле. В то время, как ребенок должен просто знать: за его спиной крепкий отцовский тыл, и папа всегда придет на помощь и поддержит. Именно это ощущение безопасности вселит в малыша и храбрость, и мужественность.

Проконсультироваться у психолога. В случае, если застенчивость сильно мешает в жизни и обучении, имеет смысл обратиться к детскому психологу, чтобы понять причину такого поведения и понять, как преодолеть детскую робость.

Заботливые родители не мечтают о смелом и активном малыше, глядя на своего застенчивого сына или робкую дочь. Они внимательны к своим реальным детям. Стеснительному ребенку очень важно знать, что любовь его родителей – безусловна. Чаще говорите о своих чувствах ребенку, будьте ему надежной опорой, и однажды он удивит вас своей смелостью.