Киевская русь происхождение термина. Киевская Русь. Возникновение, расцвет и распад. Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв

Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Между княжествами сохранялись политические связи, Киев продолжал формально оставаться главным столом Руси, а Киевское княжество рассматривалось как коллективное владение всех Рюриковичей. Концом Киевской Руси считается Монгольское нашествие (1237-1240), после которого русские земли перестали составлять единое политическое целое, а Киев на долгое время пришёл в упадок и окончательно утратил свои номинальные столичные функции.

В летописных источниках государство называется «Русь» или «Русская земля», в византийских источниках - «Росия».

Термин

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н. э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX - середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в конце XVIII века. В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века, так и для более широкого периода середины XII - середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета».

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич. Однако, в современной историографии эти точки зрения популярностью не пользуются, так как не находят подтверждения в источниках.

Проблема возникновения государственности

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской академии наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер. Точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Николай Карамзин.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

История

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Княжение Олега Вещего

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города Саркела построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Характеристика государства в IX-X вв.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках.

Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся князем. Бояре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд - при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня - при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

Дружина

Дружина в период IX-X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Право

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» - штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).

Принцип наследования власти в IX-X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI-XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Крещение Руси и её расцвет

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди - к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел - город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI - начале XII века сформировался первый письменный свод законов - «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015-1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство - серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Распад

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская».

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236-1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского. Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Характер государственности русских земель

В начале XIII века, накануне Монгольского нашествия на Руси было около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы), три из которых: Киевское, Новгородское и Галицкое были объектами общерусской борьбы, а остальные - управлялись собственными ветвями Рюриковичей. Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250.

Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII-XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа)..

В период раздробленности Киевской Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь - с отдельными семьями удельных князей.

В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен ядом). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого, но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной удельной княжеской ветви рода Рюриковичей, сохранив общерусское значение, и в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй - отныне князь приглашался и изгонялся вечем. Во Владимиро-Суздальской земле княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя «самовластца» Андрея Боголюбского. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальской земле (упоминания о них встречаются вплоть до XIV века). В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.

Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина получала в личные наследуемые права земли. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.

В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная - на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).

Название Русь сохранялось в этот период за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам удельных княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты.

Торговля

Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:

  • путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
  • Волжский торговый путь («путь из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
  • сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.

В конце IX века н. э. разрозненные племена восточных славян объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

Название

Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

Предпосылки для возникновения государственности

В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  1. Все союзы сплотились для противостояния общим врагам - степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  2. А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  3. Первые известные нам киевские князья - Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.

Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

«Норманнская» и «антинорманнская» теория

В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне - варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

Первые князья

Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев - Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

Князь Владимир

Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание - христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

Расцвет государства

Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

Междоусобные войны, распад

Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования - от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

Уклад жизни

Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

Экономика

Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

Значение

Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.

Одним из самых могущественных в свое время была Киевская Русь. Огромная средневековая держава возникла в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен. Во время своего расцвета Киевская Русь (в 9-12 веках) территорию занимала внушительную и имела сильное войско. К середине XII века некогда мощное государство вследствие феодальной раздробленности раскололось на отдельные Таким образом, Киевская Русь стала легкой добычей для Золотой Орды, которая положила конец средневековой державы. Об основных произошедших событиях в Киевской Руси в 9-12 веках будет поведано в статье.

Русский каганат

По мнению многих историков, в первой половине IX века на территории будущего Древнерусского государства существовало государственное образование русов. О точном местоположении Русского каганата сохранилось мало сведений. По мнению историка Смирнова, государственное образование находилось в регионе между верхней Волгой и Окой.

Правитель Русского каганата носил титул кагана. В Средние века этот титул имел очень большое значение. Каган властвовал не только над кочевыми народами, но также командовал над прочими правителями разных народов. Таким образом, глава Русского каганата выступал в роли императора степняков.

К середине IX века в результате конкретных внешнеполитических обстоятельств состоялась трансформация Русского каганата в Русское великое княжение, которое было зависимо в слабой форме от Хазарии. Во времена правления Аскольда и Дира удалось полностью избавиться от угнетения.

Правление Рюрика

Во второй половине IX века восточнославянские и финно-угорские племена из-за жестокой вражды призвали варягов за морем на княжение на своих землях. Первым русским князем стал Рюрик, который начал править в Новгороде с 862 года. Новое государство Рюрика просуществовало до 882 года, когда образовалась Киевская Русь.

История правления Рюрика полна противоречий и неточностей. Часть историков придерживается мнения, будто он и его дружина имеют скандинавское происхождение. Их противники являются сторонниками западнославянской версии развития Руси. В любом случае название термина «Русь» в X и XI веках употреблялось по отношению к скандинавам. После прихода к власти скандинавского варяга титул «каган» уступил место «великому князю».

В летописях сохранились скудные сведения о правлении Рюрика. Поэтому восхвалять его стремления расширить и укрепить государственные границы, а также укреплять города довольно проблематично. Также Рюрик запомнился тем, что смог успешно подавить в Новгороде мятеж тем самым укрепив свой авторитет. В любом случае правление основателя династии будущих князей Киевской Руси позволило централизировать власть в Древнерусском государстве.

Княжение Олега

После Рюрика власть в Киевской Руси должна была перейти в руки его сына Игоря. Однако из-за малых лет законного наследника правителем Древнерусского государства в 879 году стал Олег. Новый оказался весьма воинственным и предприимчивым. Уже с первых лет пребывания у власти он стремился взять под свой контроль водный путь на Грецию. Для реализации этой грандиозной цели Олег в 882 году благодаря своему хитроумного плану расправился с князьями Аскольдом и Диром, захватив Киев. Тем самым была решена стратегическая задача завоевания славянских племен, которые жили по течению Днепра. Сразу после въезда в захваченный город Олег заявил о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских.

Первому правителю Киевской Руси очень понравилось выгодное месторасположение населенного пункта. Пологие берега реки Днепр были неприступными для захватчиков. Кроме этого, Олег провел масштабные работы по укреплению оборонных сооружений Киева. В 883-885 годах состоялся ряд военных походов с положительным результатом, вследствие чего существенно была расширена территория Киевской Руси.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Олега Вещего

Отличительной чертой внутренней политики княжения Олега Вещего было укрепление казны государства за счет сбора дани. Во многом бюджет Киевской Руси наполнялся благодаря поборам с покоренных племен.

Период правления Олега ознаменовался успешной внешней политикой. В 907 году состоялся удачный поход на Византию. Ключевую роль в победе над греками сыграла уловка киевского князя. Над неприступным Константинополем нависла угроза уничтожения, после того как корабли Киевской Руси были поставлены на колеса и продолжали свое движение по суше. Таким образом, испуганные правители Византии вынуждены были предложить Олегу огромную дань, а русским купцам предоставить щедрые льготы. По истечении 5 лет у Киевской Руси с греками был подписан мирный договор. После успешного похода на Византию об Олеге стали слагаться легенды. Киевскому князю стали приписывать сверхъестественные возможности и склонность к магии. Также грандиозная победа на внутренней арене позволила Олегу получить прозвище Вещий. Киевский князь умер в 912 году.

Князь Игорь

После смерти Олега в 912 году полноправным правителем Киевской Руси стал ее законный наследник - Игорь, сын Рюрика. Новый князь от природы отличался скромностью и уважением к старшим. Именно поэтому Игорь не спешил скинуть с трона Олега.

Правление князя Игоря запомнилось многочисленными военными походами. Уже после вхождения на престол ему предстояло подавить бунт древлян, которые хотели перестать подчиняться Киеву. Успешная победа над противником позволила взять с восставших дополнительную дань на нужды государства.

Противостояние с печенегами осуществлялись с попеременным успехом. В 941 году Игорь продолжил внешнюю политику предшественников, объявив войну Византии. Причиной войны послужило желание греков освободиться от принятых обязательств после смерти Олега. Первый военный поход завершился поражением, так как Византия тщательно подготовилась. В 943 между двумя государствами был подписан новый мирный договор, потому что греки решили избежать сражения.

Погиб Игорь в ноябре 945 года, когда собирал дань с древлян. Ошибка князя заключалась в том, что он отпустил свою дружину в Киев, а сам с небольшим войском решил дополнительно поживиться со своих подданных. Возмущенные древляне жестоко расправились с Игорем.

Период правления Владимира Великого

В 980 году новым правителем стал Владимир, сын Святослава. Перед занятием трона ему предстояло выйти победителем из братской междоусобицы. Однако Владимир сумел после побега «за море» собрать варяжскую дружину и отомстить за смерть брата Ярополку. Правление нового князя Киевской Руси оказалось выдающимся. Также Владимир был почитаем у своего народа.

Самой главной заслугой сына Святослава является знаменитое Крещение Руси, которое состоялось в 988 году. Кроме многочисленных успехов на внутренней арене, князь прославился своими военными походами. В 996 году для защиты земель от врагов были построены несколько городов-крепостей, одним из которых стал Белгород.

Крещение Руси (988 год)

Вплоть до 988 года на территории Древнерусского государства процветало язычество. Однако Владимир Великий принял решение в качестве государственной религии выбрать именно христианство, хотя к нему приходили представители от Римского папы, ислама и иудаизма.

Крещение Руси в 988 году все же состоялось. Христианство принял Владимир Великий, приближенные бояре и дружинники, а также простой люд. Для тех, кто противился отходить от язычества, грозили всяческие притеснения. Таким образом, с 988 года берет свое начало Русская Церковь.

Правление Ярослава Мудрого

Одним из самых прославленных князей Киевской Руси был Ярослав, который не случайно получил прозвище Мудрый. После смерти Владимира Великого смута объяла Древнерусское государство. Ослепленный жаждой власти Святополк сел на престол, убив 3 своих братьев. Впоследствии Ярослав собрал огромное войско из славян и варяг, после чего в 1016 году отправился на Киев. В 1019 году ему удалось победить Святополка и взойти на престол Киевской Руси.

Период правления Ярослава Мудрого оказался одним из самых успешных в истории Древнерусского государства. В 1036 году ему удалось окончательно объединить многочисленные земли Киевской Руси, после смерти брата Мстислава. Супругой Ярослава стала дочка шведского конунга. Вокруг Киева по приказу князя были воздвигнуты несколько городов и каменная стена. Основные городские врата столицы Древнерусского государства назывались Золотыми.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, когда ему было 76 лет. Период правления киевского князя длиной в 35 лет является золотым временем в истории Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого

В приоритете внешней политики Ярослава было повышение авторитета Киевской Руси на международной арене. Князю удалось добиться ряд важных военных побед над поляками и литовцами. В 1036 году полностью были разгромлены печенеги. На месте судьбоносной битвы появилась церковь святой Софии. В период правления Ярослава в последний раз состоялся военный конфликт с Византией. Итогом противостояния стало подписание мирного договора. Всеволод, сын Ярослава, женился на греческой принцессе Анне.

На внутренней арене существенно повышалась грамотность населения Киевской Руси. Во многих городах государства появлялись училища, в которых мальчики обучались церковному делу. Различные греческие книги переводились на старославянский язык. Во время правления Ярослава Мудрого был издан первый сборник законов. «Русская правда» стала главным достоянием многочисленных реформ киевского князя.

Начало распада Киевской Руси

Каковы причины распада Киевской Руси? Как и многих раннесредневековых держав, ее распад оказался полностью закономерным. Произошел объективный и прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах Киевской Руси появилась знать, в интересах которой было выгоднее сделать ставку на местного князя, чем поддерживать единого правителя в Киеве. По мнению многих историков, поначалу территориальная раздробленность не была причиной распада Киевской Руси.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, с целью прекращения усобиц был запущен процесс создания региональных династий. К середине XII века Древнерусское государство оказалось поделенным на 13 княжеств, которые отличались между собой занимаемой площадью, военной мощью и сплоченностью.

Упадок Киева

В XII века наступил значительный упадок Киева, который из метрополии превратился в обычное княжество. Во многом из-за Крестовых походов произошло преобразование международных торговых коммуникаций. Поэтому экономические факторы существенно подорвали могущество города. В 1169 году Киев в результате княжеских распрей впервые был взят штурмом и разграблен.

Окончательный удар по Киевской Руси нанесло Монгольское нашествие. Разрозненные княжество не представляли грозной силы для многочисленных кочевников. В 1240 Киеву было нанесено сокрушительное поражение.

Население Киевской Руси

О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка общая численность населения Киевской Руси в 9 - 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

Львиную долю жителей Киевской Руси в 9-12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Образование на территории Восточной Европы первого государства, получившего в девятнадцатом веке название Киевская Русь, оказало сильное влияние на дальнейший ход истории региона . Просуществовав несколько столетий, пройдя период расцвета и упадка, оно исчезло, заложив основание для возникновения в будущем нескольких государств, играющих не последнюю роль в современности.

Появление восточных славян

Историю образования Киевского государства можно условно разделить на три этапа:

  • возникновение племенных союзов;
  • зарождение правящей элиты;
  • зачатки государственности, Киев.

Происхождение термина Киевская Русь относится к девятнадцатому веку. Так Русь назвали учёные-историки, обозначая огромное государство в Восточной Европе, преемниками которого стали нескольких современных стран.

Не существует и точной даты создания Руси. Образованию Киевского государства предшествовало несколько веков формирования на его территории славянских родоплеменных союзов на основе постепенно распадавшегося славянского этноса. Отдельные племена славян к началу восьмого столетия создали здесь семь племенных союзов. На землях полян, одного из этих союзов, располагавшихся вдоль среднего течения Днепра, и произошло рождение государства Киевская Русь.

Становление военно-племенных союзов сопровождалось распадом первобытной демократии внутри племён, когда возникла правящая военная элита, князья и их дружинники, присваивающие себе большую часть военной добычи. Образование правящей прослойки способствовало появлению зачатков государства. В местах будущих ключевых городов древней Руси начали зарождаться большие поселения. В их число входил и древнерусский Киев, возникший в шестом столетии, первым правителем которого считается князь полян Кий. Этот процесс особенно усилился на рубеже восьмого и девятого веков.

Становление Киевской государственности

История Киевской Руси как государственного образования началась в 9 веке, когда племенные союзы начали между собой борьбу за лидерство в регионе. В результате этого на протяжении 9 и 10 веков было сначала образовано военно-торговое объединение племенных союзов, которое постепенно переросло в Киевское государство .

Княжение Рюрика в Новгороде

Постепенный переход родоплеменных отношений внутри племён к феодальным требовал и новых способов управления. Новые общественные отношения требовали других, более централизованных форм власти, которая была бы способна удерживать меняющийся баланс интересов. Самым известным результатом такого поиска и стало, согласно «Повести временных лет», призвание в 862 году на княжеский престол Новгорода, в то время наиболее развитого города будущей Руси, нормандского конунга Рюрика, который и явился основателем будущей династии киевских князей.

Укрепившись на Новгородском столе, Рюрик с помощью дружинников Аскольда и Дира захватывает власть в Киеве, который был важным торговым пунктом на пути «из варяг в греки». После смерти Рюрика его воевода Олег, убив Аскольда и Дира, объявляет себя Великим князем киевским , сделав Киев центром объединённых северных и южных славянских земель. Он совершил множество военных походов, среди которых два - на Византию, итогом чего было заключение выгодных для Руси торгово-политических договоров 907 и 911 годов. А также результатом войн, которые проводил Олег, прозванный Вещим, стало почти двукратное увеличение территории страны.

Княжение Игоря, Ольги и Святослава

Сын Рюрика Игорь, по прозвищу Старый, так как поздно получил власть, занял великокняжеский стол после смерти Олега в 912 году. Княжение его было менее удачным, чем у предшественника. Попытка в союзе с Византией разбить Хазарский каганат окончилась поражением, перешедшим в неудачный военный конфликт с бывшим союзником. Результатом следующего похода в 944 году на Византию было подписание нового, менее выгодного для Руси договора, снова вводившего торговые пошлины .

Игорь Старый был убит древлянами во время сбора с них дани в 945 году, оставив после себя малолетнего сына Святослава. В результате реальную власть в княжестве получила его вдова княгиня Ольга.

Ольга упорядочила многие законы Древнерусской земли, в том числе провела налоговую реформу, толчком для проведения которой стало восстание древлян. Было отменено полюдье и установлены чёткие размеры дани, «уроки». Дань должна была доставляться в специальные крепости, именовавшиеся «погосты», и приниматься назначенными князем управляющими. Такая дань и порядок её приёма назывался «повоз». Уплатив дань, плательщик получал глиняную печать со знаком князя, что гарантировало от повторной уплаты налога.

Реформы княгини Ольги способствовали укреплению власти киевских князей, её централизации, уменьшению самостоятельности племён.

В 962 году Ольга передала власть своему сыну Святославу. Княжение Святослава не было отмечено заметными реформами, сам князь, будучи прежде всего прирождённым воином, предпочитал государственной деятельности военные походы. Сначала он подчинил племя вятичей, включив его в состав Русской земли, а в 965 году провёл успешный поход на Хазарское государство.

Разгром Хазарского каганата открыл для Руси торговый путь на восток , а два последующих болгарских похода обеспечили Древнерусскому государству господство над всем северным побережьем Чёрного моря. Русь продвинула свои границы на юг, утвердившись в Тмутаракани. Сам Святослав собирался основать на Дунае своё государство, но был убит печенегами, возвращаясь из неудачного похода на Византию в 872 году.

Правление Владимира Святославовича

Внезапная смерть Святослава вызвала на Руси междоусобную борьбу за киевский стол между его сыновьями. Ярополк, по старшинству имеющий изначальное право на великокняжеский престол, сначала отстоял его в борьбе с княжившим в древлян Олегом, который погиб в 977 году. Правивший в Новгороде Владимир бежал за пределы Руси, но позже возвратился с варяжской дружиной в 980 году и, убив Ярополка, занял место киевского князя.

Княжение Владимира Святославовича , позже названного Великим или Крестителем, знаменовало собой формирования Руси как государства. При нём были окончательно определены границы территории Древнерусского государства, присоединены Червенская и Карпатская Русь. Усилившаяся угроза нападений печенегов вынудила его создать пограничную оборонительную линию из крепостей, гарнизоны которых состояли из отборных воинов. Но главным событием княжения Владимира Крестителя является принятие Русью православного христианства как официальной государственной религии.

Причина принятия религии, исповедующую веру в единого бога, была чисто практической. Окончательно образовавшееся к концу десятого века феодальное общество с его монархической формой правления уже не удовлетворяла религия, основанная на многобожии. Религиозные верования в средневековье лежали в основе мироощущения человека, являлись государственной идеологией любой страны. Поэтому язычество, в котором отражалась первобытная племенная , изжило себя. Появилась необходимость замены старой религии на монотеистическую, более подходящую для монархического феодального государства .

Князь Владимир Великий не сразу определился, какое из доминировавших тогда религиозных верований принять за основу идеологии государства. По свидетельству летописей на Руси мог бы утвердиться ислам , иудаизм, католицизм… Но выбор пал на православие византийского образца. Свою роль тут сыграли как личные пристрастия князя, так и политическая целесообразность.

Официальной религией христианство в Киевской Руси стало в 988 году.

Период расцвета Киевской Руси

Время перед правлением князя Владимира Мономаха историки условно делят на несколько этапов.

  • Святополк и Ярослав.
  • Одиннадцатый век. Триумвират Ярославичей.
  • Киевская Русь.12 век. Владимир Мономах.

Каждый этап выделяется благодаря важным для развития и становления государственности событиям.

Соперничество Святополка и Ярослава

Владимир Креститель умер в 1015 году, сразу в стране началась новая междоусобная борьба за власть между его сыновьями. Святополк Окаянный убивает своих братьев Бориса и Глеба, позже причисленных к лику святых, и захватывает киевский стол. После чего вступает в борьбу с Ярославом, правившим в Новгороде .

Борьба идёт с переменным успехом несколько лет и едва не заканчивается полной победой Святополка-Ярослав, который, в очередной раз изгнанный из Киева, отказывается от дальнейшей борьбы и собирается бежать «за море». Но по настоянию новгородцев за собранные ими деньги снова набирает наёмное войско и окончательно изгоняет Святополка, позже пропавшего без вести «между чехи и ляхи», из Киева

После устранения Святополка в 1019 году борьба Ярослава за власть не была окончена. Сначала, по истечении полутора лет, произошла битва с племянником, полоцким князем Брячиславом, разграбившим Новгород. Позже он вступил в схватку с князем Тмутаракани Мстиславом. Пока Ярослав на севере подавлял восстание племён язычников, Мстислав попытался неудачно захватить Киев, после чего остановился в Чернигове. Произошедшее позже на берегу Днепра сражение с подоспевшим Ярославом окончилось для последнего сокрушительным поражением и бегством.

Несмотря на победу, Мстислав не имел сил для дальнейшей борьбы, поэтому инициировал подписание мирного договора, который разделил Русь по Днепру между двумя столицами, Киевом и Черниговом, в 1026 году. Договор оказался крепким, «дуумвират» братьев успешно просуществовал до 1036 года, когда после смерти не оставившего наследников Мстислава его земли перешли во владение киевского князя. Таким образом, Ярославом было завершено новое «собирание земель» бывших владений Владимира Великого.

На время правления Ярослава Мудрого приходится максимальный расцвет Руси. Были разгромлены печенеги. Русь была признана влиятельным государством в Европе, о чём свидетельствуют многочисленные династические браки. Был написан сборник законов «Русская правда», построены первые каменные памятники архитектуры, резко поднялся уровень грамотности. Расширилась география торговли, которая велась со многими странами от Средней Азии до Западной Европы.

После смерти Ярослава в 1054 году власть разделили трое его старших сыновей, правивших в Киеве, Чернигове и Переяславе. На это время приходится ряд русско-половецких войн, неудачных для русских князей. Состоявшийся в 1097 году съезд в Любече, разделив Рюриковичей на отдельные династии, стимулировал дальнейшую феодальную раздробленность, одновременно прекратив усобицы для борьбы с половцами.

Владимир Мономах и Мстислав Владимирович

В 1113 году начался киевский период правления Владимира Мономаха. Будучи тонким политиком, он с помощью компромиссов сумел на время своего правления приостановить неизбежный распад государства на отдельные княжества. Полностью распоряжаясь военным силами страны, он сумел добиться повиновения своевольных вассалов, на некоторое время ликвидировать опасность половецкого вторжения.

После смерти Мономаха в 1125 году его сын Мстислав продолжил политику отца. Годы правления Мстислава Великого были последними, когда Русь ещё оставалась единой.

Исчезновение государства

Смерть Мстислава в 1132 году знаменовала собой конец эпохи древнерусского государства. Распавшись на полтора десятка фактически самостоятельных княжеств, она окончательно прекратила своё существование как цельное государственное образование. При этом Киев всё же продолжал ещё некоторое время представлять собой символ престижа княжеской власти, постепенно теряя реальное влияние. Но даже в таком качестве существовать Древней Руси осталось всего лишь столетие. Нашествие монголов в средине тринадцатого века привело к потере самостоятельности древнерусских земель на несколько столетий.