Всемирный банк описал сценарий новой глобальной рецессии. Всемирный банк описал сценарий новой глобальной рецессии Факторы риска дефолта

Несмотря на улучшение экономической ситуации, эксперты не исключают реализацию пессимистических прогнозов для России в 2019 году. Наиболее негативные сценарии предполагают возобновление финансового кризиса, что отразится на резком ухудшении основных макроэкономических показателей. Ключевыми угрозами для РФ остаются геополитические факторы и новый обвал нефтяных котировок.

Оживление макропоказателей

Российская экономика перешла к умеренному росту, преодолев негативные последствия рецессии. При этом темпы увеличения ВВП в ближайшие годы будут сохраняться в пределах 2%, прогнозируют представители Всемирного банка. Возобновление положительной динамики связано со следующими факторами:

  1. Восстановление цен на сырьевых рынках, в первую очередь повышение стоимости барреля нефти.
  2. Стабилизация финансового сектора и снижение дефицита бюджета.

Данные факторы позволили преодолеть рецессию, однако рост экономики на уровне мирового ВВП будет возможным только при условии внедрения структурных реформ, подчеркивают аналитики. В противном случае темпы экономического развития закрепятся в диапазоне 1,5-2%. Кроме того, останется риск постепенного замедления роста и перехода к периоду стагнации.

Помимо улучшения макроэкономических показателей, преодоление кризиса отразилось на стабилизации валютных котировок. В течение 2017 года российская валюта существенно укрепила позиции по отношению к доллару и евро, что стало залогом замедления инфляции.

Несмотря на возобновление экономического роста, эксперты не исключают возникновения нового кризиса в 2019 году. Данный сценарий может быть спровоцирован негативными внешними факторами – обвалом цен на нефть и расширением западных санкций.

Параметры риска

Наиболее значимым фактором для российской экономики остается динамика нефтяного рынка. Стоимость барреля нефти начала повышаться во второй половине 2017 года. Аналитики отмечают следующие драйверы увеличения цен:

  • продление соглашения ОПЕК+, которое ограничивает объемы нефтедобычи;
  • повышение спроса на «черное золото», чему способствует оживление мировой экономики.

Квоты по нефтедобыче сохранятся до конца 2018 года, что будет способствовать сбалансированности рынка. В результате стоимость барреля впервые за несколько лет преодолела отметку 70 долларов. Однако продление ограничений на 2019 год остается под вопросом, поскольку между участниками рынка ужесточается конкуренция.

При этом потребление нефти продолжит увеличиваться, что связано с ускорением роста мировой экономики. В первую очередь увеличение уровня потребления «черного золота» связано с оживлением азиатского региона. Несмотря на нестабильность на финансовых рынках, экономика Китая продолжает расти на уровне 6,8%. Помимо фундаментальных факторов, динамика нефтяных котировок чутко реагирует на сбои поставок из Ливии, Венесуэлы и Нигерии.

Отмена ограничений на 2019 год может привести к новому кризису на нефтяном рынке, считают эксперты. Некоторые участники ОПЕК недовольны ускоренным развитием американских сланцевых компаний, которые не связаны действующими квотами. В результате уровень нефтедобычи в США достигает максимальных значений. Последние новости подтверждают, что данные тенденции могут разрушить единство внутри ОПЕК, что приведет к реализации негативных прогнозов для России.

Отказ от соглашения и возобновление роста нефтедобычи приведут к резкому снижению цен. Аналитики допускают снижение стоимости барреля до 40 долларов, что отразится на снижении доходов отечественного бюджета. В результате увеличится дефицит государственной казны, что вынудит правительство перейти к оптимизации расходов.

Еще одной угрозой для отечественной экономики является ухудшение геополитических факторов. Свежие новости свидетельствуют об увеличении уровня напряженности, что приводит к расширению действующих санкций. Кризис в России в 2019 году может быть спровоцирован дополнительными ограничениями против финансового сектора и ТЭК, отмечают аналитики.

Наиболее пессимистический сценарий предполагает отключение российских банков от системы SWIFT. Подобные ограничения приведут к дестабилизации финансового рынка и волатильности валютных котировок. Также западные санкции могут коснуться экспорта энергоресурсов, которые обеспечивают львиную долю бюджетных доходов. В том числе под угрозой окажется реализация масштабных инфраструктурных проектов, включая «Северный поток 2».

Негативные внешние факторы могут привести к новому этапу экономического кризиса в России в 2019 году. В результате возобновится рецессия, ускорятся темпы инфляции, и начнется новый этап девальвации рубля. Без структурных реформ отечественная экономика остается уязвимой перед внешними факторами, подчеркивают аналитики.

Необходимые преобразования

Российская экономика успела адаптироваться к периоду низких цен на нефть, отмечают чиновники. В результате возобновление экономического кризиса 2018-2019 гг. остается маловероятным. Однако темпы роста отечественного ВВП будут зависеть от динамики сырьевых рынков. Для преодоления данной тенденции необходимо развивать отрасли, ориентированные на высокотехнологический экспорт.

Основой новой экономической модели РФ должна стать обрабатывающая промышленность, считают эксперты. В таком случае Россия сможет преодолеть цикличность развития, которая связана с колебанием цен на сырьевые товары.

Еще одна проблема, которую предстоит решить властям – низкая эффективность управления госкомпаний. При этом отсутствие конкуренции приводит к низкой продуктивности отечественного бизнеса, что препятствует освоению внешних рынков.

Правительству необходимо создать условия, которые будут стимулировать развитие предпринимательства. В противном случае экономический кризис в России может повториться в 2019 году.

Смотрите видео Эрика Наймана о том, что грядёт очередной глобальный кризис:

«У меня полное дежавю. Я все это уже один раз видел, когда экономические показатели умеренно растут, показатели жизни - умеренно снижаются. Мы в этом состоянии находимся пока только один год. Плюс в том, что система, при всех ее недостатках, предсказуема и устойчива. Проблема в том, что это наращивает социальную усталость. На бытовом уровне понятно, о чем идет речь? Когда она достигает критических величин - происходят бурные события», - говорит Хестанов. Он ожидает реформ от правительства РФ и советует внимательно отнестись к событиям, которые будут происходить в ближайшие два года.

Правило № 1. «Значит, наступила зима»

«В экономике есть периоды, которые длятся 7–12 лет, - это циклы Жюгляра (по фамилии француза, который их описал). У нас падение воспринимается как стихийное бедствие. Вспомните только тональность: «крах», «обвал». А это нормально и закономерно для экономики, как смена времен года. Все любят весну и лето, но зима все равно близко. Нужно спокойно относиться к циклам. Смотрите, когда случились все большие обвалы? Были 1996–1997 годы, потом 2008–2009, и не трудно угадать, что следующий обвал произойдет в 2019–2020 годы. Провал экономики в 2014–2015 годах из этого графика выбивается первый раз за 50 лет, потому что спад российской экономики не был связан со спадом мировой экономики. Это был привет нам от геополитики. Так вот, скоро нас ждет новый мировой и достаточно сильный спад, а сразу после этого нужно входить в акции. Точный момент определить сложно, да и не нужно: смотрим, как только все рухнуло в 2–2,5 раза, нужно немного постоять и подождать. Важно подождать, потому что может упасть и снова упасть. И вот уже после этого можно начинать покупать. Что именно покупать? Выбирать легко, потому что на подъеме расти будет все: Сбербанк, например, больше вырос, «Лукойл» чуть меньше вырос».

Правило № 2. Ищите того, у кого есть гарантии

«Уровень доверия [к банкам] только у глупых людей сокращается. У нас Агентство по страхованию вкладов предлагает шикарные условия, лучше, чем во многих странах: гарантия на 1,4 млн руб., в том числе и проценты. Да и пусть он себе падает этот банк, мерзни-мерзни волчий хвост… Какая потребителю разница - банк ему выплачивает его средства или АСВ. Нужно только убедиться, что твои деньги берет именно банк. Нужно очень внимательно читать договор».

Правило № 3. Гособлигации - хит сезона

«Если говорить не о банках, то сейчас прекрасно смотрятся облигации федерального займа. Они маневренные - в любой день купил или продал. Нормальная доходность. Я не знаю, сколько это продлится - год еще или два, но государственные бумаги отлично на фондовом рынке торгуются».

Правило № 4. К золоту я отношусь прохладно

«Дело в том, что оно специфически ведет себя: с 1982 года по начало 2000-го по номиналу золото упало в 2,5 раза. Но с учетом того, что инфляция с 80-х по доллару была большая, за 10%, получается, что за 18 лет упало в четыре раза. Просто вы видите рост в последние годы, и вам кажется, что оно растет в цене всегда. Тот, кто вложился очень давно, ждал, надеялся и верил 18 лет - наконец-таки прибыль получил. Но что такое 18 лет для личного финансового планирования - чрезвычайно серьезный масштаб».

Правило № 5. Если копишь на старость, прекрати рисковать

«Пенсионная стратегия - это длинная стратегия. Нужно закладывать период на 10 лет. При этом нужно помнить, что ближе к пенсии рискованных инструментов должно поубавиться. А за 10 лет до пенсии от них вообще стоит отказаться. Думаю, риск пора убавить уже в 40 лет».

Правило № 6. Не нужно путать инвестиции с покупками

«Я считаю, что в недвижимость можно входить, только если недвижимость - предмет потребления. Квартира, в которой вы собираетесь жить или подарить сыну, - это не инвестиции. Если вы хотите зарабатывать, нужен совсем другой подход. У нас в благополучных городах- миллионниках рынок недвижимости очень специфический - квартира в Екатеринбурге может стоить дороже, чем в Европе, хотя средний россиянин при этом не зарабатывает столько, сколько зарабатывает немец».

(Блумберг) — «Это то, что происходит каждые пять-семь лет»: так глава JPMorgan Chase & Co. Джейми Даймон однажды объяснил своей дочери, что такое финансовый кризис. Королева Елизавета II задавалась вопросом, почему никто не заметил начала последнего из них.

Уязвленные своей неспособностью увидеть кризис 10 лет назад и два десятилетия спустя после потрясений на рынках Азии, монетарные власти, трейдеры и экономисты ищут ответ на вопрос, когда и где произойдет следующий обвал.

Международный валютный фонд, который проводит на этой неделе ежегодную встречу на Бали, уже предупреждает, что инвесторы, возможно, недооценивают риск финансовых потрясений.

Один из постулатов финансовой истории заключается в том, что двух одинаковых кризисов не бывает, поэтому ведется поиск потенциальных триггеров в мировой экономике и на рынках. Ошибка в политике Федеральной резервной системы, например, повышение ставок слишком быстро или слишком медленно, может ударить по экономике США и нарушить работу рынков по всему миру.

Вот некоторые из потенциальных горячих точек, в том числе те, о которых вы, возможно, не думали.

Кредитование вызвало быстрый рост Китая как экономической державы. В последнее время Пекин предпринимает шаги, чтобы замедлить темпы роста корпоративного долга, но общий долг за пределами банковского сектора продолжал расти в прошлом году и остается на чрезмерно высоком уровне, говорит МВФ.

Торговая война с США может заставить Китай замедлить сокращение долга, что приведет к еще большим финансовым рискам.

Развивающиеся рынки

Повышение процентных ставок Федеральной резервной системой в сочетании с ростом доллара вызвало шоковые волны на развивающихся рынках, что затруднило выплату долга компаниям, которые заимствовали в долларах. Аргентина занимает у МВФ $57 миллиардов, или крупнейшую сумму в истории фонда, чтобы остановить валютный кризис в стране. Турецкая лира обвалилась на фоне сомнений инвесторов, что администрация Реджепа Эрдогана способна сдерживать инфляцию.

«Развивающиеся рынки, которые чрезмерно используют заемные средства в долларах, и крупные импортеры нефти, вероятно, являются наиболее уязвимыми», — говорит Хак Бин Чуа, старший экономист Maybank Kim Eng в Гонконге.

Корпоративный долг

По данным МВФ, растущий долг частного сектора — движущая сила устойчивого роста мирового долга с 1950 года. Во время последнего кризиса долг домашних хозяйств США оказался бомбой замедленного действия. Американские потребители с тех пор затянули пояса, но американские компании приняли эстафету.

Италия, еврозона

Риск некрасивого выхода из еврозоны получил новое название: Quitaly. Опасения, что премьер-министр Джузеппе Конте доведет долг до неприемлемого уровня, толкнули доходность итальянских облигаций к уровням, невиданным со времен долгового кризиса еврозоны.

Рост цен на нефть заставляет говорить о возвращении к $100 за баррель впервые с 2014 года, ударяя по странам, которые сильно зависят от импорта, включая Индию, Китай, Тайвань, Чили, Турцию, Египет и Украину. В то время как более высокие цены являются позитивным фактором для экспортеров, удорожание нефти будет оказывать еще большее давление на развивающиеся рынки, уязвимые к росту процентных ставок в США.

Плохой Brexit

Рынки готовятся к риску того, что Великобритания не заключит сделку об условиях «развода» с ЕС, что приведет к хаотичному выходу страны из регионального блока в конце марта. Последствия для финансового сектора могут быть неприятными: британские банки лишатся своих «европейских паспортов», что может заставить их, например, наращивать капитал. МВФ предупреждает центробанки, что надо быть готовыми предоставить чрезвычайную ликвидность.

Сегодня множество людей более подробно исследуют мнения экспертов о ситуации в экономике в нашей стране в следующем году, так как она достаточно нестабильная. Это связано с колебаниями котировок валют, обострением рисков в финансах, ухудшении взаимоотношений с другими государствами и другими моментами.

Будущее России волнует не одних бизнесменов, но и обычных людей, т.к. скачки в экономике оказывают влияние на разные факторы жизни в нашей стране.

Положительные перспективы роста экономики в нашей стране в будущем

По высказываниям аналитиков, которые трудятся под руководством властей РФ, ситуация в экономике в нашей стране в следующем году нормализуется. Значительного роста ВВП не предвидится.

Независимые эксперты определили риски, на основании которых РФ в следующем году ожидает еще один кризис:

Повышенное давление инфляции;

Риск падения цен на рынках сырья, особенно, нефти;

Неизменность состава отраслей;

Отрицательная политическая ситуация с другими странами.

Прогнозирование ситуации от Министерства экономического роста

Бюджетные индексы считаются на основании аналитических данных от Минэкономразвития. Прогноз за последние три года составлен с учетом санкций западных стран. В следующем году экономику нашей страны ожидает:

Уменьшение казны на пять процентов;

Уменьшение добычи нефти;

Индексы экспорта остановятся на цифре в 140млн тонн;

Повышение поставок энергоресурсов за границу до 247 млн тонн;

Увеличение ставок за перемещение людей и грузов на 4,5%;

Достижения уровня, который был до кризиса, к 2020 году, при условии сохранения стоимости нефти в 70$ за баррель. В противном случае власти обязаны пересмотреть цены на газ, а это повлечет повышение цен для заводов на 2%, а для людей-на3%.

Повышение тарифа на энергию для людей и производств на 5,6%;

Рост экономики на 3,1%.

Два прогноза роста экономики от ЦБ РФ

По мнению властей, за время 2018-2019 г. ожидается рост индексов в экономике на 2,5%. По утверждениям экспертов, на положение финансов РФ, больше всего оказывает влияние спрос внутри страны. Рост его приведет к повышению потребления домохозяйствами и приток финансов в производства. Одновременно с этим создано два прогноза:

Положительный. Стоимость нефти вырастет до 80$ за баррель к концу этого года.

Классический. Цена нефти будет 60$ за баррель.

Ситуация в России в следующем году по мнению ЦБ будет такая:

Повышение ВВП на 1,5%;

Проявление инфляции-4%.

Прогнозирование от Высшей экономической школы

По высказываниям экспертов Россия в будущем году останется «сырьевой трубой». Экономический рост не будет выше 0,5%, и то, если цены на нефть будут стабильны. Из-за снижения доходности всех областей экономики и снижения доходов простых граждан из-за сокращения трудоспособного населения и регулярного закрытия заводов специалисты делают прогноз на последующий спад в экономике.

Ситуация в России после кризиса в 2019 году

Исследуем новую версию посткризисной ситуации от специалистов 3 ведомств: РАНХиГС, центра Гайдара, академии внешней торговли.

По их мнению, в последующие два года нужно ждать роста экономики в РФ до 2 процентов, но не больше. До этого цифра была больше, так как прогноз формировали на предложении о сохранении санкций на одном уровне. Из-за принятия новых санкций специалисты создали два сценария экономического развития России.

1. Инерционный. Расчет вели, основываясь на сохранении стоимости нефти в рамках 56$ за баррель. Прогноз: увеличение ВВП на 1,4%, повышение доходов граждан на 1,6% в год.

2. Консервативный. Если стоимость нефти снизится до 40,8$: ВВП вырастет на 0,8%, повышение ставок за год будет до 16,4%, повышение доходов граждан-1%.

Кроме этого, из-за санкций ожидают:

Утрату доходности на фондовом рынке;

Скачок котировок валют;

Отток инвестиций;

Западные банки потребуют досрочно погасить кредиты компаниям в РФ.

Риски для экономики нашей страны в следующем году от Института стратегического анализа ФБК

Эксперты утверждают, что не надо ждать в ближайшие два года, что наша страна сможет не только догнать, но и обогнать экономические индексы планеты. Одновременно с этим они определили ряд рисков:

Ухудшение политической ситуации на планете по отношению к РФ;

Продление Соглашения ОПЕК об уменьшении добычи нефти;

Повышение объемов добычи сланца в Америке.

Наша страна не преодолела кризис, а привыкла к нему. Из-за этого возможно, что ВВП вырастет на 0% в следующем году.

Прогнозирование Всемирного банка

По утверждениям специалистов, в будущем году индексы экономики нашей страны повысятся на 1,8 процентов. Среднегодовая цена на нефть будет равняться примерно 63$ за баррель. Но из-за повышения добычи сланца, стоимость нефти будет снижаться до 2025г. Это спровоцирует повышение отставания экономического роста РФ от индексов экономики в мире в два раза, а стран БРИКС- в трое.

Итоги

По мнению специалистов, в следующем году страна начнет готовить граждан к очередному кризису. Это связано с тем, что в этом году будут исчерпаны лимиты Резервного Фонда, а еще через два года- ФНБ. Поэтому, власти будут искать способы пополнения казны и борьбы с кризисной ситуацией.

Главные направления:

1. Обновленная волна приватизации. Самый простой прием привлечения в страну инвестиций в размере до 0,5 триллиона рублей в год. Иные достоинства: сохранность капитала в фондах, формирование условий рыночной борьбы, стимулирование притока капиталов в обрабатывающую промышленность.

2. Увеличение налогов. Это отрицательно скажется на малом и среднем бизнесе.

3. Уменьшение расходов на соцнужды.

4. Включение печатного станка и др.

По мнению специалистов, для нормализации обстановки, власти в следующем году должны снизить траты на оборонку, силовые структуры, добывающие госкорпорации и подрядчиков. Необходимо ориентироваться на средний и малый бизнес.

В ожидании экономического кризиса

Праздник закончился. Праздник - это прежде всего домашний чемпионат мира по футболу. Но не только он. В 2018-м были выборы президента, а это если и не праздник, то уж точно фейерверк обещаний того самого светлого будущего, о котором мы много слышали еще в прошлом веке, но с которым так и не встретились. Ни тогда, ни теперь. После праздника жизнь продолжается, но уже без ярких фейерверков, а с тупой головной болью у тех, кто, по идее, данные обещания должен выполнять, и с затухающими надеждами тех, кто еще не устал надеяться. Первый постпраздничный год особенно труден. Так какие вызовы и риски сулит нам приближающийся 2019-й?

По всем прогнозам - что Минэкономразвития (МЭР), что Минфина - статистика 2019-го будет не лучше 2018-го. Важнее, впрочем, то, что главный тренд всех прогнозов - снижение ключевых показателей российской экономики, то есть чем ближе 2019-й, тем он мрачнее. В своем последнем, июньском прогнозе главный впередсмотрящий правительства - МЭР - ждет от 2019 года роста экономики уже не на прежние 2,2, а всего на 1,4%.

Министр экономического развития Максим Орешкин и министр финансов Антон Силуанов и пока не придумали, за счет чего обеспечить рост экономики в 2019 году.

Чистосердечное признание

Можно, конечно, сказать, что все это не более чем игра. Главное - не какие-то там доли процента, а то, как макроэкономическая динамика скажется на жизни граждан. Все так. Но ведь именно ВВП - ключевой синтетический показатель, в том числе и того, как изменится наша общая жизнь. Если же согласиться с тем, что главная и обобщающая цель многочисленных задач, поставленных майским указом президента, именно улучшение жизни россиян, то любопытно обратиться к прогнозам, заглядывающим чуть дальше, чем в 2019 год.

Указ, как известно, имеет шестилетний горизонт, соответствующий сроку, на который Владимир Путин избран Президентом России. Вот ряд рассчитанных МЭР показателей роста ВВП на шестилетку начиная с текущего, 2018-го, и до 2023 года: 1,9; 1,4; 2,0; 3,1; 3,2; 3,2%.

Красноречивая динамика. Совершенно очевидно, что непременное условие реализации майского указа - ускорение роста экономики. Планка, установленная президентом: рост должен быть не ниже среднемирового. Но прогноз МЭР в нынешнем виде - это чистосердечное признание в том, что мировую экономику России так и не опередить, если отталкиваться от сегодняшних реалий, когда темп глобального роста превышает 3,8%, и не приходится обольщаться надеждами, что если разразится очередной мировой экономический кризис, то он почему-то обойдет нашу страну стороной. Значит, главное условие реализации майского указа под угрозой. Как и улучшение жизни россиян.

Правительство, конечно, таких выводов не делает, ссылаясь на то, что темпы вырастут если не сейчас, то через пару лет. Хотя всем понятно, что прогноз чем долгосрочнее, тем ненадежнее, к тому же пока прогнозы динамики российской экономики корректируются не вверх, а вниз. Есть и еще одно оправдание. Отечественная экономика испытывает внешнее давление, от российского правительства якобы не зависящее. Слово «якобы» стоит неслучайно. И санкции, и угрозы начавшейся мировой торговой войны - это вызовы. На которые экономическая политика, да и политика в целом должны отвечать так, чтобы интересы развития экономики, а значит, и всей страны были максимально защищены. Дело в качестве ответов. Зависимость не в том, что российское правительство вызвало, скажем, торговую войну, а в том, как правительство в этих условиях действует.

Проблемный налог

Качество действий правительства, его ответы на вызовы достаточно просто оценить, вернувшись к прогнозу.

Одна из причин замедления экономического роста - снижение темпа роста инвестиций. Если по итогам 2017 года они выросли на 4,4%, то в 2018-м рост ожидается на уровне 3,5%, а в 2019-м - на 3,1%.

Взлетит инфляция. К концу 2018 года она ускорится с нынешних 2,3% в год до 3,1%, а к концу 2019 года и вовсе разгонится до 4,3% (ожидания ЦБ - 4%).

После быстрого роста зарплат в год президентских выборов (МЭР показывает, что рост номинальных зарплат в бюджетной сфере составит в 2018 году 13,1%), реальные (с учетом роста цен) зарплаты в 2019 году практически не изменятся, их увеличение составит всего 0,8%.

Вот такая совсем не веселая картина. И это притом что цены на нефть как могут стараются поддержать российскую экономику.

Удивительное дело, на напрашивающийся вопрос, кто виноват в том, что почти все у нас не растет, а опускается, правительство покаянно признается в содеянном. Это большая редкость. В прогнозе МЭР прямым текстом написано: 2019 год, «как ожидается, будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики». В переводе с бюрократического на русский это означает, что понижение прогнозных показателей ВВП и рост инфляции обусловлены прежде всего принятым решением о повышении ставки НДС с 18 до 20%, с чем экономика и столкнется в 2019 году.

Стоит напомнить: рост ставки НДС обосновывали тем, что иначе якобы никак не реализовать упоминавшийся майский указ Владимира Путина. Чтобы выполнить его социально-экономические цели, нужны деньги. Их, как обычно, не хватает. Недостающие и должно обеспечить, в частности, увеличение ставки НДС. Логично? Вполне.

Но есть и другая логика. Уже было отмечено: если перечитать указ и вникнуть в масштаб поставленных целей, то никуда не деться от того, что главное условие его выполнения - это ускорение роста экономики. Экономика пока явно никуда не торопится, и повышение ставки НДС не подтолкнет экономику вперед, а, наоборот, еще больше затормозит. С этой точки зрения повышение ставки НДС совсем нелогично.

Противоречие, как уверяет, например, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, может быть разрешено тогда, когда собранные средства в виде госрасходов будут стимулировать рост экономики. Но это в теории, которая к тому же признает, что к росту ВВП ведут далеко не все госрасходы.

С повышением ставки НДС до реализации майского указа стало не ближе, а дальше. Что и демонстрирует прогноз МЭР. Это к вопросу о качестве ответов правительства на новые вызовы. Причем указанный вызов прозвучал не откуда-то из-за океана, а из Кремля.

Есть оценки того, как повышение НДС скажется не только на росте инфляции и на сокращении темпов роста ВВП. В Институте Гайдара подсчитали: из-за увеличения налога на добавленную стоимость рост инвестиций сократится на 0,4–0,7%, импорта - на 0,35–0,45%. Правда, базой для сравнения является условный сценарий, в котором экономические агенты принимают решения исходя из ожиданий, что никакие налоги повышаться не будут. Авторы подсчетов признают: «На практике данное предположение может оказаться достаточно нереалистичным». В то, что никакие налоги в России повышаться не будут, предприниматели - те самые экономические агенты - верят слабо.

А была ли альтернатива росту НДС? Любопытно, что в качестве таковой в Институте Гайдара рассматривают исключительно рост других налогов, приходя к выводу, что рост НДС - меньшее зло. С этим согласен и глава РСПП Александр Шохин. Он так и заявил: «Бизнес, безусловно, хотел бы, чтобы фискальная система была стабильна. Но предложение правительства по повышению НДС мы, честно говоря, считаем наименьшим злом из всех вариантов целевого финансирования программ, связанных с реализацией майского указа президента».

Чем повышение ставки НДС лучше предлагавшегося главой Счетной палаты Алексеем Кудриным смягчения бюджетного правила (что позволило бы увеличить долю нефтегазовых доходов, поступающую не в Фонд национального благосостояния, а в бюджет, и использовать их для реализации майского указа), ни Шохин, ни эксперты из Института Гайдара не говорят. Вероятно, чтобы не ссориться с правительством, когда решение уже принято.


Реальность хуже прогноза

Есть и еще одно решение, фактически уже принятое, - это увеличение пенсионного возраста, которое обязательно скажется и на качестве жизни россиян, и на макроэкономической динамике. Для Минфина важно максимально разгрузить бюджет от поддержки Пенсионного фонда.

МЭР же исходит из того, что увеличение пенсионного возраста автоматически увеличит число занятых. В результате, по оценке главных составителей прогнозов, рост ускорится на 1,3 п.п. в 2019–2023 годах.

Официальный оптимизм ответа на вызовы пенсионной реформы разделяют, однако, далеко не все эксперты. Проблема в том, что не все потенциальные «новые занятые» смогут найти работу. Аналитики Райффайзенбанка, например, отмечают: занятость людей предпенсионного возраста уже сейчас неуклонно снижается. Их прогноз прямо противоположен оценкам МЭР: они ожидают «существенного роста безработицы среди лиц старше 55–60 лет».

На ВВП прямо влияет, однако, не число безработных, а динамика дополнительных доходов, которые получат люди. Или их отсутствие. Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов подводит итог: «По нашим подсчетам, в лучшем случае влияние реформы приведет к стагнации ВВП, а в худшем реформа отберет у экономики до 1,5 п.п. роста ВВП в год».

Вывод неутешителен. Из-за решений, принимаемых по собственной инициативе самим российским правительством, рост экономики имеет все шансы на еще большее замедление. Тут уж не до майского указа со всеми его целями-обещаниями.

И ведь доморощенные риски-2019, конечно, не единственные. Еще есть упоминавшиеся санкционные волны, а они стихать никак не собираются, и потрясения разворачивающейся международной торговой войны, чреватой глобальным замедлением мировой экономики (что, в свою очередь, ограничит спрос на сырье и снизит потенциал роста российской экономики), и неустойчивость нефтяной конъюнктуры с учетом того, что сланцевые производители из США еще могут преподнести сюрприз производителям из ОПЕК+, включая Россию.

Праздники и в самом деле закончились. Приближающийся 2019-й сулит нам суровые будни.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Александр КУПЦИКЕВИЧ, финансовый аналитик FxPro:

«Главная макроэкономическая проблема - замедление роста ВВП России в 2019 году. Повышение НДС и другие налоговые новации правительства настораживают население, что приводит к падению спроса. С одной стороны, статистика показывает рост реальных зарплат, но проблемы туроператоров и крупных розничных сетей демонстрируют, насколько изменилось поведение потребителей. Важный момент - закредитованность населения. Дополнительные доходы люди направляют на оплату кредитов, а не в экономику. Также вызывает беспокойство тот факт, что инициативы правительства являются проинфляционными: повышение НДС и расходование этих средств на различные мегапроекты. В этих условиях ЦБ будет вынужден сдерживать ключевую ставку на высоком уровне. Это значит, что кредитование потеряет роль драйвера роста экономики России, как это было в течение предыдущих нескольких лет».

Алексей КОРЕНЕВ, аналитик ГК «ФИНАМ»:

«Проблемы будущего года вызваны тем, что за время нефтяного изобилия государство не сделало главного - структурной перестройки экономики. В связи с этим Россия отстает от конкурентов - как развитых, так и развивающихся стран - в части производительности труда и эффективности использования человеческих ресурсов. Значительная часть мер, принимаемых правительством при появлении дополнительных источников дохода, направлена на формирование резервов, которые направляются на латание дыр в случае возникновения социальной напряженности. Например, в рамках «бюджетного правила». В мае Минфин для формирования таких резервов ежедневно закупал валюту на сумму более 15 млрд рублей. В июне сумма увеличилась до 19 млрд рублей в день. При этом, если пересмотреть «бюджетное правило» в сторону увеличения порога стоимости нефти с $40 до $45 за баррель, бюджет получил бы такой существенный приток дополнительных средств от экспорта нефти, что необходимости в повышении НДС не возникло бы. Но, видимо, руководству страны важнее не перестройка экономики, которая принесет результаты лишь в перспективе, а стабильность, гарантирующая гражданам низкий доход, но с сохранением достаточного числа рабочих мест, социальных выплат, в том числе льготным категориям населения. При таком подходе в ближайшей перспективе о росте экономики опережающими темпами говорить не стоит».