Советская (Тверская) площадь. Здание театра им. Моссовета Здание моссовета

Цитата. Владимир Гиляровский. Москва и москвичи

ПОД КАЛАНЧОЙ

Полтораста лет стоит на Тверской дом, в котором помещается теперь Моссовет. Выстроил его в 1782 году, по проекту знаменитого архитектора Казакова, граф Чернышев, московский генерал-губернатор, и с той поры дом этот вплоть до революции был бессменно генерал-губернаторским домом. Фасадом он выходит на Советскую площадь, которая называлась Скобелевской, а ранее того--Тверской площадью. В этом доме происходили торжественные приемы и блестящие балы, устраивать которые особенно любил в восьмидесятых годах князь В. А. Долгоруков, правивший столицей в патриархальном порядке. На его балах бывала вся Москва, и в роскошных залах, среди усыпанных бриллиантами великосветских дам и блестящих мундиров, можно было увидеть сапоги замоскворецких миллионеров, поддевку гласного Давыда Жадаева и долгополый сюртук ростовщика Кашина... Ростовщики и даже скупщики краденого и содержатели разбойничьих притонов бывали на этих балах, прикрытые мундирами благотворительных обществ, в которые доступ был открыт всем, кто жертвует деньги. Многие из них даже получали чины и ордена, ими прикрывали свои преступные дела, являясь недоступными для полиции.
Подъезжает в день бала к подъезду генерал-губернаторского дворца какой-нибудь Ванька Кулаков в белых штанах и расшитом "благотворительном" мундире "штатского генерала", входит в вестибюль, сбрасывает
на руки швейцару соболью шубу и, отсалютовав с вельможной важностью треуголкой дежурящему в вестибюле участковому приставу, поднимается по лестнице в толпе дам и почетных гостей. А пристав, бывший гвардейский офицер, принужден ему ответить, взяв под козырек, как гостю генерал-губернатора и казначею благотворительного общества, состоящего под высочайшим покровительством... Ну как же после этого пристав может составить протокол на содержателя разбойничьего притона "Каторга", трактира на Хитровом рынке?!
Вот тут-то, на этих балах, и завязывались нужные знакомства и обделывались разные делишки, а благодушный "хозяин столицы", как тогда звали Долгорукова, окруженный стеной чиновников, скрывавших от него то, что ему не нужно было видеть, рассыпался в любезностях красивым дамам.
Сам князь, старый холостяк, жил царьком, любил всякие торжества, на которых представительствовал, В известные дни принимал у себя просителей и жалобщиков, которые, конечно, профильтровывались чиновниками, заблаговременно докладывавшими князю, кто и зачем пришел, и характеризовавшими по-своему личность просителя. Впрочем, люди, знакомые князю, имели доступ к нему в кабинет, где он и выслушивал их один и отдавал приказания чиновникам, как поступить, но скоро все забывал, и не всегда его приказания исполнялись. Много анекдотов можно было бы припомнить про княжение Долгорукова на Москве, но я ограничусь только одним, относящимся, собственно, к генерал-губернаторскому дому, так как цель моих записок--припомнить старину главным образом о домах и местностях Москвы.
В конце семидесятых годов в Москве работала шайка "червонных валетов", блестящих мошенников, которые потом судились окружным судом и были осуждены и сосланы все, кроме главы, атамана Шпейера, который так и исчез навеки неведомо куда. Самым интересным был финал суда: когда приговор был прочитан, из залы заседания вышел почтенный, профессорского вида, старик, сел на лихача, подозвал городового, передал ему конверт, адресованный на имя председателя суда, и уехал. В конверте оказалась визитная карточка Шпейера, и на ней написано карандашом: "Благодарю за сегодняшний спектакль. Я очень доволен. Шпейер",
Вот этот самый Шпейер, под видом богатого помещика, был вхож на балы к В. А. Долгорукову, при первом же знакомстве очаровал старика своей любезностью, а потом бывал у него на приеме, в кабинете, и однажды попросил разрешения показать генерал-губернаторский дом своему знакомому, приехавшему в Москву английскому лорду. Князь разрешил, и на другой день Шпейер привез лорда, показал, в сопровождении дежурного чиновника, весь дом, -двор и даже конюшни и лошадей. Чиновник молчаливо присутствовал, так как ничего не понимал по-английски. Дня через два, когда Долгоруков отсутствовал, у подъезда дома остановилась подвода с сундуками и чемоданами, следом за ней в карете приехал лорд со своим секретарем-англичанином и приказал вносить вещи прямо в кабинет князя... Подробности этого скандала я не знаю, говорили разно. Известно только, что дело кончилось в секретном отделении генерал-губернаторской канцелярии.
Англичанин скандалил и доказывал, что это его собственный дом, что он купил его у владельца, дворянина Шпейера, за 100 тысяч рублей со всем инвентарем и приехал в нем жить. В доказательство представил купчую крепость, заверенную у нотариуса, по которой и деньги уплатил сполна. Это мошенничество Шпейера не разбиралось в суде, о нем умолчали, и как разделались с англичанином--осталось неизвестным. Выяснилось, что на 2-й Ямской улице была устроена на один день фальшивая контора нотариуса, где и произошла продажа дома. После этого только началась ловля "червонных валетов", но Шпейера так и не нашли. Вся Москва об этом молчала, знал только один фельетонист "Современных изве стай", Пастухов, но с него Долгоруков взял клятву, что он никогда не заикнется об этом деле. Много лет спустя Пастухов, по секрету, на рыбной ловле, рассказал мне об этом факте, а потом подтвердил его мне известный в свое время картежник Н. В. Попов, близко знавший почти всех членов шайки "червонных валетов", с которыми якшался, и добавил ряд подробностей, неизвестных даже Пастухову. От него я узнал, что Шпейер был в этой афере вторым лицом, а главным был некий прогорелый граф, который не за это дело, а за ряд других мошенничеств был сослан в Сибирь.
Долгоруков не брал взяток. Не нужны они ему были.
Старый холостяк, проживший огромное состояние и несколько наследств, он не был кутилой, никогда не играл в карты, но любил задавать балы и не знал счета деньгам, даже никогда не брал их в руки.
Правой рукой его в служебных делах был начальник секретного отделения канцелярии генерал-губернатора П. М. Хотинский--вечная московская "притча во языцех". Через него можно было умелому и денежному человеку сделать все.
Другой рукой князя был еще более приближенный человек--его бессменный камердинер Григорий Иванович Вельтищев, маленький, с большими усами.
Всеми расходами князя и всеми денежными суммами ведал он.
-- Григорий, у нас для новогоднего бала все готово?
-- Нет еще, ваше сиятельство. Денег еще не прислали. Придется пока перехватить тысчонок двадцать. Я думаю насчет гравера, вот напротив живет, к нему родственники приехали, а их гонят.
-- Ничего не понимаю! Живых цветов побольше!
-- Вот еще Лазарь Соломонович Поляков тоже просит...
-- Ну да, он прекрасный человек. Скажи Павлу Михайловичу, что я приказал.
На новогоднем балу важно выступает под руку с супругой банкир Поляков в белых штанах и мундире штатского генерала благотворительного общества. Про него ходил такой анекдот:
-- Ну и хочется вам затруднять свой язык? Лазарь Соломонович, Лазарь Соломонович! Зовите -просто -- ваше превосходительство!
Перед окнами дома Моссовета раскинута Советская площадь. На фоне сквера, целый день оживленного группами гуляющих детей,--здание Института Маркса-- Энгельса -- Ленина.
Против окон парадных покоев, на другом конце площади, где теперь сквер, высилась в те времена каланча Тверской части. Беспокойное было это место.
Целый день, с раннего утра -- грохот по булыжнику. Пронзительно дребезжат извозчичьи пролетки, громыхают ломовые полки, скрипят мужицкие телеги, так как эта площадь--самое бойкое место, соединяющее через Столешников переулок два района города.
В конце прошлого века о правилах уличного движения в столице и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали, ехали--кто как хотел, сцеплялись, кувыркались... Круглые сутки стоял несмолкаемый шум.
Это для слуха. Зрение тоже не радовали картины из парадных окон генерал-губернаторского дворца: то пьяных и буянов вели "под шары", то тащили в приемный покой при части поднятых на улицах...
И для обоняния не всегда благополучно.
По случаю лунной ночи, по правилам думского календаря, хотя луны и не видно на самом деле, уличные фонари всей Москвы погашены.
В темноте тащится ночной благоуханный обоз--десятка полтора бочек, запряженных каждая парой ободранных, облезлых кляч. Между бочкой и лошадью на телеге устроено веревочное сиденье, на котором дремлет "золотарь" -- так звали в Москве ассенизаторов.
Обоз подпрыгивает по мостовой, расплескивая содержимое на камни, гремя на весь квартал. И тянется, едва двигаясь, после полуночи такой обоз по Тверской, мимо дворца...
Обоз растянулся... Последние бочки на окончательно хромых лошадях поотстали... Один "золотарь" спит. Другой ест большой калач, который держит за дужку.
-- Динь... Динь...--раздается с каланчи звонок, и часовой поднимает два фонаря по блоку на высоком коромысле.
-- Какой номер? --орет снизу брандмейстер.
-- Третий, коло ниверситета,-- отвечает сверху пожарный, указывая, где именно и какой пожар.
"Третий"--значит огонь выбился наружу.
Как бешеный вырвался вслед за вестовым с факелом, сеющим искры, пожарный обоз. Лошади--звери, воронежские битюги, белые с рыжим.
Дрожат камни мостовой, звенят стекла, и содрогаются стены зданий.
Бешеная четверка с баграми мчится через площадь по Тверской и Охотному ряду, опрокидывая бочку, и летит дальше... Бочка вверх колесами. В луже разлившейся жижи барахтается "золотарь"... Он высоко поднял руку и заботится больше всего о калаче.." Калач--это их специальное лакомство: он удобен, его можно ухва-
тить за ручку, а булку грязными руками брать не совсем удобно. Пожарные несутся вниз по Тверской, а бочки тянутся дальше вверх, к заставе. Навстречу летят ночные гуляки от "Яра"--ресторана в Петровском парке-- на тройках, "голубчиках" и лихачах, обнявшись с надушенными дамами, с гиком режут площадь, мчась по Тверской или вниз по Столешникову на Петровку.
На беспокойном месте жили генерал-губернаторы!
Иногда по Тверской в жаркий летний день тащится извозчичья пролетка с поднятым верхом, несмотря на хорошую погоду; из пролетки торчат шесть ног: четыре-- в сапожищах со шпорами, а две--в ботинках, с брюками навыпуск.
Это привлекает внимание прохожих.
-- Политика везут "под шары" в Тверскую!..
И действительно, пролетка сворачивает на площадь, во двор Тверской части, останавливается у грязного двухэтажного здания, внизу которого находится пожарный сарай, а верхний этаж занят секретной тюрьмой с камерами для политических и особо важных преступников.
Пролетка остановилась. Из нее, согнувшись в три погибели, выползают два жандарма, а с ними и "политик".
Его отводят в одну из камер, маленькие окна которой прямо глядят на генерал-губернаторский дом, но снаружи сквозь них ничего не видно: сверх железной решетки окна затянуты частой проволочной сеткой, заросшей пылью.
Звали эту тюрьму "клоповник".
В главном здании, с колоннадой и красивым фронтоном, помещалась в центре нижнего этажа гауптвахта, дверь в которую была среди колонн, а перед ней--плацдарм с загородкой казенной окраски, черными и белыми угольниками. Около полосатой, такой же окраски будки с подвешенным колоколом стоял часовой и нервно озирался во все стороны, как бы не пропустить идущего или едущего генерала, которому полагалось "вызванивать караул".
Чуть показывался с Тверской, или из Столешникова переулка, или от гостиницы "Дрезден", или из подъезда генерал-губернаторского дома генерал, часовой два раза ударял в колокол, и весь караул--двадцать человек с офицером и барабанщиком во главе--стремглав,
прыгая со ступенек, выстраивался фронтом рядом с будкой и делал ружьями "на караул" под барабанный бой...
И сколько десятков раз приходилось выскакивать им на чествование генералов! Мало ли их "проследует" за день на Тверскую через площадь! Многие генералы издали махали рукой часовому, что, мол, не надо вызванивать, но были и любители, особенно офицеры, только что произведенные в генералы, которые тешили свое сердце и нарочно лишний раз проходили мимо гауптвахты, чтобы важно откозырять выстроившемуся караулу.
И так каждый день от "зари" до "зари".
А "заря"--это особый военный артикул, исполнявшийся караулом на гауптвахте утром и вечером.
За четверть часа до назначенного времени выходит горнист и играет на трубе "повестку к заре". Через четверть часа выстраивается весь караул у будки и под барабанный бой правит церемониал "зари".
После вечерней "зари" и до утренней генералов лишают церемониала отдания чести. Солдаты дремлют, в караульном доме, только сменяясь по часам, чтобы стеречь арестантов на двух постах: один под окнами "клоповника", а другой под окнами гауптвахты, выходящими тоже во двор, где содержались в отдельных камерах арестованные офицеры.
Кроме "клоповника" во дворе рядом с приемным покоем, помещалась "пьяная" камера, куда привозили пьяных и буянов.
Огромный пожарный двор был завален кучами навоза, выбрасываемого ежедневно из конюшен. Из-под навоза, особенно после дождей, текла ручьями бурая, зловонная жидкость прямо через весь двор под запертые ворота, выходящие в переулок, и сбегала по мостовой к Петровке. Рядом с воротами стояло низенькое каменное здание без окон, с одной дверью на двор. Это--морг. Его звали "часовня". Он редко пустовал. То и дело сюда привозили трупы, поднятые на улице, или жертвы преступлений. Их отправляли для судебно-медицинекого вскрытия в анатомический театр или, по заключению судебных властей, отдавали родственникам для похорон. Бесприютных и беспаспортных отпевали тут.же и везли на дрогах, в дощатых гробах на кладбище.
Дежурная комната находилась в правой стороне нижнего этажа, стена в стену с гауптвахтой, а с другой ее стороны была квартира полицейского врача. Над участком -- квартира пристава, а над караульным домом, гауптвахтой и квартирой врача--казарма пожарной команды, грязная и промозглая.
Пожарные в двух этажах, низеньких и душных, были набиты, как сельди в бочке, и спали вповалку на нарах, а кругом на веревках сушилось промокшее на пожарах платье и белье. Половина команды--дежурная--никогда не раздевалась и спала тут же в одежде и сапогах.
И когда с каланчи, чуть заметя пожар, дежурный звонил за веревку в сигнальный колокол, пожарные выбегали иногда еще в непросохшем платье.
Мимо генерал-губернаторского дома громыхает пожарный обоз: на четверках--багры, на тройке--пожарная машина, а на парах--вереница бочек с водой.
А впереди, зверски дудя в медную трубу, мчится верховой с горящим факелом.
День и ночь шумела и гудела площадь. Безмолвствовала только одна тюрьма.
В ее секретных камерах содержались в разное время интересные люди.
В 1877 году здесь сидел "шлиссельбуржец" Николай Александрович Морозов. Спичкой на закоптелой стене камеры им было написано здесь первое стихотворение, положившее начало его литературному творчеству:
Кругом непроглядною серою мглой
Степная равнина одета,
И мрачно и душно в пустыне глухой,
И нет в ней ни жизни, ни света.
Потом к этому куплету стали присоединяться и другие. В первоначальном виде эта поэма была напечатана в 1878 году в журнале "Вперед" и вошла в первое издание его книги "Звездные песни", за которую в 1912 году Н. А. Морозова посадили в Двинскую крепость. В переделанном виде эта поэма была потом напечатана под названием "Шлиссельбургский узник".
В 1862 году в этой же самой угловой камере содержался Петр Григорьевич Зайчневский, известный по делу "Молодой России", прокламация которой привела в ужас тогдашнее правительство.
А еще раньше, в 1854 году, но уже не в "клоповнике", а в офицерских камерах гауптвахты содержался по обвинению в убийстве француженки Деманш А. В. Сухово-Кобылин, который здесь написал свою пьесу "Свадьба Кречинского", до сих пор не сходящую со сцены.
Революция смела тюрьму, гауптвахту, морг, участок и перевела в другое место Тверскую пожарную команду, успевшую отпраздновать в 1923 году столетие своего существования под этой каланчой.
Сто лет самоотверженной, полной риска работы нескольких поколений на виду у всей Москвы. Еще и сейчас немало москвичей помнят подвиги этих удальцов на пожарах, на ходынской катастрофе во время царского коронования в 1896 году, во время наводнений и, наконец, при пожаре артиллерийских складов на Ходынке в 1920 году.
Московскую пожарную команду создал еще граф Ф. В. Ростопчин. Прежде это было случайное собрание пожарных инструментов, разбросанных по городу, и отдельных дежурных обывателей, которые должны были по церковному набату сбегаться на пожар, кто с багром, кто с ведром, куда являлся и брандмайор.
С 1823 года пожарная команда стала городским учреждением. Создавались пожарные части по числу частей города, постепенно появились инструменты, обоз, лошади.
И только в 1908 году появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками -- пожарными-топорниками.
Автомобиль бешено удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми. Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и по-
жары летом чаще, чем зимой,--только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности".
Отважен, силен, сердцем прост,
Его не тронула борьбы житейской буря,
И занял он за это самый высший ноет,
На каланче дежуря.
Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Тогда еще электрических звонков Не было.
Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет:
-- Где? Какой?
-- В Охотном! Третий!--отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два шара на коромысле каланчи, знак Тверской части. Городская -- один шар, Пятницкая--четыре, Мясницкая--три шара, а остальные-- где шар и крест, где два шара и крест--знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг истошным голосом орет часовой сверху:
-- Пятый, на Ильинке! Пятый!
И к одинокому шару, означающему Городскую часть, привешивают с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий.
И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, .и обыватели бросаются к окнам или на улицу поглядеть на каланчу.
Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар-- белый фонарь, крест--красный. А если красный фонарь сбоку, на том месте, где днем--красный флаг,--это сбор всех частей. По третьему номеру выезжали пожарные команды трех частей, по пятому--всех частей.
А если сверху крикнут: "Первый!"--это значит закрытый пожар: дым виден, а огня нет. Тогда конный на своем коне-звере мчится в указанное часовым место для проверки, где именно пожар,--летит и трубит. Народ шарахается во все стороны, а тот, прельщая сердца обывательниц, летит и трубит!
И горничная с завистью говорит кухарке, указывая в окно:
-- Гляди, твой-то...
В те давние времена пожарные, николаевские солдаты, еще служили по двадцать пять лет обязательной службы и были почти все холостые, имели "твердых" возлюбленных-- кухарок.
В свободное от пожаров время они ходили к ним в гости, угощались на кухне, и хозяйки на них смотрели как на своих людей, зная, что не прощелыга какой-нибудь, а казенный человек, на которого положиться можно.
Так кухарки при найме и в условие хозяйкам ставили, что в гости "кум" ходить будет, и хозяйки соглашались, а в купеческих домах даже поощряли.
Да и как не поощрять, когда пословица в те давние времена ходила: "Каждая купчиха имеет мужа -- по закону, офицера -- для чувств, а кучера -- для удовольствия". Как же кухарке было не иметь кума-пожарного!
Каждый пожарный -- герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое-то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи, на железных гвоздях для прочности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасительной лестницы, половиной тел" жмется к стене, а другая висит над бездной... Топорники, каски которых сверка-гот сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары.
А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким-нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его... Трудно зимой, но невыносимо летом, когда пожары часты.
Я помню одно необычайно сухое лето в половине восьмидесятых годов, когда в один день было четырнадцать пожаров, из которых два -- сбор всех частей. Горели Зарядье и Рогожская почти в одно и то же время... А кругом мелкие пожары...
В прошлом столетии в одной из московских газет напечатано было стихотворение под названием "Пожарный". Оно пользовалось тогда популярностью, и каждый пожарный чувствовал, что написано оно про нею, именно про него, и гордился этим: сила и отвага!

Здание мэрии Москвы (дом генерал-губернатора, Моссовет) на Тверской улице - историческое место обитания городских властей в течение последних 200 с хвостиком лет.

Изначальное здание построено в 1783 году по проекту архитектора Матвея Казакова в качестве дворца для московского генерал-губернатора Захария Чернышёва. В 1944-1946 годах подверглось реконструкции и надстройке под руководством архитектора Дмитрия Чечулина, ввиду чего современный облик здания сильно отличается от изначального.

Главный фасад мэрии выходит на Тверскую улицу и формирует облик Тверской площади, на которой ровно напротив здания установлен памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. Центральная часть акцентирована 8-колонным портиком, на фронтоне которого размещён позолоченный герб Москвы. Центральный вход оформлен массивным порталом, напоминающим триумфальную арку; над дверью на уровне 2 этажа размещён балкон, богато украшенный бронзовыми горельефами с изображениями оружия и русских знамён, поверх которых водружён двуглавый орёл со скипетром и державой - герб Российской Федерации.

Любопытно, что при строительстве нижнего уровня исторического здания использовали камень, взятый при разборе стен Белого города.

История здания мэрии

В 1782 году граф Захарий Чернышёв был назначен генерал-губернатором Москвы, и вскоре после назначения заказал Матвею Казакову строительство дворца для личного пользования; дворец был значительно ниже и меньше современного здания мэрии и, кроме того, имел фасады оранжево-белого цвета, оформленные в стиле классицизма. В 1784 году Чернышёв умирает, и на его место приходит другой генерал-губернатор, после чего в 1790 году город выкупает дворец Чернышёва, и он становится домом генерал-губернаторов - официальной резиденцией московских руководителей. Спустя 2 года перед ним обустроили плац для ежедневной церемонии развода караулов.

Здание сильно пострадало во время пожара и оккупации 1812 года, однако, было восстановлено и использовалось в качестве резиденции генерал-губернаторов вплоть до 1917 года.

После Революции 1917 года здание не меняет функционала - в нём размещают Моссовет. Тем не менее, в советские годы бывший дворец генерал-губернатора переживает большие перемены: при расширении Тверской улицы в 1939 году его передвигают на 13,6 метра вглубь квартала - на новую красную линию, а в 1944-1946 годах реконструируют и надстраивают по проекту архитектора Дмтрия Чечулина, чтобы здание Моссовета не затерялось среди масштабной сталинской застройки на обновлённой улице. Особенностью реконструкции стало сохранение общего архитектурного облика здания: фактически, оно было перестроено в более крупном масштабе, а фасады перекрашены в кирпично-красный цвет. Любопытно, что при передвижении здания установили своеобразный рекорд: передвинуть его смогли всего за 41 минуту.

В советские годы здание украсили соответствующей символикой - в 1990-х годах советские атрибуты были демонтированы, и место окружённого знамёнами герба СССР на фронтоне занял герб Москвы.

Мэрия Москвы (дом московских генерал-губернаторов, здание Моссовета) находится по адресу Тверская улица, 13. Добраться до него можно пешком от станций метро "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, "Тверская" и "Театральная" Замоскворецкой, а также "Охотный Ряд" Сокольнической.

В 1782 году знаменитым московским зодчим был построен великолепный дом на Тверской улице для генерал-губернатора Москвы Захара Чернышева. Казна выкупила дом после смерти Чернышева, и он стал использоваться в качестве резиденции столичных градоначальников.

История этого монументального здания в стиле классицизма с тех пор связана с именами московских генерал-губернаторов. Об обитателях дворца вполне можно было бы написать книгу. Но в этой статье лишь краткий рассказ о некоторых из них.

Фото 1. Улица Тверская, 13 - здание Мэрии города Москвы

Дмитрий Голицын - московский генерал-губернатор, который, помимо всего прочего, известен тем, что при нем запущен в работу Мытищинский водопровод и открылась первая московская городская больница (Первая градская, так она называется и до сих пор).

Арсений Закревский, прозванный москвичами за свое самодурство Чурбан-пашой, считавший своим правом на все устанавливать регламент, вплоть до времени окончания балов. Как с сарказмом заметил приближенный императора Николая I, назначение Закревского привело к тому, что Москва отныне не только святая, но еще и великомученица.

Больше 25 лет Москвой правил Владимир Андреевич Долгоруков - «хозяин Москвы». Во время этого правления была начата электрофикация Москвы, проложена конка (прообраз нынешнего трамвая) и завершено строительство известного нам ГУМа, в то время называвшегося Верхними торговыми рядами.

Фото 2. До революции 1917 года дом предназначался для московских

генерал-губернаторов

Однажды произошла занятная история, связанная с генерал-губернаторским домом на Тверской, 13.

Вхожий на балы к Долгорукому под видом состоятельного помещика авантюрист Шпейер, по разрешению князя, показал губернаторский дом, двор и конюшни с лошадями английскому лорду, бывшему тогда в Москве. Буквально через два дня лорд приехал со своими чемоданами и сундуками к парадному подъезду. На руках у него была купчая крепость (акт о собственности), которая была заверена нотариусом.

Согласно ей, англичанин купил дом у владельца, которым оказался дворянин Шпейер. Деньги в сумме ста тысяч рублей были уже уплачены. Разразился скандал, но в суде дело мошенника Шпейера не разбиралось. Так и не известно до сих пор, как разрешилось дело с обманутым английским лордом.


Октябрьская революция внесла свои поправки и в историю генерал-губернаторского дворца на Тверской улице, 13. С тех пор он становится Моссоветом.

Во время тотальных сносов и перестроек старых зданий в тридцатые годы, дом Моссовета устоял, но уже в 1938 году был передвинут на новую красную линию (линия, отделяющая территорию застройки от улицы) вглубь квартала на 13,5 метра. Здание было передвинуто за 41 минуту, что на тот момент являлось мировым рекордом. Да и Тверской улицы тогда уже не было, стала она улицей Горького.



В середине сороковых годов ХХ века дом Моссовета был перестроен. В проекте архитектора были предусмотрены два дополнительных этажа, скругленные окна, восьмиколонный портик над главным фасадом и скульптурные медальоны. Таким образом, дворец обрел свой современный облик. На фронтоне его размещен .

Уже более трех столетий управление столицей государства производится из бывшего Казенного дома по улице Тверская, 13, в котором сейчас находится московская мэрия. Дом этот давно стал символом столицы. С 1954 года

Мэрия Москвы (Дом московских генерал-губернаторов) расположена в центре столицы, по адресу улица Тверская , д. 13.

Ближайшие метро: Тверская, Пушкинская.

Здание было построено в 1782 году по проекту архитектора Казакова М.Ф. Первым владельцем здания был московский генерал-губернатор граф Чернышев З.Г. После его смерти дом приобретён казной и использовался как резиденция московских генерал-губернаторов.

Вплоть до революции 1917 года здание было генерал-губернаторским домом. После революции в здании расположился Совет рабочих и солдатских депутатов, а затем Моссовет.

Интересно, что при реконструкции Тверской улицы (тогда она именовалась улицей М. Горького) в 1937-1938 годах, было решено здание перенести вглубь. Если бы его оставили на месте, то оно бы сейчас стояло прямо посреди улицы. Подготовка к перемещению продолжалась 4 месяца и 13 дней. Старинное здание было поднято мощными домкратами, поставлено на катки и со скоростью 20 метров в час передвинуто на 13,5 метров от Тверской улицы. Здание находилось в движении 40 минут и все это время Моссовет не прерывал свою работу. Все коммуникации были удлинены гибкими соединениями.

Сейчас в здании располагается Мэрия Москвы.

Изображения

В литературе

" " (1926 г.), - автор описывает истории, связанные с этим домом и его владельцами. Например, автор описывает, что в конце 1870-х здание было продано по фальшивым документам некому англичанину за 100 тыс. рублей. Англичанин подъехал к дому с вещами и пытался на глазах изумленного генерал-губернатора Долгорукова В.А. внести в дом свои вещи. Продавцом выступил г-н Шпейер, который был вхож к генерал-губернатору Долгорукову В.А., но, как позже выяснилось, оказался мошенником. Здание, конечно же, англичанину не отдали.

В 1782-1784 гг. для московского генерал-губернатора З. Г. Чернышёва на Тверской улице был выстроен новый особняк (архитектор предположительно М. Ф. Матвеев). Для здания использовался камень от разобранных стен Белого города. Дом был П-образный с «ушами» - основное здание фасадом на Тверскую улицу, с жилыми флигелями за ним. Во внутреннем дворе располагались хозяйственные постройки. Первоначальная окраска была жёлтой. В 1785 г. особняк был выкуплен казной у вдовы графа Чернышёва под официальную резиденцию администрации города и стал называться Тверским казённым домом.

Отныне история здания на Тверской была неразрывно связана с личностями и биографиями градоначальников, среди которых немало фигур, достойных целой книги.

Генерал-губернатор Дмитрий Голицын, при котором была открыта первая городская больница (так и зовущаяся до сих пор – Первая градская) и заработал, наконец, многострадальный Мытищинский водопровод.

Самодур Арсений Закревский, которого москвичи прозвали Чурбан-пашой, пытавшийся регламентировать всё, что только можно, даже время окончания балов. Остряк Александр Меньшиков как-то заметил Николаю I, что с назначением Закревского Москва может зваться не только святой, но и великомученицей.

В 1812 г. дворец сильно пострадал от французских бесчинств, последствия которых были устранены только к 1815 г. Однако, в 1823 г. особняк сгорел, на время ремонта канцелярия губернатора с чиновниками съехали в специально арендованные помещения. В 1839 г. часть хоздвора была перестроена под квартиры чиновников.

Во 2-й половине XIX в. при губернаторе В. А. Долгоруком, правившем Москвой больше 25-ти лет, построившем Верхние торговые ряды (ныне известные как ГУМ), проложившем конку (прообраз трамвая) и начавшем электрификацию Москвы, в Тверском казённом доме часто проводились торжественные приёмы и балы, до которых он был большой охотник. Однажды князь стал жертвой афериста Шпейера, который пользуясь знакомством с главой древней столицы, получил разрешение показать особняк английскому лорду, а после «продал» его британцу за огромную сумму, выдав фальшивую купчую. Дня через два у подъезда дома остановилась подвода с сундуками и чемоданами, следом за ней в карете приехал лорд со своим секретарем-англичанином и приказал вносить вещи прямо в кабинет князя... Англичанин скандалил и доказывал, что это его собственный дом, что он купил его у владельца, дворянина Шпейера, за 100 тысяч рублей со всем инвентарём и приехал в нём жить. В доказательство представил купчую крепость, заверенную у нотариуса, по которой и деньги уплатил сполна. Это мошенничество Шпейера не разбиралось в суде, о нём умолчали, и как решили дело с англичанином – осталось неизвестным (эта легенда описана у Гиляровского в книге «Москва и москвичи», а Борис Акунин всего лишь позаимствовал у него этот сюжет).

После смещения Долгорукова, новый губернатор Москвы, брат царя Сергей Александрович Романов, произвёл перепланировку здания и полную смену интерьеров особняка, а также оборудовал отопление, водопровод, канализацию, установил электрическое освещение, телефон и лифты. Конюшня во дворе превратилась в гараж. Позже, в 1892 г. была переоборудована и вновь освящена домовая церковь при доме губернатора, существовавшая с 1806 г.

После Февральской революции 1917 г. должность генерал-губернатора была упразднена. В октябре 1917 г. в особняке размещались военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии, а сама резиденция московского наместника царя позже стала Моссоветом. Естественно, при новой власти от роскошных убранств и залов не осталось и следа. Домовой храм был уничтожен в 1921 г.

В 1929-30 гг. Моссовет подвергся реконструкции, в частности, были снесены боковые флигели бывшей усадьбы Чернышёва, на их месте построили пятиэтажное здание облисполкома. В 1937 г. началась реконструкция улицы Горького (бывшей Тверской), в результате которой она была сильно расширена. Здание Моссовета оказалось чуть ли не посередине Тверской.

В 1939 г. дом весом в 20 000 тонн был скреплён металлическим каркасом и передвинут на 13,5 м от проезжей части. Переезд готовился 4 месяца, а прошёл за 40 минут. После войны, в 1946-47 гг. Моссовет по проекту Дмитрия Чечулина был надстроен с трёх до пяти этажей с переделкой фасада и выкрашен в тёмно-красный цвет.

В 1988 г. была проведена частичная реставрация особняка с восстановлением великолепия его внутренних помещений. Сам же Моссовет был упразднён в 1993 г., после расстрела Дома Советов 4 октября. Ныне в здании, больше известным как московская Мэрия, располагается резиденция градоначальника Москвы, проходят заседания столичного правительства.

Объект культурного наследия регионального значения.