Подросток рассказал правду о Плетнёве? Михаил Плетнёв (Mikhail Pletnev) Михаил плетнев таиланд

В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В 16-летнем возрасте Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера.

В 1977 году Плетнев получил первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевал золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту».

В том же году Плетнев поступил в класс под руководством Л.Н. Власенко, лауреата премии имени Чайковского.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году - аспирантуру у Л.Н. Власенко и стал ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Плетнева появился свой класс фортепиано в Московской консерватории.

С 1981 года он являлся солистом Госконцерта. Плетнев постоянно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига и Симфонические этюды Шумана, произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» - парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Критики особо отмечали плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского.

Слава пианиста-виртуоза закрепилась за Плетневым с первых его выступлений. Он много и с неизменным успехом гастролировал в России и за рубежом.

Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Он также регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США.

Плетнева знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Кельне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д.

В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта - создать независимый симфонический оркестр. В 1991 году, на взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер, после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО.

Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего Мстсилава Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно.

В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев дирижировал Берлинским симфоническим оркестром.

Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году - Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт - музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик».

Множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI - Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», - «это самая прекрасная игра, какая только может быть». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века».

С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для кларнета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

В начале сезона 1999/2000 года Плетнев принял решение сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, решив полностью сосредоточиться на творческой деятельности. Коллектив учредил для него звание - Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра Плетнев вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За заслуги перед российской музыкальной культурой Плетнев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев - лауреат премии «Award» (1996) - «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды - «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В 2006 году Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры» - организацию, целью которой наряду с обеспечением Российского национального оркестра является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале «Оркестрион», где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед.

Михаил Плетнев интересуется философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Один из самых неординарных музыкантов нашего времени - - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора.

Михаил Плетнёв родился в 1957 году в Архангельске, в семье музыкантов. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Казанской государственной консерватории, затем в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В возрасте 16 лет Плетнёв стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской консерватории в классе профессора Я.В.Флиера, а после его смерти - в классе профессора Л.Н.Власенко (у него же в 1981 г. закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 - I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П.И.Чайковского. С этого времени началась интенсивная концертная деятельность артиста. Он выступал по всему миру с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами мира - Филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии; Симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина; Национальным оркестром Франции и многими другими; играл под управлением выдающихся дирижеров современности - К.Аббадо, К.-М.Джулини, Б.Хайтинка, Л.Маазеля, З.Меты, К.Зандерлинга, Л.Слаткина, Н.Ярви, Р.Шайи, Р.Баршая… Публику и коллег всегда восхищали его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв "исполняет каждое сочинение как свое собственное, его интерпретации поразительны - подобное вряд ли под силу любому другому пианисту".

В 1980 году Плетнёв дебютировал как дирижер. Отдавая основные силы пианистической деятельности, он нередко появлялся за пультом ведущих оркестров нашей страны. Но взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда Михаил Плетнёв основал Российский национальный оркестр (1990). Под его руководством оркестр, собранный из числа лучших музыкантов и единомышленников, очень быстро завоевал репутацию одного из лучших оркестров мира.

Дирижерская деятельность Михаила Плетнёва насыщена и разнообразна. За прошедшие сезоны Маэстро и РНО представили ряд монографических программ, посвященных И.С.Баху, Шуберту, Шуману, Мендельсону, Брамсу, Листу, Вагнеру, Малеру, Чайковскому, Римскому-Корсакову, Скрябину, Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому...

Все большее внимание дирижер уделяет жанру оперы: в октябре 2007 состоялся дебют Михаила Плетнёва в качестве оперного дирижера на сцене Большого театра с оперой Чайковского "Пиковая дама". В последующие годы дирижером были осуществлены концертные исполнения опер "Алеко" и "Франческа да Римини" Рахманинова, "Кармен" Бизе (Концертный зал им. П.И.Чайковского), "Майская ночь" Римского-Корсакова (музей-усадьба Архангельское).

Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, Михаил Плетнёв выступает в качестве приглашенного дирижера с такими ведущими музыкальными коллективами, как Mahler Chamber Orchestra, Concertgebouw Orchestra, оркестр Philharmonia, Лондонский симфонический оркестр, симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Токийский филармонический…

В 2006 году Михаил Плетнёв создал "Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва" - организацию, целью которой наряду с обеспечением основного детища Плетнёва - Российского национального оркестра - является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа "Волшебство музыки", разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале "Оркестрион", где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

Весьма значительное место в творческой деятельности М.Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений - Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из музыки балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица" Чайковского, фрагменты из музыки балета "Анна Каренина" Щедрина, Альтовый концерт, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена.

Деятельность Михаила Плетнёва постоянно отмечается высокими наградами - он является лауреатом Государственных и международных премий, включая премии Grammy и "Триумф". Только в 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 2019г. Михаил Плетнёв награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

В свой юбилей он оказался не в России, а в Латинской Америке, в Колумбии, где в эти дни проходит фестиваль русской музыки. На сцене Большого театра Боготы Михаил Плетнев исполняет с РНО две программы из сочинений Глинки, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Глазунова. И такой "не-юбилей" на краю света - очень даже в духе Плетнева, парадоксального, независимого, идущего, как планета, по своей орбите и не вписывающегося ни в какие установленные форматы.

Он умеет поражать своей непредсказуемостью и даже радикализмом, оборачивающейся безупречной внутренней логикой его действий. Десять лет назад он, пианист с мировым именем, отказался от сольной карьеры и не подходил к инструменту шесть лет, чтобы потом вернуться на сцену с новым, более субъективным взглядом на музыкальную интерпретацию, а 27 лет назад, в годы хаоса перестройки неожиданно для всех создал оркестр - Российский национальный, вошедший, один из единиц российских оркестров, в мировую оркестровую элиту. В музыкальном мире ценят харизму Плетнева, ценят его индивидуальность, его способность сочетать в своем искусстве новизну и фундаментальность, внеличностную классичность и романтический субъективизм. Ценят его способность открывать в самой известной музыке смыслы, к которым никто не приближался, благородно возрождать полузабытые сочинения, поражать ясностью в сложнейших музыкальных фактурах, словно просветляя саму музыку. Его также ценят за то, что он дает возможность чувствовать стрежень подлинного искусства, пропущенного не через рыночные параметры накатанного репертуара и броской виртуозности, а через уравновешенную, выношенную им мысль. Именно поэтому его концерты - отдельное событие не только музыкальной жизни, это особый опыт духовного переживания чего-то подлинного, неизменного, вечного, того, что в человеческой культуре символизирует храм. О том, как Михаил Плетнев появился в музыкальном мире, о его личности и музыкальном феномене рассказывает его коллега и друг, концертмейстер Российского национального оркестра и поэт Алексей Бруни:

У Плетнева репутация человека закрытого, почти мизантропа. А вы дружите с ним всю жизнь, практически с детства. Трудно быть его другом?

Алексей Бруни: Его сейчас будут все хвалить, а я могу и поругать. Во всяком случае ему это будет непривычно, потому что от комплиментов он уже устал за свою творческую жизнь. Как всякий большой талант - человек он очень не простой, с какими-то своими сложными чертами, иногда может быть тяжелым, иногда невыносимым. Но дружба, есть дружба - что-то приходится прощать, что-то - забывать. А что-то приходится просто принять. Я очень ценю его талант - удивительный, редкостный. Но в нем есть не просто талант, а стремление этот талант реализовывать, причем в разных музыкальных сферах. Посмотрите только на его дискографию: сколько им всего записано, и на каком высочайшем уровне! Иногда это делалось в таком режиме, что уму не постижимо: например, двойной диск сонат Скарлатти он записал за одну 5-ти часовую смену, практически без дублей 31 сонату! И такой талант проявляется у него во всем, что он делает.

Свою первую встречу с ним помните?

Алексей Бруни: Конечно. Ему было 13 лет, когда он появился в Центральной музыкальной школе: худенький, очень сдержанный подросток с необычайно внимательными глазами. Он никому не навязывался, ни перед кем не заискивал. У нас сразу с ним возник какой-то взаимный интерес, и с тех пор наша дружба продолжается. Его всегда в первую очередь интересовала сфера музыки в ее самом широком смысле - разные эпохи, композиторы, жанры, направления. Он не выносил только то, что имеет отношение к дилетантизму: поп-музыку, например. Даже к моему увлечению "Битлз" он относился с иронией. Но когда он чем-то интересовался, то это имело глобальный характер. Уже в те годы он очень хорошо читал с листа, свободно ориентировался в нотах и играл все подряд, преследуя при этом выразительные цели, поскольку не терпел несовершенного и проходящего. Помню, как он ставил на пюпитр сборники этюдов Лешгорна, Черни, Мошковского и играл их целыми тетрадками - причем так, будто он это сто лет играет - легко, блестяще, виртуозно, в запредельных темпах, да еще с юмором, поскольку любил на ходу что-нибудь присочинить. Что касается его занятий, то у инструмента он занимался очень мало, но в музыке проводил большую часть суток: изучал ноты, знакомился с новыми для себя сочинениями по партитурам, читал с листа. В 13-15-летнем возрасте он успел ознакомиться с таким гигантским количеством сочинений, которое было недоступно никому.

В нем уже тогда проявлялся универсализм - мышление дирижерское, композиторское?

Алексей Бруни: В те времена он уже занимался композицией. Я хорошо помню его ранние сочинения - Концерт для фортепиано, который он исполнял на вечере в интернате ЦМШ и больше потом нигде не играл. Помню его Вариации - сочинение достойное, обаятельное и уже мастерски написанное. Тогда же он пытался организовать ученический оркестр в интернате. Он сам подбирал, что можно было бы сыграть силами этого почти самодеятельного оркестра, поскольку ребята были разного возраста, разной степени развития. Уже позже, в 1977-78 годах, мне довелось участвовать в его дирижерском дебюте с симфоническим оркестром. Это были его выступления в Ярославле, в Минске, в Казани: исполнялось его произведение - Фантазия для скрипки с оркестром на казахские темы. Миша дирижировал, а я под его руководством солировал. Потом мы исполнили эту "Фантазию" в Алма-Ате и сделали запись ВЖЗ ("вместо живой записи") с Владимиром Федосеевым - в студии, но без склеек и дополнений. У меня сохранилась эта запись на магнитофонной кассете. Нас многое тогда интересовало, в частности, музыкальный авангард. Помню, как Миша принес партитуры Кшиштофа Пендерецкого - а тогда это была абсолютно революционная музыка, которую практически никто не знал - и мы с интересом изучали эти партитуры, слушали. Также мы постоянно покупали партитуры Peters - они были дешевые, симфония Бетховена могла стоить 30-40 копеек, но и эти копейки нам, мальчишкам, было выкроить очень непросто. И мы очень радовались, когда что-то новое удавалось купить. В моей домашней библиотеке многие партитуры сохранились с той самой поры: все симфонии Бетховена, симфонии Моцарта, Гайдна, "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", многое другое.

Плетнев ведь не только талантлив в музыке, он - полиглот и энциклопедист?

Алексей Бруни: Да, он довольно рано начал изучать языки. В те времена большого выбора литературы по этому вопросу не было. И я хорошо помню, как он привозил из Югославии самоучители немецкого и французского на сербском языке, который он к тому времени уже знал. И он сам, без всяких учителей запоминал, начинал говорить на языках, читать книги. Потом он так же изучил итальянский и английский языки. У него замечательное логическое мышление и память. Немало времени мы проводили за шахматами, но у него были и другие спортивные увлечения: пинг-понг, футбол. Если сказать честно, то подготовку к конкурсу Чайковского он проводил преимущественно на футбольном поле и в спортивном зале с ракеткой в руке. Конечно, был готов к конкурсу. Но он вообще занимался весьма своеобразно. Он мог разговаривать с кем-то, а рука его в тот момент лежала на коленке и пальцы работали: это он учил параллельно разговору музыкальное произведение. Я много на своем веку повидал музыкантов самого разного калибра, но такого одаренного человека мне видеть не довелось.

Кроме музыки, вас связывало всегда понимание поэзии. Вы читали ему свои стихи?

Александр Бруни: Да, большинство их он знает. Но надо сказать, что и у самого Плетнева пробудился творческий интерес и он стал писать стихи. Он правда никому их не показывает - только друзьям в тесном кругу. Стихи у него очень своеобразные, гротескные, но, часто, и веселые, парадоксальные - в духе Хармса. Есть у него и рассказы, написанные в таком же абсурдистском стиле.

У него всегда было такое иронично-депрессивное мировосприятие?

Алексей Бруни: Черты пессимизма проявлялись у него давно, поскольку зрелость у него была не мальчишеская. С одной стороны, у него был юношеский задор, с другой - абсолютно не юношеский профессионализм. И в-третьих, понимание серьезных проблем глобального характера - превосходящее его возраст. Вот эта своеобразная смесь настроений и интересов присутствовала в нем всегда. Но он страшно любил при случае валять дурака. Он садился к роялю, начинал играть, фантазировать, пародировать. Мог начать с фуги Баха и постепенно превратить ее в фугу Шостаковича. Причем, так гармонично, что иногда трудно было заметить, каким образом это произошло. Однажды на моем дне рождения он так же сел за рояль и стал валять дурака. И зазвучали произведения нескольких композиторов сразу. Скажем, это была пятая симфония Бетховена, пятая Шостаковича, рондо каприччиозо Сен-Санса и "Миллион алых роз". И все это одновременно, переплетаясь, и порознь, и вместе. Это было чрезвычайно смешно. Слушать его можно было часами.

У него начался блестящий период - победа на конкурсе Чайковского, стремительная концертная карьера, общение и выступления с Рихтером: что-то изменилось тогда в нем?

Алексей Бруни: Абсолютно ничего не изменилось. Внутренне он был готов к успехам, и сами по себе проявления успеха его не интересовали. Ему все равно - лауреат он, или не лауреат. Он продолжал с тем же рвением относиться к музыкальному искусству, к расширению своего музыкального кругозора, к тому, чтобы исполнять музыкальные сочинения с возможной степенью совершенства. Но, конечно, в становлении его карьеры главной была победа на конкурсе Чайковского. После этой победы он сразу получил возможность выступать на ведущих концертных площадках и за рубежом с крупнейшими дирижерами и оркестрами. Уже в те годы выработались и его исполнительские приоритеты: Бетховен, Чайковский, Шостакович.

Сейчас он играет много музыки, которая практически не исполняется у или мало известна у нас?

Алексей Бруни: Это звенья одной и той же цепи. В нем всегда была страсть осваивать новое, неизвестное. Ему интересны творческие люди, ему интересно открывать то, что никто не знает. Он исполнил многие сочинения Сибелиуса, которые мне не доводилось слышать никогда: "Пеллеаса и Мелизандау", "Бурю". В последние годы он увлекся Мечиславом Карловичем, музыку которого нигде, кроме Польши, не знают и не играют. Плетнев старается восстановить историческую справедливость, делает все, чтобы возродить интерес к какому-то композитору. Он, например, много исполняет музыки Сергея Танеева, записал с РНО "По прочтении псалма", "Иоанн Дамаскин" Танеева, исполнял в концертном варианте его оперу "Орестея". Ему важно, чтобы люди услышали и оценили по достоинству музыку этих композиторов.

Вы - первая скрипка у Плетнева и его друг. На ваши отношения не влияет то, что Плетнев имеет самый высокий статус в музыкальном мире?

Алексей Бруни: В нем никогда не было ни малейшей степени дешевого зазнайства. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский - "надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве". Это и есть основная черта Плетнева. Никогда наши взаимоотношения не омрачались из-за того, что у нас было неравенство по степени известности. Не скажу, что в нашей дружбе все было просто, но нас всегда объединяла музыка и целый ряд других интересов - шахматы, спорт, поэзия и много другое. В нем никогда не было осознания собственных достижений, в нем с ранних лет было достоинство художника.

И при этом склонность к риску, неожиданные интересы, в том числе, пилотирование самолетом.

Александр Бруги: Это черта талантливости: его слишком многое интересует. Он не может зацикливаться на чем-то одном. У него натура, которая проявляет себя через риски, в том числе, через летное искусство, самолеты, вертолеты. В общем-то, вся его жизнь - бесконечный риск. Потому что сцена - это испытание всегда. Сцена - это риск.

Что говорят коллеги и друзья

Не только пианист и дирижер - еще и композитор

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра:

Михаилу Васильевичу Плетневу хочу пожелать удачи и здоровья. Мы когда-то выступали вместе, а теперь он еще и руководитель одного из лучших наших оркестров.

Денис Мацуев, пианист, народный артист РФ:

Михаилу Васильевичу исполняется 60 лет, а у меня ощущение, что я только что играл на его 50-летие. Тот юбилей я запомнил навсегда: это был выход девяти симфоний Бетховена и пяти концертов Бетховена в исполнении Плетнева. И таких концертов и симфоний я не слышал никогда - это удивительно свежий, какой-то новый, плетневский Бетховен. Михаил Васильевич - выдающийся пианист, стал уникальным выдающимся дирижером. Таких примеров в мире единицы: можно только с Сергеем Васильевичем Рахманиновым сравнить. Он действительно сегодня музыкальная фигура планетарного масштаба, продолжающая рахманиновскую линию. В моей жизни Михаил Васильевич Плетнев - это отдельная глава: я студентом ходил на все его концерты в консерваторию, потом, после моей победы на конкурсе Чайковского в 1998 году мы впервые сыграли вместе. Помню, как он тогда проводил параллели: он выиграл конкурс Чайковского в 1978 году, а я - 20 лет спустя, у него председателем жюри был Андрей Эшпай - и у меня, он в третьем туре играл концерт Чайковского и концерт Листа, и я - тоже. А как-то в Монреале мы играли Третий концерт Рахманинова, и я получал колоссальное удовольствие от игры с ним - потому что как пианист он знает каждую ноту концерта, а как дирижер предлагает уникальные идеи. После концерта мы сидели всю ночь и слушали записи Николая Голованова. Это икона для Михаила Васильевича, он ориентируется на Голованова в своем творчестве. И для меня он тоже открыл этого уникального дирижера. Михаил Плетнев еще и композитор. Вспоминаю, как на его 50-летний юбилей я исполнял его Квинтет с флейтой, скрипкой, альтом и виолончелью: какая это феноменально тонкая, грациозная и с глубоким сюжетом внутри в духе Шостаковича, музыка! Конечно, он еще не оценен как композитор по достоинству. Мы все знаем, что последнее десятилетие прошло под знаком отсутствия Плетнева-пианиста на сцене, и мы словно осиротели. Но три года назад он вернулся на сцену, и это был уже другой Плетнев - немного отстраненный, холодноватый, от интерпретаций которого оторваться было невозможно. Иногда он может шокировать - как в исполненной им Сюите Цфасмана. Это было сыграно им с таким особенным, колким плетневским юмором! Михаил Васильевич остается одним из лучших музыкантов в мире, как и созданный им в 1990 году Российский национальный оркестр. В этот оркестр музыканты идут работать не на зарплату, они идут к Плетневу, идут за общением, за тем, чтобы вместе музицировать, чтобы вместе быть в творчестве. А это удовольствие, которое словами непередаваемо.

Владимир Федосеев, дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель БСО им. П.И. Чайковского, музыкальный руководитель "Геликон-оперы":

Михаил Плетнев очень индивидуальный человек, который не вписывается ни в какие стандарты. У него сердце и ум соединены вместе. Он музыкант одновременно интеллектуальный и эмоциональный. После конкурса Чайковского мы записали с ним все концерты Чайковского в Лондоне с Лондонским филармоническим оркестром, и он произвел на всех громадное впечатление. С каждым годом это впечатление возрастает в моих глазах и в глазах публики. Он музыкант, отдельно живущий музыкой, как своим миром. Он композитор, дирижер. Фактически я был первый, кто понял, что он хочет дирижировать. Он тогда консультировался со мной, задавал вопросы дирижерские, и я понял, что он стремится к этому. Спустя некоторое время у него появился свой оркестр. Не скрою, я был обижен, когда он увел в РНО несколько музыкантов из Большого симфонического оркестра. Но я ему все простил, поскольку понимал ситуацию. Мы всегда были с ним в очень близких, дружеских отношениях, и я всегда рад с ним встретиться и сыграть. Я его просто люблю и желаю как можно дольше творить. И еще: его надо всегда поддерживать. Таких музыкантов редко встречаешь. Пианистов у нас много по количеству, но Михаил Плетнев в особом ряду стоит.

Мартин Энгстрем, музыкальный руководитель фестиваля в Вербье:

Михаил Плетнев - один из великих пианистов нашего времени. С 1999 по 2006 годы я работал директором Deutsche Grammophon и тогда же имел удовольствие познакомиться с ним. С тех пор я побывал на многих его концертах; принимал участие в создании записей его выступлений в прямом эфире, и среди них, - знаменитая запись Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева в Карнеги Холле, а также Третий концерт Сергея Рахманинова, которым дирижировал Мстислав Ростропович. На Музыкальном фестивале в Вербье мы записали с ним камерную музыку - Фортепианный Квинтет Танеева. Много раз пианист выступал с нашим фестивальным оркестром и дирижировал им. Этим летом мы ждем его снова и уже в новом качестве - на сей раз он выступит со знаменитым немецким баритоном Штефаном Генцем.

Я большой фанат пианистической манеры и артистичности этого музыканта. Думаю, что общение с ним в течение ряда лет привело нас к некой общности эмоционального отклика, восприятия. В каждом концерте Михаила Плетнева всегда присутствует элемент нового, неожиданного. Никогда не предугадаешь, что он скажет нам сегодня своей музыкой. И при этом, ты всегда чувствуешь, что это он говорит сейчас только тебе, иногда используя всего одну лишь заветную фразу, даже просто интонацию!.. И придя на один и тот же концерт, вы никогда не услышите одно и тоже. Этот музыкант обладает уникальной способностью к творению нового образа, созданию новых фантастических интерпретаций. Я им восхищаюсь.

Алексей Шалашов, генеральный директор Московской филармонии:

Михаил Плетнев - продолжатель великих фортепианных традиций, музыкант-философ, музыкант-мыслитель. Его концерты всегда становятся событиями - глубокими, внутренними, личностными. Когда слушаешь его, то понимаешь, что это не просто музыка, а отточенная ясность смысла, поражающая простотой ее изложения.

12 июля 2010, 00:04

Известие об аресте всемирно известного музыканта Михаила Плетнева и обыске в его доме не было бы столь шокирующим, если бы он подозревался в чем угодно, только не в педофилии. Очень хочется верить, что это ошибка. Из Паттайи приходят противоречивые сообщения, по которым трудно составить связную картину случившегося. Тем не менее представляется несомненным, что действиям таиландской полиции в отношении Плетнева в понедельник предшествовал арест теми же должностными лицами тайца Трайпхопа Бунпхасонга вечером в воскресенье. Бунпхасонг обвиняется в сутенерстве и рэкете, связанном с детской проституцией. Полицейский наряд во главе с подполковником Омсином Сукканкхой действовал по наводке Центра защиты детей и женщин. В доме Бунпхасонга был обнаружен целый склад детской порнографии с участием мальчиков 9-15 лет. Под давлением улик арестованный дал признательные показания. В таких случаях один из защитных приемов обвиняемых состоит в том, чтобы назвать в числе своих клиентов громкие имена в надежде, что обладатели этих имен будут выгораживать себя, а вместе с собой и поставщиков малолеток. Именно так и поступил Бунпхасонг. На следующий день подполковник Сукканкха со своей командой объявился в клубе, которым владеет Плетнев, и взял под стражу знаменитого пианиста и дирижера. Его имя, судя по всему, ничего не говорило полицейским, поэтому в первоначальном сообщении оно было искажено до неузнаваемости, но фотографии арестованного не оставляли сомнений в том, что речь идет о Михаиле Плетневе. Из клуба вся группа вместе с арестованным направилась в его дом для проведения обыска. В депешах российских информационных агентств подчеркивается, что Плетнев не обращался за помощью в посольство России в Бангкоке - об инциденте стало известно в Москве из сообщений прессы, и посольство подключилось по указанию МИДа. Главная неясность касается результатов обыска. Крупнейшие мировые агентства сообщили, что в доме Плетнева обнаружено большое количество порнографической продукции с участием несовершеннолетних и фотографии самого Плетнева с детьми "в компрометирующих позах". Однако консул посольства РФ Андрей Дворников заявил, РИА "Новости", что при обыске "ничего подозрительного не нашли". Из сообщений агентства нельзя понять, выяснял ли Дворников ситуацию на месте или на расстоянии - во всяком случае, с Плетневым он беседовал по телефону. Корреспондент РИА "Новости" связался также с возглавляющим следственную группу подполковником Сукканкхой, который сообщил, что Плетнев не связан с сетью распространителей детской порнографии и что следственные действия в отношении музыканта предпринимались в связи с заявлением опекунов 15-летнего подростка о его растлении. Плетнев недавно открыл детскую музыкальную школу в своем доме. Не исключено, что пострадавший - один из его учеников. Сам Михаил Плетнев, если верить Интернету, по-разному излагает причины интереса к нему полиции. По одной версии, он одолжил компьютер у знакомого, а в нем как раз и нашли детское порно. По другой - подозрения на него навлек местный житель, снимавший один из принадлежащих Плетневу домов, а в доме самого Плетнева все оказалось чисто. На видеозаписи обыска видно и слышно, как Плетнев на вопрос полицейского "Откуда у вас это?" (о чем именно идет речь, непонятно) отвечает, напрягая память и теребя в руках какую-то бумажку: "Не помню... Мне кто-то это дал". Музыкант был освобожден из-под стражи под залог в 300 тысяч батов (9 тысяч долларов) и остался под домашним арестом, обязавшись в среду явиться в суд. "Никаких обвинений Плетневу не предъявлено", - радостно сообщили российские агентства и консул Дворников. Они забыли уточнить, что обвинения предъявляются в суде, что и произошло в среду. Как сообщает AP, Плетневу предъявлено обвинение в изнасиловании 14-летнего подростка, а также в том, что он фотографировался с другими мальчиками в непристойных позах. Музыканту угрожает до 20 лет тюрьмы. Он остается под домашним арестом и обязан отмечаться в суде каждые 12 дней. Ему запрещено вступать в контакт со свидетелями по делу. "Все это результат недоразумения", - сказал Плетнев корреспонденту АР по телефону, однако распространяться, что он имеет в виду, не стал. Михаил Плетнев не впервые попадает в подобные истории. В свое время он оказался в числе свидетелей по делу печально знаменитой "Голубой орхидеи" - российской преступной группы по изготовлению детской порнографии; один из обвиняемых в целях самозащиты назвал тогда имя маэстро как одного из своих клиентов. В Японии его будто бы обвинили однажды в сексуальных домогательствах к ребенку, но не хватило доказательств. Вообще российская пресса в среду начала "сливать" Плетнева. Строго высказался детский омбудсмен Павел Астахов. Извлечены из архива материалы о закрытости и загадочности Плетнева, а также о том, что в детстве он воспитывался в интернате Центральной музыкальной школы: "Сначала в одной спальне для младших - нас там 18 человек было. Громадная комната, 9 кроватей по одной стенке, 9 - по другой. Это до 8-го класса. А потом три года в старшей спальне. Те же 18 человек". Это слова контрабасиста Сергея Корниенко. Согласно последнему докладу Госдепартамента США о торговле людьми в мире, положение с сексуальной эксплуатацией детей в Таиланде в последние годы улучшается - в соответствии с принятой шкалой, стране присвоена вторая категория, как и России (самая высокая - первая). Тайские власти принимают активные меры к пресечению этого криминального бизнеса, которые Вашингтон, однако, считает недостаточными. В перечне приоритетов нынешней администрации США права детей и женщин занимают очень заметное место. Желая улучшить свою репутацию, Бангкок бескомпромиссно преследует педофилов. Владимир Абаринов

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля.


Родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Плетнев Василий Павлович, баянист, окончил институт имени Гнесиных. Мать – Плетнева Ольга Дмитриевна, пианистка.

Вскоре после рождения Михаила семья Плетневых переехала в Саратов. Отец стал преподавателем консерватории, мать – концертмейстером в консерватории. Через год в связи с проблемами с жильем семья переехала в Казань. Музыкальные наклонности Миши Плетнева проявились очень рано. В 3 года будущий музыкант рассаживал перед собой любимых плюшевых зверей, рисовал и вырезал бумажные музыкальные инструменты и раздавал их своим зверятам, а затем начинал дирижировать. Таким был самый первый оркестр Плетнева. В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В усвоении знаний он был неутомим и активен, имел собственный подход к изучаемому материалу, отличался независимостью суждений и мыслей, умел защищать свою точку зрения. Одаренный подросток старался максимально полно использовать время учебы в школе. В 16-летнем возрасте Михаил Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера, выдающегося пианиста и педагога. Профессору достался очень непростой студент, весьма крепкий орешек с неуступчивым характером. Однажды Флиер упомянул, что на одно занятие с этим юношей он тратит столько же сил и нервов, сколько на два своих сольных концерта...

Успехи не замедлили сказаться. В 1977 году М. Плетнев получает первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевывает золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту». «Я чрезвычайно благодарен судьбе, – говорил после конкурса М. Плетнев, – что она подарила мне 3,5 года учебы и тесного общения с Яковом Владимировичем» (Флиер умер 18 декабря 1977 года). Вскоре после смерти Я.В. Флиера М. Плетнев поступает в класс под руководством Л.Н. Власенко (в свое время ученика Флиера), лауреата премии имени Чайковского. «Кстати, всю программу для конкурса имени Чайковского я успел подготовить под его руководством и на этом ответственном соревновании выступал как бы от его имени». Триумф на конкурсе положил начало мировой известности Михаила Плетнева.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году – аспирантуру у Л.Н. Власенко и становится ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Михаила Плетнева появляется свой класс фортепиано в Московской консерватории. С 1981 года он являлся солистом Госконцерта, неустанно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе – произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» – парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо следует отметить плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Плетнев предстает на сцене не только как солист, но и как ансамблист в партнерстве с кларнетистом Майклом Коллинзом, в составе квинтета солистов Российского национального оркестра. Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Михаилом Плетневым с самых первых его выступлений. Его сравнивают с Горовицем, Мекеланджели. «Главное для Плетнева – идея, мысль, – считает музыкальный критик Ф. Фахми, – мыслить для него – значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет все. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план...» Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Страстный темперамент Плетнева скрывается за некоторой внешней аскетичностью, но именно глубинный психологизм, свойственный его игре, способен держать слушателей в напряженном внимании. Он много и с неизменным успехом гастролирует в России и за рубежом. Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с первоклассными музыкальными коллективами: Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

М. Плетнев регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США. Его знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, К?льне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д. На взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер (1980), после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны. В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта – создать независимый симфонический оркестр. Музыкальный и человеческий авторитет М. Плетнева привлекли в его оркестр большое число талантливых исполнителей-инструменталистов.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО. Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив триумфально гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и других городах Поволжья, в Воронеже, Вологде, принимал участие в фестивалях Чайковского в Ижевске и Клину, рахманиновских фестивалях в Нижнем Новгороде и Тамбове, фестивале, посвященном 60-летию Шнитке, и др. Камерный состав оркестра участвовал в «Декабрьских вечерах» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

Российский национальный оркестр открыл перед Плетневым-дирижером поистине безграничные возможности, позволил в полную силу расцвести его дирижерскому таланту. В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего М. Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно. В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев с воодушевлением дирижировал Берлинским симфоническим оркестром. Маэстро Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он – автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина. «Пролог» и «Скачки» из этого балета он включил в программу конкурса имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году – Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт – музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик». Михаил Плетнев вновь удивил музыкальный мир, создав совершенно новый жанр представления. Идея интерпретации балета Чайковского возникла у него в Воткинске, на родине великого композитора. Постановка феерии осуществлена им в хореографии С. Головкиной – директора Московского академического хореографического училища. Оркестр и дирижер М. Плетнев – магический Дроссельмейер – разместились в глубине сцены, а перед ними танцевали юные балетные ученики С. Головкиной в обрамлении детского хора «Весна» (руководитель С. Пономарев), и волшебник слова С. Бэлза знакомил зрителей с фрагментами произведений Гофмана, Дюма-сына и М. Петипа. Обычно невозмутимый Плетнев чувствовал себя чародеем, погружая зал в атмосферу фантастически прекрасной музыкальной сказки. Еще на студенческой скамье М. Плетнев записал свою первую долгоиграющую пластинку, выпущенную фирмой «Мелодия». Эта же студия осуществила запись его конкурсных выступлений. С тех пор множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI – Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», – «это самая прекрасная игра, какая только может быть. Одного исполнения Скарлатти было бы достаточно, чтобы обеспечить Плетневу место среди величайших пианистов всех времен». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века». Диск «Homage to Rachmaninov» записан М. Плетневым в 1998 году близ Люцерна, в доме самого композитора пианист играл на рояле Рахманинова – великолепном «Steinway», что запечатлено в документальном фильме Т. Палмера «Сергей Рахманинов – воспоминания» (NVC Arts). С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для клар

нета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 года сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности – композитора, пианиста, дирижера... Коллектив учредил для него звание – Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра маэстро вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За большие заслуги перед российской музыкальной культурой М. Плетнев – один из самых ярких художников современности – награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев – лауреат премии «Award» (1996) – «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды – «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает свою концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед. Михаил Плетнев – это яркая творческая личность, а самое главное, он – Музыкант с большой буквы.

Михаил Плетнев не имеет соперников по необычайной творческой многогранности. Он интересуется многим: философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Живет и работает в Москве.