Кто такие раввины и чем они занимаются. Понятия в иудаизме. Проповедовал ли раввин

РАВВИН (древнеевр. «рабби» – «мой господин» или «мой учитель»; от «рав» – «великий», «господин» – и местоименного суффикса «-и» – «мой»), звание, которое присваивается еврейским ученым и духовным лидерам. Термин вошел в употребление в 1 в. н.э. В Новом Завете Иисуса много раз называют «рабби», Иоанна Крестителя – один раз (Ин 3:26). Звание «раббан» (арамейский эквивалент еврейского «рав») считалось особенно почетным и употреблялось исключительно по отношению к председателю синедриона. Обращение «раббани» дважды встречается в Новом Завете (Мк 10:51, Ин 20:16), но в других источниках не найдено. «Раббену» («наш учитель») употреблялось по отношению к Иуде ха-Наси, составителю Мишны , а также добавляется к имени Моисея . В талмудический период в Вавилонии употреблялась форма «рав». В еврейских общинах Испании и Португалии духовного лидера называли «хахам» («мудрец»). С возникновением хасидизма в 18 в. лидеры движения приняли титул «ребе». В иврите слово «рабби» употребляется как обращение, в других случаях ему соответствует «рав».

В эпоху Талмуда звание раввина присваивали синедрион или талмудические академии тем, чья ученость позволяла принимать решения в области еврейского законодательства. Раввины не получали вознаграждения за свою службу и добывали средства к существованию, занимаясь торговлей или ремеслом. Лишь те, кто проводил все время, заседая в раввинских судах, или посвятил себя преподаванию, получали плату от общины. Основная функция раввина – изучать, толковать и преподавать еврейский Закон, а также быть экспертом и судьей в любом возникающем правовом споре. Роль проповедника была второстепенной, и не все раввины брали ее на себя. Раввины пользовались почетом в общине и имели определенные привилегии.

В период позднего Средневековья сфера деятельности раввинов расширилась. Общины избирали своих раввинов и к концу 15 в. обычно стали платить им регулярное жалование. Оставаясь авторитетом и судьей в вопросах, относящихся к еврейскому законодательству и продолжая вести жизнь ученого, раввин принимал на себя ряд иных обязанностей, таких, как, например, надзор над образованием, кашрутом (регламентированным употреблением пищи) и прочие дела общины. В небольших общинах раввин мог служить также по совместительству кантором, моэлем (совершающим обряд обрезания), шохетом (резником, ритуальным забойщиком скота). Иногда раввин выступал в качестве представителя еврейской общины перед властями, что включало такие обязанности, как сбор налогов. Крупные общины брали на службу нескольких раввинов, а в некоторых странах (среди которых Великобритания и Израиль) существует институт главного раввина города, региона или страны.

В наши дни основной акцент делается на социальные и образовательные функции раввина. Главная роль отводится проповеди, работе с прихожанами и участию в делах общины. Новым полем деятельности для раввинов стало отправление культа в военных и гражданских учреждениях.

РАВВИН (мн. число раббаним), звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования, дающего право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать виешиве и быть членом религиозного суда (см. Бет-дин). Словом рав(буквально `большой`, `великий`, также `господин`) в мишнаитской литературе называют законоучителя (см. Таннаи). В период амораев равстановится званием законоучителей в Вавилонии; в Эрец-Исраэль таким званием служило рабби (присоединение к морфеме равпритяжательного суффикса 1-го лица единственного числа - буквально `мой господин`).

Раввин времен Талмуда был толкователем Библии и Устного Закона (см. также Галаха) и наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-либо другой работой. Становление института раввинов происходило в средневековье и было связано с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата (см. Гаон, Эксиларх), которые были центральными институтами еврейской диаспоры и производили назначения раввинов в местные общины (мнение самой общины обычно также принималось во внимание); назначенные раввинами ученые получали официальное направление на должность (питка де-даянута) и выполняли функцию местного даяна, хотя на практике их роль в общинах была значительно шире. С конца 10 в. местные общины начали все чаще самостоятельно избирать себе духовного руководителя, получавшего при этом звание раввина (с артиклем - ха-рав), которое указывало на ученость и авторитет, независимый от вавилонских институтов.

Со временем значение местных раввинов возросло, и сложился идеал раввинов как харизматических ученых, единственное иерархическое различие между которыми - их личные интеллектуальные и моральные свойства. От раввинов требовалась не только ученость, но и мудрость судьи, способность руководить общественными делами и духовной жизнью общины и служить моральным образцом для ее членов. В обязанности раввинов не входило отправление функций священнослужителя: раввин не должен был вести синагогальную литургию, благословлять членов конгрегации и т. п. Лишь позднее в обязанности раввинов вошло заключение брака и совершение развода, поскольку для этого, в особенности для развода, необходимо знание религиозного закона и соблюдение судебной процедуры, для чего нужендаян. Религиозный авторитет раввина зиждился на традиции учености в гаонских иешивах и на памяти о смихе, наделявшей мишнаитских раввинов высшим религиозным авторитетом. Это выразилось в обращениях к раввинам с просьбой вынести решение по тому или иному галахическому вопросу (см. Респонсы), хотя прежде такие обращения направлялись исключительно к находившимся в должности гаонам.

С упадком вавилонских центров и ростом еврейских общин в тех странах, где центрального руководства еврейской жизнью никогда не существовало, роль местных раввинов стала значительнее. Сначала раввин не получал денежного вознаграждения: считалось, что Тору не следует преподавать за деньги. Первые неоспоримые свидетельства об оплате деятельности раввинов относятся к 14 в. Ашер бен Иехиэль, раввин в Толедо, получал от общины жалование, называемое тнай(буквально `условие`). Когда Шим‘он бен Цемах Дуран в 1391 г. бежал от еврейских погромов в Испании и прибыл в Алжир, местная община хотела назначить его своим раввином, однако он отказался, ссылаясь на нищету и необходимость зарабатывать на пропитание; местная община предложила платить ему денежное вознаграждение, которое, однако, было не жалованием, а схар баттала (буквально `плата за бездействие`, то есть компенсация за потерю рабочего времени из-за выполнения раввинских обязанностей). Эта формулировка была принятаеврейским правом как юридическая основа для выплаты жалования раввину. В новое время раввинское жалование обычно рассматривается как гонорар, оговариваемый в контракте между раввином и общиной.

Местные власти как в мусульманских, так и в христианских странах сразу заметили становление института местных раввинов в начале средневекового периода. Так, в конце 10 в. Аврахам Ибн Дауд пишет, что местный испанский правитель благосклонно отнесся к существованию в его стране еврейского религиозного авторитета, независимого от багдадских гаонов. Должность раб де ла корте в Испании, арраби мор в Португалии, назначения еврейского «хохмайстера» в ряде областей Германии в 13 в. и подобные назначения во Франции свидетельствуют о стремлении местных властей создать централизованную структуру руководства еврейской общиной, что формально упорядочило бы отношение с ним на иерархической основе, а не на местном авторитете и влиянии того или иного раввина в той или иной географической области; к тому же стремились и главы общин.

В 14 в. начинается процесс постепенного превращения должности раввина в своего рода службу. Ашкеназские общины (см. Ашкеназы) стали требовать от кандидатов на должность диплом раввина - удостоверение в получении так называемой смихи; у сефардовквалификация раввина подтверждалась другими способами. Тогда же возникла концепция одного раввина для одного места (мара де-атра, буквально `господин места`, `местный учитель`), его авторитету должны были подчиняться все остальные ученые в этом месте. Распространение этого принципа было весьма длительным процессом. ВПольше и Литве в 16–17 вв. должность раввина иногда предполагала руководство иешивами, что и по сей день характерно для общинмитнагдим. С небольшими вариациями концепция раввина, сформировавшаяся в средние века, сохраняется в общинах митнагдим, венгерских и немецких ортодоксальных и неоортодоксальных общинах (см. Ортодоксальный иудаизм), на ней основана и религиозная структура в Израиле.

Согласно этой концепции, раввин рассматривается как ученый и наставник, духовный лидер, получающий установленную плату или вознаграждение за выполнение определенных обязанностей; раввин получает ктав раббанут - письменное назначение и письменное согласие принять назначение (обычай восходит к позднему средневековью), этот документ содержит перечисление прав и обязанностей раввина. Такой статус раввина, естественно, порождает централистские тенденции, которые в новое время нашли выражение в институте верховного раввина Объединенного королевства и британских владений и Верховного раввината Эрец-Исраэль, а затем - Государства Израиль.

В больших городах, где численность еврейского населения велика (в первую очередь в США), централистский принцип мара де-атра почти исчез, и раввин в основном служит духовным руководителем синагогальной конгрегации. В общинах хасидов (см. Хасидизм) статус и функции раввина во многом подчинены статусу и функциям цаддика. В реформистском движении (см. Реформизм в иудаизме) отход от Галахи сопровождался изменением положения раввина, который перестал быть судьей и впервые стал в значительной степени священнослужителем, организующим и возглавляющим синагогальную литургию, а также превратился в общественного руководителя синагогальной конгрегации.Консервативный иудаизм, в первую очередь в США, пытается сочетать обе - традиционную и реформистскую - концепции раввината.

В мусульманских странах. О религиозном руководстве восточных еврейских общин в раннее средневековье мало что известно. Гаоны были духовными лидерами общин Вавилонии и Эрец-Исраэль, однако их авторитет простирался далеко за пределы арабского халифата. В Эрец-Исраэль академия (см. Иешива) назначала религиозного главу общины, который назывался хавер (`член академии`). Глава академии давал полномочия хаверу председательствовать в бет-дине своей общины. Выпускники иешив Эрец-Исраэль получали звание членов ВеликогоСинедриона (хавер бе-Санхедрин ха-гдола); в Вавилонии таким же званием был аллуф (буквально `глава`), а в Египте, Северной Африке и Испании - рав. По-видимому, с упадком гаоната и академии в Эрец-Исраэль в 11 в. не осталось религиозного авторитета, обладающего правом давать смиху; таким образом, традиция посвящения в раввины и даяны прервалась.

Маймонид возражал против установления должности профессионального раввина (то есть получающего жалованье), настаивая на том, что преподаватель Торы должен учить бесплатно, добывая средства к существованию иным путем. В Испании даянзанимал более высокое положение, чем раввин, однако в сефардских общинах, возникших на востоке после изгнания из Испании, должность даяна стала уступать в престиже должности раввина (хахам, буквально `мудрец`, `ученый`), хотя даян и сохранил право назначать хахама.

Когда испанские и португальские беженцы обосновались на Балканах и в Турции, между ними и ашкеназами возник конфликт по вопросу о смихе. В ответ на утверждение сефардских ученых, что после исчезновения Синедриона никто не обладает правом посвящать в раввины, ашкеназские авторитеты указывали, что принятый у них способ посвящения служит гарантией, что невежды не принимают решений в вопросах Галахи. Спор породил идею возродить смиху в том виде, в каком она существовала в древности. Попытка Я‘акова Берава в 1538 г. осуществить эту идею встретила ожесточенное сопротивление и новые споры, длившиеся столетие.

Духовные руководители сефардских общин в Османской империи, как правило, именовались хахам (см. выше) или марбиц Тора (`учитель Торы`), в Северной Африке - море цедек (`истинный учитель` или `учитель праведности`). Эти и другие звания присваивались не только раввинам конгрегаций, которые почти во всех общинах Ближнего Востока назывались ха-рав ха-колел (буквально `раввин общины`), но и выдающимся ученым. Хахам, или марбиц Тора, был высшим религиозным авторитетом в своей местности; чтобы получить эту должность, он был обязан знать все разделы Галахи. Раввин публично выступал по субботам и в праздники, а часто также контролировал общественные пожертвования и фонды и организовывал выкуп пленных. В небольших общинах он выполнял и должность нотариуса. Он был судьей в делах, касающихся брака, развода и халицы (см.Левиратный брак и халица), а также в денежных тяжбах. Раввин решал вопросы, связанные с религиозным ритуалом, он должен был следить за моральным обликом членов общины. Должность была в высшей степени почетной и щедро оплачивалась.

С конца 15 в. в восточных общинах ощущалась потребность в высшем раввинском авторитете, который взял бы на себя религиозное и административное руководство в сферах, выходивших за пределы полномочий местных хахамов. В конце 15 в. – начале 16 в. средироманиотов эти обязанности выполняли два главных раввина - Моше Капсали (умер в 1498 г.) и Элияху Мизрахи, которые именовались равха-колел ха-манхиг (ведущий раввин общины) или ха-рав ха-гадол(буквально `великий раввин`). Эти два раввина назначались властями, им был поручен сбор налогов с еврейской общины; за право иметь такую должность община должна была платить особый налог. После смерти Элияху Мизрахи никто не занял его место, однако в разных городах Турции часто собирались раввинские советы для решения общих насущных проблем. В 1836 г. турецкие власти создали в Стамбулеинститут хахам-баши (`глава хахамов`), а затем подобные должности были введены в главных городах провинций империи; местные хахам-баши, включая ришон ле-Цион в Эрец-Исраэль, подчинялись стамбульскому хахам-баши.

В России. Согласно Положению о евреях (1804), за евреями Российской империи сохранялось право выбирать раввинов, однако назначение на эту должность утверждалось губернскими властями. Раввины избирались на три года и получали жалование от общины, однако им запрещалось взимать особую плату за совершение обрядов. Стремясь распространить среди евреев общее образование, власти предупредили, что с 1812 г. раввином сможет быть только тот, кто знает русскую, польскую или немецкую грамоту. Положение о евреях 1835 г. возложило на раввинов обязанность вести метрические книги, причем заключение браков, погребение, обрезание и наречение новорожденных разрешалось проводить только раввину или его помощнику в присутствии самого раввина или с его письменного разрешения; за отправление этих обрядов раввинам разрешалось получать особую плату по договору с общиной. В 1857 г. вышел закон, предписывавший, чтобы на раввинские должности избирались только выпускники созданных правительством раввинских училищ (см. Раввинские семинарии) или общих учебных заведений. Этот закон вызвал протесты еврейских общин, а когда их все же вынуждали избрать выпускника раввинского училища, общины назначали такому раввину столь скудное жалование, что его не хватало на существование. Постепенно сложилась ситуация, когда в общине действовали два раввина, один - так называемый казенный раввин, другой - духовный раввин, не утверждавшийся властями. Это положение было признано законом, допускавшим избрание «по желанию молитвенного общества» особого «ученого», который бы «объяснял сомнения, к богослужению или обрядам веры относящиеся»; однако этот «ученый» был обязан находиться под наблюдением казенного раввина и подчиняться его административным решениям.

В Государстве Израиль раввинат и раввины выполняют функции, отличные от тех, которые раввины традиционно выполняют в других еврейских общинах мира. О раввинских судах и их юрисдикции в Израиле см. Государство Израиль. Судебная система. В Израиле действуют два верховных раввина (см. Верховный раввинат) - ашкеназский и сефардский, оба - государственные должностные лица; в больших городах также два раввина. Назначение на должность местного раввина утверждается верховными раввинами и Министерством по делам религии. Синагога в Израиле - не конгрегация, состоящая из постоянных членов, а место молитвы и изучения Торы.

Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень - ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи (даяним) Высшего апелляционного суда, затем - даяним региональныхбатей-дин, многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом, замиквами и т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.

Раввин

(от раб - "учитель") - духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности Р. по еврейскому закону имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и благочестием. Во время существования первого храма рядом со священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовый культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей части были миряне. После вавилонского плена, реставрация храма и реформ Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле религиозного наставничества в лице "книжников" (соферим ) и "мужей Великого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей закона переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые были преимушественно священниками. С разрушением второго храма Р. становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р. талмудического периода и последующих веков встречаются люди из всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения на раввинство - так называемая семиха, т. е. ординация посредством рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен к XIV в., причем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi (гаттарат-гораа ) с правом на титул морену (т. е. учитель наш). Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало-помалу стали назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р., или "великих магистров над всеми Р." (Magister Judaeorum, Hochmeister). Особенно влиятельно положение Р. ("докторы жидовские") было в Польше, где им предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где организованы были периодические съезды раввинов для решения сложных процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р. (Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден, Мекленбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы" (Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для определения в Р. окончания курса в раввинских училищах (см.) или в общих высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы; последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр. испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемые на должность официальных, или "казенных", Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Раввин" в других словарях:

    - (евр. rabban, от rabbi). Учитель, книжник, лицо, сведущее в иудейском писании и законе, еврейский священник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАВВИН еврейск. rabban, от rabbi. Духовное и вместе с тем … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (от древнееврейского рабби мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа … Современная энциклопедия

    - (от др. евр. рабби мой учитель) в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа … Большой Энциклопедический словарь

    РАВВИН, раввина, муж. (от др. евр. rabbi, букв. наставник мой). У евреев руководящий религиозно нравственной жизнью тех, кто принадлежит к еврейской общине. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    РАВВИН, а, муж. В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины. | прил. раввинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Либо равин, иудейский учитель, жрец, священник. Равинское училище, для ученья готовящихся в это звание. Равинист, иудей, еврей, жид, ветхозаветник, человек Моисеева закона, особенно талмудист, последователь талмуда. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля

    - (от раб учитель) духовный представитель еврейскойобщины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника,блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший кним и функции судейские. Право на занятие должности P., по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от арам. רבין рабин, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב‎, рав; идиш רבֿ, рoв/рув перед собственным именем haРав; букв. «великий», «значительный», «учитель») в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании… … Википедия

    - (древнеевр. рабби мой господин или мой учитель; от рав великий, господин и местоименного суффикса и мой), звание, которое присваивается еврейским ученым и духовным лидерам. Термин вошел в употребление в 1 в. н.э. В Новом Завете Иисуса много… … Энциклопедия Кольера

    А; м. [от др. евр. rabbi мой учитель] В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины. ◁ Раввинский, ая, ое. * * * раввин (от др. евр. рабби мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Иудейские праздники , Раввин Михаэль Коган , Мир еврейских праздников и памятных дат многолик, он включает в себя и предписанные Торой (Шаббат, Песах, Шавуот), и заповеданные еврейскими мудрецами (Пурим,… Категория: Иудаизм Серия: Религии мира Производитель: ОЛМА Медиа Групп - Абрис ,
  • Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии , Раввин Иосиф Телушкин , Эта книга по праву стала одной из наиболее популярных еврейских книг на русском языке как доступный источник основных сведений о вере и жизни евреев, который можетбыть использован и как… Категория: История Издатель:

Тема «Кто раввин?» – непроста, а для многих из нас, кто прежде не жил еврейской жизнью, - и вовсе загадочна. Если покопаться, то заметим, что понятие рав , ребе впервые появилось у нас в сознании то ли из художественной литературы, то ли из хасидских историй, то ли из безосновательных фантазий. Многим раввин порой представляется некой исключительной личностью, которая каким-то мистическим образом способна решить все наши личные проблемы, читать мысли и предвидеть события. Поэтому, чтобы более реально разобраться в Ваших непростых вопросах, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие рав .

Кто такой рав?

Во всех еврейских источниках раввина называют талмид-хахам , в переводе - «мудрый ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.

· Первое - мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, прежде всего, знать все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого - способен ли он сразу же ясно ответить на любой вопрос по Галахе (еврейскому Закону), даже такой, который редко задают.

· Второе - речь идет о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «мудрого ученика» заключается в том, насколько он эту мудрость любит, ищет и желает обрести, насколько хочет ее расширить и углубить.

Но как бы ни были высоки требования к мудрости раввина, в еще большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.

Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». «Пятно» - в прямом смысле, ибо если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей. И в переносном - рав должен быть незапятнанным в деяниях, в словах и в помыслах.

Сказано еще, что рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению, - не называется «мудрый ученик». Профессор этики не обязан сам вести себя этично, а к раву это первое требование.

Чем рав выше, тем он скромнее и проще, тем более его слова не расходятся с делом, а то, что в сердце не расходится с тем, что на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность и благочестие в самых мелких поступках.

Кроме этого, есть еще длинный перечень строгих требований к «мудрым ученикам», который не предъявляется любому другому еврею. Все это вместе и составляет понятие рав .

Теперь по сути вопросов.

Кого можно называть равом?

Когда-то раввином называли того, кто в разной степени обладал всеми вышеупомянутыми качествами. Это были главы йешив и общин, раввины городов и т.д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. Кто без шляпы - реб . В принципе, это стало уважительной формой обращения вместо адон - господин.

Начинающим баалей-тшува на первых порах все, кто даже просто с кипой на голове, кажутся раввинами. Но, как было сказано, настоящих раввинов - мало, среди русскоязычных - единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…

Ну, а все-таки, кого, кроме настоящих раввинов, правомерно называть рав? Например, как долг уважения, тех, кто обучил Вас азам еврейской жизни, обучал Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

Поэтому те, кто принес в Ваш город первоначальные знания о Торе, для Вас - действительно равы, и так их следует называть, даже если…

Раввин без жизненного опыта?

Раввин должен иметь смиху - полномочия, чтобы отвечать на вопросы по Галахе . И жизненный опыт, чтобы давать житейские советы. Как правило, пока будущий рав получает смиху , у него набирается огромный жизненный опыт. Но… мы можем опять запутаться в терминологии. О чем идет речь?

Когда Вы спрашиваете о раввине, то, скорее всего, имеется в виду молодой человек, который проучился в йешиве какое-то время и согласился приехать к Вам в город заниматься развитием еврейской жизни. У него нет смихи , нет жизненного опыта и не так много знаний. Но…

У нас принято к учителю Торы обращаться с уважением. Мы обязаны принять авторитет учителя, быть «ниже его», даже если он - моложе и знает немногим больше Вашего. Без авторитета учителя, даже то малое, что он знает, он не сможет Вам передать. Поэтому он для Вас – рав. Но

Он для Вас рав лишь в изучении Торы, а в житейских проблемах следует обращаться только к тем еврейским мудрецам, которые пропитаны духом Торы, имеют обширные знания и накопили богатый опыт жизни.

РАВВИН (досл. «большой», «великий») – иудейский священнослужитель, религиозный учитель и человек, обладающий достаточными знаниями, чтобы возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда, уполномоченный принимать решения по вопросам, связанным с законами иудаизма. Слово «раввин» произошло от более короткого слова «рав», что на иврите означает «учитель». Окончание «-ин» придает слову значение «мой учитель». Поэтому выражение «мой раввин» – избыточно. В период амораев было принято называть «рав» ученых в Вавилонии, если они не получали посвящения в Эрец-Исраэль, его званием было рабби. Таким образом, в раннюю эпоху этим термином обозначали знатока и толкователя Письменного и Устного законов. Это не было отдельной общинной должностью (часто рав зарабатывал на жизнь какой-либо работой, не связанной с наставничеством или правовой деятельностью). В эпоху гаонов назначение раввинов в общины производили сами гаоны (главы иешив, в которых обычно и готовились знатоки законов) и эксиларх (светский лидер евреев на территории Багдадского халифата). Обычно они занимали должность местного даяна (судьи), хотя их функции в общинах были значительно шире. С конца X в. (времени упадка гаоната) происходит становление независимого института раввинов. Местные общины стали все чаще самостоятельно избирать себе духовного руководителя. Со временем значение местных раввинов возросло, и сложилось представление о них как об ученых, лидерах общин, не связанных иерархической структурой, все различия между которыми основаны только на их личном интеллектуальном и моральном авторитете. У евреев Восточной Европы раввин был, прежде всего, не проповедником и исполнителем обрядов, а третейским судьей в самых разных конфликтах (ритуальных и правовых), которые он старался рассудить в соответствии с духом Талмуда. Строго говоря, раввины здесь не являлись священнослужителями: не обязаны были вести синагогальную литургию, благословлять членов конгрегации и т.д. От них требовалось не только безупречное знание Торы, Талмуда, традиций, но и мудрость судьи, духовного наставника. Раввин становился руководителем общественной и духовной жизни общины, был моральным образцом для ее членов. В Восточной Европе к именам образованных и уважаемых евреев принято добавлять слово «реб», даже если человек не получил соответствующего образования. Первоначально общины не давали раввинам никакого денежного вознаграждения. Существует правило, согласно которому Тору нельзя преподавать за деньги. Однако со временем, чтобы дать сосредоточиться раввину на его обязанностях, общины стали выплачивать денежное содержание, которое обозначалось как схар баттала (досл. – «плата за бездействие»), что являлось компенсацией за потерю рабочего времени из-за выполнения раввинских обязанностей. Введение платы послужило началом длительного процесса становления должности раввина как своего рода службы. В рамках этого процесса происходит формирование принципа «один раввин для одного места», авторитету раввина общины должны были подчиниться все остальные ученые в этом месте. Подобная концепция сохранилась от Средних веков до наших дней, прежде всего, в общинах митнагдим, в венгерских и немецких ортодоксальных общинах (см. Иудаизм ортодоксальный ). В Израиле система раввинских должностей образует иерархию, ее возглавляют два верховных раввина, ашкеназский (см. Ашкеназы ) и сефардский (см. Сефарды ). В Восточной Европе раввины носили длинный лапсердак и бархатную шапку, отделанную мехом. Это – одежда евреев позднего Средневековья. См. также Иудейские священнослужители .