Мир с Японией — Россия с Курилами: быть или не быть? Путин предложил Токио мир. Почему японцы отказались Мир с японией

10:17 — REGNUM Вопреки волюнтаристским уступкам Хрущева, вывести советско-японские переговоры о заключении мирного договора из тупика не удалось. Линия премьер-министра Итиро Хатояма на то, чтобы «сначала прекратить состояние войны, а затем решать неурегулированные вопросы» , встречала упорное сопротивление со стороны не только американцев, но и антисоветски настроенных сторонников бывшего премьера Ёсида, которые, кроме всего прочего, вознамерились превратить так называемую территориальную проблему в средство политической борьбы за власть в стране. С другой стороны, несвоевременное и необдуманное поспешное решение Хрущева пойти на территориальные уступки Японии привело к противоположному результату. Как это бывало и раньше в российско-японских отношениях, Токио воспринял предложенный компромисс не как щедрый жест доброй воли, а как сигнал для ужесточения предъявляемых Советскому Союзу территориальных требований.

Ольга Шклярова © ИА REGNUM

Принципиальную оценку самовольных действий Хрущева дал один из членов советской делегации на лондонских переговорах, впоследствии академик РАН С. Л. Тихвинский: «Я. А. Малик, остро переживая недовольство Хрущева медленным ходом переговоров и не посоветовавшись с остальными членами делегации, преждевременно высказал в этой беседе с Мацумото имевшуюся у делегации с самого начала переговоров утвержденную Политбюро ЦК КПСС (т. е. самим Н. С. Хрущевым) запасную позицию, не исчерпав до конца на переговорах защиту основной позиции. Его заявление вызвало сперва недоумение, а затем радость и дальнейшие непомерные требования со стороны японской делегации… Решение Н. С. Хрущева отказаться в пользу Японии от суверенитета над частью Курильских островов было необдуманным, волюнтаристическим актом… Уступка Японии части советской территории, на которую без разрешения Верховного Совета СССР и советского народа пошел Хрущев, разрушала международно-правовую основу ялтинских и потсдамских договоренностей и противоречила Сан-Францисскому мирному договору, в котором был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов…»

Свидетельством того, что японцы решили дожидаться дополнительных территориальных уступок от советского правительства, было прекращение лондонских переговоров.

С января начался второй этап лондонских переговоров, который из-за обструкции правительства США также не привел к какому-либо результату. 20 марта 1956 г. глава японской делегации был отозван в Токио, и, к удовлетворению американцев, переговоры практически прекратились.

Посол Мацумото при отъезде, желая смягчить сложившуюся ситуацию и, возможно, объяснить свое отбытие из Лондона не столько неуступчивостью Токио, сколько давлением извне, говорил на заключительном заседании: «Стороны имеют большие успехи, что видно из того факта, что десять статей проекта мирного договора уже полностью согласованы. Стороны почти полностью пришли к общей точке зрения и по статье о торговле и мореплавании: за исключением нескольких уточнений. В целом же и эту статью можно считать согласованной. В связи с тем, что переговоры вступили в нынешнюю стадию, он, Мацумото, получил от своего правительства указание временно выехать в Токио для доклада правительству о ходе переговоров и получения новых инструкций по их дальнейшему ведению».

Столь вежливое и доброжелательное по форме объяснение мотивов прекращения переговоров не могло, конечно, прикрыть подлинную причину их срыва, которая состояла в невозможности для японского правительства самостоятельно, без вмешательства США, решать внешнеполитические вопросы.

Сам Мацумото остро переживал неспособность японской дипломатии действовать в интересах своей страны, а не заокеанского союзника. В своей критике японского МИД он призывал реально оценивать происшедшие в мире изменения, отбросить обветшалые стереотипы.

«Те, кто не любит Советский Союз, не освободились еще от своих впечатлений о нем времен Сталина. Нынешний Советский Союз представляет собой мощную индустриальную державу, обладающую современными видами вооружения, включая водородную бомбу и реактивные самолеты. С точки зрения национальной мощи он занимает по крайней мере второе место в мире. Совершенно не желая считаться с этими фактами, эти люди строят свои умозаключения исходя из того, каким был Советский Союз двадцать лет назад… Я думаю, что именно здесь лежит корень всех ошибок японской дипломатии», — заявлял Мацумото.

В Москве внимательно анализировали ситуацию и своими действиями стремились подталкивать японское руководство к пониманию насущной необходимости скорейшего урегулирования отношений с Советским Союзом, даже вопреки позиции США. Вывести переговоры из тупика помогли переговоры в Москве о рыболовстве в Северо-Западной части Тихого океана. 21 марта 1956 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР «Об охране запасов и регулировании промысла лососевых в открытом море в районах, смежных с территориальными водами СССР на Дальнем Востоке». Объявлялось, что в период нереста лососевых ограничивался их вылов как для советских, так и иностранных организаций и граждан. Это постановление вызвало в Японии переполох. В отсутствии дипломатических отношений с СССР было весьма трудно получать установленные советской стороной лицензии на лов лососевых и согласовывать объемы вылова. Влиятельные рыбопромышленные круги страны потребовали от правительства скорейшего разрешения возникшей проблемы, а именно, до окончания путины. Не полагаясь на правительство, владельцы некоторых рыболовецких компаний стремились самостоятельно вступать в контакты с советскими представителями для достижения договоренности по условиям лова. Многие из них активно включились в движение общественности за скорейшее урегулирование отношений с Советским Союзом, в том числе в области рыболовства. Состоявшийся в апреле всеяпонский съезд рыбаков, принял специальную резолюцию с требованием скорейшего восстановления отношений с СССР и заключения конвенции по рыболовству.

В те годы в рыболовной отрасли было занято около 1 млн японцев. К тому же из-за введенных США и Канадой запретных для лова зон в открытом море именно северо-западная часть Тихого океана стала основным районом труда японских рыбаков. Опасаясь роста недовольства в стране затягиванием вопроса о восстановлении дипломатических и торгово-экономических отношений с СССР, японское правительство в конце апреля срочно направило в Москву министра сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства Итиро Коно, которому надлежало на переговорах с советским правительством добиться понимания возникших для Японии трудностей. В Москве Коно вел переговоры с первыми лицами государства и занимал конструктивную позицию, что позволило довольно быстро прийти к согласию. 14 мая была подписана двусторонняя Конвенция о рыболовстве и Соглашение по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на море. Однако документы вступали в силу лишь в день восстановления дипломатических отношений. Это потребовало от японского правительства решения о скорейшем возобновлении переговоров о заключении мирного договора. Коно по своей инициативе предложил делегациям двух стран вернуться за стол переговоров.

Новый раунд переговоров проходил в Москве. Японскую делегацию возглавил министр иностранных дел Мамору Сигэмицу, который вновь стал убеждать собеседников в «жизненной необходимости для Японии» островов Кунашир и Итуруп. Однако советская сторона твердо отказалась вести переговоры по поводу этих территорий. Так как эскалация напряженности на переговорах могла привести к отказу советского правительства и от ранее сделанного обещания по поводу Хабомаи и Шикотана, Сигэмицу стал склоняться к прекращению бесплодной дискуссии и подписанию мирного договора на предложенных Хрущевым условиях. 12 августа министр сообщил в Токио, что «переговоры уже пришли к концу. Дискуссии исчерпаны. Все, что можно было сделать, — сделано. Необходимо определить нашу линию поведения. Дальнейшая оттяжка способна лишь больно ударить по нашему престижу и поставить нас в неудобное положение. Не исключено, что вопрос о передаче нам Хабомаи и Шикотана будет поставлен под сомнение» .

Ndlonline.ndl.go.jp

И вновь грубо вмешались американцы. В конце августа, не скрывая своего намерения сорвать советско-японские переговоры, госсекретарь США Даллес пригрозил японскому правительству, что в случае, если по мирному договору с СССР Япония согласится признать советскими Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. Для того чтобы поощрить японское правительство продолжать выдвижение неприемлемых для Советского Союза требований, США пошли на прямое нарушение Ялтинского соглашения. 7 сентября 1956 г. госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору.

Играя на националистических чувствах японцев и пытаясь представить себя чуть ли не защитниками государственных интересов Японии, чиновники госдепартамента США изобрели следующую формулировку: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо), всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии».

Далее в ноте говорилось: «США рассматривали Ялтинское соглашение просто как декларацию об общих целях стран — участниц Ялтинского совещания, а не как имеющее законную силу окончательное решение этих держав по территориальным вопросам».

Смысл этой «новой» позиции США состоял и в том, что Сан-Францисский договор якобы оставил открытым территориальный вопрос, «не определив принадлежность территорий, от которых Япония отказалась» . Тем самым под сомнение ставились права СССР не только на Южные Курилы, но и на Южный Сахалин и все Курильские острова. Это было прямое нарушение Ялтинского соглашения. Столь беспринципное поведение госдепартамента США было продиктовано стремлением во что бы то ни стало не допустить нормализации и последующего развития японо-советских отношений, сохранить Японию в качестве «бастиона антикоммунизма на Дальнем Востоке».

Открытое вмешательство США в ход переговоров Японии с Советским Союзом, попытки угроз и шантажа японского правительства вызвали решительные протесты как оппозиционных сил страны, так и ведущих средств массовой информации. При этом критика звучала не только в адрес США, но и собственного политического руководства, которое безропотно следует указаниям Вашингтона. Однако зависимость, в первую очередь экономическая, от США была настолько велика, что японскому правительству было весьма трудно идти наперекор американцам. Тогда всю ответственность взял на себя премьер-министр Хатояма, который считал, что японо-советские отношения могут быть урегулированы на основе заключения мирного договора с последующим решением территориального вопроса. Несмотря на болезнь, он решил отправиться в Москву и подписать документ о нормализации японо-советских отношений. Для того чтобы успокоить своих политических оппонентов по правящей партии, Хатояма пообещал после выполнения своей миссии в СССР оставить пост премьер-министра. 11 сентября Хатояма направил на имя председателя Совета министров СССР письмо, в котором заявил о готовности продолжить переговоры о нормализации отношений с условием, что территориальный вопрос будет обсужден позднее. 2 октября 1956 г. кабинет министров санкционировал поездку в Москву японской правительственной делегации во главе с премьер-министром Хатояма. В делегацию были включены Коно и Мацумото.

И все же жесткое давление со стороны США и антисоветских кругов в Японии не позволили добиться поставленной цели — заключить полномасштабный советско-японский мирный договор. К удовлетворению госдепартамента США, правительство Японии ради прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений с СССР согласилось подписать не договор, а советско-японскую совместную декларацию. Это решение было для обеих сторон вынужденным, ибо японские политики, оглядываясь на США, до последнего настаивали на передаче Японии, кроме Хабомаи и Шикотана, еще и Кунашира и Итурупа, а советское правительство решительно отвергало эти притязания. Об этом свидетельствуют, в частности, интенсивные переговоры Хрущева с министром Коно, которые продолжались буквально до дня подписания декларации.

Как отмечалось, предложение о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан было сделано по личному указанию Хрущева, который, однако, считал это «большой уступкой» Японии со стороны СССР. В ходе состоявшихся 16, 17 и 18 октября 1956 года бесед Хрущева с прибывшим в составе японской делегации министром сельского и лесного хозяйства Коно выяснилось, что японская сторона желала получить острова Хабомаи и Шикотан «немедленно, не связывая это с другими вопросами» . То есть речь шла о том, чтобы СССР возвратил эти два острова безотносительно к вопросу о заключении мирного договора, а затем стороны обсуждали бы проблему принадлежности других Курильских островов. Хрущев же считал, что «передача Хабомаи и Шикотана представляет собой окончательное решение территориального вопроса» . При этом он решительно отверг попытки выторговать у СССР другие территории.

Хрущев заявил Коно 16 октября: «Японская сторона хочет получить Хабомаи и Шикотан без заключения мирного договора и решить впоследствии какие-то другие, не известные нам, территориальные вопросы, которых в действительности не существует. Советское Правительство хочет как можно скорее договориться с Японией, и оно не использует территориальный вопрос для торга. Но я должен еще раз совершенно определенно и категорически заявить, что никаких претензий Японии по территориальному вопросу, кроме Хабомаи и Шикотана, мы принимать не будем и отказываемся обсуждать какие бы то ни было предложения в этом отношении… Мы не можем и не пойдем ни на какие дальнейшие уступки. Хабомаи и Шикотан можно было бы передать Японии по мирному договору, но с передачей указанных островов территориальный вопрос целиком и полностью следует считать разрешенным».

Хрущев не скрывал своего намерения использовать нормализацию советско-японских отношений для внесения разногласий между Токио и Вашингтоном, в частности по территориальному вопросу, и по возможности — для ослабления американского влияния на политику Японии. С этой целью он настаивал на том, чтобы передача островов Хабомаи и Шикотана «последовала после заключения мирного договора и после того, как США передадут Японии Окинава и другие исконно японские территории, которые захвачены США» .

Советский лидер убеждал собеседника: «Г-н Коно должен понять, что наше предложение дает фактическое и юридическое право Японии вести борьбу за возвращение Окинава и других территорий. Я знаю, что в Японии есть проамериканская группа, которая недовольна нашими переговорами, но с этим можно и не считаться. Главное заключается в том, что в итоге решения вопроса по нашему варианту Япония получит возможность оказать сильное давление на США. Имейте в виду, что без борьбы вам не вернуть ваших территорий, находящихся в руках американцев».

Отвечая на вопрос Коно, «согласно ли Советское правительство вернуть нам Кунашир и Итуруп, если Соединенные Штаты уйдут с Окинавы», Хрущев заявил: «Кунашир и Итуруп здесь совершенно ни при чем, вопрос о них давно решен. Экономически эти территории не имеют никакого значения. Наоборот, они нам приносят сплошной убыток и ложатся тяжелым бременем на бюджет. Но тут играют решающую роль соображения престижа страны, а также стратегическая сторона дела».

Разгадав намерение Хрущева разыграть «американскую карту» и опасаясь бурной реакции США, Коно высказал настоятельную просьбу удалить из представленного советской стороной проекта соглашения упоминание о передаче Соединенными Штатами Японии островов Окинава. В конце концов Хрущев был вынужден с этим согласиться.

На беседе с Хрущевым 18 октября Коно предложил следующий вариант соглашения: «Япония и СССР согласились на продолжение после установления нормальных дипломатических отношений между Японией и СССР переговоров о заключении Мирного Договора, включающего территориальный вопрос. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Японией и СССР».

Хрущев заявил, что советская сторона, в общем, согласна с предложенным вариантом, но просит исключить выражение «включающего территориальный вопрос». Как бы в качестве компенсации он сообщил о согласии снять ту часть советского проекта, где говорилось о передаче Японии Окинавы и других территорий.

Просьбу снять упоминание «территориального вопроса» Хрущев объяснил следующим образом: «Если оставить указанное выражение, то можно подумать, что между Японией и Советским Союзом, кроме Хабомаи и Шикотана, есть еще какой-то территориальный вопрос. Это может привести к кривотолкам и неправильному пониманию документов, которые мы намерены подписать».

Хотя Хрущев называл свою просьбу «замечанием чисто редакционного характера» , в действительности речь шла о принципиальном вопросе, а именно — о фактическом согласии Японии с тем, что территориальная проблема будет ограничена вопросом о принадлежности только островов Хабомаи и Шикотана.

На следующий день 18 октября Коно сообщил Хрущеву: «После консультации с премьер-министром И. Хатояма мы решили принять предложение г-на Хрущева об исключении слов «включающего территориальный вопрос».

В результате переговоров 19 октября 1956 года была подписана Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии, в 9-м пункте которой СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией» .

Одновременно с Совместной декларацией был подписан протокол, в котором устанавливалось, что до заключения договоров или соглашений, предусмотренных статьей 7 декларации (отношения в области торговли, торгового мореплавания и другие коммерческие взаимоотношения), обе стороны приложат все возможные усилия с целью развития торговли между обоими государствами, для чего предоставят друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении всех видов таможенных пошлин, сборов, таможенных формальностей, а также в отношении судов каждой из договаривающихся сторон в портах. Тем самым закладывалась основа будущего торгового договора и значительного расширения торгово-экономического сотрудничества двух соседних народов. 27 ноября Совместная декларация единогласно была ратифицирована палатой представителей японского парламента, а 2 декабря — при 3-х «против» — палатой советников. 8 декабря ратификацию «Совместной декларации» и других документов утвердил император Японии. В тот же день она была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР. Затем 12 декабря 1956 г. в Токио состоялась церемония обмена грамотами, что означало вступление Совместной декларации и прилагаемого к ней протокола в силу.

После ратификации Совместной декларации из Москвы в Сахалинскую область были направлены разъяснения по поводу предстоящей, как тогда считалось, передачи островов Хабомаи и Шикотана под японскую юрисдикцию. Одновременно подтверждалась линия на хозяйственное развитие остальных островов Курильской гряды. Это свидетельствовало о готовности тогдашнего советского правительства выполнить достигнутые договоренности. Однако США в ультимативной форме потребовали от Японии отказаться от заключения советско-японского мирного договора на условиях Совместной декларации. После отставки кабинета Хатояма новый кабинет министров Японии возглавил Тандзан Исибаси, а спустя три месяца его сменил проамерикански настроенный Нобусукэ Киси (дед нынешнего премьер-министра Японии Синдзо Абэ). Хотя сначала Киси заявлял в парламенте о намерении все же заключить мирный договор с СССР, затем, уступая давлению США, стал уходить от переговоров по этому вопросу. Для «обоснования» такой позиции вновь были выдвинуты требования вернуть Японии четыре южнокурильских острова. Это был явный отход от положений Совместной декларации. Советское же правительство действовало в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями. СССР отказался от получения репараций с Японии, согласился досрочно освободить отбывавших наказание японских военных преступников, поддержал просьбу Японии о приеме в ООН.

В соответствии с условиями Совместной декларации 6 декабря 1957 г. был подписан советско-японский торговый договор и соглашения о товарообороте и платежах. Следует отметить, что это был первый за всю историю советско-японских отношений документ такого рода. Он представлял каждой из сторон режим наиболее благоприятствуемой нации. Срок договора был определен в пять лет. Результат не замедлил сказаться — в 1958 г. общая сумма товарооборота между двумя странами составила 40 млн долл.: вдвое больше, чем в 1957 году. В следующем 1959 г. товарооборот составил уже 63 млн долл., превысив показатели предыдущего года в полтора раза. Важное значение для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества имел визит летом 1961 г. в Японию первого заместителя председателя Совета министров СССР А. И. Микояна. Затем СССР посетила делегация представителей крупнейших японских компаний во главе с президентом машиностроительного концерна «Комацу сэйсакудзё» И. Каваи. Эти визиты во многом способствовали заключению впоследствии соглашения о товарообороте и платежах на 1963−1965 гг., предусматривавшего увеличение объема японо-советской торговли за три года до 700 млн рублей. Новой формой сотрудничества стала так называемая прибрежная торговля, открывшая прямой обмен товарами между портами советского Дальнего Востока и западного побережья Японии.

Результаты торгово-экономического и культурного сотрудничества двух соседних народов могли быть еще более впечатляющими, если бы не сознательное противодействие японских и заокеанских противников советско-японского добрососедства. Достаточно сказать об обструкции антисоветских сил заключению между двумя странами культурного соглашения, с предложением подписания которого выступило советское правительство в июне 1958 года. В этом вопросе также проявилось давление Вашингтона, не заинтересованного в знакомстве японцев с подлинным образом Советского Союза и его народа. Вскрывая подоплеку отказа своего правительства подписывать соглашение, японские газеты писали, что «аппарат министерства иностранных дел крайне пассивно относится к вопросу о заключении культурного соглашения, считая, что развитие связей с СССР в области культуры может принести социальный вред» , «если бы Япония пошла на заключение культурного соглашения с СССР, то она навлекла бы на себя недоверие со стороны стран свободного мира» (читай — США, — А. К.) » .

Весьма негативное воздействие на двусторонние политические отношения оказывал курс кабинета Киси, ориентированный на дальнейшее вовлечение Японии в военную стратегию США на Дальнем Востоке. Заключение в 1960 г. направленного против СССР и Китайской Народной Республики нового японо-американского Договора безопасности еще более осложнило разрешение вопроса о линии прохождения границы между Японией и СССР, ибо в сложившейся военно-политической обстановке холодной войны любые территориальные уступки Японии способствовали бы расширению территории, используемой иностранными войсками. К тому же укрепление военного сотрудничества Японии с США было весьма болезненно воспринято лично Хрущевым. Он был возмущен действиями Токио, расценил их как оскорбление, неуважение его усилий, направленных на нахождение компромисса по территориальному вопросу. Провалился и план Хрущева по «отрыву» Японии от США.

Реакция советского лидера на происходящие события была бурной. По его распоряжению МИД СССР 27 января 1960 г. направил правительству Японии памятную записку, в которой указал, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года» .

На это Токио ответил: «Правительство Японии не может одобрить позицию Советского Союза, выдвинувшего новые условия осуществления положений Совместной декларации по территориальному вопросу и пытающегося тем самым изменить содержание декларации. Наша страна будет неотступно добиваться возвращения нам не только островов Хабомаи и о-ва Шикотан, но также и других исконных японских территорий».

Отношение японской стороны к Совместной декларации 1956 года сводится к следующему: «В ходе переговоров о заключении мирного договора между Японией и Советским Союзом в октябре 1956 года высшие руководители обоих государств подписали Совместную декларацию Японии и СССР, по которой стороны договорились продолжить переговоры о мирном договоре и нормализовали межгосударственные отношения. Несмотря на то, что в результате этих переговоров Советский Союз согласился «передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан», на возвращение острова Кунашир и острова Итуруп согласия СССР получено не было.

Совместная декларация Японии и Советского Союза 1956 года представляет собой важный дипломатический документ, который был ратифицирован парламентами каждого из этих государств. Этот документ равен по своей юридической силе договору. Она не является документом, содержание которого можно было бы изменить только одним уведомлением. В Совместной декларации Японии и СССР было ясно записано, что Советский Союз «соглашается передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан», и эта передача не сопровождалась никакими условиями, которые бы представляли собой оговорку…»

Иван Шилов © ИА REGNUM

С подобной трактовкой смысла Совместной декларации можно было бы согласиться, если бы не одно важное «но». Японская сторона не желает признавать очевидное — указанные острова по соглашению могли стать объектом передачи только после заключения мирного договора… И это являлось главным и непременным условием передачи. В Японии же почему-то «посчитали», что вопрос о Хабомаи и Шикотане уже решен, а для подписания мирного договора якобы надо решить еще и вопрос о Кунашире и Итурупе, на передачу которых советское правительство никогда не соглашалось. Именно такая противоречащая содержанию Совместной декларации позиция и является новым дополнительным условием Токио, о недопустимости и незаконности выдвижения которого не раз заявляла советская сторона. Эта позиция была изобретена в 50−60 гг. теми силами, которые задались целью, выдвигая заведомо неприемлемые для Москвы условия, на долгие годы заблокировать процесс заключения японо-советского мирного договора.

Для оправдания своего нежелания окончательно урегулировать двусторонние отношения японское правительство поощряло нагнетание в стране антисоветских настроений, открыто обвиняло СССР в «захвате исконно японских земель» . Из средств государственного бюджета и «пожертвований» крупного бизнеса формировался фонд для финансирования шумной кампании «за возвращение северных территорий» , под которыми понимались находящиеся в составе Советского Союза южнокурильские острова — Кунашир, Итуруп, Шикотан и Малая Курильская гряда (Хабомаи). Началась «картографическая агрессия» — на всех географических картах Японии, включая школьные, эти острова, а нередко и все Курилы, стали закрашиваться в цвет японской территории. При этом Южный Сахалин оставлялся не закрашенным как якобы «спорная территория». О том, что претензии на южнокурильские острова — лишь первый шаг, свидетельствовало опубликованное в октябре 1961 г. так называемое «единое мнение» правящей Либерально-демократической партии. В этом документе утверждалось, что «острова Хабомаи и Шикотан являются частью Хоккайдо» , острова Кунашир и Итуруп принадлежат Японии, а «вопрос о южном Сахалине и северных Курильских островах должна решать международная конференция заинтересованных стран» .

Характеризуя избранную официальным Токио политику в отношении СССР, профессор Калифорнийского университета, этнический японец Цуёси Хасэгава отмечает: «Изменения, которые наступили в годы холодной войны, произошли не в советско-японских отношениях, они произошли в отношениях США и СССР, когда союзники в годы войны стали врагами, а США и Япония, которые были врагами во время войны, стали союзниками… Цель США состояла в том, чтобы вовлечь Японию в свою глобальную стратегию… США стремились избежать антиамериканизма и национализма… Проблема северных территорий позволила встроить Японию в глобальную стратегию США и, отводя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза… Фактически после восстановления дипломатических отношений с Москвой можно сказать, что у Токио не было внешней политики на советском направлении — только «политика северных территорий»… Проблема северных территорий выполняла роль клапана для стравливания пара в международных отношениях на Дальнем Востоке. С этой точки зрения было важно, чтобы территориальный спор оставался нерешенным. Отсюда жесткая позиция Японии с требованиями немедленного возвращения всех островов и отказ обсуждать предложения о передаче части территорий».

Курс на нагнетание недружественных настроений в отношении СССР путем эксплуатации искусственно созданной «проблемы северных территорий» во многом определил последующие политические отношения двух государств. Однако заблокировать контакты двух народов-соседей не удалось — расширение связей и объективной информации друг о друге способствовали ослаблению антисоветских предрассудков, росту взаимного интереса к достижениям в области науки, техники, культуры.

Не мешает отсутствие превратившегося в явный анахронизм мирного договора и всемерному развитию добрососедства и сотрудничества двух народов и в наши дни. Вполне очевидно, что заключение мирного договора является для японского правительства не целью, а средством заставить российское руководство пойти на ничем не оправданные территориальные уступки, означающие недопустимый и чреватый серьезными последствиями пересмотр итогов Второй мировой войны.

Что получает Япония?

Япония получает острова, которые именуются Хабомаи и Шикотан. Всего два острова? Совсем не два. Хабомаи – это целая гряда, состоящая из более чем 15 островов. Это раз. Есть и два – к упомянутым островам прилагается ещё и двухсотмильная экономическая зона вокруг островов. Со всеми биологическими ресурсами, ископаемыми на шельфе и т.д. Да, если вы не знаете, - одна миля равна 1609 привычных нам метров. Сами умножьте 200 на 1609. Вам цифра нравится? Порядка 200 000 квадратных километров. Для сведения: площадь Белгородской области – 27 100 квадратных километров.

И я вижу для японской стороны в такой сделке только один минус: получить половину – это хуже, чем получить всё.

А что получит Россия?

Предположим, что с нами заключат договор о мире. Мы как-то жили без такого договора более 70 лет, а теперь у нас такой договор будет. Ну, пусть будет.

Предполагается, что после заключения мирного договора в Россию хлынет золотой японский дождь инвестиций. Давайте предположим, что он действительно хлынет. Мы отдаём вполне реальную территорию, которую можно увидеть, потрогать руками и потоптать ногами. А взамен получаем? Обещание инвестировать! Сколько, когда, куда? Однако, в этом деле главное слово - инвестиции.

Японский инвестор вложит деньги в Россию с условием возврата этих денежных средств с соответствующей прибылью. Да, уважаемые господа, инвестиции – это денежки, которые нужно будет вернуть. Это не купля-продажа.

И кто это решил, что в интересах Японии усиление позиций России на Дальнем Востоке? Новые современные предприятия, развитие инфраструктуры и т.д. – это безусловно усиление страны. Им-то, японцам, это зачем нужно? И зачем это нужно США, которые сегодня реально рулят Японией? Ведь это сложившийся факт: Япония – страна условно суверенная. И я готов поспорить – отдаём острова и получаем, как минимум, ещё одну военную базу США у наших границ на бывших наших островах. Замечательно!

Существует ещё и такое предположение, что поскольку у России нет денег на развитие дальневосточных территорий, то лучше передать острова Японии. Там, на этих дальних островах, живут наши люди, которые сегодня сильно страдают от недофинансирования из Москвы. А вот если мы острова передадим, то хоть эти люди ощутят блага более развитой цивилизации - их-то уж точно денежный дождь не минует.

Увы, минует. Упомянутый выше Ёсихидэ Суга и по этому вопросу дал свои разъяснения – после передачи островов Японии, Москва должна будет сама решать вопрос с переселением жителей островов на свою территорию.

Так что же у нас остается в пассиве? Остаётся мирный договор. Будем добрыми соседями и снимем все претензии с японской стороны! Вы в это верите?

А я не буду с вами спорить. Есть у меня предложение совершить два-три исторических экскурса.

Год 1990. Президент Горбачев (при непосредственном участии господина Шеварнадзе) так разграничил линии морских пространств, что США получили 31,4 тысячи квадратных километров исключительной экономической зоны СССР и 46,3 тысячи квадратных километров континентального шельфа СССР. Со всеми рыбными запасами и огромными залежами нефти. Разграничивали исключительно для добрососедских отношений. Какие отношения получились, я вам рассказывать не буду. А территорию прокакали.

Год 2010. Президент Медведев подписывает документ (а народные избранники одобряют это действо) «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». В соответствии с этим действительно историческим актом Россия добровольно передаёт под юрисдикцию Норвегии «кусочек» шельфа в Баренцевом море размером около 300 000 квадратных километров. А вместе с этим кусочком районы, в которых добывалось до 60 % минтая, газовые и нефтяные месторождения.

Если бы России кто-то сделал такой подарок – все наши средства информации и весь депутатский корпус зашли бы в радостной истерике. У нас появился настоящий друг!!! И народ бы присоединился к этому властному ликованию. Чего бы и не порадоваться?

А как отблагодарила Россию Норвегия? Подарочек-то, напомню, сделали ради добрососедских отношений. Норвегия увеличила размер своих претензий на Арктику и пытается оспорить российскую заявку, в 2014 году присоединилась к санкциям США и Евросоюза против России. А министр обороны королевства Ине Эриксен Серей заявила, что нет обратной дороги к нормальности или частичного возвращения к нормальной работе.

Это про добрососедские отношения с Россией.

И пообещала расширить подготовку украинских военных, и выразила надежду, что всё больше стран НАТО включится в работу по поставкам украине вооружения, и по подготовке украинских военных.

А теперь давайте вернемся к добрососедским отношениям с Японией.

Год 1855. Россия и Япония заключают Симодский договор в соответствии с которым граница между империями пролегла между островами Уруп и Итуруп. Договор заключен для укрепления добрососедских отношений.

Год 1875. Россия и Япония заключают Санкт-Петербургский договор. Граница смещается далеко на север, практически до Сахалина и Камчатки. А ещё:

Японским судам и купцам, для судоходства и торговли в портах Охотского моря и Камчатки, а также для рыбной ловли в этих водах и вдоль берегов, те же права и преимущества, которыми пользуются в Российской империи суда и купцы наиболее благоприятствуемых наций.

Всё для укрепления добрососедских отношений с уже наглеющим соседом.

Годы 1904-1905. Япония нападает на Россию, захватывает все острова (мы говорим про Дальний Восток), включая и Сахалин, атакует Камчатку. И плюёт, по праву победителя, на все предыдущие договора. Заключается новый – Портсмутский. В соответствии с которым отъедает от России Южный Сахалин, все Курильские острова. Дипломаты Страны восходящего солнца хотели больше (весь Сахалин и Камчатку), но тут возмутились даже их союзники американцы. Да, в ту войну у Японии были хорошие союзники, которые накачали империю деньгами, переоснастили армию и указали направление – куда воевать. Англо-саксам совсем не нравилось усиление России на Дальнем Востоке (прямо как сегодня). По этому поводу миротворец Теодор Рузвельт (президент США в те печальные годы. Именно он придумал «политику большой дубинки» и «мирового полицейского». Он же первым из американских президентов получил и Нобелевскую премию мира) сказал:

В наших интересах, чтобы война между Японией и Россией шла до тех пор, пока обе страны добьются максимально возможного истощения друг друга, чтобы территории, где сталкиваются их интересы, продолжали и после заключения мира служить тем же целям и чтобы границы их сфер влияния скрещивались таким же образом, как и до войны.

Год 1945. Победа СССР в войне с Японией. И граница установилась там, где она проходит сейчас. Я не буду утомлять вас перечислением договоров и договоренностей, которые были заключены после той войны в части, вдруг оказавшимися спорными, территорий.

В 1945 году острова, вдруг, понадобились США. Вот, что на эту претензию президенту США Трумэну ответил товарищ Сталин:

Что касается Вашего требования иметь постоянную авиационную базу на одном из Курильских островов, которые, согласно Крымскому решению трех держав, должны перейти во владение Советского Союза, то я считаю своею обязанностью сказать по этому поводу следующее. Во-первых, должен напомнить, что такое мероприятие не было предусмотрено решением трех держав ни в Крыму, ни в Берлине и ни в какой мере не вытекает из принятых там решений. Во-вторых, требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории и выражает готовность ввиду этого предоставить своему союзнику соответствующую базу. Я не думаю, чтобы Советский Союз можно было причислить к разряду таких государств. В-третьих, так как в Вашем послании не излагается никаких мотивов требования о предоставлении постоянной базы, должен Вам сказать чистосердечно, что ни я, ни мои коллеги не понимаем, ввиду каких обстоятельств могло возникнуть подобное требование к Советскому Союзу.

А проблемку с островами организовал, по большому счету, другой товарищ – Хрущёв. Это у него вдруг засвербило заключить с Японией мирный договор и, для затравки, подарить будущим друзьям два острова. А потом рассмотреть возможность передачи ещё двух островов. Японцы от такого предложения просто обалдели и захотели все острова, и Сахалин. Если не весь, то половину острова. Аппетит приходит во время еды. Слава богу, что эти переговоры японцы (под чутким руководством США) провалили.

А теперь Японии совсем обидно. Советский Союз развалился и Россия начала щедро раздавать свои земли. И американцам дали, и китайцам, и норвежцам, и даже Азербайжан получил два села прямо с 600 жителями (гражданами России) в 2011 году. Почему Япония не может откусить немного? От России не убудет.

Можно вспомнить и симпатичных американских девчонок Мадлен Олбрайт и Кандолизу Райс, которые, каждая в своё время, сетовали на то обстоятельство, что Сибирь – это слишком большая территория, чтобы принадлежать только России.

А сколько ещё вокруг жадных ртов, которые с огромным удовольствием будут хапать и не подавятся. Может быть хватит? Хватит нам таких мирных договоров! О каком добрососедстве может идти речь? Самое время вспомнить фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься.

Я так думаю, что в Конституцию России пора вносить изменения в части территориальной целостности России – неделима. А нужно отделить – проводите всенародный референдум. Чтобы не было соблазна кулуарно и по-тихому «казенные земли» разбазаривать, и такие мирные договора заключать. Я никого не обвиняю (пока). Просто если такой карамболь случится, то эти земли снова придётся, для укрепления добрососедства, кровушкой наших солдат поливать. И что про нас потомки скажут? Мы и так на веки опозорились – с нашего молчаливого согласия от великой страны чуть больше половины осталось.

Портсмутский мир - это соглашение между Российской империей и Японией о прекращении военных действий. Именно этот договор положил конец бессмысленной и разрушительной русско-японской войне, длившейся с 1904 по 1905 год. Это знаменательное событие случилось 23 августа 1905 года в Портсмуте, американском городке, при посредничестве правительства США. Договор подписали обе стороны. Из-за него Россия лишилась права на аренду Ляодунского полуострова и расторгла союзный договор с Китаем, предусматривавший военный союз между этими государствами против Японии.

Причины начала российско-японской войны

Япония продолжительное время была закрытой страной, но во второй половине XIX века начала неожиданно раскрепощаться, открылась для иностранцев, а ее подданные стали активно посещать европейские государства. Прогресс был хорошо заметен. К началу ХХ века Япония создала мощный флот и армию - в этом помог зарубежный опыт, который японцы переняли в Европе.

Нуждалось в расширении территории, именно поэтому оно начало военную агрессию, направленную на близлежащие страны. Первой жертвой Японии стал Китай: агрессору удалось захватить несколько островов, но этого явно было мало. Государство положило глаз на земли Маньчжурии и Кореи. Конечно, Российская империя не могла стерпеть такого нахальства, потому как страна имела свои планы на эти территории, отстраивая в Корее железные дороги. В 1903 году Япония с Россией проводила неоднократные переговоры, надеясь разрешить конфликт мирным путем, но все напрасно. Так и не договорившись о разделе земли, японская сторона неожиданно развязала войну, напав на империю.

Роль Англии и США в войне

На самом деле Япония приняла решение напасть на Россию отнюдь не самостоятельно. К этому ее подтолкнули США и Англия, ведь именно они оказывали финансовую поддержку стране. Если бы не пособничество этих государств, то у Японии не получилось бы разбить ведь самостоятельной силы она в то время не представляла. Портсмутский мир, возможно, так и не был бы заключен, если бы не решение спонсоров завязать с военными действиями.

После Цусимы Англия поняла, что Япония усилилась даже слишком хорошо, поэтому в значительной степени сократила расходы на войну. США всячески поддерживали агрессора, и даже запретили Франции и Германии вставать на защиту Российской Империи, пригрозив расправой. У президента был свой коварный план - истощить длительными военными действиями обе стороны конфликта. Но вот неожиданное усиление Японии и поражение русских он не планировал. Заключение Портсмутского мира вряд ли состоялось бы без посредничества Америки. Рузвельт немало потрудился, чтобы примирить две воинствующие стороны.

Безуспешные попытки заключить мир

Лишившись финансовой поддержки США и Англии, Япония заметно ослабла в экономическом плане. Несмотря на значительные военные достижения в войне с Россией, страна под давлением бывших спонсоров начала склоняться к заключению мира. Япония предпринимала несколько попыток примириться с врагом. Впервые о примирении японцы заговорили в 1904 году, когда в Великобритании русским было предложено заключить договор. Переговоры не состоялись: Япония требовала, чтобы Российская Империя признала, что стала инициатором прекращения военных действий.

В 1905 году посредником между воюющими странами выступила Франция. Война затрагивала интересы многих европейских государств, поэтому они хотели скорейшего ее окончания. Франция в то время находилась не в самой лучшей ситуации, назревал кризис, поэтому она предложила свою помощь Японии и взяла на себя посредничество в заключении мира. На этот раз агрессор потребовал от Российской империи выплаты капитуляционной контрибуции, но русские дипломаты наотрез отказались от таких условий.

Посредничество США

После того как японцы потребовали от России откуп в размере 1200 миллионов иен и в придачу остров Сахалин, американское правительство неожиданно встало на сторону империи. Рузвельт пригрозил Японии лишением всяческой поддержки. Возможно, условия Портсмутского мира были бы другими, если бы не вмешательство США. с одной стороны, пытался повлиять на Российскую империю, ненавязчиво давая советы царю, а с другой - давил на японцев, заставляя задуматься над плачевным состоянием экономики страны.

Условия мира, выдвигаемые Японией

Агрессор хотел выжать из войны по максимуму. Именно поэтому Япония хотела сохранить свое влияние в Корее и Южной Манчжурии, забрать весь остров Сахалин и получить откуп в размере 1200 миллионов иен. Конечно же, для Российской империи такие условия были невыгодными, поэтому подписание Портсмутского мира отложилось на неопределенный срок. Витте, представитель России, наотрез отказался от выплаты контрибуции и уступки Сахалина.

Уступки Японии

Как позже признался в своих мемуарах Исии, их страна имела дело с Россией, которая никогда никому ничего не платила. Твердость русской дипломатии и лишение поддержки спонсоров поставили японцев в тупик. Портсмутский мир был на грани срыва, собралось на заседании, которое длилось целые сутки. Решали, стоит ли продолжать войну за Сахалин. 27 августа 1905 года было принято решение отказаться от острова и не требовать контрибуцию. Государство было настолько истощено, что продолжать военные действия не представлялось возможным.

Оплошность России

Тем временем президент США послал русскому царю телефонограмму, в которой советовал отдать остров Сахалин. Российская империя хотела мира, потому как правительству нужно было подавлять назревающую революцию. Тем не менее, царь согласился уступить только южную часть острова. Портсмутский мир мог быть подписан и на других условиях, ведь японцы уже приняли решение отказаться от посягательств на Сахалин. 27 августа, сразу после окончания заседания, стало известно о решении царя. Японское правительство, конечно же, не упустило шанс прибрать к рукам новую территорию. Правда, японцы рисковали, ведь если бы информация оказалась не верна, то мир опять не был бы заключен. Чиновнику, передавшему ее, в случае неудачи пришлось бы делать себе харакири.

В конце концов Портсмутский мир был подписан 1905 года. Посол России уступил требованиям Японии, как ему велел царь. В результате Токийское правительство обрело сферу влияния в Корее, получило арендные права на Южно-Манчжурскую железную дорогу, а также южную часть Сахалина. Правда, Япония не имела права заниматься укреплением на острове.

Что принес для обеих сторон конфликта Портсмутский мир?

Дата подписания мирного договора должна была стать последней точкой в конфликте и стартом для поднятия экономики из руин. К сожалению, от русско-японской войны не выиграла ни Россия, ни Япония. Все это было бессмысленной тратой времени и средств. Японцы восприняли подписание мирного договора как личное оскорбление, унижение, к тому же страна была фактически разорена. В Российской империи и так назревала революция, а проигрыш в войне стал последней каплей народного гнева. В начале ХХ века для обоих государств наступили не самые лучшие времена. В России началась революция...

«Такая простая мысль пришла мне в голову прямо сейчас», - заявил Путин на пленарном заседании ВЭФ. Он отметил, что Абэ ранее предложил подписать до конца года мирный договор без всяких предварительных условий, а затем на основе мирного договора «как друзья» продолжить решать все спорные вопросы.

Как сообщили в Кремле, Синдзо Абэ пока не ответил на предложение Владимира Путина.

Между тем, главный секретарь правительства Японии Ёсихидэ Суга на состоявшемся сегодня в Токио брифинге отказался комментировать предложение Путина. При этом он отметил, что Япония продолжает настаивать на том, что вопрос северных территорий должен быть решен до подписания какого-либо мирного договора.

Эксперты считают, что Япония вряд ли пойдет на заключение мирного договора при нерешенном вопросе с Курильскими островами. Они отмечают, что уже были попытки предложить Японии заключить некий рамочный договор, который бы замещал отсутствие мирного договора. Токио не соглашался на это раньше, не согласится и сейчас, полагают политологи.

Слова российского президента они называют попыткой создать видимость успеха в российско-японском диалоге при сохранении фактического статус-кво.

Напомним, что Япония считает четыре острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи своей территорией. При этом официальный Токио ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года, совершенно не считаясь с послевоенными решениями мировых держав-победительниц и ООН. Вопрос возвращения островов Япония называет главным условием заключения мирного договора с Россией.

Москва, в свою очередь, указывает на то, что российский суверенитет над Южными Курилами сомнению не подлежит. РФ напоминает: эти острова вошли в состав СССР, а позже и России по итогам Второй мировой войны, что было оформлено в строгом соответствии с международным правом.

Предпринимаемые не одно десятилетие попытки заключить мирный договор успехом пока не увенчались. Вместе с тем, страны пытаются реализовывать на спорных территориях совместные проекты. Начать консультации по совместной экономической деятельности на Курилах Москва и Токио договорились по итогам визита президента РФ Владимира Путина в Японию, который состоялся в конце 2016 года.

Минувшим летом парламент Японии внес изменения в закон, согласно которому японско-российская активность на Южных Курилах получила определение «специфической совместной хозяйственной деятельности». Для ее финансового обеспечения правительству и властям Хокайдо предлагается организовать структуру под названием Северный фонд. Его размер составит 10 млрд. иен ($88 млн.), и совместная экономическая активность будет развиваться за счет этих средств, предусмотрено в поправках. При этом предыдущий вариант закона содержал положения о принадлежности Курил Японии.

В МИД РФ раскритиковали решение японского парламента, заявив, что внесенные изменения идут вразрез с соглашениями на высшем уровне, которые касаются налаживания совместной хоздеятельности на Южных Курилах.

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Владимир Путин согласился изменить подход к переговорам по мирному договору с Японией и сделал встречное предложение премьеру Синдзо Абэ — подписать документ до конца года "без всяких предварительных условий". И только потом, "как друзья", решить вопрос о Курилах. Немного поразмыслив, японцы отказались от такого варианта.

Что нового предложил Путин

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, который провел накануне уже 22-ю встречу с Путиным, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ), вновь призывал "идти вперед" и заключить мирный договор, "если не сейчас, то когда же".

"Владимир, давайте еще раз здесь подтвердим наши намерения перед такой большой аудиторией в качестве свидетелей", — предложил со свойственной ему артистичностью Абэ. И напомнил об ответственности перед будущими поколениями: "Если этого не сделаем мы, то кто, кроме нас?"

"Мы с президентом Путиным договорились, что необходимо менять наши подходы (к этой проблеме. — Прим. ред.), — подчеркнул он и снова обратился к залу: — Дамы и господа! Пожалуйста, поддержите наши шаги в направлении заключения мирного договора. Я прошу у всех вас бурных аплодисментов".

Северные территории Японии или наш Дальний Восток

Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года, и называет их "Северные территории". Москва свой суверенитет над островами не ставит под сомнение.

Вся Курильская гряда, насчитывающая 56 островов, после Второй мировой войны вошла в состав Сахалинской области. К 1945 году на островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп проживало 17 тысяч японцев, а гарнизон насчитывал 80 тысяч военных. Всех японцев депортировали на Хоккайдо.

В российский период максимальная численность населения на Курилах достигала 30 тысяч жителей (в 1980-х годах). Потом острова пришли в упадок. Сейчас действует федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов", предусматривающая строительство более сотни тысяч метров жилья, а также детских садов, школ и заводов. Но перспектива обозначена далекая — 2025 год.

Почему до сих пор нет мирного договора

Он так и не был заключен между СССР и Японией после Второй мировой войны. Но в октябре 1956 года в Москве подписали советско-японскую декларацию: два государства условились восстановить дипломатические и консульские отношения, зафиксировали отказ от взаимных претензий, возникших в результате войны. После подписания мирного договора, что было отмечено в декларации, острова Шикотан и Хабомаи должны быть переданы Японии.

В годы холодной войны Никита Хрущев хотел, чтобы Япония приняла статус нейтрального государства, и готов был за это передать Токио эти два острова. Но японская сторона под давлением США отказалась от подписания мирного договора.

В 1960 году Япония разрешила американцам пользоваться военными базами на своей территории, размещать там сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы. Москва заявила, что это направлено против СССР и КНР, и в связи с этим советское правительство отказалось рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведет к расширению территории, используемой американскими войсками.

Значит, мы находимся в состоянии войны?

Несмотря на отсутствие мира, зафиксированного на бумаге, Москва и Токио не находятся в состоянии войны. "Все проблемы мирного урегулирования были решены более 60 лет назад подписанием совместной декларации, в которой первым пунктом указывалось, что состояние войны между двумя странами прекращается, — подчеркивает доктор исторических наук, профессор Восточного университета Анатолий Кошкин. — Поэтому те, кто заявляет, что между нашими странами якобы сохраняется формальное состояние войны, ошибаются".

Эксперт убежден, что Япония не согласится на предложение Путина без предварительных условий. Такие попытки были, и не один раз, еще в советские времена, напоминает Кошкин. В 1970-е годы даже опубликовали текст соглашения, отвергнутый японской стороной.

"Мы привыкли оценивать политику Японии по дружественным заявлениям Абэ. Но в японском политическом классе много убежденных противников России, — подчеркивает эксперт. — И Абэ никто не позволит подписывать договор без пункта о возвращении Курил. Он просто не может пойти на это, для него это был бы самоубийственный шаг".

При чем тут отец Абэ

На протяжении всей своей политической карьеры Синдзо Абэ стремился улучшить взаимоотношения с Россией. Его отец Синтаро был важным политическим деятелем и делал все возможное, чтобы заключить мирное соглашение с СССР, однако у Синтаро это не получилось. Синдзо решил завершить дело, начатое отцом.

Он попытался урегулировать самые острые внешнеполитические территориальные споры с Китаем, Южной Кореей и Россией, и именно выстраивание тесных отношений с Москвой стало едва ли не главным направлением. Абэ понимает, что нынешний премьерский срок может стать для него последним, — ни один из его предшественников за последние десять лет не проработал и полутора лет на своем посту, а Синздо возглавляет страну уже шесть лет.

Он постоянно говорит о том, что России и Японии необходимо доверие, только так можно разорвать цепочку взаимных претензий и обвинений.

Абэ часто приезжает в Россию, принимает участие в Петербургском и Восточном экономическом форумах. Он пригласил Путина в Японию. И не просто в столицу, а в свой родной город Нагато. "Хочу, чтобы вы насладились прекрасной природой, а также прекрасной японской кухней, и, может быть, вечером вы сможете наслаждаться горячим источником, вся усталость уйдет", — обращался он к Путину. И на следующий день повел российского гостя на соревнование по дзюдо в знаменитый центр восточных единоборств "Кодокан".

Какие "подарки" предлагают японцы?

Японский премьер старался сблизиться с Москвой не только на личном уровне, он придерживался весьма прагматичного подхода к проблеме. Во-первых, назначил в правительстве специального уполномоченного по развитию экономических связей с Россией, им стал министр экономики Хиросигэ Сэко. Во-вторых, в мае 2016-го предложил план экономического сотрудничества в восьми областях. Москва в ответ подготовила список из 49 проектов.

В Токио подчеркивают, что многие планы обретают конкретные очертания. Например, фармацевтическая компания "Такэда" планирует запустить на заводе в Ярославле производство лекарства от множественной миеломы Ninlaro. Реализуется пилотный проект эксплуатации Транссиба совместно с РЖД. На ВЭФ объявили, что в работе находятся 150 проектов. Абэ и Путин присутствовали на пуске заводов автомобильных двигателей во Владивостоке. Однако сотрудничество существенно тормозит российская бюрократия.

Возможно ли работать на Курилах вместе

Стороны начали обсуждать перспективы совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах еще несколько лет назад. С тех пор острова несколько раз посещали десятки представителей правительственных и бизнес-кругов Японии. Совместные проекты наметили в тепличном хозяйстве, туризме, ветроэнергетике и переработке мусора. Однако ничего существенного пока не удалось воплотить.

"Японское правительство не разрешает своим фирмам работать на Курильских островах по российскому законодательству. Японцы требуют экстерриториальности, что грубо противоречит и Конституции России, и всей российской законодательной базе. Они хотят работать на этих территориях, не признавая их российскими. А как выйти из этой коллизии — неясно", — говорит Анатолий Кошкин.

Признав экстерриториальность японцев, Россия подвергнет сомнению свой суверенитет над островами. И наоборот: признание наших законов японцами означает косвенное признание российского суверенитета. "Проблема, и я утверждаю это, не в экономике, — подчеркивает Кошкин. — Эти проекты, которые касаются Курильских островов, не бизнес, а в чистом виде политика. Это стремление Японии запустить на эти территории троянского коня, чтобы присутствие японцев улучшало жизнь местного населения и те однажды высказались за переход под суверенитет Токио".

Что ответили Путину

Бывший посол России в Японии Александр Панов также склонен считать, что Абэ не ответит на предложение Путина в ближайшее время. Двадцатого сентября в Японии пройдут парламентские выборы. Если какое-то решение о договоре и будет принято, то только после них. "Все зависит от того, как этот договор преподнесут населению японские власти. Конечно, есть риск, это может нанести удар по авторитету Абэ", — считает Панов.

"Этот новый подход, объявленный президентом России, не совсем новый. Двадцать лет назад мы уже предлагали японцам такую схему: заключить два мирных договора, — напоминает Панов. — Фактически первый мирный договор назывался бы "Договор о мире, добрососедстве и сотрудничестве", а второй — "Договор о мире и границах". То есть из-за того, что не получается сразу заключить договор о границах, предлагается разбить эту тему. Смысл фактически такой же, как в отношениях с китайцами: когда мы выводим отношения на новый уровень, общественность принимает компромиссную формулу как отвечающую интересам каждой из сторон, вот тогда можно и решать вопросы территориального размежевания. Пока этого нет, нужно заключить договор, который бы создавал базу для развития таких отношений".

По словам бывшего посла в Японии, у Москвы и Токио уже есть текст договора о мире, добрососедстве и сотрудничестве, но он пока даже не имеет конкретного названия. Этот документ согласован с японцами, за исключением статьи о территориях. И если Токио согласится, то договор можно подписывать хоть завтра.