Соль Земли — бразильский фотограф Себастьян Сальгадо. Себастьян Сальгадо: социальные проблемы в объективе камеры Известные фотографии природы сальгадо

Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) – это известный бразильский фотограф-документалист. Он прославился, прежде всего, благодаря своим великолепным портретным снимкам мигрантов и простых разнорабочих, а также живописным фотографиям девственных земель, незатронутых промышленным производством и современным укладом жизни. Себастио Сальгадо можно назвать одним из самых узнаваемых и знаменитых фотожурналистов современности, который был удостоен множества почетных наград, в том числе премии WorldPressPhoto в 1994 году и Художественной премии принца Астурийского в 1998 году.

Будущий мастер документальной фотографии родился в Бразилии в маленьком провинциальном городке в 1944 году. Здесь он провел свое детство и юношеские годы, а также получил высшее образование и степень доктора философии по экономике в университете Сан-Паоло. В Бразилии он встретился со своей будущей супругой – Лелией Делуиз Уаник, которой предстояло сыграть важную роль в его дальнейшей судьбе.

В начале 70-х годов Себастио Сальгадо вместе с семьей переезжает в Европу. Он устраивается на работу экономистом в крупную международную компанию, занимающуюся продажей кофе, и начинает ездить по командировкам. Жена тем временем остается в Париже и знакомится с местной архитектурой, регулярно прогуливаясь по красивым улочкам французской столицы. В один прекрасный день она решает приобрести фотоаппарат, чтобы запечатлеть на снимках различные архитектурные сооружения и красивые здания.

Удивительно, но эта покупка фотокамеры становится переломным моментом в жизни ее супруга. Интерес жены к фотографии быстро передается Себастио, который вспоминал впоследствии: «Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие».

Фотография полностью увлекла его, и вскоре он приобрел уже собственную «Лейку», которую начал брать с собой в заграничные поездки. В начале 70-х годов он много путешествовал по Африканскому континенту в рамках программы Международного Банка, не забывая делать яркие и интересные снимки. Это путешествие по Африке становится для Себастио Сальгадо последней деловой поездкой, совершенной им в должности экономиста. Он решает полностью перевернуть свою жизнь и стать профессиональным фотографом. «Уж слишком огромным было удовольствие» — словно в свое оправдание говорил впоследствии Себастио.

Надо сказать, что он довольно быстро достиг успеха на новом для себя поприще, став новостным фотографом. Начиная с 1973 года, Себастио освещает самые разные события, происходящие в мире – от войны в Анголе и Испанской (Западной) Сахаре до покушения на президента США Рональда Рейгана и легендарной операции Энтеббе по освобождению израильских заложников. Журнальные и газетные публикации с яркими и живыми снимками сделали его известным в фотографических кругах. Благодаря этому в 1979 году бразильского фотографа пригласили в фотоагентство «Magnum Photos» — самое знаменитое и уважаемое объединение фотографов-документалистов в мире.

Один из самых известных крупных фотографических проектов Себастио Сальгадо относится к периоду 1977 – 1984 годов. В течение практически семи лет он работал над темой, целиком посвященной Латинской Америке – ее культурной многоликости, современному укладу обычных жителей. Об этом проекте сам Сальгадо рассказывал следующее: «Я наблюдал как передо мной в медленном, крайне ленивом темпе – темпе, который символизирует скорость течения времени в этом регионе – протекает поток различных культур, столь схожих между собой своими верованиями, историей и страданиями».

Для бразильского мастера это было словно путешествие во времени на семь веков назад. Результатом грандиозной фотографической работы стало издание в 1986 году книги «Другие Америки» («Other Americas»), в которой он сумел собрать документальные свидетельства жизни коренных народов и крестьян Южной Америки. На фотографиях Себастио Сальгадо можно было увидеть, насколько бедственным и тяжелым является положение этих народов.

Следующий крупный проект был представлен бразильским фотографом в том же 1986 году. На этот раз в объектив его фотокамеры попали терпящие бедствие районы на севере Африки, которые пострадали от сильнейшей засухи. На страницах книги «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Manin Distress») Себастио Сальгадо предлагает фотографический рассказ о мужестве тех, кто пришел на помощь страдающим африканцам – о медсестрах и докторах из международной орагнизации «Врачи без границ», инженерах и рабочих. Но самое большое внимание было уделено, конечно, самим жертвам катастрофической засухи и голода. Эти два фотоальбома о Южной Америке и Африке принесли Себастио Сальгадо мировую славу и сразу сделали его одним из самых знаменитых фотожурналистов в мире.

Продемонстрировав невероятный талант фотохудожника, бразильский мастер документальной фотографии приступил к следующему крупному проекту, который он посвятил людям, занятым тяжелым физическим трудом. В уникальный фотографический альманах под названием «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: anarcheology of theindustrialera») вошло триста пятьдесят черно-белых снимков, повествующих о нелегкой судьбе рыбаков, строителей, шахтеров, сталеваров, ткачей и разнорабочих. Герои его ярких и пронзительных фотографий выполняют тяжелую физическую работу своими руками, несмотря на присутствие в современном мире машин, автоматизированных роботов и компьютеров.

Для того, чтобы создать этот проект, Себастио Сальгадо пришлось объехать множество стран. Он снимал строителей дамб в Индии, работников рудников в Индонезии, собирателей чая в Руанде, сборщиков кораблей в Китае. Сделанные им фотоснимки воздают должное людям труда, которые каждый день борются за средства к существованию, работая в невероятно сложных условиях.

С течением времени масштабность реализуемых Себастио Сальгадо фотографических проектов только возрастает. В 90-е годы он начинает работать над такой сложной и актуальной проблемой современной цивилизации как миграция людей. Для того, чтобы получить живые, запоминающиеся свидетельства массовой миграции, он посетил сорок семь стран мира. Взяться за эту сложную тему Себастио Сальгадо побудили собственные воспоминания и личные мотивы: «Я знаю о миграции не понаслышке. Я родился на бразильской ферме. В пять лет я стал жить в маленьком городе. В пятнадцать я покинул этот город и переехал в другой – среднего размера с населением 120 тысяч человек. Здесь я встретил свою будущую жену ЛелиюДелуизУаник. 33 года назад мы переехали жить в Сан-Паулу, затем по политическим причинам были вынуждены бежать во Францию. Даже сегодня я – иностранец, живущий в чужой стране».

В течение шести лет он фотографировал мигрантов в различных странах, а плоды его колоссальной работы были представлены в 2000 году в двух великолепных фотоальбомах «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («TheChildren: Refugeesand Migrants»).

В 1994 году бразильский фотограф выходит из состава знаменитого «Magnum Photos», чтобы создать свое собственное, небольшое фотоагентство «Amazonas Images». Помимо этого, вместе со своей женой Сальгадо начинает активно заниматься природоохранной деятельностью. Семейная пара выкупила часть земли в Бразилии, добилась придания им статуса заповедника и стала помогать в восстановлении лесов. Вместе со своей супругой Себастио Сальгадо даже основал в Бразилии «Институт Земли» («InstitutoTerra»), основной целью которого стала охрана лесов и осуществление просветительской деятельности в этом важном направлении. Только за десять лет на территории созданного ими заповедника было высажено более миллиона деревьев.

Последний грандиозный фонографический проект бразильского мастера связан как раз с природоохранной деятельностью. Проект под названием «Бытие» («Genesis), пожалуй, самый амбициозный и сложный в творчестве Себастио Сальгадо. В нем он решил показать и одновременно доказать людям, что на нашей планете еще остаются уголки практически незатронутые человеческой цивилизацией. Он фотографировал на Галапагосских островах среди гигантских черепах и морских игуан – в том месте, где в 30-е годы XIX столетия Чарльза Дарвина впервые посетили идеи об эволюции. Кроме того, Сальгадо снимал в Эфиопии, на Камчатке, Антарктиде, Руанде, Патагонии, родной Бразилии и многих других девственных уголках мира.

В России знаменитый фотограф-документалист совершил уникальное путешествие к ненцам, живущим на севере Сибири. Представителей этого народа осталось на сегодняшний день всего около сорока двух тысяч человек. Их жизнь в условиях тридцатиградусных сибирских морозов целиком связана с оленями, которые обеспечивают ненцев едой, транспортом и одеждой. Зимой ненцы живут в селениях недалеко от полуостровов Канин и Таймыр рядом с реками Обь и Енисей, а в летний период, когда жара становится слишком изнуряющей и жаркой для оленей, они уходят ближе к Арктическому кругу. Кажется, что жизнь этого народа – это сплошное выживание, однако удивительно яркие и колоритные фотографии Себастио Сальгадо показывают нам, что эти люди живут в полной гармонии с природой.

Как отмечает сам бразильский фотограф: «Главная проблема сейчас заключена в городах. Мы животные, рожденные землей вместе с другими видами. С тех пор как мы начали жить в городах, мы стали глупее, а вовсе не умнее. В течение сотен тысяч лет нам помогала выживать наша духовность, наша связь с землей. Сегодня мы оказались изолированными, и нам необходимо что-то сделать, чтобы это исправить». В своем проекте «Бытие» Сальгадо словно пытается вернуть человечество к началу жизни на планете и подталкивает зрителя переосмыслению местаи роли человека в окружающей среде.

Несмотря на то, что работы Себастио Сальгадо повествуют об ужасах и актуальных проблемах современного мира, они в то же время отличаются невероятной красотой и притягательной силой. Однако сам автор призывает смотреть на его фотоснимки исключительно как на документальные свидетельства и плод работы фотожурналиста: «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства». В своих проектах мастер документальной фотографии уделяет внимание судьбам людей, восхищается человеком и природой, заставляет задуматься о сохранении нашего общего дома и каждого отдельного уголка планеты.

Сегодня фотографии Себастио Сальгадо выставляются по всему миру в музеях и галереях, его фотоальбомы выпускаются многотысячными тиражами, яркие и запоминающиеся снимки занимают достойное место в книгах и на электронных носителях. В возрасте шестидесяти лет бразильский фотограф начал работать над своим эпическим проектом «Бытие» («Genesis), на реализацию которого он отвел себе восемь лет. Тогда он говорил, что этот проект станет для него последним в качестве фотографа. Однако сейчас он уже так не думает. Себастио признается, что сможет фотографировать до самого конца: «То удовольствие, которое я получал от своих первых фотографий, до сих пор никуда не ушло. Это огромное удовольствие». Может быть, мы увидим еще немало интересных фотографических проектов в его исполнении.

Включает 245 великолепных фотографий, отобранных из тысяч снимков, сделанных за восемь лет путешествий в 32 разных места. Выставка - это фотографическая экспедиция вокруг Земли, путешествие по тем местам на планете, где ее обитателям пока удалось избежать разрушительного воздействия современной цивилизации. Это свидетельство того, что на нашей планете до сих пор есть большие регионы, где правит величественная природа. «ГЕНЕЗИС» делится со зрителями этой красотой и обращает их внимание на то, что на планете еще сохранилось в неприкосновенности, что уже подвергается опасности исчезновения, и что еще можно спасти.

«ГЕНЕЗИС» был начат в 2004 году и завершен в 2011. За годы работы над проектом Сальгадо посетил пустыню Калахари, джунгли Индонезии, Галапагосские острова, Мадагаскар, Аляску, Антарктику и другие места, где красота нетронутой человеком, первозданной природы поражает эпическим великолепием и вдохновляет на то, чтобы ее сохранить для будущих поколений. Большая часть фотографий была сделана в России - на полуострове Камчатка и острове Врангеля.

В отличие от социально окрашенных фотопроектов, сделавших Сальгадо знаменитым («Другие Америки» 1986г., «Рабочие» 1993г., «Земля» 1997г., «Миграции и портреты» 2000г., «Африка» 2007г.), «ГЕНЕЗИС» эстетизирует величие планеты Земля, 46% территории которой до сих пор сохранили нетронутый вид.

Проект «ГЕНЕЗИС» уже увидели более 3 000 000 зрителей в 25 городах по всему миру, в том числе в таких институциях как:
Музей естественной истории // Лондон
Королевский музей Онтарио // Торонто
Музей Ара Пачис // Рим
Ботанический сад // Рио-де-Жанейро
Музей фотографии Fotografiska // Стокгольм
Европейский дом фотографии // Париж
Международный Центр Фотографии // Нью-Йорк
Национальный Музей Сингапура
Музей Естественной Истории // Шанхай

Себастио Сальгадо (р. 1944) - бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо со-основатель агентства Amazonas Images в Париже, член престижного агентства Magnum Photo с 1979 по 1994г. Сальгадо является обладателем многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного Центра Фотографии ICP (International Center of Photography, New York). С 2001 года носит титул посла доброй воли ЮНИСЕФ, почётного члена Американской академии искусств и наук, а также был награждён медалью столетия Королевского фотографического общества.

Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году знаменитым режиссером Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Картина была отмечена специальным призом на Кинофестивале в Каннах.

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии, один из 30 самых влиятельных фотографов десятилетия по версии журнала "PDN Magazine" . За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

Себастьян Сальгадо (Родился в 1944 году, Айморес, Бразилия)- известный фотограф-пейзажист, анималист . Главными темами его работ являются красивейшие виды природы, безумные ландшафты, жизнь диких животных в естественно среде обитания. В этом деле он добился потрясающих результатов.

Путешествуя по всему миру со своей камерой, он регулярно радует поклонников своего творчества всё новыми и новыми снимками живой природы. При этом бразильский фотограф Себастьян Сальгадо считается одним из самых лучших фотожурналистов мира.




Себастьян Сальгадо. (Sebastiao Salgado)

«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая - когда он младенцем появился на свет, и вторая - когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.

Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь - жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».

Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.

С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.

Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги - не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ - уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.

В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители - вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).

Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо - знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник, и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

«Refugees in the Korem camp Ethiopia»/Беженцы в лагере в Эфиопии - Себастьян Сальгадо

Этот снимок был сделан в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, все это создает ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа - создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.

Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.

В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института - охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.

В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.

Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.

Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас.

Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.

Sebastiao Salgado был членом известного агентства Магнум Фото, который был создан Анри Картье-Брессоном . Однако в 1994 году он покинул знаменитое агентство и создал своё, которое называется Amazonas Images и находится в Париже. За свою жизнь Себастьян Сальгадо побывал в более чем 100 странах мира. Выпустил 12 альбомов со своими фотографиями. Имеет большое количество наград и премий. В настоящее время проживает в Париже.

По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру.

Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером.

И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, «Магнум» . К слову, в 1994 году он создал собственное агентство Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам.

Он снимает голод и засуху в Африке, нищие кварталы в городах Латинской Америки. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» и сразу же вслед за ней вторая, «Сахель: человек в беде». Два этих фотоальбома принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. Кроме того, Себастьян с женой активно занимаются природоохранной деятельностью и даже основали в Бразилии общественную организацию «Институт Земли».

Но что бы ни делал Себастьян Сальгадо, он все равно остается прежде всего фотографом, одним из тех, кто при помощи фотоснимков показывает людям разных стран мир вокруг них.

Себастьян Сальгадо открыл для себя искусство фотографии почти случайно. Когда-то он работал экономистом. А теперь считается одним из самых успешных и знаменитых фотографов на планете Земля. Каким образом его судьба так сложилась? Как он шел к своему успеху? Обо всем этом вы сможете прочесть в статье.

Юность

Родился Себастьян Сальгадо 1944 года в маленьком городке Айморесе, где было всего шестнадцать тысяч жителей. В те годы около семидесяти процентов площади этого региона было занято лесом, который теперь считается «легкими планеты». Тогда территория бразильской сельвы была в два раза больше, скажем, Франции. Теперь же площадь этого леса составляет всего лишь семь процентов от первоначального размера. Когда Себастьян был молод, то его родной город мог предложить ему только начальную школу. Поэтому, чтобы учиться дальше, он вынужден был его покинуть и уехать в Виторию, столицу штата Эспирито Санто. Там он окончил среднюю школу в 1962 году и поступил в университет. Получив диплом в 1967 году, он женился на Лелии Делюйз Ваник.

Зрелость

Себастьян Сальгадо вскоре стал отцом двух мальчиков - Джулиано и Родриго. Однако его ждало большое испытание. У младшего сына оказалась страшная болезнь - синдром Дауна. Семья переехала в Сан-Паулу, где Себастьян получил еще степень мастера в области экономики, а его жена завершила музыкальное образование. Она окончила консерваторию как пианистка.

Затем, в 1969 году, они переехали в Европу, а именно в Париж. Там Себастьян работал над докторской диссертацией, а Лелия стала учиться на архитектора. В 1971 году семья вновь меняет место жительства. Себастьяна приглашают работать экономистом для Международной организации кофе. Он много путешествует, участвуя в различных миссиях, спонсируемых Всемирным банком. Особенно часто он бывал в Африке. Именно там он начал делать свои первые фотографии.

Новая карьера

Однажды, вернувшись в Лондон из очередного путешествия, Себастьян Сальгадо понял, что сделанные им снимки затягивают его все больше и больше. Он даже решил забросить экономику ради того, чтобы посвятить свою жизнь фотографии. Поэтому они с женой вновь вернулись в Париж, который сочли единственным городом, подходящим для этого занятия. Вначале он работал фрилансером, но с 1974 года Себастьян присоединяется к агентству «Сигма». Оно отправляло его в Португалию, Анголу и Мозамбик, где фотограф постепенно оттачивал свое искусство.

Затем он сменил работодателя. Новое агентство - «Гамма» - дало ему возможность путешествовать практически по всей Европе, Африке и Латинской Америке. В это время его жена закончила образование и обрела профессию планировщика-урбаниста. В 1977 году Себастьян начал работать над огромной серией снимков, посвященной жизни индейцев и крестьян в Латинской Америке.

Гуманитарные миссии

В 1979 году фотограф вновь сменил место работы. Его наняла корпорация «Магнум», которой он посвятил пятнадцать лет жизни. В это время он не только прославился своими репортажами из разных стран и снимками, опубликованными в самых престижных журналах мира, но и наконец завершил свою эпопею о жизни простых людей на юге американского континента. На ее основании в 1984 году он выпустил первую книгу. Она называлась «Другие Америки» и вышла одновременно в США, Франции и Испании.

Так Себастьян Сальгадо, фотографии которого сделали его мировой знаменитостью, обрел свой настоящий путь в жизни. Он попытался рассказать о ситуации бедных людей и помогал им, в том числе и тем, что два года сотрудничал с гуманитарной организацией «Врачи без границ», фиксируя по их поручению ужасные сцены Он опубликовал две книги под общим названием «Сахель» - «Человек в отчаянии» и «Конец дороги», а также организовал множество фотовыставок. Так он поддерживал работу «Врачей без границ».

«Рабочие» и «Миграции»

В 1986-1992 годах Себастьян Сальгадо посетил двадцать три страны, чтобы создать серию работ об изнурительном ручном труде. Они были опубликованы в 1993 году в книге «Рабочие». Этот труд разошелся по миру тиражом 100 тысяч экземпляров, а выставка фотографий прошла более чем в 60 музеях.

В качестве продолжения «Рабочих» мастер начинает следующую серию снимков под названием «Миграции». Этот проект привел его в 43 страны. Он проехал по всем континентам, чтобы показать судьбы людей, вынужденных покинуть сельскую местность, чтобы переселиться в города. Например, он снял девять мегаполисов, население которых за последние десятилетия резко выросло. Очень популярными были его снимки из серии «Портреты детей миграций». На основании этих фотографий делались плакаты, публиковались новые книги, создавались специальные учебные программы, а выставки увидели три миллиона человек.

Но Себастьян Сальгадо, биография которого стала темой нашего небольшого исследования, не справился бы со всем этим без помощи своей жены. Именно она была главным креативным элементом всей популяризации искусства мужа. Поэтому в 1994 году они решили создать собственное дело.

«Амазоназ Имеджес»

Наверное, это агентство можно назвать самым маленьким в мире. Но именно здесь Себастьян Сальгадо и его жена смогли в полную силу развернуть свою деятельность, посвященную раскрытию темных сторон современного общества, ужасов войны, страданий бедных и голодных людей, далеких от благополучной жизни богатых стран. Мастера вполне можно назвать автором социальной фотографии. В центре его искусства - лица благородные, хотя часто и искаженные страданием. Все его персонажи обладают глубоким внутренним миром, что только подчеркивает грамотная и умение играть со светом и тенью. Хотя некоторые публицисты обвиняли его в эстетизации боли, на самом деле Себастьян просто пытается привлечь внимание к проблемам, которых никто не хочет видеть, чтобы заставить решить вопросы той части человечества, на которую уже давно все махнули рукой.

«Бытие» и другие проекты

С 2004 по 2011 год фотограф работал над гигантской серией снимков под названием «Генезис». В русскоязычной среде проект часто именуют «Бытие». Наверное, это самая грандиозная работа, которую сделал Себастьян Сальгадо. Животные и люди, дикая природа и человеческие сообщества, вражда и гармония, рождение и смерть - все присутствует в этом удивительном фоторассказе о традиционных племенах и культурах, которые отказались следовать по пути современной цивилизации и технического прогресса.

А в 2007 году художник создал проект «Кофе», где продемонстрировал, какой ценой создается популярный напиток на плантациях Бразилии, Индии, Гватемалы и других стран. Вместе со своей женой Себастьяно пытается восстановить утраченный атлантический лес на своей родине. Он создал специальный «Институто Терра», с помощью которого ему удалось превратить эту часть Бразилии в заповедник. Фотограф получил множество премий мирового значения и сделался послом доброй воли в ЮНИСЕФ. Даже в кинематографии оставил след Себастьян Сальгадо. Фильм о нем «Соль земли» (2014), который был снят и сыном фотографа Жулиану Сальгадо, получил премию Каннского фестиваля.

14 августа 2015, 01:16

Когда начинаешь читать биографию Сальгадо, то постоянно встречаешься с эпитетами "живой классик фотографии", "знаменитый бразильский фотограф", "один из крупнейших фотожурналистов в мире" и т.д. и т.п. Но, по-моему, это штампы, которые, на самом деле, не способны и в сотой доли отразить масштаб личности этого человека, даже так - Человека, и то, что он на самом деле сделал для человечества.

После просмотра "Соли земли" я ночь не спала, так была потрясена фотографиями Сальгадо. Перед глазами стояли фоторепортажи о голоде в северной Африке 1983-1986 годов (Эфиопия и Судан), о тяжелом положении рабочих, работающих на очень опасных производствах и в горячих точках нашего мира, о геноциде в Руанде, об уничтожении тропических лесов в Бразилии. Благодаря своим репортажам он один из первых привлекал внимание общественности ко всем фотографируемым им событиям.

После фоторепортажей о голоде в Эфиопии и Судане, борющийся с избыточным весом золотой миллиард вдруг увидел какие ужасы могут происходить в 20 веке всего в нескольких тысячах километрах от благополучной Европы. Из-за многолетней засухи, гражданских войн и отсутствия нормально отлаженной поставки продовольствия люди в Африке умирали от голода тысячами. И все делали вид, что не замечают этого.

После просмотра таких фото уже нельзя было делать вид, что ты не замечаешь голода в Африке и не знаешь что там происходит... Западные державы зашевелились, стали налаживать поставки продовольствия и обеспечение пищей голодающего населения в Африке.

Еще один впечатляющий цикл фоторепортажей Сальгадо был о трудных профессиях. Потрясают фото пожарников, тушащих горящие нефтяные вышки во время первой Иракской войны в начале 90-х годов прошлого века. Война за нефть закончилась, но обозленные арабы подожгли нефтяные вышки и ушли.

Это была экологическая катастрофа для региона. Клубы черных облаков заволокли небо на многие километры. Исчезло солнце, пепел оседал на всю территорию. Гибло все живое вокруг. Кто-то же должен был тушить? Послали обычных пожарников... Сальгадо снял это так, что хочется закричать: да зачем нам нужна эта нефть и такие жертвы ради нее? Когда закончатся эти войны за нее? Стоит ли жизнь хоть одной птицы и тем более человека всего этого?! Когда мы наконец-то будем разрабатывать альтернативные источники энергии?!

Сальгадо по образованию экономист. Увлекся фотографией во время своих рабочих поездок в Африку в 70-х годах. На определенном этапе он понял, что фото привлекает его гораздо больше, чем деятельность экономиста. В итоге бросил благополучную, хорошо оплачиваемую профессию экономиста и стал профессиональным фотографом. Но, как он говорит, изначальная экономическая специализация очень помогает ему понять те процессы, которые происходят в мире. По своим взглядам он ближе к социалистам. Принимал участие в социалистических движениях во Франции в конце 60-х годов. И впоследствии очень много лет прожил с семьей во Франции. Одним из зол сегодняшнего мира он считает жажду наживы. Именно в ней он видит корень многих бедствий в мире. Жажде наживы посвящен еще один пробирающий до мозга костей цикл его фотографий, сделанных на золотых рудниках в Бразилии.

Огромное количество людей побросало работу в других местах ради того, чтобы на добыче золота быстро разбогатеть. И вот эта кишащая масса людей в котле золотого прииска вся перемешалась и ищет, ищет, ищет золото... Не факт, что они найдут его, тут уж кому повезет, но золотая лихорадка не отпускает. Ранее были фотографии про нефть - черное золото, а сейчас про то самое, блестящее, желтое золото. И ситуация тут, к сожалению, не лучше... Снимки тоже пробирают.

Люди поднимают мешки с золотой рудой, перемешанной с землей, по высоченным лестницам, никто не может остановиться, т.к. сзади тебя ждут десятки людей. Никто не задумывается, что лестница может рухнуть и люди погибнут. Все думают только о золоте, которое у них лежит в мешках. Сальгадо говорит, что сам по этой лестнице поднимался не раз. Это очень тяжело и опасно. И это даже не муравейник. Муравьи трудятся на благо себя и своих сородичей. А здесь: здоровые и крепкие мужики за кусок совершенно несъедобного золота готовы работать в нечеловеческих условиях, рискуя своими здоровьем и жизнью. И дело не только в бедности. Ведь если кто-то добывает золото в таких условиях, значит, другие покупают его за очень хорошие деньги. На фото отражена изнанка капитализма такой, какая она есть на самом деле.

Кто-то даже сравнивает эти фотографии с полотнами Питера Брейгеля старшего. Брейгель на своих полотнах тоже отражал все человеческие грехи. И, к сожалению, за 500 лет ничего не изменилось. Что сейчас, что тогда кто-то наживался за счет других, были и голод, и войны, и разруха. По-моему, Брейгель и Сальгадо в этом очень похожи.

Одним из последних репортажей Сальгадо был репортаж о геноциде в Руанде 1994 году. Он чудом остался жив после этой экспедиции. Для тех, кто не знает, в результате геноцида в Руанде народностей тутси и хуту число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек. В качестве оружия использовали мачете, топоры, дубины, палки, железные прутья. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Около 250 тысяч женщин было изнасиловано, в том числе и девочки. Еще 250 тысяч людей сбежали от геноцида в тропические леса Африки, и они пропали там, умерли с голода. Описывать все это страшно, а смотреть фотографии еще страшнее. Я не буду приводить здесь эти фотографии, т.к. это очень страшно, это - мясорубка. Считается, что такие ужасы возможны были только при фашизме. Но оказывается это есть в нашем мире и сейчас.

У Сальгадо была еще поездка в Югославию в 1993 году. Тогда там тоже была война. И это уже не Африка. Это Европа...

После этих последних двух экспедиций Сальгадо перестал на долгие годы заниматься профессиональной фотографией. В отчаянии он признал, что фотография не может изменить мир. Осознание собственной беспомощности, безграничности несчастий жертв и жестокости палачей завело его в профессиональный и экзистенциальный тупик.

Жена Сальгадо - Лелиа предложила ему вернуться из Франции в Бразилию на ферму его отца. Но там была одна большая проблема. Земли, на которых когда-то в пору его детства произрастал тропический лес, были высушенными и бесплодными из-за вырубки лесов и постоянной эксплуатации. И казалось, что их восстановить невозможно. Ферма огромная, 600 га.

Со своей женой они решили восстановить джунгли на этих землях. Закупили миллионы саженцев, вырастили их и засадили.

Затея увенчалась успехом. Ферму превратили в Институт Земли, заповедник, в котором за десять лет поднялся лес, в который вернулись дикие звери, даже ягуары появились. И это - фантастика. Все вдруг увидели, что усилиями небольшого количества людей можно восстановить жизнь, вырастить лес заново. Человек создан не только для того, чтобы уничтожать и вытягивать из Земли все соки. Он может и созидать. Не все, но что-то может. Лично для меня такой поступок - не меньший подвиг, чем поездки в гущу бойни в Руанде или в голодающую Африку. И это показатель, что никогда не стоит отчаиваться.

На фото: теплицы, в которых выращиваются саженцы, и жена Сальгадо Лелиа вместе режиссером фильма "Соль земли" Вим Вендерс.

Ниже - фото Сальгадо с женой. Надо отметить, что Сальгадо познакомился со своей женой еще в студенчестве и прожил с ней всю жизнь. У них двое детей. Младший ребенок болен болезнью Дауна. Им предлагали чуть ли не отдать его в социальные заведения для такого рода детей, но они отказались и, судя из фильма, не жалеют. Любят его так же, как и старшего, здорового сына.

Успех Института земли придал оптимизма Сальгадо. Он решил снова заняться профессиональной фотографией и создал новый цикл фото - "Бытие" (Genesis). Но уникальность Сальгадо такова, что он не может просто фотографировать красивых зверушек и цветочки. Даже в фотографии хвоста обычного кита у него чувствуется какая-то драматургия. Такое ощущение, что хвост кита машет нам как какая-то очень мощная сила, которую мы не можем поработить, только признать, что она есть и стараться жить с ней совместно.

Ландшафты тоже потрясают своим величием. Просматривая эти фото, понимаешь, что мы не то что не одни в этом мире, а мы одни из тех, кто существуют на этой планете. Поэтому, нечего нос задирать и думать, что нам подвластно все. Разрушать мы уже, к сожалению, научились. А вот создать нам такое не под силу.

И, как ни странно, в этом мире есть еще люди, которые живут в настоящей гармонии с природой. Сальгадо сделал интересные фото дикого племени в Бразилии, которое не контактировало с белыми людьми в течение столетий и умудрилось сохранить свою самобытность и уникальность. Женщины этого племени почти как Гогеновские прекрасные таитянки. Естественны и невинны в своей наготе. Надеюсь, модераторы фото не сотрут. Также, Сальгадо съездил к нам в Россию и сделал очень интересный фоторепортаж про ненцев. Сальгадо считает, что это по-настоящему счастливые люди. Кто его знает, если бы в свое время европейцы не поработили Африку, не выжали из нее все соки, может быть и не было такого ужасающего голода на этом континенте и не было бы таких жутких гражданских войн?